СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2025. Март. Биология. Вариант 10

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.  Тип 1 № 12151

На рисунке изображен процесс деления клетки.

Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данный процесс?

2.  Тип 2 № 35138

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  синегнойная палочка

Б)  дубовик обыкновенный

В)  вьюнок полевой

Г)  конек полевой

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Растения

2)  Животные

3)  Бактерии

4)  Грибы

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г

3.  Тип 3 № 35156

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  род Тимофеевка

2)  отдел Покрытосеменные

3)  семейство Злаковые

4)  класс Однодольные

5)  вид Тимофеевка луговая

4.  Тип 4 № 12234

Изучите график зависимости интенсивности энергетического обмена спортсмена от длины дистанции, которую он пробегает (по оси х отложена длина дистанции (в м), а по оси у  — уровень энергетического обмена (в ккал/мин)).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  В конце дистанции спортсмен тратит больше энергии, чем в начале.

2)  Во время бега на короткие дистанции тратится больше энергии.

3)  При беге на длинные дистанции у спортсменов энергетический обмен находится примерно на одном уровне.

4)  Резкое падение уровня энергетического обмена наблюдается на дистанции в 1000 м.

5)  Для бега на большие дистанции необходимо уметь бегать короткие.

5.  Тип 5 № 1308

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проращиванию семян. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  На влажную фильтровальную бумагу положите 10 семян огурцов.

2)  Закройте тарелку полиэтиленовой пленкой.

3)  Смочите фильтровальную бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной.

4)  Через несколько дней обследуйте семена, результаты занесите в дневник наблюдений.

5)  Возьмите тарелку и уложите на ее дно сухую фильтровальную бумагу.

6)  Поставьте закрытую тарелку в теплое место.

6.  Тип 6 № 35081

Изображенное на рисунке лабораторное оборудование в биологии используется для:

 

1)  нагрева биологического материала

2)  получения тонкого среза материала

3)  создания микропрепаратов

4)  разведения микроорганизмов

7.  Тип 7 № 39153

Известно, что щука обыкновенная  — крупная пресноводная рыба, ведущая хищный образ жизни.

Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Живет щука обычно в прибрежной зоне, в водных зарослях, в непроточных или слабопроточных несоленых водах.

2)  Из щуки можно приготовить очень много вкусных блюд, так, заливная щука  — очень вкусное блюдо, а вареная хорошо держит форму», не разваливается на куски.

3)  Щука поедает рыб, птенцов и крупных насекомых, подкарауливая свою добычу из засады.

4)  Размножается щука ранней весной.

5)  Окрас тела зеленоватый, с крупными бурыми пятнами на боках.

6)  Длина тела взрослого животного составляет 1,5 м, а масса свыше 30 кг.

8.  Тип 8 № 1143

Между позициями первого и второго столбцов приведенной ниже таблицы существует определенная связь:

 

 

Целое Часть
... Трахеи
Речной рак Жабры

 

Какой объект следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  кузнечик

2)  беззубка

3)  дождевой червь

4)  жаба

9.  Тип 9 № 8408

Какие признаки впервые появились у представителей класса Пресмыкающиеся? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    1) 

кожное дыхание

    2) 

яйца покрыты плотной оболочкой

    3) 

наличие второго круга кровообращения

    4) 

холоднокровность

    5) 

наличие межреберных мышц

    6) 

возникновение неполной перегородки в желудочке сердца

10.  Тип 10 № 1148

Вставьте в текст «Перемещение веществ по растению» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

 

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ВЕЩЕСТВ ПО РАСТЕНИЮ

 

У растения вещества перемещаются в двух направлениях: от ___________ (А) вверх перемещаются ___________ (Б) и растворенные минеральные вещества, от ___________ (В) вниз перемещаются растворенные органические вещества, образовавшиеся в ходе ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) вода 2) воздух 3) дыхание 4) корень
5) лист 6) стебель 7) углекислый газ 8) фотосинтез

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г

11.  Тип 11 № 39188

Установите соответствие между характеристиками и животными, изображенными на рисунках 1 и 2: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

1

2

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  тело, покрытое шерстью

Б)  имеет воздушные мешки

В)  живорождение

Г)  способность к эхолокации

Д)  кисть сильно редуцирована

 

 

 

ЖИВОТНЫЕ

 

1)  1

2)  2

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

12.  Тип 12 № 312

Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?

