РЕШУ ОГЭ — биология
Вариант № 3814533
1. Тип 1 № 12124
Студент наблюдал за поведением клеток в культуре и делал зарисовки. Какое явление изображено на рисунке?
2. Тип 2 № 35139
Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) спорынья обыкновенная
Б) сальмонелла энтерика
В) вьюрок канареечный
Г) хохлатка желтая
ЦАРСТВА
1) Растения
2) Животные
3) Бактерии
4) Грибы
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
3. Тип 3 № 35173
Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) порядок Лилиецветные
2) отдел Покрытосеменные
3) семейство Лилейные
4) класс Однодольные
5) род Тюльпан
4. Тип 4 № 12474
Изучите график зависимости интенсивности метаболизма (отложено по оси у в кал/к в ч) от скорости бега (отложено по оси х в км/ч).
Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?
1) При одинаковой скорости бега интенсивность метаболизма у собаки и суслика тоже одинаковая.
2) Интенсивность метаболизма суслика и собаки в состоянии покоя одинаковая.
3) Интенсивность метаболизма суслика пропорциональна скорости бега.
4) При скорости бега 10 км/ч интенсивность метаболизма у собаки равна 20 кал/г в ч.
5) После достижения скорости 8 км/ч метаболизм собаки не меняется.
5. Тип 5 № 347
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, доказывающего потребление кислорода семенами при дыхании. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Добавьте немного воды на дно банки.
2) Внесите зажженную свечу в банку.
3) Накройте банку пластмассовой крышкой.
4) Положите в стеклянную банку семена.
5) Оставьте банку в таком состоянии на 24 часа.
6. Тип 6 № 2068
Какой метод исследования применяет девушка, изображенная на картинке?
1) эксперимент
2) наблюдение
3) сравнение
4) анализ
7. Тип 7 № 2979
Какие из приведенных признаков характерны для большинства представителей класса Костные рыбы? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
| 1) | скелет хрящевой |
| 2) | плавательного пузыря нет |
| 3) | есть жаберные крышки |
| 4) | встречаются преимущественно в морях и океанах |
| 5) | хорда имеется только у зародышей |
| 6) | очень плодовиты, икра мелкая |
8. Тип 8 № 727
Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь:
Объект | Процесс |
Трахея | ... |
Чувствительный нейрон | Проведение нервного импульса в ЦНС |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) звукообразование
2) образование АТФ
3) проведение воздуха
4) газообмен
9. Тип 9 № 505
Какие из перечисленных организмов имеют лучевую симметрию тела? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) гидра
2) медуза
3) дождевой червь
4) майский жук
5) коралловый полип
6) гадюка
10. Тип 10 № 220
Вставьте в текст «Размножение пресноводной гидры» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
РАЗМНОЖЕНИЕ ПРЕСНОВОДНОЙ ГИДРЫ
Пресноводная гидра размножается половым способом и ___________ (А). В теплое время года на теле гидр образуются ___________ (Б). Эти выросты увеличиваются, на свободном конце их тела образуются щупальца и рот, затем подошва. Осенью при наступлении неблагоприятных условий на теле гидры появляются бугорки, в которых образуются ___________ (В). На теле гидры образуются как яйцеклетки, так и сперматозоиды, поэтому гидру относят к ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) гермафродит | 2) раздельнополый организм | 3) почка | 4) зигота |
5) бесполый | 6) спора | 7) стрекательная клетка | 8) половая клетка |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
11. Тип 11 № 1438
Установите соответствие между перечисленными характеристиками животных и животными, к которым они относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) сердце двухкамерное
Б) дыхание легочное
В) для размножения не требуется вода
Г) тело покрыто чешуей
Д) есть боковая линия
Е) два круга кровообращения
ЖИВОТНОЕ
1) окунь
2) крокодил
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
12. Тип 12 № 664
Верны ли следующие суждения о жизнедеятельности простейших?
А. В теле одноклеточных животных вокруг попавшего в клетку комочка пищи образуется сократительная вакуоль.
Б. При дыхании простейших органические вещества окисляются, и освобождается энергия, необходимая для жизни.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
13. Тип 13 № 1890
Классификация бактерий – очень сложная задача, поскольку существует очень мало морфологических признаков, по которым бактерии можно различать. Ниже приведены некоторые из них.
А. Форма клеток:
Б. Окраска по Граму:
1. грамположительные (краситель проникает в цитоплазму всех клеток)
2. грамотрицательные (краситель проникает в цитоплазму только мертвых клеток)
В. По связи клеток друг с другом:
1. одиночные
2. колониальные
Г. По наличию жгутиков:
1. без жгутиков
2. с одним жгутиком
3. с двумя и более жгутиками
Внимательно рассмотрите микрофотографию окрашенного по Граму препарата бактерий Enterococcus sp. и классифицируйте их по приведенным выше вариантам классификации. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
14. Тип 14 № 35191
Под каким номером изображено сердце человека?
15. Тип 15 № 1486
В каких процессах организма человека участвует тимус (вилочковая железа)?
1) регуляция водно-солевого обмена
2) регуляция менструального цикла
3) переваривание липидов
4) выработка лимфоцитов
16. Тип 16 № 35322
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «строение головного мозга». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Строение головного мозга
1. Лобная доля.
2. Мозжечок.
3. Спинной мозг.
4. Затылочная доля.
5. Теменная доля.
6. Височная доля.
17. Тип 17 № 2372
Какие превращения веществ могут происходить в организме человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) гликогена в глюкозу
2) жиров в белки
3) гормонов в ферменты
4) жиров в углеводы
5) гормонов в витамины
6) углеводов в жиры
18. Тип 18 № 3006
Установите соответствие между характеристикой нервной ткани и типом клеток, к которому ее относят: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА НЕРВНОЙ ТКАНИ
А) выполняет питательную функцию
Б) воспринимает раздражения
В) составляет основную массу нервной ткани
Г) состоит из тела и отростков
Д) превращает раздражения в нервные импульсы
Е) проводит электрическое возбуждение к телу клетки и к другим клеткам
ТИП КЛЕТКИ
1) нейрон
2) клетка − спутник
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
19. Тип 19 № 35219
Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задание.
Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания совы.
Список характеристик:
1) доминирующий вид
2) консумент второго порядка
3) фитопланктон
4) плотоядное животное
5) хищник
6) паразит
20. Тип 20 № 35199
Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит белоголовый орлан. В ответе запишите последовательность букв.
21. Тип 21 № 35239
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы леса. Как изменится численность мышей и коз, если в течение нескольких лет шло увеличение численности растительности? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Численность мышей | Численность коз |
| |
22. Тип 22 № 14927
Рассмотрите рисунок с изображением прибора, использованного в XVII веке. Прообразом какого современного прибора была приведенная на рисунке конструкция? Что было открыто Р. Гуком с помощью данного прибора?
23. Тип 23 № 20989
Ученый изучал процесс образования крахмала в листьях герани. Для этого он закрыл часть листа герани с двух сторон черным картоном. Растение оставил на свету. Через сутки ученый срезал частично закрытый картоном лист. Чтобы увидеть произошедшие изменения, он обесцветил лист, поместив его в кипящий этанол. Далее, для удаления этанола, промыл лист в горячей воде. На обесцвеченный лист ученый нанес слабый раствор йода. Часть листа, которая была закрыта картоном, практически не изменила цвет, а та, что не была закрыта, приобрела темно-синий цвет.
Почему часть листа, незакрытая картоном, окрасилась в темно-синий цвет при действии на лист раствором йода? В результате какого процесса в листьях образуется крахмал?
24. Тип 24 № 895
БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ
Под названием борьбы за существование Ч. Дарвин ввел в биологию сборное понятие, объединяющее различные формы взаимодействия организма со средой, которые ведут к естественному отбору организмов. Основная причина борьбы за существование – это недостаточная приспособленность отдельных особей к использованию ресурсов среды, например пищи, воды и света. Ученый выделял три формы борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую и борьбу с физическими условиями среды.
Внутривидовая борьба за существование – борьба между особями одного вида. Эта борьба наиболее ожесточенная и особенно упорная. Она сопровождается угнетением и вытеснением менее приспособленных особей данного вида. Например, так происходит конкуренция между соснами в сосновом лесу за свет или самцами в борьбе за самку. В процессе борьбы организмы одного вида постоянно конкурируют за жизненное пространство, пищу, убежища, место для размножения. Внутривидовая борьба за существование усиливается с увеличением численности популяции и усилением специализации вида.
Каждый вид растений, животных, грибов, бактерий в экосистеме вступает в определенные отношения с другими членами биоценоза. Межвидовая борьба за существование – борьба между особями различных видов. Ее можно наблюдать во взаимоотношениях между хищниками и их жертвами, паразитами и хозяевами. Особенно упорная борьба за существование существует между организмами, которые принадлежат к близким видам: серая крыса вытесняет черную, дрозд деряба вызывает уменьшение численности певчего дрозда, а таракан пруссак (рыжий таракан) – черного таракана.
Отношения между видами сложные, так как все виды в природных сообществах взаимосвязаны. Взаимосвязь может быть антагонистической и симбиотической. Так, растения не могут существовать без сожительства с некоторыми видами грибов, бактерий и животных.
Борьба с неблагоприятными условиями окружающей среды проявляется в различных отрицательных воздействиях неживой природы на организмы. Так, на произрастающие в пустынях растения влияет недостаток влаги, питательных веществ в почве и высокая температура воздуха.
Для эволюции значение различных форм борьбы за существование неравноценно. Межвидовая борьба за существование ведет к совершенствованию одних видов по сравнению с другими. В результате такой борьбы победившие виды сохраняются, а проигравшие вымирают. Внутривидовая борьба за существование вызывает увеличение разнообразия у особей внутривидовых признаков, снижает напряженность конкуренции за одинаковые ресурсы среды.
Используя содержание текста «Борьба за существование» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) В чем особенность внутривидовой борьбы за существование?
2) Что является результатом межвидовой борьбы за существование?
3) Каково эволюционное значение борьбы с неблагоприятными условиями окружающей среды?
25. Тип 25 № 1988
Пользуясь таблицей 1 «Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растении
Вид | Площадь поверхности листа, см2 | Число устьиц в 1 см2 |
верхняя сторона листа | нижняя сторона листа |
Капуста | — | 14 100 | 22 600 |
Кукуруза | 600–1350 | 5200 | 6800 |
Овес | 12–15 | 2500 | 2300 |
Картофель | — | 5100 | 16 100 |
Яблоня | 18 | — | 29 400 |
Фасоль | 49 | 4000 | 28 100 |
Пшеница | 13–15 | 3300 | 1400 |
Подсолнечник | 38 | 175 | 325 |
*Прочерк означает отсутствие данных.
1) Для какого растения из числа приведенных характерна наибольшая листовая пластинка?
2) Какие особенности расположения устьиц на листе характерны для однодольных растений, представленных в таблице?
3) Каково назначение устьиц в дыхании растений?
26. Тип 26 № 12959
На обеде в школьной столовой Василиса съела котлету мясную рубленную, гарнир из отварного риса, 2 куска пшеничного хлеба и выпила чай с сахаром.
1) Каково количество углеводов в школьном обеде Василисы?
2) Какое еще количество белков должно быть в пищевом рационе Василисы в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если ее возраст 12 лет, а вес 40 кг?
3) Как называется вещество желудка, участвующее в переваривании пищи?
Суточные нормы питания и энергетическая потребность
детей и подростков
Возраст, лет | Белки, г/кг | Жиры, г/кг | Углеводы, г | Энергетическая потребность, ккал |
7–10 | 2,3 | 1,7 | 330 | 2550 |
11–15 | 2,0 | 1,7 | 375 | 2900 |
Старше 16 | 1,9 | 1,0 | 475 | 3100 |
Суточные нормы питания и энергетическая потребность
детей и подростков
Блюда | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | Энергетическая ценность, ккал |
Борщ из свежей капусты с картофелем (1 порция) | 1,8 | 4,0 | 11,6 | 92,3 |
Суп молочный с макаронными изделиями (1 порция) | 8,3 | 11.3 | 25,8 | 233,8 |
Мясные биточки (1 штука) | 8,0 | 21,0 | 9,3 | 266,6 |
Котлета мясная рубленная (1 штука) | 9,2 | 9,9 | 6.5 | 155,6 |
Гарнир из отварного риса (1 порция) | 4,8 | 1,2 | 53,0 | 245,2 |
Гарнир из отварных макарон (1 порция) | 5,4 | 4,3 | 38,7 | 218,9 |
Кисель (1 стакан) | 0 | 0 | 19,6 | 80 |
Чай с сахаром – 2 чайные ложки (1 стакан) | 0 | 0 | 14,0 | 68,0 |
Хлеб пшеничный (1 кусок) | 2,0 | 0,6 | 7,2 | 64,2 |
Хлеб ржаной (1 кусок) | 3,9 | 0,4 | 28,2 | 135,7 |