СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2024 Ноябрь Биология Вариант 4

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  РЕШУ ОГЭ — биология Вариант № 3672464   1.  Тип 1 № 12141

В опыте экспериментатор изменял положение горшка с растением и наблюдал за изменением роста побега, который в любом случае принимал вертикальное положение.

Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?

        2.  Тип 2 № 39009

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  пихта белая

Б)  пчела медоносная

В)  мухомор пантерный

Г)  тифозная сальмонелла

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Бактерии

2)  Грибы

3)  Животные

4)  Растения

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        3.  Тип 3 № 39182

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с самого крупного таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  вид Щитовник игольчатый

2)  класс Папоротниковые

3)  отдел Папоротниковидные

4)  род Щитовник

5)  семейство Щитовниковые

        4.  Тип 4 № 39011

Изучите график

зависимости секреции желудочного сока от времени нахождения пищи в желудке (по оси х отложено время (ч), а по оси у  — интенсивность выработки желудочного сока (усл. ед.)). Какие два из приведенных описаний характеризуют данную зависимость?

Секреция желудочного сока:

1)  сначала возрастает, потом не изменяется в течение двух часов;

2)  не изменяется первые три часа;

3)  в гуморальной фазе максимальна через 1 час 40 минут;

4)  в нервной фазе минимальна через 0,5 часа;

5)  менее продолжительная в нервной фазе по сравнению с гуморальной.

        5.  Тип 5 № 219

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению прививкой, после отбора нужного подвоя. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  Возьмите привой  — однолетний побег с двумя-тремя почками или одну почку с частью древесины.

2)  Плотно обвяжите место прививки.

3)  Подберите подходящий подвой  — взрослое растение-сеянец.

4)  Прикрепите привой к подвою.

5)  Сделайте надрез на подвое до камбия.

        6.  Тип 6 № 35093

Микроскоп  — это прибор, с помощью которого нельзя…

 

1)  выявить геномные мутации

2)  изучить состав крови

3)  выявить генные мутации

4)  изучить строение мышечной ткани

        7.  Тип 7 № 39072

Известно, сирень обыкновенная  — листопадный кустарник, широко используемый в декоративном озеленении. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Сирень культивируется с середины ХVI века, имеет более 1600 сортов.

2)  Вестественных экосистемах сирень встречается на горных склонах и в долинах рек.

3)  Растения с округлой кроной, имеющей деревянистые стебли, которые начинают ветвиться около земли.

4)  Родина сирени обыкновенной  — Балканы, но распространена она по всей территории России.

5)  Листья опадают зелеными после сильных заморозков.

6)  Размножается сирень семенами и вегетативно.

        8.  Тип 8 № 2993

В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

 

 

Объект Функция
Рибосома Синтез белка
Клеточная мембрана

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1)  синтез жиров

2)  транспорт веществ

3)  синтез АТФ

4)  деление клетки

        9.  Тип 9 № 793

Какие науки изучают живые системы на организменном уровне? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  анатомия

2)  биоценология

3)  физиология

4)  молекулярная биология

5)  психология

6)  эволюционное учение

        10.  Тип 10 № 668

Вставьте в текст «Движение крови в организме человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

 

ДВИЖЕНИЕ КРОВИ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА

 

Сердце человека разделено сплошной перегородкой на левую и правую части. В левой части сердца содержится только ___________ (А). Сосуды, пронизывающее все наше тело, по строению неодинаковы. ___________ (Б)  — это сосуды, по которым кровь движется от сердца. У человека имеется два круга кровообращения. Камера сердца, от которой начинается большой круг кровообращения, называется ___________ (В), а заканчивается большой круг в ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) вена 2) артерия 3) капилляр 4) левый желудочек
5) правый желудочек 6) правое предсердие 7) артериальная кровь 8) венозная кровь

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        11.  Тип 11 № 1502

Установите соответствие между перечисленными характеристиками животных и животными, к которым они относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

A)  имеет один круг кровообращения

Б)  продукт выделения — мочевина

В)  дыхание кожно-легочное

Г)  имеет чешую

Д)  имеет четко выраженные пояса конечностей и свободные конечности

Е)  имеет боковую линию

 

 

 

ЖИВОТНОЕ

 

1)  пресноводный окунь

2)  зеленая лягушка

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д Е
        12.  Тип 12 № 568

Верны ли следующие суждения об отделах нервной системы?

 

А.  Часть нервной системы, регулирующую деятельность внутренних органов, называют соматической.

Б.  В соматической нервной системе различают два отдела: симпатический и парасимпатический.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

        13.  Тип 13 № 1682

У членистоногих существует несколько основных морфологических признаков, по которым их делят на крупные таксономические группы.

 

А. Расчлененность тела:

1.  тело состоит из большого числа одинаковых члеников,

2.  тело делится на несколько четко различимых отделов (тагм).

 

Б. Количество крупных отделов (тагм):

1.  тагм нет,

2.  две тагмы (головогрудь и брюшко),

3.  три тагмы (голова, грудь и брюшко).

 

В. Количество ходильных конечностей (конечностей на грудном сегменте), включая видоизмененные:

1.  три пары,

2.  четыре пары,

3.  пять пар,

4.  больше пяти пар.

 

Г. Устройство глаз:

1.  есть два сложных (фасеточных) глаза,

2.  есть несколько простых глаз.

 

Д. Наличие крыльев:

1.  крылья есть,

2.  крыльев нет.

 

Внимательно рассмотрите картинку и определите, какие признаки (по приведенной выше классификации) имеются у изображенного на рисунке животного.

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        14.  Тип 14 № 39191

Под каким номером изображена затылочная кость человека?

 

1)

2)

3)

4)

        15.  Тип 15 № 394

Проводниковая функция спинного мозга осуществляется

 

1)  системой защитных оболочек

2)  серым веществом

3)  спинномозговой жидкостью

4)  белым веществом

        16.  Тип 16 № 35309

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение почки человека». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  пирамидки мозгового вещества

2)  капсула нефрона

3)  мочеточник

4)  корковое вещество

5)  каналец нефрона

6)  почечная лоханка

        17.  Тип 17 № 39090

Что характерно для серого вещества спинного мозга? Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  состоит из тел нервных клеток

2)  образовано длинными отростками нервных клеток

3)  расположено вокруг спинномозгового канала

4)  имеет форму бабочки

5)  расположено на периферии спинного мозга

6)  образует проводящие пути спинного мозга

        18.  Тип 18 № 1887

Установите соответствие между перечисленными парами костей и типами сочленения этих костей. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ПАРЫ КОСТЕЙ

 

А)  тазовая и бедренная

Б)  ребро и грудина

В)  теменная и затылочная

Г)  плечевая и локтевая

Д)  1-я и 2-я фаланги указательного пальца руки

Е)  7-й и 8-й позвонки

 

 

 

ТИПЫ СОЧЛЕНЕНИЯ

 

1)  подвижное

2)  полуподвижное

3)  неподвижное

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д Е
        19.  Тип 19 № 39097

 

Изучите фрагмент экосистемы тундры, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания лемминга.

Список характеристик:

 

1)  продуцент

2)  редуцент

3)  консумент первого порядка

4)  консумент второго порядка

5)  растительноядное животное

6)  способствует распространению семян

 

Запишите в таблицу номера выбранных характеристик.

        20.  Тип 20 № 39098

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит северный олень. Цепь начните с продуцента. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
        21.  Тип 21 № 39099

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы тундры. Как изменится численность полярных сов и численность поморников, если в течение нескольких лет наблюдалось сокращение численности краснозобых казарок?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность полярных сов Численность поморников
        22.  Тип 22 № 37115

Рассмотрите рисунок с изображением моллюска. К какому классу относят этого моллюска? С какой целью моллюсков этого класса подселяют в аквариумы с рыбами и растениями?

          23.  Тип 23 № 37117

Ангелина изучала скорость фотосинтеза в зависимости от освещенности. Для этого она помещала растение элодею в стакан с водой на разном расстоянии от лампы. Ангелина считала количество пузырьков кислорода, образовавшихся на срезе стебля за 5 мин. наблюдений. Оказалось, что чем ближе лампа к стакану, тем больше пузырьков выделяется, однако, начиная с расстояния в 15 см, количество пузырьков оставалось примерно одинаковым, несмотря на дальнейшее приближение к источнику света.

Какая существует зависимость между скоростью фотосинтеза и освещенностью?

Как вы думаете, почему скорость фотосинтеза перестала увеличиваться с расстояния в 15 см?

          24.  Тип 24 № 383

 

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ СОКИ И ИХ ИЗУЧЕНИЕ

 

В стенках пищеварительного канала человека содержится огромное количество железистых клеток, вырабатывающих пищеварительные соки. Поступая в полость, они смешиваются с пережеванной пищей, вступая с ней в сложные химические взаимодействия. К типичным пищеварительным сокам относят слюну и желудочный сок.

 

Будучи прозрачной слабощелочной жидкостью, слюна содержит в своем составе минеральные соли, белки: амилазу, мальтазу, муцин, лизоцим. Первые два белка участвуют в расщеплении крахмала. Причем амилаза расщепляет крахмал до мальтозы (отдельные фрагменты), а потом мальтаза расщепляет ее до глюкозы. Муцин придает слюне вязкость, склеивая пищевой комок, а лизоцим обладает бактерицидным действием.

 

Слизистая оболочка желудка каждые сутки выделяет около 2,5 л желудочного сока, представляющего собой кислую, за счет соляной кислоты, бесцветную жидкость, содержащую фермент пепсин, отвечающий за расщепление белка до отдельных фрагментов и аминокислот. Выработка желудочного сока осуществляется с помощью нейрогуморальных механизмов.

 

Соляная кислота не только активизирует пепсин. Белки настолько сложны, что их переваривание является длительным процессом. Кислота разрушает водородные связи, которые удерживают вторичную структуру белка, а также прочные стенки клеток растений, не говоря уже о разрушении соединительной ткани в мясе; ее количество зависит от характера пищи. Соляная кислота убивает бактерии. Однако некоторые бактерии могут преодолевать защитную систему желудка, они могут стать причиной язвы.

 

У ученых интерес к функционированию пищеварительных желез возник в ХIX в. Так, в 1842 г. русский ученый В. А. Басов произвел следующую операцию на собаке: вскрыл брюшную полость, в стенке желудка сделал отверстие, в которое вставил металлическую трубку (фистулу) так, что один ее конец находился в полости желудка, а другой – снаружи, что позволяло экспериментаторам собирать желудочный сок. Рану вокруг трубки аккуратно зашили. Операцию животное перенесло легко, что позволило В. А. Басову провести серию экспериментов, в течение которых животное кормили разнообразной пищей.

Используя содержание текста «Пищеварительные соки и их изучение» и знания школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

1)  Какую роль играют ферменты слюны в пищеварении?

2)  Какая среда в желудке здорового человека?

3)  Что, по Вашему мнению, смог выяснить с помощью фистульной методики ученый В. А. Басов?

          25.  Тип 25 № 2251

Пользуясь таблицей «Примерный суточный водный обмен человека», ответьте на следующие вопросы.

 

Примерный суточный водный обмен человека (в л)

 

 

Поступление воды Количество воды (в л) Органы, участвующие в выделении воды Количество воды (в л)
Жидкость 1,2 Почки 1,4
Легкие 0,5
Плотная пища 1,0 Кожа 0,5
Прямая кишка 0,1
Итого 2,2   2,5

 

1)  Какое количество воды потребляет организм человека в течение суток?

2)  В составе каких веществ вода выделяется из организма?

3)  Почему количество поступившей воды несколько меньше, чем воды, выделившейся из организма?

          26.  Тип 26 № 20813

В среду девятиклассник Петр посетил школьную столовую, где ему предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем; мясной биточек с гарниром из отварного риса, чай с сахаром и кусочек пшеничного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.

1)  Какова энергетическая ценность школьного обеда?

2)  Какое еще количество углеводов должно быть в пищевом рационе Петра в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 15 лет?

3)  Каковы функции углеводов в организме человека? Назовите одну из таких функций.

 

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

 

 

 

Возраст,

лет

Белки,

г/кг

Жиры,

г/кг

Углеводы, г Энергетическая

потребность, ккал

7–10 2,3 1,7 330 2550
11–15 2,0 1,7 375 2900
Старше 16 1,9 1,0 475 3100

 

 

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции школьной столовой

 

 

Блюда Белки, г Жиры, г Углеводы, г Энергетическая

ценность, ккал

Борщ из свежей

капусты с картофелем

(1 порция)

1,8 4,0 11,6 92,3
Суп молочный

с макаронными

изделиями (1 порция)

8,3 11.3 25,8 233,8
Мясные биточки

(1 штука)

8,0 21,0 9,3 266,6
Котлета мясная

рубленная (1 штука)

9,2 9,9 6.5 155,6
Гарнир из отварного

риса (1 порция)

4,8 1,2 53,0 245,2
Гарнир из отварных

макарон (1 порция)

5,4 4,3 38,7 218,9
Кисель (1 стакан) 0 0 19,6 80
Чай с сахаром –

2 чайные ложки

(1 стакан)

0 0 14,0 68,0
Хлеб пшеничный

(1 кусок)

2,0 0,6 7,2 64,2
Хлеб ржаной

(1 кусок)

3,9 0,4 28,2 135,7

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2024 Ноябрь Биология Вариант 4»

РЕШУ ОГЭ — биология

Вариант № 3672464

1.  Тип 1 № 12141

В опыте экспериментатор изменял положение горшка с растением и наблюдал за изменением роста побега, который в любом случае принимал вертикальное положение.

Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?

2.  Тип 2 № 39009

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  пихта белая

Б)  пчела медоносная

В)  мухомор пантерный

Г)  тифозная сальмонелла

ЦАРСТВА

1)  Бактерии

2)  Грибы

3)  Животные

4)  Растения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 39182

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с самого крупного таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  вид Щитовник игольчатый

2)  класс Папоротниковые

3)  отдел Папоротниковидные

4)  род Щитовник

5)  семейство Щитовниковые

4.  Тип 4 № 39011

Изучите график

зависимости секреции желудочного сока от времени нахождения пищи в желудке (по оси х отложено время (ч), а по оси у  — интенсивность выработки желудочного сока (усл. ед.)). Какие два из приведенных описаний характеризуют данную зависимость?

Секреция желудочного сока:

1)  сначала возрастает, потом не изменяется в течение двух часов;

2)  не изменяется первые три часа;

3)  в гуморальной фазе максимальна через 1 час 40 минут;

4)  в нервной фазе минимальна через 0,5 часа;

5)  менее продолжительная в нервной фазе по сравнению с гуморальной.

5.  Тип 5 № 219

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению прививкой, после отбора нужного подвоя. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  Возьмите привой  — однолетний побег с двумя-тремя почками или одну почку с частью древесины.

2)  Плотно обвяжите место прививки.

3)  Подберите подходящий подвой  — взрослое растение-сеянец.

4)  Прикрепите привой к подвою.

5)  Сделайте надрез на подвое до камбия.

6.  Тип 6 № 35093

Микроскоп  — это прибор, с помощью которого нельзя…

 

1)  выявить геномные мутации

2)  изучить состав крови

3)  выявить генные мутации

4)  изучить строение мышечной ткани

7.  Тип 7 № 39072

Известно, сирень обыкновенная  — листопадный кустарник, широко используемый в декоративном озеленении. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Сирень культивируется с середины ХVI века, имеет более 1600 сортов.

2)  Вестественных экосистемах сирень встречается на горных склонах и в долинах рек.

3)  Растения с округлой кроной, имеющей деревянистые стебли, которые начинают ветвиться около земли.

4)  Родина сирени обыкновенной  — Балканы, но распространена она по всей территории России.

5)  Листья опадают зелеными после сильных заморозков.

6)  Размножается сирень семенами и вегетативно.

8.  Тип 8 № 2993

В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

 

Объект

Функция

Рибосома

Синтез белка

Клеточная мембрана

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1)  синтез жиров

2)  транспорт веществ

3)  синтез АТФ

4)  деление клетки

9.  Тип 9 № 793

Какие науки изучают живые системы на организменном уровне? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  анатомия

2)  биоценология

3)  физиология

4)  молекулярная биология

5)  психология

6)  эволюционное учение

10.  Тип 10 № 668

Вставьте в текст «Движение крови в организме человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

ДВИЖЕНИЕ КРОВИ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА

Сердце человека разделено сплошной перегородкой на левую и правую части. В левой части сердца содержится только ___________ (А). Сосуды, пронизывающее все наше тело, по строению неодинаковы. ___________ (Б)  — это сосуды, по которым кровь движется от сердца. У человека имеется два круга кровообращения. Камера сердца, от которой начинается большой круг кровообращения, называется ___________ (В), а заканчивается большой круг в ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) вена

2) артерия

3) капилляр

4) левый желудочек

5) правый желудочек

6) правое предсердие

7) артериальная кровь

8) венозная кровь

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11.  Тип 11 № 1502

Установите соответствие между перечисленными характеристиками животных и животными, к которым они относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

A)  имеет один круг кровообращения

Б)  продукт выделения — мочевина

В)  дыхание кожно-легочное

Г)  имеет чешую

Д)  имеет четко выраженные пояса конечностей и свободные конечности

Е)  имеет боковую линию

ЖИВОТНОЕ

1)  пресноводный окунь

2)  зеленая лягушка

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

12.  Тип 12 № 568

Верны ли следующие суждения об отделах нервной системы?

 

А.  Часть нервной системы, регулирующую деятельность внутренних органов, называют соматической.

Б.  В соматической нервной системе различают два отдела: симпатический и парасимпатический.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 1682

У членистоногих существует несколько основных морфологических признаков, по которым их делят на крупные таксономические группы.

 

А. Расчлененность тела:

1.  тело состоит из большого числа одинаковых члеников,

2.  тело делится на несколько четко различимых отделов (тагм).

 

Б. Количество крупных отделов (тагм):

1.  тагм нет,

2.  две тагмы (головогрудь и брюшко),

3.  три тагмы (голова, грудь и брюшко).

 

В. Количество ходильных конечностей (конечностей на грудном сегменте), включая видоизмененные:

1.  три пары,

2.  четыре пары,

3.  пять пар,

4.  больше пяти пар.

 

Г. Устройство глаз:

1.  есть два сложных (фасеточных) глаза,

2.  есть несколько простых глаз.

 

Д. Наличие крыльев:

1.  крылья есть,

2.  крыльев нет.

 

Внимательно рассмотрите картинку и определите, какие признаки (по приведенной выше классификации) имеются у изображенного на рисунке животного.

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14.  Тип 14 № 39191

Под каким номером изображена затылочная кость человека?

1)

2)

3)

4)

15.  Тип 15 № 394

Проводниковая функция спинного мозга осуществляется

 

1)  системой защитных оболочек

2)  серым веществом

3)  спинномозговой жидкостью

4)  белым веществом

16.  Тип 16 № 35309

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение почки человека». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  пирамидки мозгового вещества

2)  капсула нефрона

3)  мочеточник

4)  корковое вещество

5)  каналец нефрона

6)  почечная лоханка

17.  Тип 17 № 39090

Что характерно для серого вещества спинного мозга? Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  состоит из тел нервных клеток

2)  образовано длинными отростками нервных клеток

3)  расположено вокруг спинномозгового канала

4)  имеет форму бабочки

5)  расположено на периферии спинного мозга

6)  образует проводящие пути спинного мозга

18.  Тип 18 № 1887

Установите соответствие между перечисленными парами костей и типами сочленения этих костей. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПАРЫ КОСТЕЙ

А)  тазовая и бедренная

Б)  ребро и грудина

В)  теменная и затылочная

Г)  плечевая и локтевая

Д)  1-я и 2-я фаланги указательного пальца руки

Е)  7-й и 8-й позвонки

ТИПЫ СОЧЛЕНЕНИЯ

1)  подвижное

2)  полуподвижное

3)  неподвижное

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

19.  Тип 19 № 39097

Изучите фрагмент экосистемы тундры, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания лемминга.

Список характеристик:

 

1)  продуцент

2)  редуцент

3)  консумент первого порядка

4)  консумент второго порядка

5)  растительноядное животное

6)  способствует распространению семян

 

Запишите в таблицу номера выбранных характеристик.

20.  Тип 20 № 39098

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит северный олень. Цепь начните с продуцента. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме.

 

21.  Тип 21 № 39099

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы тундры. Как изменится численность полярных сов и численность поморников, если в течение нескольких лет наблюдалось сокращение численности краснозобых казарок?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность полярных сов

Численность поморников

22.  Тип 22 № 37115

Рассмотрите рисунок с изображением моллюска. К какому классу относят этого моллюска? С какой целью моллюсков этого класса подселяют в аквариумы с рыбами и растениями?

23.  Тип 23 № 37117

Ангелина изучала скорость фотосинтеза в зависимости от освещенности. Для этого она помещала растение элодею в стакан с водой на разном расстоянии от лампы. Ангелина считала количество пузырьков кислорода, образовавшихся на срезе стебля за 5 мин. наблюдений. Оказалось, что чем ближе лампа к стакану, тем больше пузырьков выделяется, однако, начиная с расстояния в 15 см, количество пузырьков оставалось примерно одинаковым, несмотря на дальнейшее приближение к источнику света.

Какая существует зависимость между скоростью фотосинтеза и освещенностью?

Как вы думаете, почему скорость фотосинтеза перестала увеличиваться с расстояния в 15 см?

24.  Тип 24 № 383

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ СОКИ И ИХ ИЗУЧЕНИЕ

 

В стенках пищеварительного канала человека содержится огромное количество железистых клеток, вырабатывающих пищеварительные соки. Поступая в полость, они смешиваются с пережеванной пищей, вступая с ней в сложные химические взаимодействия. К типичным пищеварительным сокам относят слюну и желудочный сок.

 

Будучи прозрачной слабощелочной жидкостью, слюна содержит в своем составе минеральные соли, белки: амилазу, мальтазу, муцин, лизоцим. Первые два белка участвуют в расщеплении крахмала. Причем амилаза расщепляет крахмал до мальтозы (отдельные фрагменты), а потом мальтаза расщепляет ее до глюкозы. Муцин придает слюне вязкость, склеивая пищевой комок, а лизоцим обладает бактерицидным действием.

 

Слизистая оболочка желудка каждые сутки выделяет около 2,5 л желудочного сока, представляющего собой кислую, за счет соляной кислоты, бесцветную жидкость, содержащую фермент пепсин, отвечающий за расщепление белка до отдельных фрагментов и аминокислот. Выработка желудочного сока осуществляется с помощью нейрогуморальных механизмов.

 

Соляная кислота не только активизирует пепсин. Белки настолько сложны, что их переваривание является длительным процессом. Кислота разрушает водородные связи, которые удерживают вторичную структуру белка, а также прочные стенки клеток растений, не говоря уже о разрушении соединительной ткани в мясе; ее количество зависит от характера пищи. Соляная кислота убивает бактерии. Однако некоторые бактерии могут преодолевать защитную систему желудка, они могут стать причиной язвы.

 

У ученых интерес к функционированию пищеварительных желез возник в ХIX в. Так, в 1842 г. русский ученый В. А. Басов произвел следующую операцию на собаке: вскрыл брюшную полость, в стенке желудка сделал отверстие, в которое вставил металлическую трубку (фистулу) так, что один ее конец находился в полости желудка, а другой – снаружи, что позволяло экспериментаторам собирать желудочный сок. Рану вокруг трубки аккуратно зашили. Операцию животное перенесло легко, что позволило В. А. Басову провести серию экспериментов, в течение которых животное кормили разнообразной пищей.

Используя содержание текста «Пищеварительные соки и их изучение» и знания школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

1)  Какую роль играют ферменты слюны в пищеварении?

2)  Какая среда в желудке здорового человека?

3)  Что, по Вашему мнению, смог выяснить с помощью фистульной методики ученый В. А. Басов?

25.  Тип 25 № 2251

Пользуясь таблицей «Примерный суточный водный обмен человека», ответьте на следующие вопросы.

Примерный суточный водный обмен человека (в л)

Поступление воды

Количество воды (в л)

Органы, участвующие в выделении воды

Количество воды (в л)

Жидкость

1,2

Почки

1,4

Легкие

0,5

Плотная пища

1,0

Кожа

0,5

Прямая кишка

0,1

Итого

2,2

2,5

 

1)  Какое количество воды потребляет организм человека в течение суток?

2)  В составе каких веществ вода выделяется из организма?

3)  Почему количество поступившей воды несколько меньше, чем воды, выделившейся из организма?

26.  Тип 26 № 20813

В среду девятиклассник Петр посетил школьную столовую, где ему предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем; мясной биточек с гарниром из отварного риса, чай с сахаром и кусочек пшеничного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.

1)  Какова энергетическая ценность школьного обеда?

2)  Какое еще количество углеводов должно быть в пищевом рационе Петра в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 15 лет?

3)  Каковы функции углеводов в организме человека? Назовите одну из таких функций.

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

 

Возраст,

лет

Белки,

г/кг

Жиры,

г/кг

Углеводы, г

Энергетическая

потребность, ккал

7–10

2,3

1,7

330

2550

11–15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

 

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции школьной столовой

Блюда

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Энергетическая

ценность, ккал

Борщ из свежей

капусты с картофелем

(1 порция)

1,8

4,0

11,6

92,3

Суп молочный

с макаронными

изделиями (1 порция)

8,3

11.3

25,8

233,8

Мясные биточки

(1 штука)

8,0

21,0

9,3

266,6

Котлета мясная

рубленная (1 штука)

9,2

9,9

6.5

155,6

Гарнир из отварного

риса (1 порция)

4,8

1,2

53,0

245,2

Гарнир из отварных

макарон (1 порция)

5,4

4,3

38,7

218,9

Кисель (1 стакан)

0

0

19,6

80

Чай с сахаром –

2 чайные ложки

(1 стакан)

0

0

14,0

68,0

Хлеб пшеничный

(1 кусок)

2,0

0,6

7,2

64,2

Хлеб ржаной

(1 кусок)

3,9

0,4

28,2

135,7