СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2024 Ноябрь Биология Вариант 6

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  РЕШУ ОГЭ — биология Вариант № 3672466   1.  Тип 1 № 12128

Какой уровень организации живого изображен на рисунке?

        2.  Тип 2 № 35140

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  ежовик желтый

Б)  плаун годичный

В)  португальский кораблик

Г)  хламидия пневмония

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Растения

2)  Животные

3)  Бактерии

4)  Грибы

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        3.  Тип 3 № 39064

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  вид Рябчик обыкновенный

2)  класс Птицы

3)  отряд Курообразные

4)  род Рябчик

5)  семейство Тетеревиные

        4.  Тип 4 № 39183

Изучите график зависимости забывания от времени (по оси х отложено время (ч), а по оси у  — доля сохранившейся в памяти информации (%)).

Какие два из приведенных описаний характеризуют данную зависимость?

Доля сохранившейся в памяти информации

 

1)  постоянна на всем протяжении измерений

2)  становится стабильна после 1 часа

3)  достигает минимума к 40-му часу наблюдений

4)  линейно снижается в первый час наблюдений

5)  с 20-го по 30-й час снижается

        5.  Тип 5 № 571

Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и развитию прыткой ящерицы, начиная с образования половых клеток. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  развитие зародышей внутри яиц

2)  выход молодых ящериц

3)  оплодотворение яиц в яйцеводах самок семенной жидкостью самцов

4)  продвижение яиц по яйцеводам самки и образование на них защитной волокнистой оболочки

5)  откладка самкой яиц

        6.  Тип 6 № 35088

Николаю необходимо изучить строение растительной клетки. Для успешного выполнения исследования ему необходим микроскоп с увеличением, равным ×200. У него есть объектив, дающий увеличение в 20 раз (×20). Какое увеличение окуляра ему необходимо?

 

1)  ×4000

2)  ×220

3)  ×180

4)  ×10

        7.  Тип 7 № 39071

Известно, что бурый медведь  — один из самых крупных всеядных млекопитающих. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Ареал обитания растягивается от Аляски до европейской части России, а его северная граница совпадает с южной границей тундры.

2)  Длина тела достигает 3 м, а масса около 750 кг.

3)  Иногда в поисках пищи совершает сезонные кочевки.

4)  На зиму впадает в спячку, которая может длиться от 4,5 до 6,5 месяцев.

5)  Питается растительной пищей, мелкими позвоночными, нападает на домашний скот, ест падаль.

6)  Медвежата рождаются беспомощными, молоком матери питаются до полугода.

        8.  Тип 8 № 1301

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь.

 

 

Объект Процесс
... Хранение продуктов жизнедеятельности растительной клетки
Лизосома Внутриклеточное пищеварение

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  ядро

2)  вакуоль

3)  рибосома

4)  митохондрия

        9.  Тип 9 № 921

Какие признаки характеризуют агроценоз? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  естественный круговорот веществ у данного сообщества нарушен

2)  высокая численность растений одного вида

3)  большое число видов растений и животных

4)  ведущий фактор, влияющий на сообщество,  — искусственный отбор

5)  замкнутый круговорот веществ

6)  виды имеют различные приспособления к совместному обитанию

        10.  Тип 10 № 476

Вставьте в текст «Отличие растительной клетки от животной» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

 

ОТЛИЧИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ ОТ ЖИВОТНОЙ

 

Растительная клетка, в отличие от животной, имеет ___________ (А), которые у старых клеток ___________(Б) и вытесняют ядро клетки из центра к ее оболочке. В клеточном соке могут находиться ___________ (В), которые придают ей синюю, фиолетовую, малиновую окраску и др. Оболочка растительной клетки преимущественно состоит из ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) хлоропласт 2) вакуоль 3) пигмент 4) митохондрия
5) сливаются 6) распадаются 7) целлюлоза 8) глюкоза

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        11.  Тип 11 № 1470

Установите соответствие между перечисленными характеристиками животных и животными, к которым они относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  десять ходильных ног

Б)  тело разделено на головогрудь и брюшко

В)  развитие с метаморфозом

Г)  дыхание жаберное

Д)  ротовой аппарат лижущего типа

Е)  питается фруктами

 

 

 

ЖИВОТНОЕ

 

1)  речной рак

2)  муха дрозофила

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д Е
        12.  Тип 12 № 888

Верны ли следующие суждения о сходстве птиц и пресмыкающихся?

 

А.  У птиц и пресмыкающихся имеется хорошо развитый киль.

Б.  У птиц, так же как и у пресмыкающихся, кишечник, мочеточники и органы размножения открываются в клоаку.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

        13.  Тип 13 № 2306

Рассмотрите изображение собаки породы ирландский сеттер. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        14.  Тип 14 № 35189

Под каким номером изображен желчный пузырь человека?

        15.  Тип 15 № 1134

Как называется секрет со следующими характеристиками: прозрачная жидкость со слабощелочной реакцией, содержащая ферменты, участвующие в расщеплении белков, жиров и углеводов?

 

1)  слюна

2)  желчь

3)  желудочный сок

4)  поджелудочный сок

        16.  Тип 16 № 35323

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение глаза человека». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)  склера

2)  сетчатка

3)  слепое пятно

4)  роговица

5)  хрусталик

6)  стекловидное тело

        17.  Тип 17 № 39192

Что происходит с воздухом в носовой полости человека? Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  окисляет органические вещества

2)  вступает в соединение с гемоглобином

3)  фильтруется

4)  согревается или охлаждается

5)  увлажняется

6)  проникает в капилляры слизистой оболочки

        18.  Тип 18 № 14893

Установите соответствие между действием гормона на организм человека и видом гормона: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ДЕЙСТВИЕ ГОРМОНА

 

А)  превращает избыток глюкозы в гликоген

Б)  усиливает и учащает сокращение сердца

В)  сужает кровеносные сосуды

Г)  повышает кровяное давление

Д)  превращает гликоген в глюкозу

 

 

 

ВИД ГОРМОНА

 

1)  адреналин

2)  инсулин

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        19.  Тип 19 № 35225

 

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания лисы.

 

1)  хищник

2)  редуцент

3)  консумент третьего порядка

4)  плотоядное животное

5)  детритофаг

6)  паразит

        20.  Тип 20 № 35205

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит филин. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
        21.  Тип 21 № 35245

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность ястребов и куниц, если в течение нескольких лет шло уменьшение землероек? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность ястребов Численность куниц
        22.  Тип 22 № 39103

Рассмотрите рисунки 1, 2 с изображением процессов жизнедеятельности растения. Как называют процесс, изображенный на рисунке под цифрой 2? Сформулируйте одно из правил по уходу за комнатными растениями с учетом знания этого процесса.

          23.  Тип 23 № 37109

Британские ученые совместно с исследователями из Сингапура провели исследование физиологических показателей у туристов, совершающих восхождение на Эверест. Тесты и анализы проводились три раза: перед началом экспедиции в Лондоне (уровень моря), в городке Намче (3500 м над уровнем моря) и в базовом лагере на высоте 5300 м. Выяснилось, что чем больше высота, тем ниже насыщение артериального гемоглобина кислородом, но тем выше содержание гемоглобина в крови. Как можно объяснить полученную закономерность? Объясните снижение насыщения гемоглобина кислородом с точки зрения физиологии.

          24.  Тип 24 № 255

 

КОНКУРЕНЦИЯ И ПАРАЗИТИЗМ

 

Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие взаимоотношения.

 

Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Ученые различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.

 

Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов  — рыжий и черный  — конкурируют друг с другом за место обитания  — жилище человека. Это ведет к постепенному вытеснению черного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.

 

Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведет к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, березы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.

 

Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами является паразитизм, когда один вид  — паразит  — использует другой  — хозяина  — в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред.

 

Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами прикрепления  — присосками, крючочками, шипиками  — и имеют высокую плодовитость. В процессе приспособления к паразитическому образу жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например, у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей- паразитов отсутствуют органы пищеварения.

 

Отношения между паразитом и хозяином подчинены определенным закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев, тем самым обеспечивая действие естественного отбора. Негативные отношения между паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти в нейтральные. В этом случае преимущество среди паразитов получают те виды, которые способны длительно использовать организм хозяина, не приводя его к гибели. В свою очередь, в процессе естественного отбора растет сопротивляемость организма хозяина паразитам, в результате чего приносимый ими вред становится менее ощутимым.

Используя содержание текста «Конкуренция и паразитизм» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1)  Почему отношения печеночного сосальщика и коровы нельзя назвать конкуренцией?

2)  Какой пример из текста иллюстрирует внутривидовую конкуренцию?

3)  Какие виды паразитов получают преимущество в процессе эволюции?

          25.  Тип 25 № 1626

Проанализируйте таблицу, в которой отражен экологический след (Количество гектаров Земли, необходимое для поддержание жизни одного человека. Эта величина включает территорию и акваторию , необходимую для производства продуктов питания, товаров, энергии). Изучите таблицу и ответьте на вопросы.

 

 

Страна Численность населения на 1997 г.

 

Экологи- ческий след (количество используемых гектаров на человека) Реальное наличие территории (гектары на человека) Различия между необходимой и имеющейся территорией (гектары на человека)

 

Австралия 18 550 000 9,0

 

14,0

 

5,0

 

Эфиопия

 

58 414 000

 

0,7

 

0,5

 

–0,3

 

Россия 146 381 000 6,0

 

3,7

 

 
Норвегия

 

4 375 000

 

6,2

 

6,3

 

0,1
Германия 81 845 000

 

5,3

 

1,9 –3,4

 

Индия

 

790 230 000 0,8 0,5 –0,3

 

Япония 125 672 000 4,3

 

0,9

 

–3,4

 

Индонезия 203 631 000

 

1,4 2,6

 

1,2

 

 

1)  Оцените дефицит земли в России.

2)  Чем объясняется дефицит земли в России?

3)  Чем объяснятся дефицит земли в Японии?

          26.  Тип 26 № 39033

Андрей и Петр поехали кататься на велосипеде за город. На обратном пути после 182-минутной прогулки (13 км/ч) они решили пообедать в одном из ресторанов быстрого питания.

Используя данные таблиц 1 и 2, выполните задания.

1)  Рассчитайте энергозатраты велосипедистов во время прогулки.

2)  Предложите ребятам обед с максимальным содержанием углеводов (первое, второе, салат и напиток) из предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты ребят во время прогулки. При выборе учтите, что они выберут плов с курицей на второе. Укажите рекомендуемые блюда, и общую калорийность обеда.

3)  Что такое пищевые волокна?

 

Таблица 1

 

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

 

 

Виды физической активности Энергетические затраты
Прогулка  — 5 км/ч; езда на велосипеде  — 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука; гребля народная 4,5 ккал/мин.
Прогулка  — 5,5 км/ч; езда на велосипеде  — 13 км/ч; настольный теннис; большой теннис (парный) 5,5 ккал/мин.
Ритмическая гимнастика; прогулка  — 6,5 км/ч; езда на велосипеде  — 16 км/ч; каноэ  — 6,5 км/ч; верховая езда  — быстрая рысь 6,5 ккал/мин.
Роликовые коньки  — 15 км/ч; прогулка  — 8 км/ч; езда на велосипеде  — 17,5 км/ч; бадминтон  — соревнования; большой теннис  — одиночный разряд; легкий спуск с горы на лыжах; водные лыжи 7,5 ккал/мин.
Бег трусцой; езда на велосипеде  — 19 км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в воде 9,5 ккал/мин.

 

Таблица 2

 

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания

 

 

 

Блюда Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г) Энергетическая ценность (ккал)
Борщ сибирский 4 17 7 200
Лапша куриная 12 4 20 165
Сосиски (2 шт.) с гречневой кашей 16 28 36 470
Плов с курицей 14 18 36 360
Омлет с ветчиной 21 14 35 350
Салат «Цезарь» 14 12 15 250
Салат овощной 3 0 10 60
Салат мясной 6 23 10 285
Морс клюквенный 0 0 24 100
Апельсиновый сок 2 0 35 225
Яблочный сок 0 0 19 84
Чай сладкий 0 0 14 68
Показать полностью


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс