СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2024 Октябрь Биология Вариант 5

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.  Тип 1 № 12143

В опыте экспериментатор изменял положение источника света и наблюдал за изменением изгиба верхушки проростка подсолнечника.

Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?

2.  Тип 2 № 35136

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  моховик зеленый

Б)  волчье лыко

В)  березовая пяденица

Г)  стрептомицет

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Бактерии

2)  Растения

3)  Животные

4)  Грибы

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г

3.  Тип 3 № 35173

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  порядок Лилиецветные

2)  отдел Покрытосеменные

3)  семейство Лилейные

4)  класс Однодольные

5)  род Тюльпан

4.  Тип 4 № 20803

Изучите график зависимости скорости размножения организма от времени (по оси х отложено время (дни), а по оси у − число образовавшихся особей на 1 см3).

 

Какие два из приведенных ниже описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном интервале времени?

 

1)  В момент времени 0 скорость размножения организмов также равна 0.

2)  С 15 по 30 день скорость размножения организмов линейно возрастает.

3)  Скорость размножения организмов достигает максимума на 30-й день наблюдений.

4)  Скорость размножения организмов сначала плавно возрастает до максимума, а затем плавно снижается.

5)  После 60-го дня наблюдения скорость размножения организмов снова начинает возрастать.

5.  Тип 5 № 1439

Установите последовательность таксономических единиц в классификации ромашки начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  Двудольные

2)  Ромашка

3)  Растения

4)  Астроцветные

5)  Цветковые, или Покрытосеменные

6)  Астровые, или Сложноцветные

6.  Тип 6 № 737

Примером применения экспериментального метода исследования можно считать

 

1)  сравнение двух микропрепаратов

2)  измерение кровяного давления у пациента

3)  формирование условного рефлекса на звонок

4)  описание нового вида организмов

7.  Тип 7 № 38956

Известно, что большой пестрый дятел  — лесная птица, живущая на стволах деревьев и питающаяся насекомыми, обитающими под корой. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого животного.

 

1)  Клюв у птиц крепкий, заостренный и долотовидный.

2)  Яйца насиживают самец и самка поочередно в течение 12-13 дней.

3)  Птицы имеют короткие ноги, с цепкими острыми когтями; два пальца ноги направлены вперед, а два  — назад.

4)  Дятел не любит соседства своих родичей.

5)  Обычно селится в сухих борах, заболоченных ельниках, зарослях ольхи.

6)  Длина тела дятла составляет 23-26 см, а масса  — 70-100 г.

8.  Тип 8 № 791

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь:

 

 

Объект Процесс
Гортань Звукообразование
... Уменьшение трения при дыхании

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?Уменьшение трения при дыхании

 

1)  гортань

2)  полость носа

3)  бронхи

4)  плевральная полость

9.  Тип 9 № 1949

В чем сходство покрытосеменных и голосеменных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  способны образовывать обширные леса

2)  характеризуются многообразием жизненных форм

3)  размножаются семенами

4)  опыляются насекомыми и птицами

5)  имеют хорошо развитые вегетативные органы

6)  образуют сочные и сухие плоды

10.  Тип 10 № 2094

Вставьте в текст «Биосинтез белка» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

 

Биосинтез белка

 

В результате пластического обмена в клетках синтезируются специфические для организма белки. Участок ДНК, в котором закодирована информация о структуре одного белка, называется ______(А). Биосинтез белков начинается

с синтеза ______(Б), а сама сборка происходит в цитоплазме при участии ______(В). Первый этап биосинтеза белка получил название _________(Г), а второй  — трансляция.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1)  иРНК

2)  ДНК

3)  транскрипция

4)  мутация

5)  ген

6)  рибосома

7)  комплекс Гольджи

8)  фенотип

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г

11.  Тип 11 № 762

Установите соответствие между признаком и животными, для которых он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ПРИЗНАК

 

A)  тело удлиненное торпедообразное

Б)  большинство видов ведет донный образ жизни

В)  питаются преимущественно донными моллюсками

Г)  края грудных плавников срослись

с боками головы и туловища

Д)  голова оканчивается вытянутым рылом — рострумом

 

 

 

ЖИВОТНЫЕ

 

1)  акулы

2)  скаты

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

12.  Тип 12 № 664

Верны ли следующие суждения о жизнедеятельности простейших?

 

А.  В теле одноклеточных животных вокруг попавшего в клетку комочка пищи образуется сократительная вакуоль.

Б.  При дыхании простейших органические вещества окисляются, и освобождается энергия, необходимая для жизни.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 221

Рассмотрите фотографию листа инжира. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

А. Тип листа

 

1) черешковый 2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

 

1) параллельное 2) дуговидное
3) пальчатое 4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

14.  Тип 14 № 35191

Под каким номером изображено сердце человека?

15.  Тип 15 № 43

На рисунке изображены бицепс (1) и трицепс (2). Что произойдет с этими мышцами, если согнуть руку в локте?

 

1)  Бицепс сократится, а трицепс расслабится.

2)  Бицепс сократится, а трицепс не изменится.

3)  Трицепс сократится, а бицепс расслабится.

4)  Трицепс сократится, а бицепс не изменится.

16.  Тип 16 № 35321

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение эндокринной системы человека», указывающие только на железы внутренней секреции, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  гипоталамус

2)  тимус

3)  гипофиз

4)  поджелудочная железа

5)  надпочечники

6)  щитовидная железа

17.  Тип 17 № 761

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. По венам малого круга кровообращения у человека кровь течет

 

1)  от сердца

2)  к сердцу

3)  насыщенная углекислым газом

4)  насыщенная кислородом

5)  под высоким давлением

6)  под низким давлением

18.  Тип 18 № 730

Установите соответствие между признаком и кругом кровообращения, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ПРИЗНАК

 

A)  берет начало в левом желудочке

Б)  из сердца вытекает артериальная кровь

В)  кровь обогащается углекислым газом

Г)  кровь из сердца попадает в легочную артерию

Д)  берет начало в правом желудочке

 

 

 

КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ

 

1)  малый круг

2)  большой круг

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

19.  Тип 19 № 35221

 

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания дафний .

Список характеристик:

 

1)  фильтратор

2)  редуцент

3)  продуцент

4)  планктонное животное

5)  детритофаг

6)  консумент

20.  Тип 20 № 35201

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит личинка комара. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

21.  Тип 21 № 35241

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность моллюсков и личинок поденок, если в течение нескольких лет шло увеличение детрита? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность моллюсков Численность личинок поденок

22.  Тип 22 № 12246

Рассмотрите рисунок с изображением повреждений кровеносных сосудов. Какой сосуд поврежден на нижнем рисунке? Назовите один из признаков, по которому Вы это определили.

23.  Тип 23 № 20981

Ученый изучал возможности продления срока хранения молока. Для этого он взял две колбы свеженадоенного молока. Одну колбу он нагревал в течение получаса при температуре 60-65 °C. Вторая  — контрольная  — нагреву не подвергалась. Обе колбы ученый оставил при комнатной температуре. В результате молоко, оставшееся свежим, свернулось раньше, чем то, которое нагревал ученый.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? Какая технология по продлению срока хранения продуктов была разработана на основе этого опыта?

24.  Тип 24 № 287

 

ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА?

 

Все живые и неживые тела (мебель, посуда, приборы, растения, животные), с которыми Вы встречаетесь каждый день, и все вещества (вода, сахар, соль, сода, уксусная кислота и многие другие), из чего-то состоят:

предметы – из определенных деталей, эти детали состоят из веществ, а вещества, в свою очередь, состоят из мельчайших частиц – молекул и атомов. Атомы и молекулы, взаимодействуя друг с другом, образуют новые, более

сложные вещества. Мельчайшие частицы, взаимодействуя между собой, образуют систему.

 

Взаимодействующие между собой части системы называют элементами этой системы. Чем больше взаимодействующих элементов составляют систему, тем она сложнее. Вспомните хотя бы разные конструкторы. Чем больше в них деталей, тем сложнее и длительней будет их сборка.

 

Детали различных приборов и механизмов, части организмов взаимодействуют между собой. В результате такого взаимодействия приборы нормально работают, а в организме идут процессы жизнедеятельности. И прибор, и организм – это системы, работающие благодаря взаимодействию деталей или органов. Но прибор – это неживая система, а организм – живая. Так как мы изучаем биологию, то нас будут интересовать живые системы, т. е. организмы.

 

Примером не самой сложной системы в организме может служить рука человека. Она состоит из костей, мышц, связок. Лишенная хотя бы одного из составляющих элементов, рука работать не сможет. Рука является подсистемой (элементом) более сложной системы «человеческий организм».

 

Глаза и уши, мозг и сердце, кости и мышцы – это элементы системы «человек». Все вместе они удивительно слаженно работают, образуя организм, хотя каждый из органов имеет свои особенности строения. Только взаимодействуя, отдельные органы образуют полноценный организм и обеспечивают его долгую и слаженную работу. Важно понять еще одну мысль: свойства любой системы отличаются от свойств тех элементов, которые составляют систему. Так, например, лист, отделенный от растения, не способен создавать органические вещества, так как в него не поступает вода из корней. Клетка, лишенная ядра, не способна к размножению. Можно назвать много подобных примеров, чтобы доказать, что система приобретает новые свойства, которых не было у элементов, составляющих данную систему.

Используя содержание текста «Что такое система?» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.

 

1)  Что является главным условием возникновения системы?

2)  Чем с позиции анатомии отличается система «рука» от системы «мышца»?

3)  На примере строения цветка докажите, что это система.

25.  Тип 25 № 1644

Пользуясь таблицей «Работа сердца тренированного и нетренированного человека» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы:

У какого из людей больше изменятся частота сердечных сокращений при нагрузке?

На сколько см3 меняется объем крови за 1 сокращение у тренированного и нетренированного человека?

За счет чего сердце тренированного человека работает более экономно?

 

Работа сердца тренированного и нетренированного человека

 

 

<

  У тренированного У нетренированного
Частота пульса в минуту Объем выбрасываемой

крови

Частота пульса в минуту Объем выбрасываемой крови
За 1 сокращение В 1 минуту За 1 сокращение В 1 минуту

 

В покое 83 70 см3 4,76 л 60 60 см3 3,6 л
При работе 86 120 см3 10,32 л 133 70 см3 9,3 л

26.  Тип 26 № 19396

На второй перемене в школьной столовой четвероклассник Николай на завтрак выбрал следующие блюда: молочную манную кашу, какао с молоком и сахаром и булочку. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.

1)  Какова энергетическая ценность выбранного завтрака?

2)  Насколько предложенное меню восполняет суточную норму по углеводам

10-летнего Николая?

3)  В чем особенность пищевых продуктов животного происхождения?

 

Таблица 1

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

 

 

Возраст, лет Белки, г/кг Жиры г/кг Углеводы, г Энергетическая потребность, ккал
7−10 2,3 1,7 330 2550
11−15 2,0 1,7 375 2900
Старше 16 1,9 1,0 475 3100

 

Таблица 2

 

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции школьной столовой

 

 

 

Блюда Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г) Энергетическая

ценность (ккал)

Каша манная

на молоке

10,6 5,4 69,6 371,3
Каша из овсяных

хлопьев на воде

6,2 1,7 32,0 158,0
Морковь с сахаром 0,7 25,4 65,3
Кукурузные хлопья

с тертым яблоком

7,5 0,4 87,4 360,2
Творожная масса

с изюмом

21,0 5,0 15,6 185,0
Блины (по 2 шт.

в порции)

5,1 3,1 32,6 189,0
Сдобная булочка (50 г) 3,9 4,8 27,3 170,0
Чай с сахаром 0 0 14,0 68,0
Какао с молоком

и сахаром

8,7 37,6 60,5 138,3

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2024 Октябрь Биология Вариант 5»

1.  Тип 1 № 12143

В опыте экспериментатор изменял положение источника света и наблюдал за изменением изгиба верхушки проростка подсолнечника.

Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?

2.  Тип 2 № 35136

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  моховик зеленый

Б)  волчье лыко

В)  березовая пяденица

Г)  стрептомицет

ЦАРСТВА

1)  Бактерии

2)  Растения

3)  Животные

4)  Грибы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 35173

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  порядок Лилиецветные

2)  отдел Покрытосеменные

3)  семейство Лилейные

4)  класс Однодольные

5)  род Тюльпан

4.  Тип 4 № 20803

Изучите график зависимости скорости размножения организма от времени (по оси х отложено время (дни), а по оси у − число образовавшихся особей на 1 см3).

 

Какие два из приведенных ниже описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном интервале времени?

 

1)  В момент времени 0 скорость размножения организмов также равна 0.

2)  С 15 по 30 день скорость размножения организмов линейно возрастает.

3)  Скорость размножения организмов достигает максимума на 30-й день наблюдений.

4)  Скорость размножения организмов сначала плавно возрастает до максимума, а затем плавно снижается.

5)  После 60-го дня наблюдения скорость размножения организмов снова начинает возрастать.

5.  Тип 5 № 1439

Установите последовательность таксономических единиц в классификации ромашки начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  Двудольные

2)  Ромашка

3)  Растения

4)  Астроцветные

5)  Цветковые, или Покрытосеменные

6)  Астровые, или Сложноцветные

6.  Тип 6 № 737

Примером применения экспериментального метода исследования можно считать

 

1)  сравнение двух микропрепаратов

2)  измерение кровяного давления у пациента

3)  формирование условного рефлекса на звонок

4)  описание нового вида организмов

7.  Тип 7 № 38956

Известно, что большой пестрый дятел  — лесная птица, живущая на стволах деревьев и питающаяся насекомыми, обитающими под корой. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого животного.

 

1)  Клюв у птиц крепкий, заостренный и долотовидный.

2)  Яйца насиживают самец и самка поочередно в течение 12-13 дней.

3)  Птицы имеют короткие ноги, с цепкими острыми когтями; два пальца ноги направлены вперед, а два  — назад.

4)  Дятел не любит соседства своих родичей.

5)  Обычно селится в сухих борах, заболоченных ельниках, зарослях ольхи.

6)  Длина тела дятла составляет 23-26 см, а масса  — 70-100 г.

8.  Тип 8 № 791

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь:

 

Объект

Процесс

Гортань

Звукообразование

...

Уменьшение трения при дыхании

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?Уменьшение трения при дыхании

 

1)  гортань

2)  полость носа

3)  бронхи

4)  плевральная полость

9.  Тип 9 № 1949

В чем сходство покрытосеменных и голосеменных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  способны образовывать обширные леса

2)  характеризуются многообразием жизненных форм

3)  размножаются семенами

4)  опыляются насекомыми и птицами

5)  имеют хорошо развитые вегетативные органы

6)  образуют сочные и сухие плоды

10.  Тип 10 № 2094

Вставьте в текст «Биосинтез белка» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Биосинтез белка

В результате пластического обмена в клетках синтезируются специфические для организма белки. Участок ДНК, в котором закодирована информация о структуре одного белка, называется ______(А). Биосинтез белков начинается

с синтеза ______(Б), а сама сборка происходит в цитоплазме при участии ______(В). Первый этап биосинтеза белка получил название _________(Г), а второй  — трансляция.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1)  иРНК

2)  ДНК

3)  транскрипция

4)  мутация

5)  ген

6)  рибосома

7)  комплекс Гольджи

8)  фенотип

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11.  Тип 11 № 762

Установите соответствие между признаком и животными, для которых он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК

A)  тело удлиненное торпедообразное

Б)  большинство видов ведет донный образ жизни

В)  питаются преимущественно донными моллюсками

Г)  края грудных плавников срослись

с боками головы и туловища

Д)  голова оканчивается вытянутым рылом — рострумом

ЖИВОТНЫЕ

1)  акулы

2)  скаты

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

12.  Тип 12 № 664

Верны ли следующие суждения о жизнедеятельности простейших?

 

А.  В теле одноклеточных животных вокруг попавшего в клетку комочка пищи образуется сократительная вакуоль.

Б.  При дыхании простейших органические вещества окисляются, и освобождается энергия, необходимая для жизни.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 221

Рассмотрите фотографию листа инжира. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

А. Тип листа

1) черешковый

2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

1) параллельное

2) дуговидное

3) пальчатое

4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14.  Тип 14 № 35191

Под каким номером изображено сердце человека?

15.  Тип 15 № 43

На рисунке изображены бицепс (1) и трицепс (2). Что произойдет с этими мышцами, если согнуть руку в локте?

 

1)  Бицепс сократится, а трицепс расслабится.

2)  Бицепс сократится, а трицепс не изменится.

3)  Трицепс сократится, а бицепс расслабится.

4)  Трицепс сократится, а бицепс не изменится.

16.  Тип 16 № 35321

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение эндокринной системы человека», указывающие только на железы внутренней секреции, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  гипоталамус

2)  тимус

3)  гипофиз

4)  поджелудочная железа

5)  надпочечники

6)  щитовидная железа

17.  Тип 17 № 761

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. По венам малого круга кровообращения у человека кровь течет

 

1)  от сердца

2)  к сердцу

3)  насыщенная углекислым газом

4)  насыщенная кислородом

5)  под высоким давлением

6)  под низким давлением

18.  Тип 18 № 730

Установите соответствие между признаком и кругом кровообращения, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК

A)  берет начало в левом желудочке

Б)  из сердца вытекает артериальная кровь

В)  кровь обогащается углекислым газом

Г)  кровь из сердца попадает в легочную артерию

Д)  берет начало в правом желудочке

КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ

1)  малый круг

2)  большой круг

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

19.  Тип 19 № 35221

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания дафний .

Список характеристик:

 

1)  фильтратор

2)  редуцент

3)  продуцент

4)  планктонное животное

5)  детритофаг

6)  консумент

20.  Тип 20 № 35201

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит личинка комара. В ответе запишите последовательность букв.

 

21.  Тип 21 № 35241

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность моллюсков и личинок поденок, если в течение нескольких лет шло увеличение детрита? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность моллюсков

Численность личинок поденок

22.  Тип 22 № 12246

Рассмотрите рисунок с изображением повреждений кровеносных сосудов. Какой сосуд поврежден на нижнем рисунке? Назовите один из признаков, по которому Вы это определили.

23.  Тип 23 № 20981

Ученый изучал возможности продления срока хранения молока. Для этого он взял две колбы свеженадоенного молока. Одну колбу он нагревал в течение получаса при температуре 60-65 °C. Вторая  — контрольная  — нагреву не подвергалась. Обе колбы ученый оставил при комнатной температуре. В результате молоко, оставшееся свежим, свернулось раньше, чем то, которое нагревал ученый.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? Какая технология по продлению срока хранения продуктов была разработана на основе этого опыта?

24.  Тип 24 № 287

ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА?

 

Все живые и неживые тела (мебель, посуда, приборы, растения, животные), с которыми Вы встречаетесь каждый день, и все вещества (вода, сахар, соль, сода, уксусная кислота и многие другие), из чего-то состоят:

предметы – из определенных деталей, эти детали состоят из веществ, а вещества, в свою очередь, состоят из мельчайших частиц – молекул и атомов. Атомы и молекулы, взаимодействуя друг с другом, образуют новые, более

сложные вещества. Мельчайшие частицы, взаимодействуя между собой, образуют систему.

 

Взаимодействующие между собой части системы называют элементами этой системы. Чем больше взаимодействующих элементов составляют систему, тем она сложнее. Вспомните хотя бы разные конструкторы. Чем больше в них деталей, тем сложнее и длительней будет их сборка.

 

Детали различных приборов и механизмов, части организмов взаимодействуют между собой. В результате такого взаимодействия приборы нормально работают, а в организме идут процессы жизнедеятельности. И прибор, и организм – это системы, работающие благодаря взаимодействию деталей или органов. Но прибор – это неживая система, а организм – живая. Так как мы изучаем биологию, то нас будут интересовать живые системы, т. е. организмы.

 

Примером не самой сложной системы в организме может служить рука человека. Она состоит из костей, мышц, связок. Лишенная хотя бы одного из составляющих элементов, рука работать не сможет. Рука является подсистемой (элементом) более сложной системы «человеческий организм».

 

Глаза и уши, мозг и сердце, кости и мышцы – это элементы системы «человек». Все вместе они удивительно слаженно работают, образуя организм, хотя каждый из органов имеет свои особенности строения. Только взаимодействуя, отдельные органы образуют полноценный организм и обеспечивают его долгую и слаженную работу. Важно понять еще одну мысль: свойства любой системы отличаются от свойств тех элементов, которые составляют систему. Так, например, лист, отделенный от растения, не способен создавать органические вещества, так как в него не поступает вода из корней. Клетка, лишенная ядра, не способна к размножению. Можно назвать много подобных примеров, чтобы доказать, что система приобретает новые свойства, которых не было у элементов, составляющих данную систему.

Используя содержание текста «Что такое система?» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.

 

1)  Что является главным условием возникновения системы?

2)  Чем с позиции анатомии отличается система «рука» от системы «мышца»?

3)  На примере строения цветка докажите, что это система.

25.  Тип 25 № 1644

Пользуясь таблицей «Работа сердца тренированного и нетренированного человека» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы:

У какого из людей больше изменятся частота сердечных сокращений при нагрузке?

На сколько см3 меняется объем крови за 1 сокращение у тренированного и нетренированного человека?

За счет чего сердце тренированного человека работает более экономно?

Работа сердца тренированного и нетренированного человека


У тренированного

У нетренированного

Частота пульса в минуту

Объем выбрасываемой

крови

Частота пульса в минуту

Объем выбрасываемой крови

За 1 сокращение

В 1 минуту

За 1 сокращение

В 1 минуту

В покое

83

70 см3

4,76 л

60

60 см3

3,6 л

При работе

86

120 см3

10,32 л

133

70 см3

9,3 л

26.  Тип 26 № 19396

На второй перемене в школьной столовой четвероклассник Николай на завтрак выбрал следующие блюда: молочную манную кашу, какао с молоком и сахаром и булочку. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.

1)  Какова энергетическая ценность выбранного завтрака?

2)  Насколько предложенное меню восполняет суточную норму по углеводам

10-летнего Николая?

3)  В чем особенность пищевых продуктов животного происхождения?

 

Таблица 1

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Возраст, лет

Белки, г/кг

Жиры г/кг

Углеводы, г

Энергетическая потребность, ккал

7−10

2,3

1,7

330

2550

11−15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

 

Таблица 2

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции школьной столовой

 

Блюда

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Энергетическая

ценность (ккал)

Каша манная

на молоке

10,6

5,4

69,6

371,3

Каша из овсяных

хлопьев на воде

6,2

1,7

32,0

158,0

Морковь с сахаром

0,7

25,4

65,3

Кукурузные хлопья

с тертым яблоком

7,5

0,4

87,4

360,2

Творожная масса

с изюмом

21,0

5,0

15,6

185,0

Блины (по 2 шт.

в порции)

5,1

3,1

32,6

189,0

Сдобная булочка (50 г)

3,9

4,8

27,3

170,0

Чай с сахаром

0

0

14,0

68,0

Какао с молоком

и сахаром

8,7

37,6

60,5

138,3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!