СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2024 Сентябрь Биология Вариант 13

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  РЕШУ ОГЭ — биология Вариант № 3602860   1.  Тип 1 № 12113

Как называется свойство живых организмов, изображенное на рисунке?

        2.  Тип 2 № 35135

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  хеликобактер пилори

Б)  василиск шлемоносный

В)  лапчатка гусиная

Г)  груздь черный

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Животные

2)  Грибы

3)  Бактерии

4)  Растения

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        3.  Тип 3 № 35167

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  отряд Воробьинообразные

2)  вид Дрозд рябинник

3)  класс Птицы

4)  семейство Дроздовые

5)  род Дрозд

        4.  Тип 4 № 12469

Изучите график зависимости интенсивности дыхания (отложено по оси у в мл CO2/кг в час) от времени хранения (отложено по оси х в сут).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?

1)  Наименьшая интенсивность дыхания за время хранения характерна для яблок.

2)  На 15 сутки интенсивность дыхания авокадо и бананов одинаковая.

3)  Интенсивность дыхания бананов не поднимается выше 30 мл СО2/кг в ч.

4)  Для того, чтобы дольше сохранить фрукты, нужно хранить их при температуре ниже 15 °C.

5)  Максимальная интенсивность дыхания яблок приходится на 30-35 сутки.

        5.  Тип 5 № 859

Расположите в правильном порядке элементы пути, по которому проводятся нервные импульсы при

 
1) коробочка 2) можжевельник 3) плод 4) сосна
5) споровое 6) хвойное 7) цветковое 8) шишка

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        11.  Тип 11 № 39329

Установите соответствие между характеристиками и животными, изображенными на рисунках 1 и 2: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

1

2

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  двухкамерное сердце

Б)  легочное дыхание

В)  наружное оплодотворение

Г)  наличие боковой линии

Д)  два круга кровообращения

 

 

 

ЖИВОТНЫЕ

 

1)  1

2)  2

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        12.  Тип 12 № 3014

Верны ли суждения о признаках пресмыкающихся?

А.  Тело пресмыкающихся покрыто тонкой голой кожей, выделяющей слизь.

Б.  У змей и некоторых ящериц веки срослись и стали прозрачными.

    1) 

верно только А

    2) 

верно только Б

    3) 

верны оба суждения

    4) 

оба суждения неверны

        13.  Тип 13 № 925

Рассмотрите фотографии собаки породы афганская борзая. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        14.  Тип 14 № 35184

Под каким номером изображен лимфатический узел человека?

        15.  Тип 15 № 1198

Кислород поступает из альвеол легких в кровь потому, что его давление в легочных пузырьках

 

1)  равно его давлению в крови

2)  постоянно меняется

3)  больше его давления в крови

4)  меньше его давления в крови

        16.  Тип 16 № 35316

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение кожи. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  рецептор

2)  мышца, поднимающая волос

3)  эпидермис

4)  сальная железа

5)  потовая железа

6)  дерма

        17.  Тип 17 № 2090

Каковы признаки биосинтеза белка в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  Для протекания процесса используется энергия света.

2)  Процесс происходит при наличии ферментов.

3)  Центральная роль в процессе принадлежит молекулам РНК.

4)  Процесс сопровождается синтезом АТФ.

5)  Мономерами для образования молекул служат аминокислоты.

6)  Сборка молекул белков осуществляется в лизосомах.

        18.  Тип 18 № 16328

Установите соответствие между особенностью ткани человека и тканью, к которой(-ым) эта особенность относится.

 

 

 

ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ

 

А)  межклеточное вещество сильно развито

Б)  клетки расположены плотно

В)  защищает подлежащие ткани

Г)  клетки могут ороговевать

Д)  может быть жидкой

 

 

 

ТКАНЬ

 

1)  соединительная

2)  эпителиальная

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:  

А Б В Г Д
        19.  Тип 19 № 39337

 

Изучите фрагмент экосистемы тундры, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания поморника.

Список характеристик:

1)  продуцент

2)  хищник

3)  пищевой конкурент песца

4)  консумент второго порядка

5)  охотится в кроне деревьев

6)  способствует распространению плодов и семян

 

Запишите в таблицу номера выбранных характеристик.

        20.  Тип 20 № 39338

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит волк. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме. Цепь начните с продуцента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
        21.  Тип 21 № 39339

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы тундры. Как изменится численность куропаток и песцов, если в течение нескольких лет наблюдается увеличение численности леммингов?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность куропаток Численность песцов
        22.  Тип 22 № 12482

Рассмотрите схему строения нервной системы речного рака. Какие элементы нервной системы рака соответсвуют головному мозгу. Приведите подтверждающий аргумент.

          23.  Тип 23 № 20965

Ученые изучали процессы жизнедеятельности растений. В колбу с водой поместили побег с листьями, на поверхность воды налили слой растительного масла. Вторую пробирку с таким же количеством воды и масла, но без побега оставили в качестве контроля. На следующий день уровень воды в пробирке с побегом значительно снизился, а уровень воды в контрольной пробирке остался прежним.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? Какие структуры растения повлияли на результат исследования?

          24.  Тип 24 № 735

 

ПАРАЗИТИЗМ, КООПЕРАЦИЯ И СИМБИОЗ

 

Между организмами разных видов, составляющими ту или иную экосистему, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие, взаимоотношения.

 

Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами является паразитизм, когда один вид – паразит – использует другой – хозяина – в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред.

 

Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами прикрепления – присосками, крючочками, шипиками – и имеют высокую плодовитость. В процессе паразитического образа жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например, у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей-паразитов отсутствуют органы пищеварения.

 

Отношения между паразитом и хозяином подчинены определенным закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев, тем самым обеспечивая действие естественного отбора. Негативные отношения между паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти в нейтральные. В этом случае преимущество среди паразитов получают те виды, которые способны длительно использовать организм хозяина, не приводя его к гибели. В свою очередь, в процессе естественного отбора растет сопротивляемость организма хозяина паразитам, в результате чего приносимый ими вред становится менее ощутимым.

 

В природных сообществах встречается и взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Взаимовыгодные связи возникают в процессе эволюции на основе предшествующего паразитизма или других форм биотических взаимоотношений. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной – от врéменных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнера становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).

 

Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу – раковине, оставшейся от моллюска. Ракпереносит актинию и подкармливает ее остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены ее щупальца.

 

Пример симбиоза – взаимоотношения между деревьями леса и шляпочными грибами – подберезовиками, белыми и др. Шляпочные грибы оплетают нитями грибницы корни деревьев и благодаря образующейся при этом микоризе получают из растений органические вещества. Микориза усиливает способность корневых систем деревьев к всасыванию воды из почвы. Кроме того, деревья получают при помощи микоризы от шляпочных грибов необходимые минеральные вещества.

Используя содержание текста «Паразитизм, кооперация и симбиоз» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1)  Какие изменения в строении тела возникли в процессе эволюции у паразитических животных?

2)  Что партнеры извлекают (получают) из отношений в симбиозе?

3)  В какие отношения между организмами в процессе эволюции может перейти паразитизм?

          25.  Тип 25 № 2919

Пользуясь таблицей «Выживание птенцов скворцов в зависимости от числа яиц в кладке», ответьте на следующие вопросы.

 

Выживание птенцов скворцов в зависимости от числа яиц в кладке

 

 

Число яиц в кладке Доля выживших

птенцов (в %)

1

100

2

95

3

90

4

83

5

80

6

53

7

40

8

35

9

32

 

1)  Какая существует зависимость между числом яиц в кладке и долей выживших птенцов?

2)  Каков процент вылетевших из гнезда птенцов при величине кладки, равной 5?

3)  Чем можно объяснить, что в кладке скворца небольшое число яиц?

 

          26.  Тип 26 № 12947

Тринадцатилетний Николай вместе со своими родителями вечером посетил кафе быстрого питания. Масса тела Николая составляет 56 кг.

1)  Какова рекомендуемая калорийность ужина Николая с учетом того, что подросток питается 4 раза в день?

2)  Какова суточная потребность Николая в белках?

3)  Чем определяется энергетическая ценность продуктов?

 

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

 

 

Возраст, лет Белки, г/кг Жиры г/кг Углеводы, г Энергетическая потребность,

ккал

7–10 2,3 1,7 330 2550
11–15 2,0 1,7 375 2900
Старше 16 1,9 1,0 475 3100

 

 

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

 

 

Первый

завтрак

Второй

завтрак

Обед Ужин
14% 18% 50% 18%
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2024 Сентябрь Биология Вариант 13»

РЕШУ ОГЭ — биология

Вариант № 3602859

РЕШУ ОГЭ — биология

Вариант № 3602860

1.  Тип 1 № 12113

Как называется свойство живых организмов, изображенное на рисунке?



2.  Тип 2 № 35135

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  хеликобактер пилори

Б)  василиск шлемоносный

В)  лапчатка гусиная

Г)  груздь черный

ЦАРСТВА

1)  Животные

2)  Грибы

3)  Бактерии

4)  Растения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 35167

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  отряд Воробьинообразные

2)  вид Дрозд рябинник

3)  класс Птицы

4)  семейство Дроздовые

5)  род Дрозд

4.  Тип 4 № 12469

Изучите график зависимости интенсивности дыхания (отложено по оси у в мл CO2/кг в час) от времени хранения (отложено по оси х в сут).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?

1)  Наименьшая интенсивность дыхания за время хранения характерна для яблок.

2)  На 15 сутки интенсивность дыхания авокадо и бананов одинаковая.

3)  Интенсивность дыхания бананов не поднимается выше 30 мл СО2/кг в ч.

4)  Для того, чтобы дольше сохранить фрукты, нужно хранить их при температуре ниже 15 °C.

5)  Максимальная интенсивность дыхания яблок приходится на 30-35 сутки.

5.  Тип 5 № 859

Расположите в правильном порядке элементы пути, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  рабочий орган

2)  чувствительные нервные окончания

3)  чувствительный путь

4)  участок ЦНС

5)  исполнительный путь

6.  Тип 6 № 35107

Изучая, как шмель опыляет цветы клевера, исследователь занимается:

 

1)  измерением

2)  моделированием

3)  наблюдением

4)  экспериментом

7.  Тип 7 № 19388

Известно, что сахарный тростник  — злаковое разводимое растение, используемое человеком для получения сахара.

Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  может образовывать заросли выше человеческого роста

2)  питательные вещества откладываются в стебле

3)  предпочитает теплый и влажный климат

4)  используется в корм скоту

5)  произрастает на обрабатываемых человеком почвах

6)  стебель тростника  — соломина

8.  Тип 8 № 2120

В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

 

Целое

Часть

кровеносная система

сердце

...

биоценоз

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  почва

2)  растения

3)  ареал

4)  биосфера

9.  Тип 9 № 16326

Какие эволюционные приобретения появились впервые у птиц? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  два круга кровообращения

2)  теплокровность

3)  смешанная кровь в сердце

4)  костный череп

5)  перьевой покров

6)  насиживание яиц

10.  Тип 10 № 444

Вставьте в текст «Голосеменные растения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

Бóльшую часть произрастающих на территории России голосеменных растений обычно называют ___________ (А) из-за особого строения листьев. Стволы этих деревьев и кустарников богаты смолой. Она не позволяет развиваться спорам паразитических грибов. Еще одной отличительной особенностью голосеменных является развитие на побеге ___________ (Б), в которых развиваются семена. В лесах встречаются деревья: тенелюбивая ель и светолюбивая __________ (В), а также кустарник ___________(Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) коробочка

2) можжевельник

3) плод

4) сосна

5) споровое

6) хвойное

7) цветковое

8) шишка

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11.  Тип 11 № 39329

Установите соответствие между характеристиками и животными, изображенными на рисунках 1 и 2: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

1

2

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  двухкамерное сердце

Б)  легочное дыхание

В)  наружное оплодотворение

Г)  наличие боковой линии

Д)  два круга кровообращения

ЖИВОТНЫЕ

1)  1

2)  2

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

12.  Тип 12 № 3014

Верны ли суждения о признаках пресмыкающихся?

А.  Тело пресмыкающихся покрыто тонкой голой кожей, выделяющей слизь.

Б.  У змей и некоторых ящериц веки срослись и стали прозрачными.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 925

Рассмотрите фотографии собаки породы афганская борзая. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14.  Тип 14 № 35184

Под каким номером изображен лимфатический узел человека?

15.  Тип 15 № 1198

Кислород поступает из альвеол легких в кровь потому, что его давление в легочных пузырьках

 

1)  равно его давлению в крови

2)  постоянно меняется

3)  больше его давления в крови

4)  меньше его давления в крови

16.  Тип 16 № 35316

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение кожи. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  рецептор

2)  мышца, поднимающая волос

3)  эпидермис

4)  сальная железа

5)  потовая железа

6)  дерма

17.  Тип 17 № 2090

Каковы признаки биосинтеза белка в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  Для протекания процесса используется энергия света.

2)  Процесс происходит при наличии ферментов.

3)  Центральная роль в процессе принадлежит молекулам РНК.

4)  Процесс сопровождается синтезом АТФ.

5)  Мономерами для образования молекул служат аминокислоты.

6)  Сборка молекул белков осуществляется в лизосомах.

18.  Тип 18 № 16328

Установите соответствие между особенностью ткани человека и тканью, к которой(-ым) эта особенность относится.

ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ

А)  межклеточное вещество сильно развито

Б)  клетки расположены плотно

В)  защищает подлежащие ткани

Г)  клетки могут ороговевать

Д)  может быть жидкой

ТКАНЬ

1)  соединительная

2)  эпителиальная

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

А

Б

В

Г

Д

19.  Тип 19 № 39337

Изучите фрагмент экосистемы тундры, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания поморника.

Список характеристик:

1)  продуцент

2)  хищник

3)  пищевой конкурент песца

4)  консумент второго порядка

5)  охотится в кроне деревьев

6)  способствует распространению плодов и семян

 

Запишите в таблицу номера выбранных характеристик.

20.  Тип 20 № 39338

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит волк. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме. Цепь начните с продуцента.

 

21.  Тип 21 № 39339

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы тундры. Как изменится численность куропаток и песцов, если в течение нескольких лет наблюдается увеличение численности леммингов?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность куропаток

Численность песцов

22.  Тип 22 № 12482

Рассмотрите схему строения нервной системы речного рака. Какие элементы нервной системы рака соответсвуют головному мозгу. Приведите подтверждающий аргумент.

23.  Тип 23 № 20965

Ученые изучали процессы жизнедеятельности растений. В колбу с водой поместили побег с листьями, на поверхность воды налили слой растительного масла. Вторую пробирку с таким же количеством воды и масла, но без побега оставили в качестве контроля. На следующий день уровень воды в пробирке с побегом значительно снизился, а уровень воды в контрольной пробирке остался прежним.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? Какие структуры растения повлияли на результат исследования?

24.  Тип 24 № 735

ПАРАЗИТИЗМ, КООПЕРАЦИЯ И СИМБИОЗ

 

Между организмами разных видов, составляющими ту или иную экосистему, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие, взаимоотношения.

 

Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами является паразитизм, когда один вид – паразит – использует другой – хозяина – в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред.

 

Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами прикрепления – присосками, крючочками, шипиками – и имеют высокую плодовитость. В процессе паразитического образа жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например, у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей-паразитов отсутствуют органы пищеварения.

 

Отношения между паразитом и хозяином подчинены определенным закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев, тем самым обеспечивая действие естественного отбора. Негативные отношения между паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти в нейтральные. В этом случае преимущество среди паразитов получают те виды, которые способны длительно использовать организм хозяина, не приводя его к гибели. В свою очередь, в процессе естественного отбора растет сопротивляемость организма хозяина паразитам, в результате чего приносимый ими вред становится менее ощутимым.

 

В природных сообществах встречается и взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Взаимовыгодные связи возникают в процессе эволюции на основе предшествующего паразитизма или других форм биотических взаимоотношений. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной – от врéменных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнера становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).

 

Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу – раковине, оставшейся от моллюска. Ракпереносит актинию и подкармливает ее остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены ее щупальца.

 

Пример симбиоза – взаимоотношения между деревьями леса и шляпочными грибами – подберезовиками, белыми и др. Шляпочные грибы оплетают нитями грибницы корни деревьев и благодаря образующейся при этом микоризе получают из растений органические вещества. Микориза усиливает способность корневых систем деревьев к всасыванию воды из почвы. Кроме того, деревья получают при помощи микоризы от шляпочных грибов необходимые минеральные вещества.

Используя содержание текста «Паразитизм, кооперация и симбиоз» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1)  Какие изменения в строении тела возникли в процессе эволюции у паразитических животных?

2)  Что партнеры извлекают (получают) из отношений в симбиозе?

3)  В какие отношения между организмами в процессе эволюции может перейти паразитизм?

25.  Тип 25 № 2919

Пользуясь таблицей «Выживание птенцов скворцов в зависимости от числа яиц в кладке», ответьте на следующие вопросы.

Выживание птенцов скворцов в зависимости от числа яиц в кладке

 

Число яиц в кладке

Доля выживших

птенцов (в %)

1

100

2

95

3

90

4

83

5

80

6

53

7

40

8

35

9

32

1)  Какая существует зависимость между числом яиц в кладке и долей выживших птенцов?

2)  Каков процент вылетевших из гнезда птенцов при величине кладки, равной 5?

3)  Чем можно объяснить, что в кладке скворца небольшое число яиц?

 

26.  Тип 26 № 12947

Тринадцатилетний Николай вместе со своими родителями вечером посетил кафе быстрого питания. Масса тела Николая составляет 56 кг.

1)  Какова рекомендуемая калорийность ужина Николая с учетом того, что подросток питается 4 раза в день?

2)  Какова суточная потребность Николая в белках?

3)  Чем определяется энергетическая ценность продуктов?

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Возраст, лет

Белки, г/кг

Жиры г/кг

Углеводы, г

Энергетическая потребность,

ккал

7–10

2,3

1,7

330

2550

11–15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

 

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

Первый

завтрак

Второй

завтрак

Обед

Ужин

14%

18%

50%

18%



2.  Тип 2 № 35131

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  сине-зеленая водоросль

Б)  мукор

В)  мятлик обыкновенный

Г)  аскарида лошадиная

ЦАРСТВА

1)  Бактерии

2)  Грибы

3)  Животные

4)  Растения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 35165

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  семейство Беличьи

2)  отряд Грызуны

3)  класс Млекопитающие

4)  род Белка

5)  вид Обыкновенная белка

4.  Тип 4 № 12470

Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза у растений от концентрации углекислого газа в атмосфере (по оси х отложена концентрация углекислого газа (в %), а по оси у — относительная скорость фотосинтеза (в усл. ед.)).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  Понижение относительной скорости фотосинтеза начинается после достижения концентрация углекислого газа 0,20%.

2)  Скорость фотосинтеза зависит от количества солнечного света.

3)  После достижения концентрации углекислого газа в 0,12%, относительная скорость фотосинтеза выходит на плато.

4)  При концентрации углекислого газа равной 0,04% относительная скорость фотосинтеза составляет 30 у.ед.

5)  Увеличение относительной скорости фотосинтеза происходит в диапазоне концентраций углекислого газа от 0 до 0,16%.

5.  Тип 5 № 443

Расположите в правильном порядке события, происходящие в процессе развития сумчатых, на примере кенгуру. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  захватывание детенышем набухшего соска

2)  выпрыгивание детеныша из сумки и переход к самостоятельной жизни

3)  перемещение детеныша в сумку матери

4)  рождение самкой детеныша величиной с грецкий орех

5)  впрыскивание матерью в рот детеныша молока путем сокращения особых мышц

6.  Тип 6 № 35112

Для нового эксперимента Вите нужно было отмерить 70 мл воды, для чего из лабораторного оборудования он выбрал

 

1)  пипетку

2)  мерный цилиндр

3)  чашку Петри

4)  воронку

7.  Тип 7 № 8388

Известно, что серая жаба − позвоночное земноводное, питающееся различными беспозвоночными животными.

Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

  

 1) 

Серая жаба − самая крупная жаба Европы.

  

 2) 

Питается серая жаба мелкими насекомыми, пауками, дождевыми червями, слизнями, многоножками.

  

 3) 

Серая жаба постоянно живет на суше, а в воду входит только для размножения.

  

 4) 

Зимует серая жаба под опавшими листьями, бревнами, в норах, иногда закапывается в прибрежный ил.

  

 5) 

Серая жаба − долгожитель, обычно живет 10−18 лет.

  

 6) 

Шейный отдел позвоночника серой жабы состоит из одного позвонка, который обеспечивает подвижность головы в вертикальной плоскости.

8.  Тип 8 № 1915

Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь.

 

Объект

Процесс

нервная клетка

передача возбуждения

мышечная клетка

...

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  газообмен

2)  движение

3)  сокращение

4)  защита

9.  Тип 9 № 953

Что относят к глобальным экологическим проблемам современности? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  строительство новых городов

2)  истощение озонового слоя Земли

3)  низкая рождаемость в развитых странах Европы

4)  старение населения Земли

5)  загрязнение атмосферы продуктами различных производств

6)  сокращение видового разнообразия биосферы

10.  Тип 10 № 20778

Вставьте в текст «Семя фасоли» пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Семя фасоли

В сформированном зародыше фасоли хорошо различаются первые настоящие листья, корешок и верхушка побега  —___________(А). В состав зародыша входят ___________(Б) толстые семядоли, в которых отложены ___________(В) вещества, необходимые для прорастания семени. Семядоли – это первые ___________(Г) растения.

 

Перечень терминов:

 

1)  три

2)  цветок

3)  почечка

4)  минеральные

5)  плоды

6)  две

7)  органические

8)  листья

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11.  Тип 11 № 1082

Установите соответствие между характеристикой организма и функциональной группой, к которой его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ХАРАКТЕРИСТИКА

A)  образуют органические вещества из неорганических

Б)  потребляют готовые органические вещества

В)  используют солнечную энергию для синтеза органических веществ

Г)  принадлежит к растительноядным животным

Д)  являются первым звеном цепи питания

ГРУППА

1)  производители

2)  потребители

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

12.  Тип 12 № 1499

Укажите, какие из приведенных суждений верны.

 

A.  Транспорт минеральных веществ в растении происходит по ксилеме.

B.  Запасание питательных веществ у растений происходит только в корнях.

 

1)  верно только А

2)  верно только В

3)  верны оба утверждения

4)  оба утверждения неверны

13.  Тип 13 № 2095

Рассмотрите фотографии собаки породы бигль. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14.  Тип 14 № 35175

Под каким номером изображена поджелудочная железа человека?

15.  Тип 15 № 48

Что воспримут изображенные на рисунке рецепторные клетки?

 

1)  свет

2)  прикосновение

3)  растворенное вещество

4)  звук

16.  Тип 16 № 35313

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение скелета передней конечности человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  плечевая кость

2)  таранная кость

3)  лучевая кость

4)  локтевая кость

5)  кость пясти

6)  фаланги пальцев

17.  Тип 17 № 825

Какие виды деятельности человека осуществляются при участии мозжечка? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  чихание

2)  письмо

3)  мигание

4)  ходьба

5)  мышление

6)  подводное плавание

18.  Тип 18 № 35331

Установите соответствие между особенностями ткани человека и её видом.

ОСОБЕННОСТЬ

A)  клетки плотно прилегают друг к другу

Б)  клетки могут быть плоскими, кубическими, цилиндрическими

B)  ткань бывает реснитчатой, железистой, ороговевающей

Г)  ткань имеет мезодермальное происхождение

Д)  ткань бывает жидкой и твёрдой

Е)  межклеточное вещество хорошо развито

ВИД ТКАНИ

1)  эпителиальная

2)  соединительная

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Е

19.  Тип 19 № 35265

Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания фитопланктона.

 

1)  образует первичную биологическую продукцию

2)  консумент I порядка

3)  продуцент

4)  образует вторичную биологическую продукцию

5)  растительные микроскопические организмы

6)  животные микроскопические организмы

20.  Тип 20 № 35215

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит пингвин Адели, начиная с продуцентов. В ответе запишите последовательность букв.

 

21.  Тип 21 № 35275

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность криля и пингвинов Адели, если в течение нескольких лет шло увеличение численности кальмаров? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  уменьшится

2)  не изменится

3)  увеличится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность криля

Численность пингвинов Адели

22.  Тип 22 № 12485

Рассмотрите рисунок с изображением мозга человека. Какая доля мозга окрашена голубым цветом? Назовите пример действия, за которое отвечает данная доля мозга?

23.  Тип 23 № 20977

Ученые сравнивали состав крови альпиниста и человека, который не имеет опыта подъема на горные вершины. В ходе исследования выяснилось, что содержание гемоглобина и количество эритроцитов у этих людей разное. Эритроцитов в одинаковом объеме крови больше у альпиниста, нежели у обычного человека без опыта восхождений. Анализ эритроцитов показал, что гемоглобина в их составе также значительно выше у альпиниста.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? По какой причине возникает разница в составе крови этих людей?

24.  Тип 24 № 1055

ОПАСНОСТЬ ДОПИНГА

 

Спортивные рекорды достигли границ человеческих возможностей. Поэтому некоторые спортсмены для достижения своих целей, невзирая на правовые и медицинские последствия, прибегают к недозволенным фармацевтическим средствам – допингу. Данный термин имеет употребление в спорте не только по отношению к наркотическим веществам, но и к любым веществам природного или синтетического происхождения, позволяющим в результате их приема добиться улучшения спортивных результатов.

 

Международный Олимпийский комитет запретил спортсменам использовать следующие группы препаратов: стимуляторы, наркотические обезболивающие средства, анаболические препараты, мочегонные средства и др.

 

Некоторые вещества действуют на нервную систему как стимуляторы. К ним относят амфетамин, эфедрин, кофеин и стрихнин. Хотя их действие кратковременно (выводятся с мочой), они часто используются спортсменами. Часть этих веществ входит в состав лекарств, применяемых при простуде, поэтому спортсмены должны заранее уточнить, содержит ли банальное лекарство запрещенные вещества. Стимуляторы, применяемые при максимальных физических нагрузках, даже в малых дозах, могут приводить к стойкому повышению давления крови и учащению сердцебиения, к нарушению терморегуляции и тепловому удару, к лекарственной зависимости и психическим расстройствам.

 

Одну из наиболее популярных групп допинговых средств составляют стероидные гормоны – анаболики – синтетические аналоги натурального мужского полового гормона тестостерона. Они стимулируют усвоение белков, увеличивая мышечную массу, формируя мужской тип телосложения с характерным рельефом скелетных мышц, который поддерживается за счет мочегонных средств.

 

Бесконтрольное применение анаболиков может вызвать психические расстройства, печеночную недостаточность, опухоли печени и легких, нарушение функций половых органов. Кроме того, увеличение мышечной массы не способствует повышению прочности связок, в связи с чем повышается вероятность травм сухожилий. Типичные андрогенные анаболики – нандролон, станозолол, метанабол и др.

Используя содержание текста «Опасность допинга» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

1)  С какой целью спортсмены применяют допинг?

2)  Какое действие оказывают стимуляторы на состояние сердечно-сосудистой системы человека?

3)  Почему после принятия запрещенных препаратов спортсмены употребляют мочегонные средства?

25.  Тип 25 № 2322

Пользуясь таблицей «Суточная потребность энергии для людей разных категорий труда», ответьте на вопросы и выполните задание.

Суточная потребность энергии для людей разных категорий труда

 

Группы профессий

Средние затраты энергии в сутки (в кДж)

1

Работники интеллектуального труда (ученые, врачи, педагоги)

До 12 600

2

Работники, выполняющие работу средней интенсивности (водители, токари, фрезеровщики)

От 12 600 до 14 700

3

Работники тяжелого механизированного труда (шахтеры, кузнецы, сельскохозяйственные рабочие)

От 14 700 до 16 800

4

Работники тяжелого физического труда (грузчики, землекопы, лесорубы)

От 18 900 и выше

 

1)  Сколько энергии в (кДж) в среднем тратит за сутки учитель биологии?

2)  От чего зависит расход энергии у людей разных профессий?

26.  Тип 26 № 12952

По утрам Эвелина занимается ритмической гимнастикой в течение одного часа. После этого она завтракает тем, что ей положила в сумку мама: сложный горячий бутерброд с курицей и чай с сахаром. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на вопрос.

1)  Каковы энергозатраты на тренировки?

2)  Превышает ли калорийность завтрака Эвелины затраты на тренировку?

3)  Какое вещество, вырабатываемое печенью, участвует в расщеплении жиров?

 

Таблица 1

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафетерия

 

Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Сложный горячий бутерброд со свининой (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина)

425

39

33

41

Сложный горячий бутерброд с ветчиной (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)

380

19

18

35

Сложный горячий бутерброд с курицей (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)

355

13

15

42

Омлет с ветчиной

350

21

14

35

Салат овощной

60

3

0

10

Салат Цезарь (курица, салат, майонез, гренки)

250

14

12

15

Картофель по-деревенски

315

5

16

38

Маленькая порция картофеля фри

225

3

12

29

Мороженое с шоколадным наполнителем

325

6

11

50

Вафельный рожок

135

3

4

22

Сладкий газированный напиток

170

0

0

42

Апельсиновый сок

225

2

0

35

Чай без сахара

0

0

0

0

Чай с сахаром (две чайные ложки)

68

0

0

14

 

Таблица 2

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

Виды физической активности

Энергетическая стоимость

Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин

Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин

Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин

Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя