СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ - 2024. Русский язык. Тесты. Варианты 1-4 (РТ)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОГЭ - 2024. Русский язык.  Тесты. Варианты 1-4 (РТ)

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ - 2024. Русский язык. Тесты. Варианты 1-4 (РТ)»

Вариант 1 РТ

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

(1) И еще хочу сказать о неделимости общей и технической культуры. (2) Это неделимые вещи. (3) Если вы кусок какой-то изымаете, связанный с историей нашего отечества или с нашей литературой, если вы к чему-нибудь ослабили внимание, это обязательно бумерангом вернется в силу неделимости культуры. (4)В равной степени нельзя все отдать литературе и искусству и забыть про технику. (5) Мы тогда станем беспомощным обществом.


ЗАДАНИЕ 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста.

  1. мы станем беспомощным (предложение 5)

  2. хочу сказать (предложение 1)

  3. неделимые вещи (предложение 2)

  4. вы изымаете (предложение 3)

  5. нельзя все отдать и забыть (предложение 4)


ЗАДАНИЕ 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 содержит однородные определения.

  2. Предложение 2 односоставное назывное.

  3. Предложение 3 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

  4. Предложение 4 односоставное безличное.

  5. Предложение 5 неполное.


ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Если однородные члены предложения соединены парными союзами, то запятая ставится только перед второй частью союза. Б) Если обобщающее слово следует за однородными членами предложения, то перед ним ставится тире.

В) Тире ставится, если оба главных члена предложения выражены количественными числительными или если один из них выражен формой именительного падежа существительного, а другой —

  1. В истории русской живописи сохранились имена прекрасных художников-пейзажистов: Саврасова, Васильева, Куинджи, Левитана и многих других.

  2. Один из лучших художников этого жанра

— Шишкин.

  1. В своих картинах он воспевал родную землю, её свежее дыхание, необозримые просторы и богатства.

  2. Цветущие поля, сосновые рощи, лесные

дали, папоротник в лесу — всё это близко и дорого сердцу художника.


ЗАДАНИЕ 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


числительным либо оборотом с

числительным.

5) Картины Шишкина широко известны как в

нашей стране, так и за рубежом.


ЗАДАНИЕ 5. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Человек должен сознавать себя выше львов (1) тигров (2) звезд (3) выше всего в природе

(4) даже выше того (5) что непонятно (6) и кажется чудесным (7) иначе он не человек (8) а мышь (9) которая всего боится.


ЗАДАНИЕ 6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  1. НЕ СМОТРЯ (под ноги) – НЕ с деепричастиями, употребляющимися без НЕ, пишется раздельно

  2. ОБМАКНУЛ (перо в чернильницу) - правописание гласной в корне зависит от ударения.

  3. ШОРОХ – после шипящей пишется о, поскольку можно подобрать проверочное слово

  4. ДВУХЪЯРУСНЫЙ – разделительный Ъ пишется в сложном слове после начальных частей двух/трех/четырех перед йотированными гласными.

  5. ГОНЯТ (они) – в окончании глагола II спряжения в форме 3 лица множественного числа пишется Я.


ЗАДАНИЕ 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Всё сия..(1)т после недавн..(2)го ливня: и голубые цв..(3)ты ц..(4)кория, и какие-то кусты с красными ягодами. Мой пр..(5)ятель заб..(6)рается за ними в самую чащобу, несмотря на то, что кусты колются и жалятся. Мы продолжа..(7)м продвигаться вперёд, вз..(8)мая эту неожиданную для нас дань с пр..(9)роды.


ЗАДАНИЕ 8. Раскройте скобки и запишите слово «директор» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Приходили (директор) цирков, артисты, все с подарками.


ЗАДАНИЕ 9. Замените сс «мозговая активность», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.


Прочитайте текст и выполните задания 10-13.

(1)Мы остановились на хуторе, где жили аисты. (2)Крытая камышом хата стояла на лугу, окруженная ромашками и фиолетовыми султанами иван-чая. (3)В траве виднелись нагретые солнцем красноватые лобастые валуны. (4)Из таких же камней была сложена хата. (5)Крепкие стены. (6)На них кое-где виднелись царапины от осколков. (7)На этом куске земли война растеряла много свинца и железа. (8)В березе среди двора я нащупал четыре рваных осколка. (9)Береза давно засохла, потеряла верхушку и стояла у дома, как отбеленная

ветром кость. (10)Хозяин не срубил остаток мертвого дерева. (11)Прибил на верхушке деревянные перекладины с надеждой, что поселятся аисты.

(12)Аисты поселились. (13)Двенадцать лет назад построили гнездо, и каждый год, возвращаясь из Африки, без ошибки находят камышовую крышу среди разливов воды и раненую сухую березу. (14)Каждый год два-три голенастых птенца в середине августа становятся на гнезде во весь рост, машут крыльями - пробуют крылья. (15)Потом они в первый раз слетают на камышовую крышу, первый раз меряют по лугу воду. (16)А потом приходит день: с Балтийского моря, цепляясь за высокие сосны, ползут облака. (17)Аисты начинают кружиться над хутором, забираются выше, выше и улетают совсем. (18)Хозяин дома набивает в трубку отсыревший табак и думает вслух: еще на один год постарел... (19)Мы попросили напиться. (20)Хозяин вынес горшок молока и деревянную посуду с теплой копченой рыбой. (21)Сели на большой камень.

  1. - Аисты приносят счастье?

  2. Старик не спеша набил трубку, прислушался, как птенцы над гнездом трещали красными клювами.

(24)- Что счастье... (25)Сын с войны не пришел. (26)Жена пятый год лежит с ревматизмом. (27)Этим летом телушку громом убило... (28)Я стар верить сказкам. (29)Аисты делят со мною заботы. (30)Сяду вот так на камень и гляжу, как летают, хлопочут. (31)Гляжу, гляжу - от сердца и отлегнет. (32)Двенадцать лет рядом живем.

(33)Года четыре назад весна, растопив снега, вдруг отступила. (34)Ударил мороз: мелкая вода и мокрые лужи оделись коркою гололеда. (35)Прилетевшие аисты ходили по льду и возвращались к гнезду голодные. (36)День, другой - уже не стало силы взлетать. (37)Сидят с обвисшими крыльями и даже клювами перестали трещать. (38)Пошел старик Август в соседний колхоз просить лодку.

(39)- Куда в такую погоду? (40)Рыбаки и те неделю уже сидят.

(41)Старик все-таки вышел в море и вернулся с корзиною мелкой рыбешки. (42)Приладил к березе лестницу, накидал в гнездо рыбы. (43)Потом еще раз выходил в море, а потом весна образумилась. (44)Оттаяли болота, запрыгали по лужам лягушки. (45)Аисты положили в гнездо два яйца... (46) - Аугуст, Аугуст! - позвали из дома.

(47)Старик ушел. (48)Прогремел в сенях жестяною кружкой.

(49)- Второй год не подымается. (50)Прошлым летом попросила кровать к окошку поставить. (51)Лужок из окна виден, а если кверху глядеть - аистов видно. (52)Души в них не чает. (53)По двору, подхватив зубами драный ботинок, носился щенок. (54)Теленок все порывался оборвать привязь и дотянуться к белым ромашкам возле канавы. (55)Наседка шустро копала навоз. (56)Самый проворный из ее сыновей первым хватал из-под матери червяка и кидался бежать. (57)Все желтое семейство кидалось вслед отнимать.

(58)- Трех цыплят утянул коршун, - сказал Август.

(59)Старику одному приходится управляться с хозяйством. (60)Совсем немного времени остается, чтобы набить трубку и посидеть на камне, поглядеть, как кружатся аисты, как три молодых птенца пробуют крылья.

(61)- Аугуст, Аугуст... - позвали из дома. (62)Мы попрощались.

(63)...Приносят ли аисты счастье? (64)Все счастливые скажут вам, что, конечно, приносят. (65)Но особое слово на этот счет скажет вам человек, неподвижно лежащий возле окошка. (66)Для него эти птицы все, что осталось от жизни. (67)Для него эти птицы - и есть само счастье. (68)Это вам скажет всякий, для кого судьба сужает просторный мир до размеров окошка возле кровати. (по В. Пескову) * Василий Песков - писатель, журналист, путешественник и фотокорреспондент.


ЗАДАНИЕ 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? 1) Аисты безошибочно находили гнездо, которое построили двадцать лет назад

  1. Аисты делали счастливой жену Аугуста, поскольку для нее они стали единственной радостью.

  2. Счастливые люди говорят, что аисты приносят счастье.

  3. Старику помогали управляться с хозяйством.

  4. Старик Аугуст потерял на войне сына.


ЗАДАНИЕ 11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

  1. А потом приходит день: с Балтийского моря, цепляясь за высокие сосны, ползут облака.

  2. Крытая камышом хата стояла на лугу, окруженная ромашками и фиолетовыми султанами иван-чая.

  3. Года четыре назад весна, растопив снега, вдруг отступила.

  4. По двору, подхватив зубами драный ботинок, носился щенок.

  5. Потом еще раз выходил в море, а потом весна образумилась.


ЗАДАНИЕ 12. Подберите синоним к словосочетанию «ДУШИ НЕ ЧАЕТ» (из предложения 52). Напишите этот синоним.


ЗАДАНИЕ 13. Сочинение ОГЭ
    1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя В.Г. Короленко: «Русский язык ... обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

    2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: « ...Приносят ли аисты счастье? Все счастливые скажут вам, что, конечно, приносят. Но особое слово на этот счет скажет вам человек, неподвижно лежащий возле окошка». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему "Какого человека можно назвать счастливым?" Дайте определение слову СЧАСТЬЕ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера- аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта.

Вариант 2 РТ

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

(1) Любовь – это жизнь, это главное. (2)От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее. (3)Любовь – это сердце всего. (4)Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. (5)Но если сердце работает, оно не может не проявляться в этом во всем.


ЗАДАНИЕ 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. 1) любовь главное (предложение 1)

  1. стихи дела прочее разворачиваются от нее (предложение 2)

  2. любовь (предложение 3)

  3. оно прекратит работу (предложение 4)

  4. сердце работает (предложение 5)


ЗАДАНИЕ 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

  1. В предложении 1 содержится три грамматические основы.

  2. Предложение 2 односоставное неопределённо-личное.

  3. В предложении 3 содержится составное именное сказуемое.

  4. Предложение 4 осложнено однородными обособленными распространёнными определениями.

  5. Предложение 5 сложноподчиненное с придаточным условия.


ЗАДАНИЕ 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Вводные слова и словосочетания обособляются.

Б) Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.

В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

  1. Дубечня — так называлась наша первая железнодорожная станция — находилась в семнадцати верстах от города.

  2. На протяжении всей дороги ярко зеленели озимь и яровые, охваченные утренним солнцем.

  3. Было довольно-таки жарко, и рабочие вяло бродили по кучам щепок и мусора.

  4. Походив часа два, я заметил, что от станции куда-то вправо шли телеграфные столбы, которые через полверсты оканчивались у белого каменного забора.

  5. Это была старая и, по-видимому, заброшенная, никем не заселённая усадьба.

ЗАДАНИЕ 5. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Солнце стояло еще высоко (1) и впереди кипело что-то (2) в дыму (3) и гул выстрелов (4) стрельба (5) и канонада (6) не только не ослабевали (7) но усиливались до отчаянности(8) как человек (9) который кричит из последних сил.


ЗАДАНИЕ 6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  1. НАКЛОНИЛСЯ – написание чередующейся гласной зависит от ударения

  2. Задача РЕШЕНА – в кратких прилагательных пишется столько Н, сколько в полных, от которых они образованы.

  3. ЗАСЕЯННОЕ ПОЛЕ – написание гласной перед НН проверяется инфинитивом.

  4. ПРЕДЫСТОРИЯ – после заимствованных приставок пишется Ы.

  5. ВРАЧОМ – в суффиксах существительных после шипящей под ударением пишется О


ЗАДАНИЕ 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Н..(1)смотря на ранне..(2) время, деревня, через которую мы проезжали, поражала своей пустынностью. Даже собаки и те ла…(3)ли как-то нехотя и как будто по привычк..(4). Но вот в отдалени..(5) мы увид..(6)ли небольшой домишко с штукатур..(7)нными стенами. Это и было н..(8) что иное, как мельн..(9)ца, где мы рассчитывали остановиться на ночёвку.


ЗАДАНИЕ 8. Раскройте скобки и запишите слово «восемьсот» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Как-то она спрятала в мешок с моей сменной обувью кошелек с (восемьсот) рублями и искала его потом, утверждая, что в пропаже повинна приходившая накануне мама.


ЗАДАНИЕ 9. Замените словосочетание «учиться рисовать», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.


Прочитайте текст и выполните задания 10-13.

(1)Никаких следов того, что люди называют любовью, не было в жизни этого старого художника. (2)Вся любовь его, все, чем люди живут для себя, у него было отдано искусству. (3)Обвеянный своими видениями, окутанный вуалью поэзии, он сохранился ребенком, удовлетворяясь взрывами смертельной тоски и опьянением радостью от жизни природы. (4)Прошло бы, может быть, немного времени, и он умер, уверенный, что такая и есть вся жизнь на земле...

  1. Но вот однажды пришла к нему женщина, и он ей, а не мечте своей пролепетал свое люблю.

  2. Так все говорят, и Фацелия, ожидая от художника особенного и необыкновенного выражения чувства, спросила:

  • (7)А что это значит "люблю"?

  • (8)Это значит, - сказал он, - что, если у меня останется последний кусок хлеба, я не стану его есть и отдам тебе, если ты будешь больна, я не отойду от тебя, если для тебя надо будет работать, я впрягусь как осел...

(9)И он еще много сказал ей такого, что люди выносят из-за любви. Фацелия напрасно ждала небывалого.

  • (10)Отдать последний кусок хлеба, ходить за больной, работать ослом, - повторила она, -

да ведь это же у всех, так все делают...

  • (11)А мне этого и хочется, - ответил художник, - чтобы у меня было теперь, как у всех. (12)Я же об этом именно и говорю, что наконец-то испытываю великое счастье не считать себя человеком особенным, одиноким, и быть как все хорошие люди.

(По М. Пришвину)



ЗАДАНИЕ 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Художник умер, уверенный, что любви нет.

  2. Признание художника в любви было особенным, необычным.

  3. До встречи с Фацелией вся жизнь художника была посвящена искусству.

  4. Фацелия ждала необычного признания в любви.

примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Сочинение 13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «А мне этого и хочется, - ответил художник, - чтобы у меня было теперь, как у всех. Я же об этом именно и говорю, что наконец-то испытываю великое счастье не считать себя человеком особенным, одиноким, и быть как все хорошие люди».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяите цитирование.

  1. Художник думал, что только особенные люди могут испытать великое счастье.

Объе

сочинения должен составлять не менее 70 слов.


ЗАДАНИЕ 11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

  1. Обвеянный своими видениями, окутанный вуалью поэзии, он сохранился ребенком, удовлетворяясь взрывами смертельной тоски и опьянением радостью от жизни природы.

  2. Никаких следов того, что люди называют любовью, не было в жизни этого старого художника.

  3. Так все говорят, и Фацелия, ожидая от художника особенного и необыкновенного выражения чувства, спросила:

  4. Прошло бы, может быть, немного времени, и он умер, уверенный, что такая и есть вся жизнь на земле...

  5. Я же об этом именно и говорю, что наконец-то испытываю великое счастье не считать себя человеком особенным, одиноким, и быть как все хорошие люди.


ЗАДАНИЕ 12. Подберите синонимы к слову "пролепетал" (предложение 5). Напишите один из этих синонимов.


ЧАСТЬ 3. Сочинение ОГЭ по русскому языку.


Сочинение 13.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного российского филолога О.Н. Емельяновой: «Авторская речь обладает не только изобразительностью, но и выразительностью и характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего». Аргументируя свой ответ, 2 (два)

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулем̈баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Сочинение 13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему "Какую роль в жизни человека играет любовь?" Дайте определение понятию ЛЮБОВЬ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 3 РТ Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

(1)В 1928 году Александр Флеминг проводил рядовой эксперимент в ходе многолетнего исследования, посвященного изучению борьбы человеческого организма с бактериальными инфекциями. (2)Вырастив колонии культуры стафилококков, он обнаружил, что некоторые из чашек для культивирования заражены обыкновенной плесенью, а вокруг каждого пятна плесени Флеминг заметил область, в которой бактерий не было. (3)Из этого он сделал вывод, что плесень вырабатывает вещество, убивающее бактерии. (4)Впоследствии он выделил молекулу, ныне известную как «пенициллин». (5)Это и был первый современный антибиотик.


ЗАДАНИЕ 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста.

  1. Александр Флеминг проводил (предложение 1)

  2. не было (предложение 2)

  3. он сделал (предложение 3)

  4. он выделил (предложение 4)

  5. это был антибиотик (предложение 5)


ЗАДАНИЕ 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 осложнено обособленным распространённым определением.

  2. Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связями между частями.

  3. Предложение 3 осложнено деепричастным оборотом.

  4. Предложение 4 простое, осложненное обособленным распространённым определением.

  5. Предложение 5 односоставное назывное.


ЗАДАНИЕ 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Если однородные члены предложения, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложения, то перед ними ставится двоеточие, а после — тире. Б) Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.

В) Деепричастный оборот, как правило,

обособляется (выделяется запятыми) независимо от его расположения.

  1. Я прошёлся по террасе, ещё крепкой и красивой.

  2. Было густо, и сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где ещё стояли тополи, сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей.

  3. Чем дальше вглубь, тем было просторнее.

  4. Сад, всё больше редея и переходя в



настоящий луг, спускался к реке, поросшей зелёным камышом и ивняком.

5) Всё это: и плёс, и мельница, и уютные берега — принадлежало инженеру.


ЗАДАНИЕ 5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Живет свободно только тот (1) кто находит радость в исполнении своего долга (2) кто обдумал тот путь (3) который (4) он должен пройти в жизни (5) кто подчиняется нравственному закону (6) не из страха (7) а уважает и слушается его потому (8) что считает

(9) что так должно.


ЗАДАНИЕ 6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  1. БЕЗБРЕЖНЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.

  2. ПРЕВРАТИТЬ – написание гласной в приставке зависит от ее значения

  3. ПЛОВЕЦ – написание безударной гласной определяется подбором однокоренного слова.

  4. (сделал) ПО-НОВОМУ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -ОМУ.

  5. ПОКРАШЕННАЯ (лавка) – в полных прилагательных с суффиксом ЕНН всегда пишется НН.


ЗАДАНИЕ 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

В отд..(1)лении мы увидели небольшой домишк..(2) с штукатуренными стенами. Это и было не что иное, как мельница, где мы рассчитывали ост..(3)новиться на ноч..(4)вку. Весело выглядывают из ярко-зелёной листвы камыш..(5)вые крыши построек, без уст..(6)ли вращается обвешанное маслянистыми каплями замшелое колесо, стучит в амбаре ж…(7)рнов, с приглушённым ш..(8)потом плещется реч..(9)нка.


ЗАДАНИЕ 8. Раскройте скобки и запишите слово «помидор» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Дядюшка Толя спешил прочнее обустроиться на земле, построил парник для (помидор) и мечтал спилить затенявшие огород березы.


ЗАДАНИЕ 9. Замените словосочетание «страница книги», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.


Прочитайте текст и выполните задания 10-13.

(1)Дружба начиналась очень давно. (2)Пещера. (3)Костер. (4)Человек в шкурах. (5)Подошел к огню крадучись зверь, поднял ухо и застыл от любопытства и голода. (6)Вынул человек из костра кусок опаленного мяса и швырнул зверю. (7)Пес обглодал кости и остался лежать у края пещеры.

  1. Так начиналась дружба, которой теперь уже многие тысячи лет…

  2. А вот что я записал со слов летчика. (10)Дальний родственник пещерного пса пристроился жить около самолетов. (11)Пес был ничей. (12)Такие псы живут обычно на станциях, в портах, у базаров. (13)В непогожие дни на Диксоне, когда самолеты не улетали, пес начинал выть. (14)Собачий голос сливался с метелью, и мало кто слышал жалобы Кубаря. (15)Но однажды скрипнула дверь, и пес очутился в маленькой комнате. (16)Горела лампа. (17)Человек поставил у порога тарелку теплого супа, погладил собаку и зашуршал газетой. (18)Это был немолодой летчик. (19)В Москве у него случилось горе. (20)Он бросил все и приехал на Диксон. (21)В комнате стоял чемодан и патефон с дюжиной довоенных пластинок. (22)Чем-то был дорог летчику старый обшарпанный патефон. (23)Человек оценил деликатность пса, смирно севшего у порога рядом с унтами.

(24)– А что, брат, не послушать ли музыку? (25)– Летчик поднялся и покрутил ручку у синего ящика…

(26)Утром метель утихла. (27)Небо над поселком подпирали морозные столбы дыма из труб. (28)Этим утром первый раз за долгое время увидели улыбку московского летчика. (29)После завтрака он позвал технарей к себе в комнату, покрутил ручку у патефона, улыбаясь, глазами показал на собаку…

(30)Было на что поглядеть. (31)Как только закрутилась пластинка, Кубарь вытянулся, торчком поставил лохматые уши и уже не сводил глаз с пластинки. (32)Другую поставили – та же картина, а когда поставили старую пластинку с песнею «Валенки», Кубарь встрепенулся и радостно забрехал…

(33)И пошла слава о Кубаре. (34)Гость появился на Диксоне – сейчас же ведут к патефону. (35)И всякий раз, как только игла зашуршит на пластинке, Кубарь забывает про все на свете. (36)А как только «Валенки» – обязательно радостный лай.

  1. Старый летчик, однако, больше всего ценил в Кубаре не это редкое качество, а обычную собачью преданность.

  2. – Ну не скучай, Кубарь, я скоро… (39)– Один раз Кубарь проводил хозяина до самой кабины и, не удержавшись, вскочил по лесенке. (40)Самолет увозил геолога на дальний пустынный остров. (41)Пропеллеры засверкали, дверь открыта, а собака не убегает.

(42)– Возьмем? – обернулся летчик к геологу. (43)– Возьмем.

(44)Когда от земли оторвались, собаке стало нехорошо. (45)Все, кто летал на маленьком самолете, знают, как швыряет его по ухабам теплого и холодного воздуха. (46)Запах бензина, тряска и рев мотора положили Кубаря на живот. (47)Глаза помутнели, шерсть стала мокрой и поднялась дыбом… (48)Когда, спотыкаясь на каменистой равнине, самолет наконец замер, когда дверца открылась, Кубарь вскочил и пулей, не оглянувшись, умчался. (49)Следили, пока рыжая точка не скрылась за горизонтом. (50)Геолог махнул рукой:

(51)– Все. (52)К этой птице уже не вернется. (53)Будет жить с песцами. (54)Летчик огорченно молчал.

(55)Работали четверо суток. (56)Любопытные песцы прибегали на стук молотков и быстро убегали обратно. (57)Кубаря не было.

(58)Погрузили ящики с образцами. (59)В последний раз долго глядели между валунами. (60)– Нет, не вернется, – сказал геолог.

(61)Заревел мотор. (62)На что-то надеясь, летчик помедлил со взлетом. (63)И вдруг положил на плечо геологу руку:

– Гляди…

(64)По сыровато-зеленой земле катился лохматый шар. (65)С разбегу, без лестницы прыгнул в открытую дверцу, тяжело дышит. (66)Шерсть висит клочьями. (67)На боках и спине краснеют следы песцовых укусов.

  1. Люди переглянулись:

  2. – Без человека не может… (по В. Пескову)


ЗАДАНИЕ 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста

  1. Летчик взял собаку, потому что раньше у него уже была собака.

  2. Кубарю очень понравилось летать на самолете.

  3. Собаке нравилось слушать музыку, доносящуюся из патефона.

  4. Летчик ценил собачью преданность.

  5. Летчик взял собаку в экспедицию, потому что боялся, что она устроит беспорядок в доме.


ЗАДАНИЕ 11. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.

  1. Небо над поселком подпирали морозные столбы дыма из труб.

  2. Любопытные песцы прибегали на стук молотков и быстро убегали обратно.

  3. Кубарь вскочил и пулей, не оглянувшись, умчался.

  4. По сыровато-зеленой земле катился лохматый шар.

  5. Кубарь вытянулся, торчком поставил лохматые уши и уже не сводил глаз с пластинки.


ЗАДАНИЕ 12. Подберите синонимы к слову ШВЫРНУЛ (предложение 6). Выпишите один из этих синонимов.


СОЧИНЕНИЕ 13.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста М.В. Панова: «В художественное произведение могут входить такие слова, которые находятся за пределами литературного языка». Аргументируя свой ответ, 2 (два) примера из прочитанного текста.

СОЧИНЕНИЕ 13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «По сыровато-зеленой земле катился лохматый шар. С разбегу, без лестницы прыгнул в открытую дверцу, тяжело дышит. Шерсть висит клочьями. На боках и спине краснеют следы песцовых укусов. Люди переглянулись: Без человека не может…».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

СОЧИНЕНИЕ 13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему "Кого можно назвать настоящим другом?" Дайте определение понятию ДРУЖБА и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта.

Вариант 4 РТ Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.


(1)Известно, что наш небольшой космический дом – Земля – мчится в мировом пространстве по очень сложной траектории, участвуя во многих механических движениях. (2)Вследствие этого непрерывно изменяются координаты Земли по отношению к Солнцу и Луне, которые, в свою очередь, не стоят на месте. (3)В результате Солнце и Луна оказывают на Землю не всегда одинаковое влияние. (4)Поскольку Земля сжата у полюсов, Солнце и Луна сильнее притягивают ту ее часть у экватора, которая ближе к ним. (5)При этом возникают так называемые прецессионные силы, стремящиеся как бы повернуть ось вращения Земли.


ЗАДАНИЕ 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  1. известно (предложение 1)

  2. не стоят (предложение 2)

  3. оказывают одинаковое влияние (предложение 3)

  4. Земля сжата у полюсов (предложение 4)

  5. силы возникают (предложение 5)


ЗАДАНИЕ 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

  1. Первая часть предложения 1 осложнена вводным словом.

  2. Предложение 2 сложноподчиненное с придаточным следствия.

  3. Предложение 3 содержит однородные подлежащие.

  4. В предложении 4 содержится составное именное сказуемое.

  5. Предложение 5 простое, осложнённое обособленным распространённым определением, выраженным причастным оборотом.


ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется. Б) Придаточная часть в сложноподчиненном предложении выделяется запятыми с двух сторон,

если стоит внутри главной части,

  1. За несколько дней до этой встречи с журавлями один московский журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре.

  2. Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе.

  3. Птицы прощались с Россией, с её болотами и


ЗАДАНИЕ 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


разрывает её.

В) Если однородные члены предложения парными союзами, то запятая ставится только перед второй частью союза.

чащобами.

  1. Оттуда уже сочился осенний воздух, сильно отдающий свежестью.

  2. Каждый осенний лист был шедевром, совершенным творением природы, произведением её таинственного искусства, недоступного нам,

людям.


ЗАДАНИЕ 5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Кто в молодости не связал себя прочными связями с прекрасным делом (1) или по крайней мере с простым (2) но честным и полезным трудом (3) тот может считать свою молодость бесследно потерянною (4) как бы весело она ни прошла (5) и (6) сколько бы приятных воспоминаний ни оставила.


ЗАДАНИЕ 6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

  1. ПОДЪЕЗД – разделительный Ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласный звук перед йотированными гласными.

  2. ЗАГОРАТЬ – написание чередующейся гласной в корне зависит от следующего за корнем суффикса А.

  3. ЦЫПЛЕНОК – в корне после Ц пишется Ы, так как слово является исключением из правил.

  4. ДЕРЕВЯННЫЙ – в прилагательном, образованном от существительного при помощи суффикса ЯН, пишется НН.

  5. ВО-ПЕРВЫХ – существительное пишется через дефис, поскольку оно является сложным.


ЗАДАНИЕ 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Не нужно чересчур пр..(1)уменьшать трудность походов, но я не хочу даже малость пр…(2)уменьшить то удовольствие, которое они доставляют. Мы идём через лес, окропленный мир..(3)адами капель, которые висят даже на без..(4)глых ветвях старых ёлок. Как н..(5) тяж..(6)лы наши рюкзаки, мы все впоследстви..(7) с удовольствием вспом..(8)нали наше пут..(9)шествие.


ЗАДАНИЕ 8. Раскройте скобки и запишите слово «вафля» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Представляешь, сидит за компьютером наш Яшка, одинокий, грустный, нос повесил, кругом грязь, бумажки какие-то валяются, обертки от (вафля).

ЗАДАНИЕ 9. Замените словосочетание «офицерский китель», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.


Прочитайте текст и выполните задания 10-13.

(1)Теперь на каждом уроке — русском, математике, истории — были разные учителя. (2)Это оказалось интересно, потому что все они были очень разные люди.

  1. Бритоголовый математик Иван Алексеевич, которого за круглую голову с круглыми, торчавшими в сторону ушами сразу прозвали Шариком, Михаське понравился, не то что Русалка — Нина Петровна.

  2. Когда кто-нибудь из ребят выходил к деревянной доске и долго смотрел на нерешенную задачу, он не сердился, а удивлялся: в чем дело — ведь задача вон какая легкая, — а потом, когда наконец задача получалась, все решали еще одну, похожую, и тот, кому не повезло, уже быстро с ней разделывался и, хотя получал жалкую тройку с минусом, уходил на свою парту смущенный и красный от удовольствия. (5)Иван Алексеевич вообще очень любил плюсы и минусы. (6) Он ставил двойки, тройки, четверки с минусами и плюсами, а самыми крайними оценками у него были единица с минусом и пятерка с плюсом. (7) Правда, такие отметки он ставил очень редко: например, если уж кто-нибудь обдурит его на контрольной или так решит задачку, что даже учитель удивится. (8) Однажды Свирид такой номер выкинул.

  1. После контрольной, когда раздавали тетради с отметками, Шарик вдруг вызвал Сашку и сказал ему:

  2. — А ты знаешь, Свиридов, у тебя ответ не сошелся.

  3. Сашка опустил голову.

  4. — Но ты все-таки молодец! — сказал Шарик. (13)— Ты решил задачку по-своему. (14)Я тебе пятерку поставил.(15) Даже с плюсом. (16) Садись.

  1. Сашка покраснел до макушки, а Иван Алексеевич встал и заходил по классу.

  2. — Да! — говорил математик. (19)— Трижды да! (20)Пусть всегда вас гложет червь сомнения! (21)Михаська усмехнулся тогда, так как не понял, за что это его должны грызть какие-то черви, но заметил, что ребята реже стали звать учителя Шариком.

(22)Кроме математики, Иван Алексеевич преподавал у них физкультуру. (23)Это, конечно, забавно: и на серьезной математике, и на несерьезной физкультуре — один учитель! (24)Михаська заметил, что Иван Алексеевич и сам как будто этому удивляется. (25)Но учителей не хватало. (26)А на физкультуре он даже иногда играл с ребятами в футбол, если в одной команде не хватало игроков. (27)Ходил Иван Алексеевич и на математику, и на физкультуру в офицерском кителе без орденов, только на груди желтела, краснела и снова желтела трехцветная полоска. (28)Это означало, что у него два тяжелых ранения и одно среднее. (29)И, хотя у Ивана Алексеевича были целы и руки и ноги, Михаська, видавший в госпитале у мамы тяжелораненых, жалел его.

(30) Ну а Русалка, Нина Петровна, была совсем другой. (31) Русалкой ребята прозвали ее не за длинные волосы, а за то, что она преподавала русский язык. (32)Нина Петровна всегда будто куда- то торопилась; и если кто плохо отвечал или забыл немного, она тут же сажала на место и ставила двойку. (33) Нужно было потом за ней ходить и клянчить, чтобы вызвала снова.

(34) Ребята ее боялись и не любили, и Михаська тоже не любил. (По А. Лиханову)


ЗАДАНИЕ 10. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Иван Алексеевич преподавал одновременно и математику, и физкультуру.

  2. Учитель поставил Свириду пятерку с плюсом за то, что тот решил задачку по-своему.

  3. Михаська не любил учителей, потому что они его часто ругали.

  4. Шарик очень любил ставить ребятам плюсы и минусы.

  5. Ребята прозвали учительницу русского языка Русалкой за ее длинные волосы.


ЗАДАНИЕ 11. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

  1. Пусть всегда вас гложет червь сомнения.

  2. И, хотя у Ивана Алексеевича были целы и руки и ноги, Михаська, видавший в госпитале у мамы тяжелораненых, жалел его.

  3. Правда, такие отметки он ставил очень редко: например, если уж кто-нибудь обдурит его на контрольной или так решит задачку, что даже учитель удивится.

  4. Однажды Свирид такой номер выкинул.

  5. Ходил Иван Алексеевич и на математику, и на физкультуру в офицерском кителе без орденов, только на груди желтела, краснела и снова желтела трехцветная полоска.


ЗАДАНИЕ 12.

Замените просторечное слово в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.


СОЧИНЕНИЕ 13.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста И.Б. Голуб:

«Различные синтаксические структуры однородных членов помогают избежать однообразия при перечислении понятий, явлений, действий». Аргументируя свой ответ, 2 (два) примера из прочитанного текста.

СОЧИНЕНИЕ 13.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:

«Михаська усмехнулся тогда, так как не понял, за что это его должны грызть какие-то черви, но заметил, что ребята реже стали звать учителя Шариком».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

СОЧИНЕНИЕ 13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Кого можно назвать настоящим учителем?» Дайте определение слову УЧИТЕЛЬ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

https://rustutors.ru/oge/varoge/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!