СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2023 Февраль Биология Вариант 1

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тип 1 № 14841 

На графике изображена электрокардиограмма пациента.

Какое свойство живых систем он иллюстрирует?

2. Тип 2 № 35147 

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  багульник болотный

Б)  тутовый шелкопряд

В)  опёнок северный

Г)  холерный вибрион

 

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Животные

2)  Растения

3)  Грибы

4)  Бактерии

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г

3. Тип 3 № 35159 

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  класс Земноводные

2)  тип Хордовые

3)  род Жабы

4)  царство Животные

5)  отряд Бесхвостые

4. Тип 4 № 14920 

Изучите график, отражающий зависимость роста длины крыльев у самок дрозофилы от температуры окружающей среды (по оси х  — отложена температура (в °С) окружающей среды во время развития, а по оси у  — длина крыльев (в мм)).

Какие два из приведённых ниже описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне температур?

 

1)  Крылья мух растут вместе с увеличением размеров тела при росте температуры.

2)  Длина крыльев линейно растёт с ростом температуры в диапазоне от 18 до 30 градусов.

3)  Максимальная длина крыльев  — 1,5 мм.

4)  При температуре ниже 18 градусов крылья у мух не изменяются.

5)  При температуре 30 градусов наблюдается резкий скачок роста длины крыльев.

5. Тип 5 № 1920 

Расположите пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы лука в правильном порядке, начиная с подготовки предметного стекла. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  Положите кусочек плёнки в каплю воды на предметном стекле.

2)  С мясистой чешуи оторвите иголкой кусочек поверхностной плёнки пинцетом.

3)  Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло.

4)  Накройте покровным стеклом.

5)  Очистите луковицу, разрежьте её вдоль.

6)  Осторожно расправьте кожицу препаровальной иглой.

6. Тип 6 № 909 

Что позволяет определить электрокардиограмма?

 

1)  активность различных участков миокарда

2)  кислородную ёмкость крови

3)  давление крови после нагрузки

4)  анатомические размеры сердца

7. Тип 7 № 2381 

Известно, что шиповник майский является листопадным кустарником, нетребовательным к почве. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Шиповник имеет несколько стволиков, отходящих от общего основания. Все они покрыты острыми шипами, которые защищают растение от поедания травоядными животными.

2)  Может произрастать на скалистых и глинистых обрывах.

3)  Дикорастущие шиповники морозоустойчивы и засухоустойчивы.

4)  Листья шиповника непарноперистые, с 5−7 листовыми пластинками, осенью желтеют и опадают.

5)  Корневая система проникает на глубину до 5 м.

6)  Шиповник является предком всех культурных сортов роз, его масло используется в медицине и парфюмерии, плоды шиповника являются источником витамина С.

8. Тип 8 № 471 

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:

 

 

Объект Процесс
тРНК Перенос аминокислот к месту сборки
иРНК ...

 

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  обеспечение клеток энергией

2)  образование рибосом в клетке

3)  перенос информации к рибосомам

4)  регуляция роста и деления клеток.

9. Тип 9 № 1113 

Как влияют симпатические нервы на деятельность органов человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  снижают интенсивность обмена веществ

2)  увеличивают содержание сахара в крови

3)  сужают сосуды кожи

4)  урежают дыхание

5)  учащают сердечные сокращения

6)  усиливают волнообразные движения кишечника

10. Тип 10 № 316 

Вставьте в текст «Испарение воды листом» пропущенные термины изпредложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ ЛИСТОМ

Поглощённый ___________ (А) почвенный раствор, состоящий из воды и минеральных веществ, по особым клеткам  — ___________ (Б)  — поступает в лист. Здесь часть воды используется в процессе фотосинтеза, а часть, перейдя в газообразное состояние, испаряется через ___________ (В). Этот процесс имеет название ___________ (Г). Минеральные соли остаются в листьях, накапливаются и вызывают ежегодное отмирание листьев  — листопад.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) корень 2) ситовидная трубка 3) сосуд 4) стебель
5) транспирация 6) устьица 7) фотосинтез 8) чечевичка

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г

11. Тип 11 № 474 

Установите соответствие между организмами и типом биотических отношений, который между ними существует. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

A)  жук-плавунец и малёк рыбы

Б)  щука и карась

В)  человек и чесоточный зудень

Г)  лисица и мышь

Д)  свинья и свиной цепень

Е)  бактерия и бактериофаг

 

 

 

ТИП ОТНОШЕНИЙ

 

1)  паразит — хозяин

2)  хищник — жертва

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д Е

12. Тип 12 № 2121 

Верны ли суждения о строении плоских и круглых червей?

 

А.  Под кожей и мышцами плоских и круглых червей находится полость тела.

Б.  Кишечник у плоских и круглых червей сквозной: на переднем конце имеется ротовое отверстие, на заднем конце  — анальное.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13. Тип 13 № 445 

Рассмотрите фотографию собаки породы немецкий пинчер. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д

14. Тип 14 № 35193 

Под каким номером изображён тонкая кишка человека?

15. Тип 15 № 1903 

Что из перечисленного регулируется щитовидной железой?

 

1)  менструальный цикл

2)  сердечная деятельность

3)  содержание сахара в крови

4)  водно-солевой обмен

16. Тип 16 № 35306 

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение дыхательной системы человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  гортань

2)  надгортанный хрящ

3)  носоглотка

4)  трахея

5)  бронх

6)  альвеолы

17. Тип 17 № 409 

Каковы признаки биосинтеза белка в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  Для протекания процесса используется энергия света.

2)  Процесс происходит при наличии ферментов.

3)  Центральная роль в процессе принадлежит молекулам РНК.

4)  Процесс сопровождается синтезом АТФ.

5)  Мономерами для образования молекул служат аминокислоты.

6)  Сборка молекул белков осуществляется в лизосомах.

18. Тип 18 № 1919 

Установите соответствие между перечисленными парами костей и типами сочленения костей. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ПАРЫ КОСТЕЙ

 

А)  плюсневая кость и 1-я фаланга пальца ноги

Б)  подвздошная и седалищная кости таза

В)  височная и нижнечелюстная кости

Г)  3-й и 4-й позвонки

Д)  ребро и позвонок

Е)  плечевая и лопаточная кости

 

 

 

ТИПЫ СОЧЛЕНЕНИЯ

 

1)  подвижное

2)  полуподвижное

3)  неподвижное

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д Е

19. Тип 19 № 35222 

Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания белоголового орлана.

Список характеристик:

 

1)  находится на вершине пищевой цепи

2)  доминирующий вид

3)  консумент третьего порядка

4)  фитопланктон

5)  плотоядное животное

6)  паразит

 

 

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.

 

20. Тип 20 № 35202 

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит лесная дикая кошка. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

21. Тип 21 № 35242 

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность лесных диких кошек и растительности, если в течение нескольких лет шло увеличение численности кроликов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность лесных диких кошек Численность растительности

 

22. Тип 22 № 14897 

Рассмотрите изображение, на котором приведена схема одного из классических экспериментов биологии. Какую гипотезу проверял исследователь? Что он доказал своим экспериментом?

23. Тип 23 № 20962 

Учёные изучали эффективность лёгочного дыхания лягушек и жаб. В ходе эксперимента было произведено измерение объёма лёгочной системы и выяснено, что у жаб она более развитая. У лягушек же, как выяснилось, компенсация недостатка поступления кислорода происходит путём газообмена через кожу, который практически не выражен у жаб.

Какой вывод о разнице мест обитания лягушек и жаб можно сделать по результатам этого эксперимента? В чём заключается отличие кожного покрова жаб от лягушек?

24. Тип 24 № 1955 

Используя содержание текста «Строение цветка» и знания курса, ответьте на следующие вопросы.

 

1)  Какая часть околоцветника привлекает насекомых-опылителей?

2)  Почему тычинки и пестики считаются главными частями цветка?

3)  Цветки вишни и цветки томата имеют по одному пестику. Однако в образующихся плодах вишни развивается по одному семени, а в плодах томата – по многу семян. С чем это связано?

 

 

СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА

 

Цветок представляет собой видоизменённый побег, приспособленный для полового размножения. Его функция – образование плодов и семян. Именно поэтому цветок иначе называют органом семенного размножения. Для того чтобы выполнить свою главную функцию, цветок имеет специфическое строение. Он состоит из цветоножки, цветоложа, цветолистиков (чашелистиков и лепестков), тычинок и пестиков. Цветоножка – это часть стебля, на которой расположены остальные части цветка. С помощью цветоножки цветок снабжается питательными веществами и растёт. Цветоложе расположено на верхней расширенной части

цветоножки. К нему прикрепляются цветолистики, которые располагаются кольцами (кругами). Первое кольцо образуют обычно зелёные чашелистики, которые у одних цветков свободные, а у других сросшиеся. Все вместе они образуют чашечку цветка. Она выполняет защитную функцию. Над чашечкой расположен венчик. Обычно он состоит из окрашенных лепестков, которые служат для защиты тычинок, пестиков и для привлечения животных – опылителей растений. Цвет лепестков зависит от хромопластов или от пигментов клеточного сока. Из чашечки и венчика образуется околоцветник.

Внутри околоцветника за лепестками расположены тычинки. Каждаятычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. Тычиночная нить удерживает пыльник, который состоит из пыльцевых мешочков, в которых развивается пыльца.

В самом центре цветка расположен пестик (пестики). Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца. В завязи находятся семязачатки, из которых после опыления и оплодотворения развивается семя. От завязи отходит столбик, на котором расположено рыльце. Рыльце – это верхняя часть пестика, куда попадает и откуда прорастает пыльцевое зерно. Рыльце выделяет клейкую жидкость для улавливания пыльцевых зёрен.

25. Тип 25 № 256 

Пользуясь таблицей «Расстояние, которое может пройти человек по пустыне» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Расстояние, которое может пройти человек по пустыне

 

 

Температура, °C Расстояние, км, при запасе воды
0 л 4 л 10 л
26 70 110 160
32 30 60 80
49 10 20 30

 

1)  Сколько километров может пройти человек по пустыне, если температура воздуха составляет 26 °C, а запас воды у путника  — 10 л?

2)  Часто в пустыне путники находят водоёмы с солёной водой. Почему потребление такой воды опасно для жизни человека?

26. Тип 26 № 14870 

Во вторник восьмиклассник Фёдор посетил школьную столовую, где ему предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем; мясная рубленая котлета с гарниром из отварных макарон, кисель и кусочек ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.

 

1)  Какова энергетическая ценность школьного обеда?

2)  Какое ещё количество жиров должно быть в пищевом рационе Фёдора в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 13 лет, а масса тела  — 57 кг?

3)  Каковы функции жиров в организме человека? Назовите одну из таких функций.

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

 

 

Возраст,

лет

Белки,

г/кг

Жиры,

г/кг

Углеводы, г Энергетическая

потребность, ккал

7–10 2,3 1,7 330 2550
11–15 2,0 1,7 375 2900
Старше 16 1,9 1,0 475 3100

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

 

 

Блюда Белки, г Жиры, г Углеводы, г Энергетическая

ценность, ккал

Борщ из свежей

капусты с картофелем

(1 порция)

1,8 4,0 11,6 92,3
Суп молочный

с макаронными

изделиями (1 порция)

8,3 11.3 25,8 233,8
Мясные биточки

(1 штука)

8,0 21,0 9,3 266,6
Котлета мясная

рубленная (1 штука)

9,2 9,9 6.5 155,6
Гарнир из отварного

риса (1 порция)

4,8 1,2 53,0 245,2
Гарнир из отварных

макарон (1 порция)

5,4 4,3 38,7 218,9
Кисель (1 стакан) 0 0 19,6 80
Чай с сахаром –

2 чайные ложки

(1 стакан)

0 0 14,0 68,0
Хлеб пшеничный

(1 кусок)

2,0 0,6 7,2 64,2
Хлеб ржаной

(1 кусок)

3,9 0,4 28,2 135,7

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2023 Февраль Биология Вариант 1»

 Тип 1 № 14841 

На графике изображена электрокардиограмма пациента.

Какое свойство живых систем он иллюстрирует?

2. Тип 2 № 35147 

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  багульник болотный

Б)  тутовый шелкопряд

В)  опёнок северный

Г)  холерный вибрион

ЦАРСТВА

1)  Животные

2)  Растения

3)  Грибы

4)  Бактерии

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3. Тип 3 № 35159 

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  класс Земноводные

2)  тип Хордовые

3)  род Жабы

4)  царство Животные

5)  отряд Бесхвостые

4. Тип 4 № 14920 

Изучите график, отражающий зависимость роста длины крыльев у самок дрозофилы от температуры окружающей среды (по оси х  — отложена температура (в °С) окружающей среды во время развития, а по оси у  — длина крыльев (в мм)).

Какие два из приведённых ниже описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне температур?

 

1)  Крылья мух растут вместе с увеличением размеров тела при росте температуры.

2)  Длина крыльев линейно растёт с ростом температуры в диапазоне от 18 до 30 градусов.

3)  Максимальная длина крыльев  — 1,5 мм.

4)  При температуре ниже 18 градусов крылья у мух не изменяются.

5)  При температуре 30 градусов наблюдается резкий скачок роста длины крыльев.

5. Тип 5 № 1920 

Расположите пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы лука в правильном порядке, начиная с подготовки предметного стекла. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  Положите кусочек плёнки в каплю воды на предметном стекле.

2)  С мясистой чешуи оторвите иголкой кусочек поверхностной плёнки пинцетом.

3)  Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло.

4)  Накройте покровным стеклом.

5)  Очистите луковицу, разрежьте её вдоль.

6)  Осторожно расправьте кожицу препаровальной иглой.

6. Тип 6 № 909 

Что позволяет определить электрокардиограмма?

 

1)  активность различных участков миокарда

2)  кислородную ёмкость крови

3)  давление крови после нагрузки

4)  анатомические размеры сердца

7. Тип 7 № 2381 

Известно, что шиповник майский является листопадным кустарником, нетребовательным к почве. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Шиповник имеет несколько стволиков, отходящих от общего основания. Все они покрыты острыми шипами, которые защищают растение от поедания травоядными животными.

2)  Может произрастать на скалистых и глинистых обрывах.

3)  Дикорастущие шиповники морозоустойчивы и засухоустойчивы.

4)  Листья шиповника непарноперистые, с 5−7 листовыми пластинками, осенью желтеют и опадают.

5)  Корневая система проникает на глубину до 5 м.

6)  Шиповник является предком всех культурных сортов роз, его масло используется в медицине и парфюмерии, плоды шиповника являются источником витамина С.

8. Тип 8 № 471 

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:

 

Объект

Процесс

тРНК

Перенос аминокислот к месту сборки

иРНК

...

 

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  обеспечение клеток энергией

2)  образование рибосом в клетке

3)  перенос информации к рибосомам

4)  регуляция роста и деления клеток.

9. Тип 9 № 1113 

Как влияют симпатические нервы на деятельность органов человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  снижают интенсивность обмена веществ

2)  увеличивают содержание сахара в крови

3)  сужают сосуды кожи

4)  урежают дыхание

5)  учащают сердечные сокращения

6)  усиливают волнообразные движения кишечника

10. Тип 10 № 316 

Вставьте в текст «Испарение воды листом» пропущенные термины изпредложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ ЛИСТОМ

Поглощённый ___________ (А) почвенный раствор, состоящий из воды и минеральных веществ, по особым клеткам  — ___________ (Б)  — поступает в лист. Здесь часть воды используется в процессе фотосинтеза, а часть, перейдя в газообразное состояние, испаряется через ___________ (В). Этот процесс имеет название ___________ (Г). Минеральные соли остаются в листьях, накапливаются и вызывают ежегодное отмирание листьев  — листопад.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) корень

2) ситовидная трубка

3) сосуд

4) стебель

5) транспирация

6) устьица

7) фотосинтез

8) чечевичка

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11. Тип 11 № 474 

Установите соответствие между организмами и типом биотических отношений, который между ними существует. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ОРГАНИЗМЫ

A)  жук-плавунец и малёк рыбы

Б)  щука и карась

В)  человек и чесоточный зудень

Г)  лисица и мышь

Д)  свинья и свиной цепень

Е)  бактерия и бактериофаг

ТИП ОТНОШЕНИЙ

1)  паразит — хозяин

2)  хищник — жертва

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

12. Тип 12 № 2121 

Верны ли суждения о строении плоских и круглых червей?

 

А.  Под кожей и мышцами плоских и круглых червей находится полость тела.

Б.  Кишечник у плоских и круглых червей сквозной: на переднем конце имеется ротовое отверстие, на заднем конце  — анальное.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13. Тип 13 № 445 

Рассмотрите фотографию собаки породы немецкий пинчер. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14. Тип 14 № 35193 

Под каким номером изображён тонкая кишка человека?

15. Тип 15 № 1903 

Что из перечисленного регулируется щитовидной железой?

 

1)  менструальный цикл

2)  сердечная деятельность

3)  содержание сахара в крови

4)  водно-солевой обмен

16. Тип 16 № 35306 

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение дыхательной системы человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  гортань

2)  надгортанный хрящ

3)  носоглотка

4)  трахея

5)  бронх

6)  альвеолы

17. Тип 17 № 409 

Каковы признаки биосинтеза белка в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  Для протекания процесса используется энергия света.

2)  Процесс происходит при наличии ферментов.

3)  Центральная роль в процессе принадлежит молекулам РНК.

4)  Процесс сопровождается синтезом АТФ.

5)  Мономерами для образования молекул служат аминокислоты.

6)  Сборка молекул белков осуществляется в лизосомах.

18. Тип 18 № 1919 

Установите соответствие между перечисленными парами костей и типами сочленения костей. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПАРЫ КОСТЕЙ

А)  плюсневая кость и 1-я фаланга пальца ноги

Б)  подвздошная и седалищная кости таза

В)  височная и нижнечелюстная кости

Г)  3-й и 4-й позвонки

Д)  ребро и позвонок

Е)  плечевая и лопаточная кости

ТИПЫ СОЧЛЕНЕНИЯ

1)  подвижное

2)  полуподвижное

3)  неподвижное

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

19. Тип 19 № 35222 

Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания белоголового орлана.

Список характеристик:

 

1)  находится на вершине пищевой цепи

2)  доминирующий вид

3)  консумент третьего порядка

4)  фитопланктон

5)  плотоядное животное

6)  паразит



Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.

20. Тип 20 № 35202 

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит лесная дикая кошка. В ответе запишите последовательность букв.

 



21. Тип 21 № 35242 

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность лесных диких кошек и растительности, если в течение нескольких лет шло увеличение численности кроликов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность лесных диких кошек

Численность растительности



22. Тип 22 № 14897 

Рассмотрите изображение, на котором приведена схема одного из классических экспериментов биологии. Какую гипотезу проверял исследователь? Что он доказал своим экспериментом?

23. Тип 23 № 20962 

Учёные изучали эффективность лёгочного дыхания лягушек и жаб. В ходе эксперимента было произведено измерение объёма лёгочной системы и выяснено, что у жаб она более развитая. У лягушек же, как выяснилось, компенсация недостатка поступления кислорода происходит путём газообмена через кожу, который практически не выражен у жаб.

Какой вывод о разнице мест обитания лягушек и жаб можно сделать по результатам этого эксперимента? В чём заключается отличие кожного покрова жаб от лягушек?

24. Тип 24 № 1955 

Используя содержание текста «Строение цветка» и знания курса, ответьте на следующие вопросы.

 

1)  Какая часть околоцветника привлекает насекомых-опылителей?

2)  Почему тычинки и пестики считаются главными частями цветка?

3)  Цветки вишни и цветки томата имеют по одному пестику. Однако в образующихся плодах вишни развивается по одному семени, а в плодах томата – по многу семян. С чем это связано?



СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА

 

Цветок представляет собой видоизменённый побег, приспособленный для полового размножения. Его функция – образование плодов и семян. Именно поэтому цветок иначе называют органом семенного размножения. Для того чтобы выполнить свою главную функцию, цветок имеет специфическое строение. Он состоит из цветоножки, цветоложа, цветолистиков (чашелистиков и лепестков), тычинок и пестиков. Цветоножка – это часть стебля, на которой расположены остальные части цветка. С помощью цветоножки цветок снабжается питательными веществами и растёт. Цветоложе расположено на верхней расширенной части

цветоножки. К нему прикрепляются цветолистики, которые располагаются кольцами (кругами). Первое кольцо образуют обычно зелёные чашелистики, которые у одних цветков свободные, а у других сросшиеся. Все вместе они образуют чашечку цветка. Она выполняет защитную функцию. Над чашечкой расположен венчик. Обычно он состоит из окрашенных лепестков, которые служат для защиты тычинок, пестиков и для привлечения животных – опылителей растений. Цвет лепестков зависит от хромопластов или от пигментов клеточного сока. Из чашечки и венчика образуется околоцветник.

Внутри околоцветника за лепестками расположены тычинки. Каждаятычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. Тычиночная нить удерживает пыльник, который состоит из пыльцевых мешочков, в которых развивается пыльца.

В самом центре цветка расположен пестик (пестики). Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца. В завязи находятся семязачатки, из которых после опыления и оплодотворения развивается семя. От завязи отходит столбик, на котором расположено рыльце. Рыльце – это верхняя часть пестика, куда попадает и откуда прорастает пыльцевое зерно. Рыльце выделяет клейкую жидкость для улавливания пыльцевых зёрен.

25. Тип 25 № 256 

Пользуясь таблицей «Расстояние, которое может пройти человек по пустыне» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

Расстояние, которое может пройти человек по пустыне

 

Температура, °C

Расстояние, км, при запасе воды

0 л

4 л

10 л


26

70

110

160


32

30

60

80


49

10

20

30


1)  Сколько километров может пройти человек по пустыне, если температура воздуха составляет 26 °C, а запас воды у путника  — 10 л?

2)  Часто в пустыне путники находят водоёмы с солёной водой. Почему потребление такой воды опасно для жизни человека?

26. Тип 26 № 14870 

Во вторник восьмиклассник Фёдор посетил школьную столовую, где ему предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем; мясная рубленая котлета с гарниром из отварных макарон, кисель и кусочек ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.

 

1)  Какова энергетическая ценность школьного обеда?

2)  Какое ещё количество жиров должно быть в пищевом рационе Фёдора в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 13 лет, а масса тела  — 57 кг?

3)  Каковы функции жиров в организме человека? Назовите одну из таких функций.

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

Возраст,

лет

Белки,

г/кг

Жиры,

г/кг

Углеводы, г

Энергетическая

потребность, ккал

7–10

2,3

1,7

330

2550

11–15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

Блюда

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Энергетическая

ценность, ккал

Борщ из свежей

капусты с картофелем

(1 порция)

1,8

4,0

11,6

92,3

Суп молочный

с макаронными

изделиями (1 порция)

8,3

11.3

25,8

233,8

Мясные биточки

(1 штука)

8,0

21,0

9,3

266,6

Котлета мясная

рубленная (1 штука)

9,2

9,9

6.5

155,6

Гарнир из отварного

риса (1 порция)

4,8

1,2

53,0

245,2

Гарнир из отварных

макарон (1 порция)

5,4

4,3

38,7

218,9

Кисель (1 стакан)

0

0

19,6

80

Чай с сахаром –

2 чайные ложки

(1 стакан)

0

0

14,0

68,0

Хлеб пшеничный

(1 кусок)

2,0

0,6

7,2

64,2

Хлеб ржаной

(1 кусок)

3,9

0,4

28,2

135,7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!