Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) багульник болотный
Б) тутовый шелкопряд
В) опёнок северный
Г) холерный вибрион
ЦАРСТВА
1) Животные
2) Растения
3) Грибы
4) Бактерии
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Изучите график, отражающий зависимость роста длины крыльев у самок дрозофилы от температуры окружающей среды (по оси х — отложена температура (в °С) окружающей среды во время развития, а по оси у — длина крыльев (в мм)).
Какие два из приведённых ниже описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне температур?
1) Крылья мух растут вместе с увеличением размеров тела при росте температуры.
2) Длина крыльев линейно растёт с ростом температуры в диапазоне от 18 до 30 градусов.
3) Максимальная длина крыльев — 1,5 мм.
4) При температуре ниже 18 градусов крылья у мух не изменяются.
5) При температуре 30 градусов наблюдается резкий скачок роста длины крыльев.
Расположите пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы лука в правильном порядке, начиная с подготовки предметного стекла. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Положите кусочек плёнки в каплю воды на предметном стекле.
2) С мясистой чешуи оторвите иголкой кусочек поверхностной плёнки пинцетом.
3) Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло.
Известно, что шиповник майский является листопадным кустарником, нетребовательным к почве. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Шиповник имеет несколько стволиков, отходящих от общего основания. Все они покрыты острыми шипами, которые защищают растение от поедания травоядными животными.
2) Может произрастать на скалистых и глинистых обрывах.
3) Дикорастущие шиповники морозоустойчивы и засухоустойчивы.
4) Листья шиповника непарноперистые, с 5−7 листовыми пластинками, осенью желтеют и опадают.
5) Корневая система проникает на глубину до 5 м.
6) Шиповник является предком всех культурных сортов роз, его масло используется в медицине и парфюмерии, плоды шиповника являются источником витамина С.
Вставьте в текст «Испарение воды листом» пропущенные термины изпредложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ ЛИСТОМ
Поглощённый ___________ (А) почвенный раствор, состоящий из воды и минеральных веществ, по особым клеткам — ___________ (Б) — поступает в лист. Здесь часть воды используется в процессе фотосинтеза, а часть, перейдя в газообразное состояние, испаряется через ___________ (В). Этот процесс имеет название ___________ (Г). Минеральные соли остаются в листьях, накапливаются и вызывают ежегодное отмирание листьев — листопад.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) корень
2) ситовидная трубка
3) сосуд
4) стебель
5) транспирация
6) устьица
7) фотосинтез
8) чечевичка
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите соответствие между организмами и типом биотических отношений, который между ними существует. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ОРГАНИЗМЫ
A) жук-плавунец и малёк рыбы
Б) щука и карась
В) человек и чесоточный зудень
Г) лисица и мышь
Д) свинья и свиной цепень
Е) бактерия и бактериофаг
ТИП ОТНОШЕНИЙ
1) паразит — хозяин
2) хищник — жертва
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Рассмотрите фотографию собаки породы немецкий пинчер. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
А. Окрас
Б. Форма головы
В. Форма ушей
Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)
Д. Форма хвоста
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение дыхательной системы человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Установите соответствие между перечисленными парами костей и типами сочленения костей. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПАРЫ КОСТЕЙ
А) плюсневая кость и 1-я фаланга пальца ноги
Б) подвздошная и седалищная кости таза
В) височная и нижнечелюстная кости
Г) 3-й и 4-й позвонки
Д) ребро и позвонок
Е) плечевая и лопаточная кости
ТИПЫ СОЧЛЕНЕНИЯ
1) подвижное
2) полуподвижное
3) неподвижное
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность лесных диких кошек и растительности, если в течение нескольких лет шло увеличение численности кроликов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Рассмотрите изображение, на котором приведена схема одного из классических экспериментов биологии. Какую гипотезу проверял исследователь? Что он доказал своим экспериментом?
Учёные изучали эффективность лёгочного дыхания лягушек и жаб. В ходе эксперимента было произведено измерение объёма лёгочной системы и выяснено, что у жаб она более развитая. У лягушек же, как выяснилось, компенсация недостатка поступления кислорода происходит путём газообмена через кожу, который практически не выражен у жаб.
Какой вывод о разнице мест обитания лягушек и жаб можно сделать по результатам этого эксперимента? В чём заключается отличие кожного покрова жаб от лягушек?
Используя содержание текста «Строение цветка» и знания курса, ответьте на следующие вопросы.
1) Какая часть околоцветника привлекает насекомых-опылителей?
2) Почему тычинки и пестики считаются главными частями цветка?
3) Цветки вишни и цветки томата имеют по одному пестику. Однако в образующихся плодах вишни развивается по одному семени, а в плодах томата – по многу семян. С чем это связано?
СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА
Цветок представляет собой видоизменённый побег, приспособленный для полового размножения. Его функция – образование плодов и семян. Именно поэтому цветок иначе называют органом семенного размножения. Для того чтобы выполнить свою главную функцию, цветок имеет специфическое строение. Он состоит из цветоножки, цветоложа, цветолистиков (чашелистиков и лепестков), тычинок и пестиков. Цветоножка – это часть стебля, на которой расположены остальные части цветка. С помощью цветоножки цветок снабжается питательными веществами и растёт. Цветоложе расположено на верхней расширенной части
цветоножки. К нему прикрепляются цветолистики, которые располагаются кольцами (кругами). Первое кольцо образуют обычно зелёные чашелистики, которые у одних цветков свободные, а у других сросшиеся. Все вместе они образуют чашечку цветка. Она выполняет защитную функцию. Над чашечкой расположен венчик. Обычно он состоит из окрашенных лепестков, которые служат для защиты тычинок, пестиков и для привлечения животных – опылителей растений. Цвет лепестков зависит от хромопластов или от пигментов клеточного сока. Из чашечки и венчика образуется околоцветник.
Внутри околоцветника за лепестками расположены тычинки. Каждаятычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. Тычиночная нить удерживает пыльник, который состоит из пыльцевых мешочков, в которых развивается пыльца.
В самом центре цветка расположен пестик (пестики). Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца. В завязи находятся семязачатки, из которых после опыления и оплодотворения развивается семя. От завязи отходит столбик, на котором расположено рыльце. Рыльце – это верхняя часть пестика, куда попадает и откуда прорастает пыльцевое зерно. Рыльце выделяет клейкую жидкость для улавливания пыльцевых зёрен.
Во вторник восьмиклассник Фёдор посетил школьную столовую, где ему предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем; мясная рубленая котлета с гарниром из отварных макарон, кисель и кусочек ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.
2) Какое ещё количество жиров должно быть в пищевом рационе Фёдора в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 13 лет, а масса тела — 57 кг?
3) Каковы функции жиров в организме человека? Назовите одну из таких функций.
Суточные нормы питания и энергетическая потребность
детей и подростков
Возраст,
лет
Белки,
г/кг
Жиры,
г/кг
Углеводы, г
Энергетическая
потребность, ккал
7–10
2,3
1,7
330
2550
11–15
2,0
1,7
375
2900
Старше 16
1,9
1,0
475
3100
Суточные нормы питания и энергетическая потребность
детей и подростков
Блюда
Белки, г
Жиры, г
Углеводы, г
Энергетическая
ценность, ккал
Борщ из свежей
капусты с картофелем
(1 порция)
1,8
4,0
11,6
92,3
Суп молочный
с макаронными
изделиями (1 порция)
8,3
11.3
25,8
233,8
Мясные биточки
(1 штука)
8,0
21,0
9,3
266,6
Котлета мясная
рубленная (1 штука)
9,2
9,9
6.5
155,6
Гарнир из отварного
риса (1 порция)
4,8
1,2
53,0
245,2
Гарнир из отварных
макарон (1 порция)
5,4
4,3
38,7
218,9
Кисель (1 стакан)
0
0
19,6
80
Чай с сахаром –
2 чайные ложки
(1 стакан)
0
0
14,0
68,0
Хлеб пшеничный
(1 кусок)
2,0
0,6
7,2
64,2
Хлеб ржаной
(1 кусок)
3,9
0,4
28,2
135,7
Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2023 Февраль Биология Вариант 1»
Тип 1 № 14841
На графике изображена электрокардиограмма пациента.
Какое свойство живых систем он иллюстрирует?
2. Тип 2 № 35147
Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) багульник болотный
Б) тутовый шелкопряд
В) опёнок северный
Г) холерный вибрион
ЦАРСТВА
1) Животные
2) Растения
3) Грибы
4) Бактерии
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
3. Тип 3 № 35159
Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) класс Земноводные
2) тип Хордовые
3) род Жабы
4) царство Животные
5) отряд Бесхвостые
4. Тип 4 № 14920
Изучите график, отражающий зависимость роста длины крыльев у самок дрозофилы от температуры окружающей среды (по оси х — отложена температура (в °С) окружающей среды во время развития, а по оси у — длина крыльев (в мм)).
Какие два из приведённых ниже описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне температур?
1) Крылья мух растут вместе с увеличением размеров тела при росте температуры.
2) Длина крыльев линейно растёт с ростом температуры в диапазоне от 18 до 30 градусов.
3) Максимальная длина крыльев — 1,5 мм.
4) При температуре ниже 18 градусов крылья у мух не изменяются.
5) При температуре 30 градусов наблюдается резкий скачок роста длины крыльев.
5. Тип 5 № 1920
Расположите пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы лука в правильном порядке, начиная с подготовки предметного стекла. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Положите кусочек плёнки в каплю воды на предметном стекле.
2) С мясистой чешуи оторвите иголкой кусочек поверхностной плёнки пинцетом.
3) Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло.
Известно, что шиповник майский является листопадным кустарником, нетребовательным к почве. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Шиповник имеет несколько стволиков, отходящих от общего основания. Все они покрыты острыми шипами, которые защищают растение от поедания травоядными животными.
2) Может произрастать на скалистых и глинистых обрывах.
3) Дикорастущие шиповники морозоустойчивы и засухоустойчивы.
4) Листья шиповника непарноперистые, с 5−7 листовыми пластинками, осенью желтеют и опадают.
5) Корневая система проникает на глубину до 5 м.
6) Шиповник является предком всех культурных сортов роз, его масло используется в медицине и парфюмерии, плоды шиповника являются источником витамина С.
8. Тип 8 № 471
Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:
Объект
Процесс
тРНК
Перенос аминокислот к месту сборки
иРНК
...
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) обеспечение клеток энергией
2) образование рибосом в клетке
3) перенос информации к рибосомам
4) регуляция роста и деления клеток.
9. Тип 9 № 1113
Как влияют симпатические нервы на деятельность органов человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) снижают интенсивность обмена веществ
2) увеличивают содержание сахара в крови
3) сужают сосуды кожи
4) урежают дыхание
5) учащают сердечные сокращения
6) усиливают волнообразные движения кишечника
10. Тип 10 № 316
Вставьте в текст «Испарение воды листом» пропущенные термины изпредложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ ЛИСТОМ
Поглощённый ___________ (А) почвенный раствор, состоящий из воды и минеральных веществ, по особым клеткам — ___________ (Б) — поступает в лист. Здесь часть воды используется в процессе фотосинтеза, а часть, перейдя в газообразное состояние, испаряется через ___________ (В). Этот процесс имеет название ___________ (Г). Минеральные соли остаются в листьях, накапливаются и вызывают ежегодное отмирание листьев — листопад.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) корень
2) ситовидная трубка
3) сосуд
4) стебель
5) транспирация
6) устьица
7) фотосинтез
8) чечевичка
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
11. Тип 11 № 474
Установите соответствие между организмами и типом биотических отношений, который между ними существует. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ОРГАНИЗМЫ
A) жук-плавунец и малёк рыбы
Б) щука и карась
В) человек и чесоточный зудень
Г) лисица и мышь
Д) свинья и свиной цепень
Е) бактерия и бактериофаг
ТИП ОТНОШЕНИЙ
1) паразит — хозяин
2) хищник — жертва
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
12. Тип 12 № 2121
Верны ли суждения о строении плоских и круглых червей?
А. Под кожей и мышцами плоских и круглых червей находится полость тела.
Б. Кишечник у плоских и круглых червей сквозной: на переднем конце имеется ротовое отверстие, на заднем конце — анальное.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
13. Тип 13 № 445
Рассмотрите фотографию собаки породы немецкий пинчер. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
А. Окрас
Б. Форма головы
В. Форма ушей
Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)
Д. Форма хвоста
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
14. Тип 14 № 35193
Под каким номером изображён тонкая кишка человека?
15. Тип 15 № 1903
Что из перечисленного регулируется щитовидной железой?
1) менструальный цикл
2) сердечная деятельность
3) содержание сахара в крови
4) водно-солевой обмен
16. Тип 16 № 35306
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение дыхательной системы человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) гортань
2) надгортанный хрящ
3) носоглотка
4) трахея
5) бронх
6) альвеолы
17. Тип 17 № 409
Каковы признаки биосинтеза белка в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Для протекания процесса используется энергия света.
2) Процесс происходит при наличии ферментов.
3) Центральная роль в процессе принадлежит молекулам РНК.
4) Процесс сопровождается синтезом АТФ.
5) Мономерами для образования молекул служат аминокислоты.
6) Сборка молекул белков осуществляется в лизосомах.
18. Тип 18 № 1919
Установите соответствие между перечисленными парами костей и типами сочленения костей. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПАРЫ КОСТЕЙ
А) плюсневая кость и 1-я фаланга пальца ноги
Б) подвздошная и седалищная кости таза
В) височная и нижнечелюстная кости
Г) 3-й и 4-й позвонки
Д) ребро и позвонок
Е) плечевая и лопаточная кости
ТИПЫ СОЧЛЕНЕНИЯ
1) подвижное
2) полуподвижное
3) неподвижное
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
19. Тип 19 № 35222
Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания белоголового орлана.
Список характеристик:
1) находится на вершине пищевой цепи
2) доминирующий вид
3) консумент третьего порядка
4) фитопланктон
5) плотоядное животное
6) паразит
Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.
20. Тип 20 № 35202
Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит лесная дикая кошка. В ответе запишите последовательность букв.
→
→
→
21. Тип 21 № 35242
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность лесных диких кошек и растительности, если в течение нескольких лет шло увеличение численности кроликов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Численность лесных диких кошек
Численность растительности
22. Тип 22 № 14897
Рассмотрите изображение, на котором приведена схема одного из классических экспериментов биологии. Какую гипотезу проверял исследователь? Что он доказал своим экспериментом?
23. Тип 23 № 20962
Учёные изучали эффективность лёгочного дыхания лягушек и жаб. В ходе эксперимента было произведено измерение объёма лёгочной системы и выяснено, что у жаб она более развитая. У лягушек же, как выяснилось, компенсация недостатка поступления кислорода происходит путём газообмена через кожу, который практически не выражен у жаб.
Какой вывод о разнице мест обитания лягушек и жаб можно сделать по результатам этого эксперимента? В чём заключается отличие кожного покрова жаб от лягушек?
24. Тип 24 № 1955
Используя содержание текста «Строение цветка» и знания курса, ответьте на следующие вопросы.
1) Какая часть околоцветника привлекает насекомых-опылителей?
2) Почему тычинки и пестики считаются главными частями цветка?
3) Цветки вишни и цветки томата имеют по одному пестику. Однако в образующихся плодах вишни развивается по одному семени, а в плодах томата – по многу семян. С чем это связано?
СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА
Цветок представляет собой видоизменённый побег, приспособленный для полового размножения. Его функция – образование плодов и семян. Именно поэтому цветок иначе называют органом семенного размножения. Для того чтобы выполнить свою главную функцию, цветок имеет специфическое строение. Он состоит из цветоножки, цветоложа, цветолистиков (чашелистиков и лепестков), тычинок и пестиков. Цветоножка – это часть стебля, на которой расположены остальные части цветка. С помощью цветоножки цветок снабжается питательными веществами и растёт. Цветоложе расположено на верхней расширенной части
цветоножки. К нему прикрепляются цветолистики, которые располагаются кольцами (кругами). Первое кольцо образуют обычно зелёные чашелистики, которые у одних цветков свободные, а у других сросшиеся. Все вместе они образуют чашечку цветка. Она выполняет защитную функцию. Над чашечкой расположен венчик. Обычно он состоит из окрашенных лепестков, которые служат для защиты тычинок, пестиков и для привлечения животных – опылителей растений. Цвет лепестков зависит от хромопластов или от пигментов клеточного сока. Из чашечки и венчика образуется околоцветник.
Внутри околоцветника за лепестками расположены тычинки. Каждаятычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. Тычиночная нить удерживает пыльник, который состоит из пыльцевых мешочков, в которых развивается пыльца.
В самом центре цветка расположен пестик (пестики). Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца. В завязи находятся семязачатки, из которых после опыления и оплодотворения развивается семя. От завязи отходит столбик, на котором расположено рыльце. Рыльце – это верхняя часть пестика, куда попадает и откуда прорастает пыльцевое зерно. Рыльце выделяет клейкую жидкость для улавливания пыльцевых зёрен.
25. Тип 25 № 256
Пользуясь таблицей «Расстояние, которое может пройти человек по пустыне» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.
Расстояние, которое может пройти человек по пустыне
Температура, °C
Расстояние, км, при запасе воды
0 л
4 л
10 л
26
70
110
160
32
30
60
80
49
10
20
30
1) Сколько километров может пройти человек по пустыне, если температура воздуха составляет 26 °C, а запас воды у путника — 10 л?
2) Часто в пустыне путники находят водоёмы с солёной водой. Почему потребление такой воды опасно для жизни человека?
26. Тип 26 № 14870
Во вторник восьмиклассник Фёдор посетил школьную столовую, где ему предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем; мясная рубленая котлета с гарниром из отварных макарон, кисель и кусочек ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.
2) Какое ещё количество жиров должно быть в пищевом рационе Фёдора в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 13 лет, а масса тела — 57 кг?
3) Каковы функции жиров в организме человека? Назовите одну из таких функций.
Суточные нормы питания и энергетическая потребность
детей и подростков
Возраст,
лет
Белки,
г/кг
Жиры,
г/кг
Углеводы, г
Энергетическая
потребность, ккал
7–10
2,3
1,7
330
2550
11–15
2,0
1,7
375
2900
Старше 16
1,9
1,0
475
3100
Суточные нормы питания и энергетическая потребность