 

А.  При дыхании растениями поглощается углекислый газ.

Б.  Дыхание происходит только на свету.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 477

Рассмотрите фотографию листа вишни. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

А. Тип листа

 

1) черешковый 2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

 

1) параллельное 2) дуговидное
3) пальчатое 4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

14.  Тип 14 № 39191

Под каким номером изображена затылочная кость человека?

 

1)

2)

3)

4)

15.  Тип 15 № 1362

Выберите верное утверждение.

 

1)  в желудке не происходит переваривания белков

2)  в желудке перевариваются белки, жиры и углеводы

3)  в желудке перевариваются жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты

4)  в желудке перевариваются только белки

16.  Тип 16 № 35312

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение кожи человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  эпидермис

2)  гиподерма

3)  подкожная жировая клетчатка

4)  потовая железа

5)  мышца, поднимающая волос

6)  сальная железа

17.  Тип 17 № 377

Какие функции регулирует симпатический отдел вегетативной нервной системы человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  ослабление сердечных сокращений

2)  усиление желудочного сокоотделения

3)  усиление сердечных сокращений

4)  ослабление волнообразных движений кишечника

5)  уменьшение потоотделения

6)  учащение дыхательных движений

18.  Тип 18 № 39025

Установите соответствие между характеристиками и компонентами кости: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  обеспечивает рост кости в толщину

Б)  образует тело кости

В)  находится в головках крупных костей

Г)  обеспечивает срастание кости при переломе

Д)  окружает костномозговой канал

 

 

 

КОМПОНЕНТЫ КОСТИ

 

1)  надкостница

2)  компактное вещество

3)  губчатое вещество

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

19.  Тип 19 № 35258

 

Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания змеи.

 

1)  наземный образ жизни

2)  продуцент

3)  консумент второго порядка

4)  фитопланктон

5)  детритофаг

6)  плотоядное животное

20.  Тип 20 № 35208

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит коза. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

21.  Тип 21 № 35268

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность сов и растительности, если в течение нескольких лет шло уменьшение численности мышей? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность сов Численность растительности

22.  Тип 22 № 39029

Рассмотрите рисунок с изображением травмированной руки человека. Назовите вид травмы. Объясните, за счет чего у маленьких детей такие травмы случаются гораздо реже, чем у взрослых людей.

23.  Тип 23 № 39200

В 1930 году российский ученый Г. Ф. Гаузе впервые обратился к экспериментальному изучению взаимодействия видов, живущих в сходных условиях. Ученый использовал два вида инфузорий-туфелек  — хвостатую и ушастую. Инфузории выращивались в пробирках, куда ежедневно добавляли ограниченные порции корма  — бактерии сенного настоя или дрожжи. При раздельном содержании оба вида хорошо размножались, их численность росла и вскоре стабилизировалась. При совместном содержании в среде, где кормом служили бактерии, сначала численность обоих видов увеличивалась, но затем численность туфельки хвостатой снижалась, и в итоге этот вид исчезал.

Как называются взаимоотношения, устанавливающиеся между этими двумя видами инфузорий? Как Вы думаете, почему выжили именно ушастые инфузории-туфельки?

24.  Тип 24 № 2128

 

ПРИМАТЫ

 

Отряд приматов назван так потому, что в него входят наиболее высокоорганизованные животные  — обезьяны (в переводе слово «приматы» означает «первые»). Приматы  — обитатели тропиков. Большинство из них живет в густых зарослях тропических лесов. Обезьяны активны днем. Живут они стадами, во главе стада стоит сильный самец, а остальные самцы, самки и подрастающие детеныши занимают подчиненное положение.

В отличие от других древесных животных, цепляющихся за ветви острыми когтями, приматы обхватывают ветку длинными, хорошо развитыми пальцами. На передних и задних конечностях приматов первый (большой) палец может противопоставляться остальным. Это позволяет животному прочно удерживаться на ветвях, брать пальцами самые мелкие предметы. Вместо когтей на пальцах обезьян развиты плоские ногти. Подушечки пальцев служат органом осязания, так же как и оголенные ладони и подошвы стопы.

У обезьян прекрасный слух и острое зрение. Их глаза расположены не по бокам головы, как у большинства других животных, а направлены вперед. Они видят один и тот же предмет обоими глазами одновременно, благодаря чему точно определяют расстояние до него. Такая особенность зрения имеет большое значение при прыжках с ветки на ветку. Обезьяны хорошо различают форму и цвет, уже издали они обнаруживают зрелые плоды, съедобных насекомых. Питаются они как растительной, так и животной пищей, но предпочитают все же сочные плоды.

Крупные ушные раковины расположены по бокам головы и позволяют обезьянам безошибочно определять источник звука, воспринимать разнообразные звуки, издаваемые различными животными. Слух играет большую роль в жизни обезьян, которые с помощью разнообразных криков общаются друг с другом, предупреждая об опасности или сообщая о своем местонахождении.

Используя содержание текста «Приматы», ответьте на следующие вопросы.

 

1)  Каково значение пальцев?

2)  Какова особенность расположения ушных раковин у приматов?

3)  Назовите один из признаков, по которому приматов относят к классу Млекопитающие?

25.  Тип 25 № 1640

Пользуясь таблицей «Влияние распыления углекислого газа на урожай растений» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы.

1)  Какое из растений дало самый большой прирост урожая?

2)  Как проникает углекислый газ в растения?

3)  Почему при распылении углекислого газа повышается урожай растений?

 

Влияние распыления углекислого гага на урожай растений

 

 

Название растения Без опрыскивателя СO2 С опрыскивателем СO2 Увеличение урожая в процентах
Резеда 27 41 155
Бальзамин 36 66 180
Герань 45 118 262
Табак 30 54 180
Бегония 90

 

135

 

138

 

26.  Тип 26 № 12948

Алина занимается баскетболом. После полуторачасовой тренировки она решили зайти поесть в кафе.

1)  Каковы энергозатраты Алины за время тренировки?

2)  Будут ли покрыты энергозатраты на тренировку, если Алина закажет салат «Оливье», горбушу жареную в кляре с вареным рисом и пирожное «Кокетка»?

3)  Нарушения в работе каких органов или систем органов вызывает недостаточное потребление жиров? Приведите один пример.

 

Таблица 1

 

Меню кафе и энергетическая ценность блюд

 

 

 

Продукты Белки, г Жиры, г Углеводы, г Калорийность, ккал

 

Закуски
Салат «Оливье» 5,4 16,7 7,0 198
Салат «Греческий» 3,9 17,8 3,4 189
Салат «Цезарь» 14,8 17,2 24,0 304
Первые блюда
Борщ 4,4 3,6 5,5 63
Суп овощной 1,7 1,8 6,2 43
Солянка мясная 5,2 4,6 1,7 69
Вторые блюда

 

Говядина жареная 32,7 28,1 0,0 384
Свинина жареная 11,4 49,3 0,0 489
Курица жареная 26,0 12,0 0,0 210
Горбуша жареная в кляре 17,1 16,4 15,2 281
Окунь речной жареный 20,6 9,1 4,0 180
Гарниры и каши
Рис вареный 2,2 0,5 24,9 116
Картофель жареный 3,7 10,6 24,8 203
Картофельное пюре 2,1 4,6 8,5 82
Десерты

 

Апельсиновые корзиночки с кремом 3,1 8,0 9,2 119
Желе ягодное 2,7 0,1 18,9 82
Безе 2,3 0,0 78,8 305
Десерт «Птичье молоко»

 

5,1 13,8 38,5 289
Лимонное пирожное 5,3 12,2 23,8 220
Мармелад из абрикосов 0,5 0,1 52,4 199
Мороженое с ягодами 4,5 15,5 17,5 223
Пирожное «Кокетка» 18,7 29,4 21,0 418
Пудинг из творога 11,0 19,7 24,3 313
Сливки взбитые 2,4 17,3 17,5 231
Торт «Медовый» 3,7 16,6 42,4 323
Шоколадное мороженое 4,4 15,8 29,1 269
Яблоки в желе 3,0 3,4 18,3 111
Ягодный мусс 1,2 0,8 41,2 167

 

Таблица 2

 

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

 

 

Виды физической активности Энергетическая стоимость
Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин
Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин
Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин
Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин