Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) синегнойная палочка
Б) дубовик обыкновенный
В) вьюнок полевой
Г) конек полевой
ЦАРСТВА
1) Растения
2) Животные
3) Бактерии
4) Грибы
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Изучите график зависимости интенсивности энергетического обмена спортсмена от длины дистанции, которую он пробегает (по оси х отложена длина дистанции (в м), а по оси у — уровень энергетического обмена (в ккал/мин)).
Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?
1) В конце дистанции спортсмен тратит больше энергии, чем в начале.
2) Во время бега на короткие дистанции тратится больше энергии.
3) При беге на длинные дистанции у спортсменов энергетический обмен находится примерно на одном уровне.
4) Резкое падение уровня энергетического обмена наблюдается на дистанции в 1000 м.
5) Для бега на большие дистанции необходимо уметь бегать короткие.
Известно, что щука обыкновенная — крупная пресноводная рыба, ведущая хищный образ жизни.
Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Живет щука обычно в прибрежной зоне, в водных зарослях, в непроточных или слабопроточных несоленых водах.
2) Из щуки можно приготовить очень много вкусных блюд, так, заливная щука — очень вкусное блюдо, а вареная хорошо держит форму», не разваливается на куски.
3) Щука поедает рыб, птенцов и крупных насекомых, подкарауливая свою добычу из засады.
4) Размножается щука ранней весной.
5) Окрас тела зеленоватый, с крупными бурыми пятнами на боках.
6) Длина тела взрослого животного составляет 1,5 м, а масса свыше 30 кг.
Какие признаки впервые появились у представителей класса Пресмыкающиеся? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1)
кожное дыхание
2)
яйца покрыты плотной оболочкой
3)
наличие второго круга кровообращения
4)
холоднокровность
5)
наличие межреберных мышц
6)
возникновение неполной перегородки в желудочке сердца
Вставьте в текст «Перемещение веществ по растению» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ВЕЩЕСТВ ПО РАСТЕНИЮ
У растения вещества перемещаются в двух направлениях: от ___________ (А) вверх перемещаются ___________ (Б) и растворенные минеральные вещества, от ___________ (В) вниз перемещаются растворенные органические вещества, образовавшиеся в ходе ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) вода
2) воздух
3) дыхание
4) корень
5) лист
6) стебель
7) углекислый газ
8) фотосинтез
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите соответствие между характеристиками и животными, изображенными на рисунках 1 и 2: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
1
2
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) тело, покрытое шерстью
Б) имеет воздушные мешки
В) живорождение
Г) способность к эхолокации
Д) кисть сильно редуцирована
ЖИВОТНЫЕ
1) 1
2) 2
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Рассмотрите фотографию листа вишни. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
А. Тип листа
1) черешковый
2) сидячий
Б. Жилкование листа
1) параллельное
2) дуговидное
3) пальчатое
4) перистое
В. Форма листа
Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части
Д. Край листа (для выделенного фрагмента)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Какие функции регулирует симпатический отдел вегетативной нервной системы человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Установите соответствие между характеристиками и компонентами кости: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) обеспечивает рост кости в толщину
Б) образует тело кости
В) находится в головках крупных костей
Г) обеспечивает срастание кости при переломе
Д) окружает костномозговой канал
КОМПОНЕНТЫ КОСТИ
1) надкостница
2) компактное вещество
3) губчатое вещество
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность сов и растительности, если в течение нескольких лет шло уменьшение численности мышей? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Рассмотрите рисунок с изображением травмированной руки человека. Назовите вид травмы. Объясните, за счет чего у маленьких детей такие травмы случаются гораздо реже, чем у взрослых людей.
В 1930 году российский ученый Г. Ф. Гаузе впервые обратился к экспериментальному изучению взаимодействия видов, живущих в сходных условиях. Ученый использовал два вида инфузорий-туфелек — хвостатую и ушастую. Инфузории выращивались в пробирках, куда ежедневно добавляли ограниченные порции корма — бактерии сенного настоя или дрожжи. При раздельном содержании оба вида хорошо размножались, их численность росла и вскоре стабилизировалась. При совместном содержании в среде, где кормом служили бактерии, сначала численность обоих видов увеличивалась, но затем численность туфельки хвостатой снижалась, и в итоге этот вид исчезал.
Как называются взаимоотношения, устанавливающиеся между этими двумя видами инфузорий? Как Вы думаете, почему выжили именно ушастые инфузории-туфельки?
Отряд приматов назван так потому, что в него входят наиболее высокоорганизованные животные — обезьяны (в переводе слово «приматы» означает «первые»). Приматы — обитатели тропиков. Большинство из них живет в густых зарослях тропических лесов. Обезьяны активны днем. Живут они стадами, во главе стада стоит сильный самец, а остальные самцы, самки и подрастающие детеныши занимают подчиненное положение.
В отличие от других древесных животных, цепляющихся за ветви острыми когтями, приматы обхватывают ветку длинными, хорошо развитыми пальцами. На передних и задних конечностях приматов первый (большой) палец может противопоставляться остальным. Это позволяет животному прочно удерживаться на ветвях, брать пальцами самые мелкие предметы. Вместо когтей на пальцах обезьян развиты плоские ногти. Подушечки пальцев служат органом осязания, так же как и оголенные ладони и подошвы стопы.
У обезьян прекрасный слух и острое зрение. Их глаза расположены не по бокам головы, как у большинства других животных, а направлены вперед. Они видят один и тот же предмет обоими глазами одновременно, благодаря чему точно определяют расстояние до него. Такая особенность зрения имеет большое значение при прыжках с ветки на ветку. Обезьяны хорошо различают форму и цвет, уже издали они обнаруживают зрелые плоды, съедобных насекомых. Питаются они как растительной, так и животной пищей, но предпочитают все же сочные плоды.
Крупные ушные раковины расположены по бокам головы и позволяют обезьянам безошибочно определять источник звука, воспринимать разнообразные звуки, издаваемые различными животными. Слух играет большую роль в жизни обезьян, которые с помощью разнообразных криков общаются друг с другом, предупреждая об опасности или сообщая о своем местонахождении.
Используя содержание текста «Приматы», ответьте на следующие вопросы.
1) Каково значение пальцев?
2) Какова особенность расположения ушных раковин у приматов?
3) Назовите один из признаков, по которому приматов относят к классу Млекопитающие?