Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) тритон гребенчатый
Б) стафилококк золотистый
В) ламинария японская
Г) масленок летний
ЦАРСТВА
1) Животные
2) Растения
3) Грибы
4) Бактерии
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Изучите график, отражающий зависимость изменения температуры воду от времени кипячения в электрическом чайнике (по оси у отложена температура воды (в °С), а по оси х — время кипячения (в мин)) в условиях высокогорья. Чайник выключается после закипания.После закипания воды чайник автоматически отключается.
Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?
1) Чайник начинает кипеть через 6 минут.
2) Температура воды в чайнике равномерно поднимается до температуры кипения.
3) После выключения чайника вода еще несколько минут сохраняет температуру.
4) В описанном случае вода закипает при 90 °C.
5) Вода достигает температуры в 40 °C на 3 минуте.
Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и развитию птицы, начиная с гнездования. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) откладка яиц и их насиживание самками
2) оплодотворение яиц в яйцеводах самки семенной жидкостью самцов
3) постройка гнезд или ремонт ранее использованных
Известно, что Карл Линней - выдающийся ботаник, креационист, создатель единой системы классификации растительного и животного мира. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг ученого. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) К. Линней одним из первых начал вести научные фенологические наблюдения в природе.
2) В своих работах ученый писал, что «видов столько, сколько их создало Бесконечное существо (Бог)».
3) К. Линней заложил основы современной бинарной номенклатуры в биологии.
4) Ученым было описано около полутора тысяч новых видов растений.
5) У себя на родине ученого ценят как путешественника, который открыл для шведов их собственную страну.
6) К. Линней родился 23 мая 1707 года в Южной Швеции — в деревне Росхульт в провинции Смоланд.
Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ
Насекомые с ___________ (А) проходят в своем развитии четыре стадии. У насекомых с ___________ (Б) отсутствует стадия ___________ (В). У бабочек личинку называют ___________ (Г). Развитие с превращением дает возможность насекомым быть более приспособленным к условиям существования.
Установите соответствие между признаком и организмами, для которых он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК
A) тело с широко расставленными ногами, редко безногое
Б) веки несросшиеся, подвижные
В) веки срослись и стали прозрачными
Г) все представители не имеют конечностей
Д) могут проглатывать крупную добычу благодаря челюстям,
спереди соединенным растяжимыми связками
ОРГАНИЗМЫ
1) ящерицы
2) змеи
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Рассмотрите фотографию собаки породы далматин. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
А. Окрас
Б. Форма головы
В. Форма ушей
Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)
Д. Форма хвоста
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите соответствие между признаком и типом нейрона, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК
А) тела и отростки расположены в сером веществе спинного мозга
Б) осуществляет связь между чувствительным и исполнительным нейронами
В) передает нервные импульсы к скелетной мышце
Г) воспринимает нервные импульсы от чувствительного нейрона в трехнейронной рефлекторной дуге
Д) передает нервные импульсы к железам
ТИП
1) двигательный
2) вставочный
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность пустынных злаков и скорпионов, если в течение нескольких лет шло увеличение численности муравьев? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) не изменится
2) уменьшится
3) увеличится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Рассмотрите схему. Согласно ей, основным запасным питательным веществом, образующимся в листьях, является крахмал. Укажите, в каких частях семени будут накапливаться в качестве запасных питательных веществ белки и жиры (масла). Укажите две позиции.
Ученые сравнивали состав крови альпиниста и человека, который не имеет опыта подъема на горные вершины. В ходе исследования выяснилось, что содержание гемоглобина и количество эритроцитов у этих людей разное. Эритроцитов в одинаковом объеме крови больше у альпиниста, нежели у обычного человека без опыта восхождений. Анализ эритроцитов показал, что гемоглобина в их составе также значительно выше у альпиниста.
Какой вывод можно сделать из этого исследования? По какой причине возникает разница в составе крови этих людей?
Кузнечик певчий – наиболее типичный представитель семейства Длинноусые, отряда Прямокрылые. У этих насекомых удлиненное тело, характерные прямые крылья и сильные, длиннее остальных, задние ноги. Благодаря таким ногам они прекрасно прыгают.
У кузнечика развитие происходит с неполным превращением, и насекомое постепенно с рядом линек приближается к взрослой форме, зачатки крыльев увеличиваются, и при последней линьке кузнечик становится крылатым. Стрекотанье кузнечиков мы начинаем слышать лишь в июле, когда они становятся взрослыми, так как звуковой аппарат помещается у них на крыльях.
Чаще всего заметить кузнечика очень сложно, поскольку окраска тела обеспечивает ему надежную маскировку. Они ловко маскируются: зеленый – в зеленой траве; бурый – ближе к обочинам дорог. Помочь делу может отчасти способность кузнечика производить известное стрекотанье. Прислушиваясь к нему и понемногу осторожно подвигаясь к источнику звуков, можно обнаружить сидящего где-нибудь самца кузнечика.
Обычно «песни» кузнечиков лучше всего слышны тихим теплым вечером. Для стрекотания большинство самцов-кузнечиков трутся ногами о самые толстые прожилки на своих надкрыльях, подобно тому, как скрипач водит смычком по струнам скрипки. На груди кузнечика сверху помещаются 2 пары крыльев. Их надкрылья являются довольно плотными, снабжены множеством жилок, поразительно напоминающих жилкование листьев.
Каждый вид кузнечиков издает свой, только ему присущий звук. Многие ученые могут даже определить, к какому виду принадлежит кузнечик, просто вслушиваясь в его стрекот. Чем быстрее самец-кузнечик потирает ногами о крылья, тем выше издаваемый звук. Кузнечик, медленно работающий ногами, производит лишь низкое гудение. У самцов-кузнечиков есть несколько поводов для «песен»; вероятно, самый важный из них – это привлечение внимания самок. Ученые даже ставили опыт, проигрывая запись «песни» самца-кузнечика самкам, которые при этом немедленно приходили в волнение.
Кроме частей тела, производящих звуки, у кузнечиков имеются образования, воспринимающие звуки, – органы слуха. Они расположены на голенях передних ног в виде двух продольных щелей, помещающихся с боков верхней части голеней, недалеко от сочленения их с бедрами.
Используя содержание текста «Кузнечик певчий» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) На какой стадии развития кузнечика появляются крылья?
2) Кто из кузнечиков издает «стрекотанье» и какие «инструменты» они для этого используют?
3) К какому отряду относится кузнечик и сколько у него пар конечностей?
Пользуясь таблицей «Структура посевных площадей, валовое производство и урожайность основных сельскохозяйственных культур центральной экспериментальной базы ВНИИМК», а также своими знаниями ответьте на следующие вопросы.
Таблица 1. Структура посевных площадей, валовое производство и урожайность
основных сельскохозяйственных культур центральной
Наименование
культуры
2005 год
2006 год
площадь,
га
вал. сбор, т
урожай-
ность,
ц/га
площадь,
га
вал. сбор, т
урожай-
ность,
ц/га
Озимая пшеница
515
2777
54
545
3749
69
Клещевина
27
17
10
16
13
8
Подсолнечник
158
217
14
156
325
21
Лен масличный
157
135
9
122
202
17
1. Какая из культур имела наибольшую урожайность в 2005 году?
2. Выросла ли в 2006 году площадь под посевы по сравнению с 2005 годом? Ответ обоснуйте.
3. Как Вы считаете, в какой год погода была более благоприятная? Ответ поясните.
В четверг семиклассница Мария посетила школьную столовую, где ей предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем; котлета мясная рубленная с гарниром из отварных макарон, чай с сахаром и кусочек ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, а также знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
1) Каково содержание белков в школьном обеде?
2) Какое еще количество ккал энергии необходимо получить с пищей в этот день Марии, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 13 лет?
3) Каковы функции белков в организме человека? Назовите одну из таких функций.
Суточные нормы питания и энергетическая потребность
детей и подростков
Возраст,
лет
Белки,
г/кг
Жиры,
г/кг
Углеводы, г
Энергетическая
потребность, ккал
7–10
2,3
1,7
330
2550
11–15
2,0
1,7
375
2900
Старше 16
1,9
1,0
475
3100
Суточные нормы питания и энергетическая потребность