СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2025. Май. Биология Вариант 14

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.  Тип 1 № 12133

В опыте экспериментатор прикасается к листьям стыдливой мимозы, они быстро складываются в продольном направлении и опускаются книзу. Через некоторое время листья снова принимают прежнее положение.

Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?

2.  Тип 2 № 35146

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  бадяга обыкновенная

Б)  строчок обыкновенный

В)  дизентерийная палочка

Г)  страусник обыкновенный

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Животные

2)  Растения

3)  Грибы

4)  Бактерии

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г

3.  Тип 3 № 35165

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  семейство Беличьи

2)  отряд Грызуны

3)  класс Млекопитающие

4)  род Белка

5)  вид Обыкновенная белка

4.  Тип 4 № 14890

Изучите график зависимости массы головного мозга у людей от возраста (по оси х отложен возраст (годы), а по оси у  — масса головного мозга (в г)).

Какие два из приведенных ниже описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне возрастов?

 

1)  Масса мозга человека достигает определенных размеров и больше не изменяется.

2)  До 20 лет мозг растет равномерно, затем скорость роста снижается.

3)  После 60 лет масса мозга снижается из-за гибели клеток мозга.

4)  От 20 до 60 лет масса мозга у человека не меняется.

5)  Наиболее интенсивный рост массы мозга наблюдается в раннем детстве.

5.  Тип 5 № 2093

Установите последовательность уровней организации жизни в порядке их усложнения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  клеточный

2)  тканевый

3)  организменный

4)  органный

5)  молекулярный

6.  Тип 6 № 35107

Изучая, как шмель опыляет цветы клевера, исследователь занимается:

 

1)  измерением

2)  моделированием

3)  наблюдением

4)  экспериментом

7.  Тип 7 № 19388

Известно, что сахарный тростник  — злаковое разводимое растение, используемое человеком для получения сахара.

Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  может образовывать заросли выше человеческого роста

2)  питательные вещества откладываются в стебле

3)  предпочитает теплый и влажный климат

4)  используется в корм скоту

5)  произрастает на обрабатываемых человеком почвах

6)  стебель тростника  — соломина

8.  Тип 8 № 39130

Между структурами клетки и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь.

 

Объект Процесс
Комплекс Гольджи ...
Клеточный центр Деление клетки

 

Какой термин следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1)  синтез АТФ

2)  выделение веществ из клетки

3)  синтез белка

4)  хранение информации

9.  Тип 9 № 2374

Какие из перечисленных экологических факторов являются биотическими? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  влажность и температура

2)  количество хищников

3)  количество видов конкурентов

4)  количество паразитов

5)  распашка земель

6)  посадка кустарников и деревьев

10.  Тип 10 № 1472

Вставьте в текст «Аскарида» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

 

Аскарида

 

Аскариды  — крупные __________(А) черви, их длина может достигать 40 сантиметров. Наиболее часто поражают органы желудочно-кишечного тракта, вызывают ___________(Б). Излюбленным местом обитания взрослых особей является тонкая кишка. Аскариды  — двуполые. Аскариды свободно продвигаются по ходу________(В) тракта, поэтому могут заползти в органы __________(Г) системы, вызвав тем самым удушье. Заразиться можно, съев немытые овощи или фрукты. Постоянное нахождение паразитов в кишечнике приводит к ___________(Д) стенки кишечника.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1)  аскаридоз

2)  дисбактериоз

3)  желудочно-кишечный

4)  дыхательный

5)  воспаление

6)  двуполый

7)  гермафродит

8)  круглый

9)  кольчатый

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

11.  Тип 11 № 186

Установите соответствие между признаком и видом органического вещества, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ПРИЗНАК

 

A)  состоят из остатков молекул аминокислот

Б)  выполняют роль биологических катализаторов

В)  являются обязательными веществами плазматической мембраны

Г)  являются главными источниками энергии

Д)  входят в состав клеточной стенки растений и грибов

 

 

 

ВИД ОРГАНИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА

 

1)  белки

2)  углеводы

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

12.  Тип 12 № 984

Верны ли следующие суждения о свойствах нервной ткани человека?

 

А.  Основные свойства нервной ткани  — это возбудимость и проводимость.

Б.  По аксону нервные импульсы поступают к телу другой нервной клетки.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 14780

Рассмотрите фотографию листа герани. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа, тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части, форма края. При выполнении работы Вам помогут линейка и карандаш.

 

А. Тип листа

1)  черешковый

2)  сидячий

 

Б. Жилкование листа

1)  параллельное

2)  дуговидное

3)  пальчатое

4)  перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

 

Д. Край листа

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

14.  Тип 14 № 35184

Под каким номером изображен лимфатический узел человека?

15.  Тип 15 № 457

Какой тканью образованы сухожилия опорно-двигательного аппарата человека?

 

1)  эпителиальной

2)  соединительной

3)  поперечнополосатой мышечной

4)  гладкой мышечной

16.  Тип 16 № 35317

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Череп человека». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  лобная кость

2)  затылочная кость

3)  височная кость

4)  теменная кость

5)  нижнечелюстная кость

6)  скуловая кость

17.  Тип 17 № 889

Как влияют парасимпатические нервы на деятельность органов человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  усиливают волнообразные движения кишечника

2)  усиливают секрецию желез желудка

3)  замедляют сердечные сокращения

4)  усиливают потоотделение

5)  учащают сердечные сокращения

6)  увеличивают содержание сахара в крови

18.  Тип 18 № 35330

Установите соответствие между тканями человека (мышечная или нервная) и характерными для них свойствами.

 

 

 

ВИД ТКАНИ

 

1)  мышечная

2)  нервная

 

 

 

СВОЙСТВА

 

А)  проводит электрический импульс

Б)  клетки способны к сокращению

В)  бывает гладкой и поперечнополосатой

Г)  в клетках может быть несколько ядер

Д)  в клетках строго одно ядро

Е)  большинство клеток имеет множество отростков

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д Е

19.  Тип 19 № 35216

 

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания моллюсков.

Список характеристик:

 

1)  редуцент

2)  консумент

3)  плотоядное животное

4)  детритофаг

5)  паразит

6)  бентосные организмы

20.  Тип 20 № 35196

Составьте пищевую цепь из четырех уровней, в которую входит детрит. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

21.  Тип 21 № 35236

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы леса. Как изменится численность жуков плавунцов и крупных рыб, если в течение нескольких лет шло сокращение численности мелких рыб? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность жуков плавунцов Численность крупных рыб

22.  Тип 22 № 12478

Рассмотрите рисунок с изображением ног детей. Как называют заболевание, изображенное на рисунке?

Назовите одну из причин появления такого заболевания у детей.

23.  Тип 23 № 20958

Ученые изучали влияние освещенности и температуры на скорость фотосинтеза. На первой стадии эксперимента исследователи, повышая уровень освещенности, заметили, что скорость фотосинтеза возрастала (при постоянной температуре). При этом при низкой освещенности повышение температуры не увеличивало скорость фотосинтеза. Из этого был сделан вывод, что реакции с участием света, протекающие во время фотосинтеза, не зависят от температуры. На второй стадии эксперимента исследователи заметили, что при высокой освещенности повышение температуры значительно ускоряло процессы фотосинтеза.

Какой общий вывод о влиянии освещенности и температуры на фотосинтез можно сделать из этого исследования? О существовании каких двух стадий фотосинтеза можно сделать предположение на основании данных наблюдений?

24.  Тип 24 № 1538

 

Молекулярно-генетические методы при расследовании преступлений

 

В современной криминалистике для доказательства вины подозреваемых часто используются молекулярно-генетические методы. Как известно, человек  — диплоидный организм, имеющий по два аллеля каждого гена, один из которых пришел от отца, второй  — от матери. С помощью полимеразной цепной реакции (ПЦР) можно получить ДНК-копию аллелей конкретного человека. При этом используются такие гены, по которым полиморфизм (различия аллелей между организмами) достаточно высок. Если аллели, обнаруженные в ДНК подозреваемого, совпадают с аллелями, полученными из ДНК, обнаруженной на месте преступления, можно сделать вывод о том, что подозреваемый бывал на месте преступления.

К примеру, после кражи в доме жертвы обнаружили волосы, жертве не принадлежащие (из волос можно выделить ДНК, если они выпали вместе с корнем). Волосы светлые, а жертва имеет темные волосы. Среди знакомых жертвы есть светловолосый подозреваемый, который отрицает свое знакомство с жертвой. В случае совпадения набора аллелей, полученных из его ДНК и из ДНК корней волос, обнаруженных на месте преступления, можно уличить его во лжи. Такие доказательства являются косвенными и никогда не используются сами по себе, без дополнительных фактов, но могут существенно помочь следствию.

Используя содержание текста «Молекулярно-генетические методы при расследовании преступлений», ответьте на следующие вопросы.

1)  Какую реакцию используют для получения копий аллелей исследуемого человека?

2)  Какие гены лучше использовать: консервативные (одинаковые почти у всех людей, живущих в данной местности) или полиморфные (сильно различающиеся у разных людей)?

3)  Можно ли считать совпадение ДНК 100% доказательством вины? Ответ поясните.

25.  Тип 25 № 2326

Пользуясь таблицей «Максимальная продолжительность жизни некоторых видов позвоночных», ответьте на следующие вопросы и выполните задание.

 

Максимальная продолжительность жизни некоторых видов позвоночных

 

 

 

 

 

Класс животных Вид Максимальная продолжительность жизни (годы)
Млекопитающие Африканский слонБелкаДомовая мышьСобакаЧеловекШимпанзе 86 1643412275
Птицы ГолубьКолибриЛасточкаЛебедь 234970
Рыбы ГуппиКарасьОсетрСом 315160 60
Пресмыкающиеся Галапагосская черепахаНильский крокодилПрыткая ящерица 177688–10

 

1)  Какое из представленных в таблице пресмыкающихся имеет наибольшую продолжительность жизни?

2)  Какая рыба живет дольше всего?

3)  Зависит ли продолжительность жизни животного от его уровня обмена веществ?

26.  Тип 26 № 12960

Алексей ехал на дачу на велосипеде со скоростью 13 км/ч 2 часа. Используя данные таблиц 1 и 2, ответьте на вопросы.

1)  Каковы энергозатраты Алексея на поездку?

2)  В местном кафе он заказал бутерброд с ветчиной и жареный картофель. Какое напиток может заказать Алексей, чтобы количество калорий в его пище не превысило затраты на поездку.

3)  Приведите пример функции углеводов.

 

Таблица 1

 

Энергетическая и пищевая ценность продуктов

 

 

 

Блюда и напитки Энергетическая ценность (ккал) Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г)
Бутерброд с мясом 425 39 33 41
Бутерброд с курицей 355 13 15 42
Бутерброд с ветчиной 380 19 18 35
Жареный картофель 225 3 12 29
Омлет с ветчиной 350 21 14 35
Салат овощной 60 3 0 10
Салат с курицей 250 14 12 15
Мороженое шоколадное 325 6 11 50
Вафельный рожок 135 3 4 22
Лимонад 170 0 0 42
Апельсиновый сок 225 2 0 35
Чай без сахара 0 0 0 0
Чай с сахаром (две чайные ложки) 68 0 0 14

 

Таблица 2

 

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

 

 

Виды физической активности Энергетическая стоимость
Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин
Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин
Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин
Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2025. Май. Биология Вариант 14»

1.  Тип 1 № 12133

В опыте экспериментатор прикасается к листьям стыдливой мимозы, они быстро складываются в продольном направлении и опускаются книзу. Через некоторое время листья снова принимают прежнее положение.

Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?

2.  Тип 2 № 35146

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  бадяга обыкновенная

Б)  строчок обыкновенный

В)  дизентерийная палочка

Г)  страусник обыкновенный

ЦАРСТВА

1)  Животные

2)  Растения

3)  Грибы

4)  Бактерии

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 35165

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  семейство Беличьи

2)  отряд Грызуны

3)  класс Млекопитающие

4)  род Белка

5)  вид Обыкновенная белка

4.  Тип 4 № 14890

Изучите график зависимости массы головного мозга у людей от возраста (по оси х отложен возраст (годы), а по оси у  — масса головного мозга (в г)).

Какие два из приведенных ниже описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне возрастов?

 

1)  Масса мозга человека достигает определенных размеров и больше не изменяется.

2)  До 20 лет мозг растет равномерно, затем скорость роста снижается.

3)  После 60 лет масса мозга снижается из-за гибели клеток мозга.

4)  От 20 до 60 лет масса мозга у человека не меняется.

5)  Наиболее интенсивный рост массы мозга наблюдается в раннем детстве.

5.  Тип 5 № 2093

Установите последовательность уровней организации жизни в порядке их усложнения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  клеточный

2)  тканевый

3)  организменный

4)  органный

5)  молекулярный

6.  Тип 6 № 35107

Изучая, как шмель опыляет цветы клевера, исследователь занимается:

 

1)  измерением

2)  моделированием

3)  наблюдением

4)  экспериментом

7.  Тип 7 № 19388

Известно, что сахарный тростник  — злаковое разводимое растение, используемое человеком для получения сахара.

Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  может образовывать заросли выше человеческого роста

2)  питательные вещества откладываются в стебле

3)  предпочитает теплый и влажный климат

4)  используется в корм скоту

5)  произрастает на обрабатываемых человеком почвах

6)  стебель тростника  — соломина

8.  Тип 8 № 39130

Между структурами клетки и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь.

Объект

Процесс

Комплекс Гольджи

...

Клеточный центр

Деление клетки

 

Какой термин следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1)  синтез АТФ

2)  выделение веществ из клетки

3)  синтез белка

4)  хранение информации

9.  Тип 9 № 2374

Какие из перечисленных экологических факторов являются биотическими? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  влажность и температура

2)  количество хищников

3)  количество видов конкурентов

4)  количество паразитов

5)  распашка земель

6)  посадка кустарников и деревьев

10.  Тип 10 № 1472

Вставьте в текст «Аскарида» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Аскарида

Аскариды  — крупные __________(А) черви, их длина может достигать 40 сантиметров. Наиболее часто поражают органы желудочно-кишечного тракта, вызывают ___________(Б). Излюбленным местом обитания взрослых особей является тонкая кишка. Аскариды  — двуполые. Аскариды свободно продвигаются по ходу________(В) тракта, поэтому могут заползти в органы __________(Г) системы, вызвав тем самым удушье. Заразиться можно, съев немытые овощи или фрукты. Постоянное нахождение паразитов в кишечнике приводит к ___________(Д) стенки кишечника.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1)  аскаридоз

2)  дисбактериоз

3)  желудочно-кишечный

4)  дыхательный

5)  воспаление

6)  двуполый

7)  гермафродит

8)  круглый

9)  кольчатый

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

11.  Тип 11 № 186

Установите соответствие между признаком и видом органического вещества, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК

A)  состоят из остатков молекул аминокислот

Б)  выполняют роль биологических катализаторов

В)  являются обязательными веществами плазматической мембраны

Г)  являются главными источниками энергии

Д)  входят в состав клеточной стенки растений и грибов

ВИД ОРГАНИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА

1)  белки

2)  углеводы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

12.  Тип 12 № 984

Верны ли следующие суждения о свойствах нервной ткани человека?

 

А.  Основные свойства нервной ткани  — это возбудимость и проводимость.

Б.  По аксону нервные импульсы поступают к телу другой нервной клетки.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 14780

Рассмотрите фотографию листа герани. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа, тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части, форма края. При выполнении работы Вам помогут линейка и карандаш.

 

А. Тип листа

1)  черешковый

2)  сидячий

 

Б. Жилкование листа

1)  параллельное

2)  дуговидное

3)  пальчатое

4)  перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

 

Д. Край листа

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14.  Тип 14 № 35184

Под каким номером изображен лимфатический узел человека?

15.  Тип 15 № 457

Какой тканью образованы сухожилия опорно-двигательного аппарата человека?

 

1)  эпителиальной

2)  соединительной

3)  поперечнополосатой мышечной

4)  гладкой мышечной

16.  Тип 16 № 35317

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Череп человека». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  лобная кость

2)  затылочная кость

3)  височная кость

4)  теменная кость

5)  нижнечелюстная кость

6)  скуловая кость

17.  Тип 17 № 889

Как влияют парасимпатические нервы на деятельность органов человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  усиливают волнообразные движения кишечника

2)  усиливают секрецию желез желудка

3)  замедляют сердечные сокращения

4)  усиливают потоотделение

5)  учащают сердечные сокращения

6)  увеличивают содержание сахара в крови

18.  Тип 18 № 35330

Установите соответствие между тканями человека (мышечная или нервная) и характерными для них свойствами.

ВИД ТКАНИ

1)  мышечная

2)  нервная

СВОЙСТВА

А)  проводит электрический импульс

Б)  клетки способны к сокращению

В)  бывает гладкой и поперечнополосатой

Г)  в клетках может быть несколько ядер

Д)  в клетках строго одно ядро

Е)  большинство клеток имеет множество отростков

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Е

19.  Тип 19 № 35216

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания моллюсков.

Список характеристик:

 

1)  редуцент

2)  консумент

3)  плотоядное животное

4)  детритофаг

5)  паразит

6)  бентосные организмы

20.  Тип 20 № 35196

Составьте пищевую цепь из четырех уровней, в которую входит детрит. В ответе запишите последовательность букв.

 

21.  Тип 21 № 35236

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы леса. Как изменится численность жуков плавунцов и крупных рыб, если в течение нескольких лет шло сокращение численности мелких рыб? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность жуков плавунцов

Численность крупных рыб

22.  Тип 22 № 12478

Рассмотрите рисунок с изображением ног детей. Как называют заболевание, изображенное на рисунке?

Назовите одну из причин появления такого заболевания у детей.

23.  Тип 23 № 20958

Ученые изучали влияние освещенности и температуры на скорость фотосинтеза. На первой стадии эксперимента исследователи, повышая уровень освещенности, заметили, что скорость фотосинтеза возрастала (при постоянной температуре). При этом при низкой освещенности повышение температуры не увеличивало скорость фотосинтеза. Из этого был сделан вывод, что реакции с участием света, протекающие во время фотосинтеза, не зависят от температуры. На второй стадии эксперимента исследователи заметили, что при высокой освещенности повышение температуры значительно ускоряло процессы фотосинтеза.

Какой общий вывод о влиянии освещенности и температуры на фотосинтез можно сделать из этого исследования? О существовании каких двух стадий фотосинтеза можно сделать предположение на основании данных наблюдений?

24.  Тип 24 № 1538

Молекулярно-генетические методы при расследовании преступлений

 

В современной криминалистике для доказательства вины подозреваемых часто используются молекулярно-генетические методы. Как известно, человек  — диплоидный организм, имеющий по два аллеля каждого гена, один из которых пришел от отца, второй  — от матери. С помощью полимеразной цепной реакции (ПЦР) можно получить ДНК-копию аллелей конкретного человека. При этом используются такие гены, по которым полиморфизм (различия аллелей между организмами) достаточно высок. Если аллели, обнаруженные в ДНК подозреваемого, совпадают с аллелями, полученными из ДНК, обнаруженной на месте преступления, можно сделать вывод о том, что подозреваемый бывал на месте преступления.

К примеру, после кражи в доме жертвы обнаружили волосы, жертве не принадлежащие (из волос можно выделить ДНК, если они выпали вместе с корнем). Волосы светлые, а жертва имеет темные волосы. Среди знакомых жертвы есть светловолосый подозреваемый, который отрицает свое знакомство с жертвой. В случае совпадения набора аллелей, полученных из его ДНК и из ДНК корней волос, обнаруженных на месте преступления, можно уличить его во лжи. Такие доказательства являются косвенными и никогда не используются сами по себе, без дополнительных фактов, но могут существенно помочь следствию.

Используя содержание текста «Молекулярно-генетические методы при расследовании преступлений», ответьте на следующие вопросы.

1)  Какую реакцию используют для получения копий аллелей исследуемого человека?

2)  Какие гены лучше использовать: консервативные (одинаковые почти у всех людей, живущих в данной местности) или полиморфные (сильно различающиеся у разных людей)?

3)  Можно ли считать совпадение ДНК 100% доказательством вины? Ответ поясните.

25.  Тип 25 № 2326

Пользуясь таблицей «Максимальная продолжительность жизни некоторых видов позвоночных», ответьте на следующие вопросы и выполните задание.

Максимальная продолжительность жизни некоторых видов позвоночных

 

Класс животных

Вид

Максимальная продолжительность жизни (годы)

Млекопитающие

Африканский слонБелкаДомовая мышьСобакаЧеловекШимпанзе

86 1643412275

Птицы

ГолубьКолибриЛасточкаЛебедь

234970

Рыбы

ГуппиКарасьОсетрСом

315160 60

Пресмыкающиеся

Галапагосская черепахаНильский крокодилПрыткая ящерица

177688–10

 

1)  Какое из представленных в таблице пресмыкающихся имеет наибольшую продолжительность жизни?

2)  Какая рыба живет дольше всего?

3)  Зависит ли продолжительность жизни животного от его уровня обмена веществ?

26.  Тип 26 № 12960

Алексей ехал на дачу на велосипеде со скоростью 13 км/ч 2 часа. Используя данные таблиц 1 и 2, ответьте на вопросы.

1)  Каковы энергозатраты Алексея на поездку?

2)  В местном кафе он заказал бутерброд с ветчиной и жареный картофель. Какое напиток может заказать Алексей, чтобы количество калорий в его пище не превысило затраты на поездку.

3)  Приведите пример функции углеводов.

 

Таблица 1

Энергетическая и пищевая ценность продуктов

 

Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Бутерброд с мясом

425

39

33

41

Бутерброд с курицей

355

13

15

42

Бутерброд с ветчиной

380

19

18

35

Жареный картофель

225

3

12

29

Омлет с ветчиной

350

21

14

35

Салат овощной

60

3

0

10

Салат с курицей

250

14

12

15

Мороженое шоколадное

325

6

11

50

Вафельный рожок

135

3

4

22

Лимонад

170

0

0

42

Апельсиновый сок

225

2

0

35

Чай без сахара

0

0

0

0

Чай с сахаром (две чайные ложки)

68

0

0

14

 

Таблица 2

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

Виды физической активности

Энергетическая стоимость

Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин

Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин

Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин

Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин