СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2025. Апрель. Биология. Вариант 11

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.  Тип 1 № 12126

Какой уровень организации живого изображен на фотографии?

2.  Тип 2 № 35138

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  синегнойная палочка

Б)  дубовик обыкновенный

В)  вьюнок полевой

Г)  конек полевой

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Растения

2)  Животные

3)  Бактерии

4)  Грибы

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г

3.  Тип 3 № 35163

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)   отряд Двукрылые

2)   тип Членистоногие

3)   род Мухи

4)   вид Комнатная муха

5)   класс Насекомые

4.  Тип 4 № 12473

Изучите график, отражающий динамику численности животных (отложено по оси у) в разные годы.

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

 

1)  Максимальная численность зайцев достигается до 1865 года.

2)  Численность зайцев изменяется в ответ на смерть хищников от болезней.

3)  Максимальная численность рысей достигается в 1905 году.

4)  Численность рысей никогда не превышает численность зайцев.

5)  В период с 1875 по 1885 наблюдается период, когда численность зайцев и рысей сравнялась.

5.  Тип 5 № 1115

Расположите в правильном порядке кости нижней конечности, начиная от тазового пояса. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  плюсна

2)  бедренная кость

3)  предплюсна

4)  малоберцовая кость

5)  фаланги пальцев

6.  Тип 6 № 35087

Чем метод эксперимента отличается от метода наблюдения?

 

1)  его осуществляют квалифицированные ученые

2)  в процессе его проведения собираются достоверные научные факты

3)  он проводится в специально создаваемых и контролируемых условиях

4)  он более продолжителен по времени проведения

7.  Тип 7 № 2383

Известно, что картофель, или паслен клубненосный,  — вид травянистых растений, важнейшая продовольственная, техническая и кормовая культура. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Картофель  — травянистое растение с голым ребристым стеблем, непарноперистыми листьями, белыми, розовыми и фиолетовыми самоопыляющимися цветками.

2)  Родина картофеля  — побережье Чили и Перу.

3)  Европейцы не знали картофеля до 1565 года, до посещения Южной Америки испанцами.

4)  До конца XVII века картофель возделывали как декоративное растение, букетами из его цветков украшали прически королев и петлицы камзолов придворных.

5)  Из клубней картофеля получают крахмал, патоку, спирт.

6)  Картофель используют и для откорма сельскохозяйственных животных.

8.  Тип 8 № 1947

В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

 

 

Объект Процесс
акула  — рыба-прилипала нахлебничество
бычий цепень  — человек ...

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  хищничество

2)  паразитизм

3)  квартиранство

4)  симбиоз

9.  Тип 9 № 20804

Выберите названия трех органов растений, в которых происходит фотосинтез, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  стебель крапивы

2)  колючка кактуса

3)  незрелый плод томата

4)  лист березы

5)  лепесток вишни

6)  корневище ландыша

10.  Тип 10 № 732

Вставьте в текст «Характерные признаки насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ НАСЕКОМЫХ

 

Тело большинства насекомых состоит из ___________ (А) отделов. На голове у насекомых находится ___________ (Б) усика. На груди имеются три пары ног и крылья. Дыхание взрослых насекомых происходит с помощью хорошо развитых ___________ (В). В связи с этим у насекомых ___________ (Г) не участвует в переносе кислорода и углекислого газа. Насекомые  — самый крупный по числу видов класс животных.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) один 2) два 3) три 4) четыре
5) жабра 6) легочный мешок 7) трахея 8) кровь

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г

11.  Тип 11 № 1534

Установите соответствие между перечисленными характеристиками животных и животными, к которым они относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  при передвижении по суше не касается брюхом земли

Б)  артериальная и венозная кровь не смешиваются

В)  тело покрыто роговыми щитками

Г)  передние конечности приспособлены к хождению

Д)  имеет воздушные мешки

Е)  является плотоядным

 

 

 

ЖИВОТНОЕ

 

1)  крокодил

2)  голубь

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

12.  Тип 12 № 1371

Верны ли следующие суждения о царстве животных?

 

А.  Все представители царства животные многоклеточные.

Б.  Клетки животных лишены клеточной стенки.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба утверждения

4)  оба утверждения неверны

13.  Тип 13 № 1181

Рассмотрите фотографию листа абрикоса. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Тип листа

 

1) черешковый 2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

 

1) параллельное 2) дуговидное
3) пальчатое 4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

14.  Тип 14 № 35188

Под каким номером изображено внутреннее ухо человека?

15.  Тип 15 № 364

Что из перечисленного входит в состав плазмы крови человека?

 

1)  тромбоциты

2)  красные клетки крови

3)  сыворотка

4)  белые клетки крови

16.  Тип 16 № 35327

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение глаза человека». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1.  Склера.

2.  Сетчатка.

3.  Слепое пятно.

4.  Роговица.

5.  Хрусталик.

6.  Стекловидное тело.

17.  Тип 17 № 57

Какие структуры относят к периферической нервной системе человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  спинно-мозговые нервы

2)  передний мозг

3)  нервные узлы

4)  спинной мозг

5)  черепно-мозговые нервы

6)  продолговатый мозг

18.  Тип 18 № 1951

Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ПРИЗНАК

 

А)  не имеют постоянной формы тела

Б)  в их состав входит гемоглобин

В)  переносят кислород от органов дыхания ко всем клеткам тела

Г)  обеспечивают иммунитет

Д)  в зрелом состоянии имеют ядро

 

 

 

ТИП КЛЕТОК КРОВИ

 

1)  эритроциты

2)  лейкоциты

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

19.  Тип 19 № 35264

 

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания оленя.

 

1)  растительноядное животное

2)  детритофаг

3)  хищник

4)  фитофаг

5)  консумент первого порядка

6)  консумент второго порядка

20.  Тип 20 № 35214

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит лемминг, начиная с растений. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

21.  Тип 21 № 35274

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность куропаток и леммингов, если в течение нескольких лет шло уменьшение численности сокола–кречета? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  не изменится

2)  увеличится

3)  уменьшится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность куропаток Численность леммингов

22.  Тип 22 № 12484

Посмотрите на изображение эритроцитов в разной среде. В каком растворе находятся эритроциты на первом рисунке? Почему они сморщиваются?

23.  Тип 23 № 20954

Ученые изучали действие на эритроциты раствора NaCl, концентрация которого отличается от физиологического раствора плазмы крови. В первом был подготовлен раствор соли, концентрация которого >0,9%, во втором <0,9%. В каждый из стаканов поместили эритроциты. В первом стакане эритроциты сморщились, во втором разбухли.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? Объясните, в результате чего происходит изменение формы эритроцитов в каждом стакане?

24.  Тип 24 № 2930

 

Биоценоз и биогеоценоз

 

Совокупность популяций организмов разных видов растений, животных, грибов, бактерий, совместно населяющих однородный участок суши или водоема, связанных между собой различными взаимоотношениями, называют природным сообществом, или биоценозом. Биоценоз формируется из имеющихся в природе организмов разных видов. Он может существовать даже при замене организмов одних видов на другие со сходными потребностями к условиям обитания. К биоценозам относят как сообщества организмов моховой кочки болота, лужи, так и сообщества леса, озера и даже такие крупные, как степь и коралловый риф. Мелкие биоценозы являются частями более крупных. Так, все обитатели лесных полян, стволов упавших деревьев входят в состав биоценоза леса.

Однородный участок земной поверхности с определенным составом организмов (биоценоз) и комплексом неживых компонентов среды, к которым относят приземный слой атмосферы, солнечную энергию, почву и другие условия неживой природы называют биогеоценозом. Главная роль в образовании наземного биогеоценоза принадлежит растениям. Поэтому его границы определены растительным сообществом, например, дубравой, ельником или лугом. Отдельные биогеоценозы связаны между собой круговоротом веществ и потоком энергии, осуществляемыми в процессе фотосинтеза, стоков воды с растворенными в ней веществами, миграциями животных, расселением растений, разложением органических веществ, благодаря деятельности бактерий и грибов.

Используя содержание текста «Биоценоз и биогеоценоз», ответьте на следующие вопросы.

 

1)  Что входит в состав биоценоза?

2)  Что из объектов природы служит примером биоценоза?

3)  Какое преимущество для растений имеет их распределение в пространстве?

25.  Тип 25 № 2021

Пользуясь таблицей «Наследование групп крови ребенком», ответьте на следующие вопросы.

 

Наследование групп крови ребенком

 

 

 

  Группа крови отца  
Ⅰ (0) Ⅱ (А) Ⅲ (В) Ⅳ (АВ)
Группа крови матери Ⅰ (0) Ⅰ (0) Ⅱ (А)

Ⅰ (0)

Ⅲ (В)

Ⅰ (0)

Ⅱ (А)

Ⅲ (В)

 

Группа крови ребенка
Ⅱ (А) Ⅱ (А)

Ⅰ (0)

Ⅱ (А)

Ⅰ (0)

любая Ⅱ (А),

Ⅲ (В), Ⅳ (АВ)

Ⅲ (В) Ⅲ (В)

Ⅰ (0)

любая Ⅲ (В)

Ⅰ (0)

Ⅱ (А),

Ⅲ (В),

Ⅳ (АВ)

Ⅳ (АВ) Ⅱ (А)

Ⅲ (В)

Ⅱ (А),

Ⅲ (В), Ⅳ (АВ)

Ⅱ (А), Ⅲ (В),

Ⅳ (АВ)

Ⅱ (А),

Ⅲ (В),

Ⅳ (АВ)

 

1)  Какая группа крови будет у ребенка, если у отца I группа, а у матери IV?

2)  Если у ребенка II группа крови, какие группы крови могут быть у родителей? (Укажите любые четыре пары вариантов ответа.)

3)  Ребенок с какой группой крови является универсальным реципиентом?

26.  Тип 26 № 12945

Студенка института физкультуры Марина занимается конным спортом. Каждый день после института она занимается верховой ездой по 95 минут. После тренировки девушка заходит перекусить в ресторан быстрого питания. Используя данные таблицы 1 и 2, ответьте на вопросы.

1)  Может ли Марина заказать Чикен Фреш Маффин, вафельный рожок и апельсиновый сок, чтобы не превысить затраты на тренировку?

2)  Какое максимальное количество белков может содержать обед Марины, состоящий из трех блюд и напитка?

3)  На какие мономеры распадаются белки перед всасыванием в пищеварительном тракте?

 

Таблица 1

 

 

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания

 

 

Блюда и напитки Энергетическая ценность (ккал) Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г)
Двойной МакМаффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина)

425 39 33 41
Фреш МакМаффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)

380 19 18 35
Чикен Фреш Маффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)

355 13 15 42
Омлет с ветчиной 350 21 14 35
Салат овощной 60 3 0 10
Салат «Цезарь»

(курица, салат, майонез, гренки)

250 14 12 15
Картофель по-деревенски 315 5 16 38
Маленькая порция картофеля фри 225 3 12 29
Мороженое с шоколадным наполнителем 325 6 11 50
Вафельный рожок 135 3 4 22
«Кока-Кола» 170 0 0 42
Апельсиновый сок 225 2 0 35
Чай без сахара 0 0 0 0
Чай с сахаром (две чайные ложки) 68 0 0 14

 

Таблица 2

 

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

 

 

Виды физической активности Энергетическая стоимость
Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин
Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин
Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин
Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; игра в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2025. Апрель. Биология. Вариант 11»

1.  Тип 1 № 12126

Какой уровень организации живого изображен на фотографии?

2.  Тип 2 № 35138

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  синегнойная палочка

Б)  дубовик обыкновенный

В)  вьюнок полевой

Г)  конек полевой

ЦАРСТВА

1)  Растения

2)  Животные

3)  Бактерии

4)  Грибы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 35163

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)   отряд Двукрылые

2)   тип Членистоногие

3)   род Мухи

4)   вид Комнатная муха

5)   класс Насекомые

4.  Тип 4 № 12473

Изучите график, отражающий динамику численности животных (отложено по оси у) в разные годы.

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

 

1)  Максимальная численность зайцев достигается до 1865 года.

2)  Численность зайцев изменяется в ответ на смерть хищников от болезней.

3)  Максимальная численность рысей достигается в 1905 году.

4)  Численность рысей никогда не превышает численность зайцев.

5)  В период с 1875 по 1885 наблюдается период, когда численность зайцев и рысей сравнялась.

5.  Тип 5 № 1115

Расположите в правильном порядке кости нижней конечности, начиная от тазового пояса. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  плюсна

2)  бедренная кость

3)  предплюсна

4)  малоберцовая кость

5)  фаланги пальцев

6.  Тип 6 № 35087

Чем метод эксперимента отличается от метода наблюдения?

 

1)  его осуществляют квалифицированные ученые

2)  в процессе его проведения собираются достоверные научные факты

3)  он проводится в специально создаваемых и контролируемых условиях

4)  он более продолжителен по времени проведения

7.  Тип 7 № 2383

Известно, что картофель, или паслен клубненосный,  — вид травянистых растений, важнейшая продовольственная, техническая и кормовая культура. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Картофель  — травянистое растение с голым ребристым стеблем, непарноперистыми листьями, белыми, розовыми и фиолетовыми самоопыляющимися цветками.

2)  Родина картофеля  — побережье Чили и Перу.

3)  Европейцы не знали картофеля до 1565 года, до посещения Южной Америки испанцами.

4)  До конца XVII века картофель возделывали как декоративное растение, букетами из его цветков украшали прически королев и петлицы камзолов придворных.

5)  Из клубней картофеля получают крахмал, патоку, спирт.

6)  Картофель используют и для откорма сельскохозяйственных животных.

8.  Тип 8 № 1947

В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

 

Объект

Процесс

акула  — рыба-прилипала

нахлебничество

бычий цепень  — человек

...

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  хищничество

2)  паразитизм

3)  квартиранство

4)  симбиоз

9.  Тип 9 № 20804

Выберите названия трех органов растений, в которых происходит фотосинтез, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  стебель крапивы

2)  колючка кактуса

3)  незрелый плод томата

4)  лист березы

5)  лепесток вишни

6)  корневище ландыша

10.  Тип 10 № 732

Вставьте в текст «Характерные признаки насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ НАСЕКОМЫХ

Тело большинства насекомых состоит из ___________ (А) отделов. На голове у насекомых находится ___________ (Б) усика. На груди имеются три пары ног и крылья. Дыхание взрослых насекомых происходит с помощью хорошо развитых ___________ (В). В связи с этим у насекомых ___________ (Г) не участвует в переносе кислорода и углекислого газа. Насекомые  — самый крупный по числу видов класс животных.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) один

2) два

3) три

4) четыре

5) жабра

6) легочный мешок

7) трахея

8) кровь

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11.  Тип 11 № 1534

Установите соответствие между перечисленными характеристиками животных и животными, к которым они относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  при передвижении по суше не касается брюхом земли

Б)  артериальная и венозная кровь не смешиваются

В)  тело покрыто роговыми щитками

Г)  передние конечности приспособлены к хождению

Д)  имеет воздушные мешки

Е)  является плотоядным

ЖИВОТНОЕ

1)  крокодил

2)  голубь

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

12.  Тип 12 № 1371

Верны ли следующие суждения о царстве животных?

 

А.  Все представители царства животные многоклеточные.

Б.  Клетки животных лишены клеточной стенки.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба утверждения

4)  оба утверждения неверны

13.  Тип 13 № 1181

Рассмотрите фотографию листа абрикоса. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Тип листа

1) черешковый

2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

1) параллельное

2) дуговидное

3) пальчатое

4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14.  Тип 14 № 35188

Под каким номером изображено внутреннее ухо человека?

15.  Тип 15 № 364

Что из перечисленного входит в состав плазмы крови человека?

 

1)  тромбоциты

2)  красные клетки крови

3)  сыворотка

4)  белые клетки крови

16.  Тип 16 № 35327

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение глаза человека». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1.  Склера.

2.  Сетчатка.

3.  Слепое пятно.

4.  Роговица.

5.  Хрусталик.

6.  Стекловидное тело.

17.  Тип 17 № 57

Какие структуры относят к периферической нервной системе человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  спинно-мозговые нервы

2)  передний мозг

3)  нервные узлы

4)  спинной мозг

5)  черепно-мозговые нервы

6)  продолговатый мозг

18.  Тип 18 № 1951

Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК

А)  не имеют постоянной формы тела

Б)  в их состав входит гемоглобин

В)  переносят кислород от органов дыхания ко всем клеткам тела

Г)  обеспечивают иммунитет

Д)  в зрелом состоянии имеют ядро

ТИП КЛЕТОК КРОВИ

1)  эритроциты

2)  лейкоциты

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

19.  Тип 19 № 35264

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания оленя.

 

1)  растительноядное животное

2)  детритофаг

3)  хищник

4)  фитофаг

5)  консумент первого порядка

6)  консумент второго порядка

20.  Тип 20 № 35214

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит лемминг, начиная с растений. В ответе запишите последовательность букв.

 

21.  Тип 21 № 35274

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность куропаток и леммингов, если в течение нескольких лет шло уменьшение численности сокола–кречета? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  не изменится

2)  увеличится

3)  уменьшится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность куропаток

Численность леммингов

22.  Тип 22 № 12484

Посмотрите на изображение эритроцитов в разной среде. В каком растворе находятся эритроциты на первом рисунке? Почему они сморщиваются?

23.  Тип 23 № 20954

Ученые изучали действие на эритроциты раствора NaCl, концентрация которого отличается от физиологического раствора плазмы крови. В первом был подготовлен раствор соли, концентрация которого 0,9%, во втором

Какой вывод можно сделать из этого исследования? Объясните, в результате чего происходит изменение формы эритроцитов в каждом стакане?

24.  Тип 24 № 2930

Биоценоз и биогеоценоз

 

Совокупность популяций организмов разных видов растений, животных, грибов, бактерий, совместно населяющих однородный участок суши или водоема, связанных между собой различными взаимоотношениями, называют природным сообществом, или биоценозом. Биоценоз формируется из имеющихся в природе организмов разных видов. Он может существовать даже при замене организмов одних видов на другие со сходными потребностями к условиям обитания. К биоценозам относят как сообщества организмов моховой кочки болота, лужи, так и сообщества леса, озера и даже такие крупные, как степь и коралловый риф. Мелкие биоценозы являются частями более крупных. Так, все обитатели лесных полян, стволов упавших деревьев входят в состав биоценоза леса.

Однородный участок земной поверхности с определенным составом организмов (биоценоз) и комплексом неживых компонентов среды, к которым относят приземный слой атмосферы, солнечную энергию, почву и другие условия неживой природы называют биогеоценозом. Главная роль в образовании наземного биогеоценоза принадлежит растениям. Поэтому его границы определены растительным сообществом, например, дубравой, ельником или лугом. Отдельные биогеоценозы связаны между собой круговоротом веществ и потоком энергии, осуществляемыми в процессе фотосинтеза, стоков воды с растворенными в ней веществами, миграциями животных, расселением растений, разложением органических веществ, благодаря деятельности бактерий и грибов.

Используя содержание текста «Биоценоз и биогеоценоз», ответьте на следующие вопросы.

 

1)  Что входит в состав биоценоза?

2)  Что из объектов природы служит примером биоценоза?

3)  Какое преимущество для растений имеет их распределение в пространстве?

25.  Тип 25 № 2021

Пользуясь таблицей «Наследование групп крови ребенком», ответьте на следующие вопросы.

Наследование групп крови ребенком

 

Группа крови отца

(0)

(А)

(В)

(АВ)

Группа крови матери

(0)

Ⅰ (0)

Ⅱ (А)

Ⅰ (0)

Ⅲ (В)

Ⅰ (0)

Ⅱ (А)

Ⅲ (В)

Группа крови ребенка

(А)

Ⅱ (А)

Ⅰ (0)

Ⅱ (А)

Ⅰ (0)

любая

Ⅱ (А),

Ⅲ (В), Ⅳ (АВ)

(В)

Ⅲ (В)

Ⅰ (0)

любая

Ⅲ (В)

Ⅰ (0)

Ⅱ (А),

Ⅲ (В),

Ⅳ (АВ)

(АВ)

Ⅱ (А)

Ⅲ (В)

Ⅱ (А),

Ⅲ (В), Ⅳ (АВ)

Ⅱ (А), Ⅲ (В),

Ⅳ (АВ)

Ⅱ (А),

Ⅲ (В),

Ⅳ (АВ)

 

1)  Какая группа крови будет у ребенка, если у отца I группа, а у матери IV?

2)  Если у ребенка II группа крови, какие группы крови могут быть у родителей? (Укажите любые четыре пары вариантов ответа.)

3)  Ребенок с какой группой крови является универсальным реципиентом?

26.  Тип 26 № 12945

Студенка института физкультуры Марина занимается конным спортом. Каждый день после института она занимается верховой ездой по 95 минут. После тренировки девушка заходит перекусить в ресторан быстрого питания. Используя данные таблицы 1 и 2, ответьте на вопросы.

1)  Может ли Марина заказать Чикен Фреш Маффин, вафельный рожок и апельсиновый сок, чтобы не превысить затраты на тренировку?

2)  Какое максимальное количество белков может содержать обед Марины, состоящий из трех блюд и напитка?

3)  На какие мономеры распадаются белки перед всасыванием в пищеварительном тракте?

 

Таблица 1

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания

Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Двойной МакМаффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина)

425

39

33

41

Фреш МакМаффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)

380

19

18

35

Чикен Фреш Маффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)

355

13

15

42

Омлет с ветчиной

350

21

14

35

Салат овощной

60

3

0

10

Салат «Цезарь»

(курица, салат, майонез, гренки)

250

14

12

15

Картофель по-деревенски

315

5

16

38

Маленькая порция картофеля фри

225

3

12

29

Мороженое с шоколадным наполнителем

325

6

11

50

Вафельный рожок

135

3

4

22

«Кока-Кола»

170

0

0

42

Апельсиновый сок

225

2

0

35

Чай без сахара

0

0

0

0

Чай с сахаром (две чайные ложки)

68

0

0

14

 

Таблица 2

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

Виды физической активности

Энергетическая стоимость

Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин

Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин

Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин

Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; игра в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин