СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ по русскому 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ по русскому 9 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия Культуры мира»

г. Дербент




«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

_________________

Гусейханова Г.А.

Протокол №1от 30.08. 2023г.

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

_________________

Васильчикова С.Ю.

31 августа 2023г.

«УТВЕРЖДЕНО»

И.о. директора школы

_________________

Бугалдинова Г.М.

Приказ №44 от 31.08.23













Рабочая программа

по подготовке к ОГЭ

по русскому языку для 9 класса





Составитель: Нифталиева А.Г.

Учитель русского языка и литературы





2023-2024

Г. Дербент

Пояснительная записка


Рабочая программа по подготовке к ОГЭ по русскому языку для 9 класса составлена на основе:


  • Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012

  • государственного образовательного стандарта общего образования;

  • федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 (далее - ФКГОС);



Элективный курс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» составлен для учащихся 9 класса и рассчитан на 34 учебных часа.


Элективный курс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» очень актуален для выпускников. КИМы ОГЭ по русскому языку имеют свою специфику в формулировке и содержании заданий и требуют от учащихся определенных технологий выполнения этих заданий. Курс полностью ориентирован на формат КИМов и позволяет эффективно подготовить выпускника к ОГЭ по русскому языку. Курс составлен с учетом изменений в КИМах ОГЭ по русскому языку. Кроме того, курс расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. Курс позволит усовершенствовать навыки составления своего текста, будет способствовать развитию речи учащихся, совершенствовать языковую грамотность, развивать мыслительные операции, - все эти умения позволят выпускнику эффективно учиться и профессионально развиваться в дальнейшем.

Цели курса:


  • формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ОГЭ;

  • совершенствование языковой грамотности;

  • совершенствование письменной речи;

  • освоение норм русского литературного языка;

  • развитие логического мышления

Задачи курса:


  • обобщить и повторить полученные знания по основным разделам русского языка курса средней школы;

  • закрепить орфографические и пунктуационные навыки;

  • развивать владение нормами русского языка и языковую культуру;

  • развивать умение составлять алгоритм к задаче;

  • сформировать умение использовать разные виды чтения;

  • развивать умение анализировать текст;

  • сформировать умение формулировать тезис и адекватно его аргументировать;

  • сформировать навыки составления собственного текста;

  • сформировать умение искать и обрабатывать информацию;

  • практически и психологически подготовить обучающихся к сдаче государственной итоговой аттестации.

Предполагаемые результаты:

Освоение содержания учебного элективного курса «Подготовка к ОГЭ» обеспечивает достижение обучающихся следующих результатов:

• личностных:

- сформированность потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру.

- осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру; понимание этики и эстетики.

• метапредметных:

- умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности, составлять планы, учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; анализировать свои образовательные приращения, выбирать способы корректировки достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать успешные речевые стратегии.

-владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;

- умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта.

• предметных:

- сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его развития, функциях языка;

- освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи; литературный язык, нормы литературного языка; основные аспекты культуры речи; устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники расширения словарного состава современного русского языка;

- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка;

- владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; практическое овладение основными нормами современного литературного языка;

Выпускник на базовом уровне научится

- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте использовать языковые средства адекватно цели и ситуации речевого общения;

- опознавать в предъявленных текстах формы русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго);

- создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определённой функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определённых жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчёты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

- подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа высказывания и в соответствии с типом текста определять тему, проблему и основную мысль текста;

- определять лексические и грамматические средства связи предложений в тексте в соответствии с видами связи выделять основные признаки определённого стиля речи;

- опознавать в тексте и называть изобразительно-выразительные средства языка;

- определять их тип (лексические, синтаксические, фонетические);

- определять признаки и структурные элементы текста;

- опознавать типы текстов

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

- опознавать лексические и синтаксические средства языка в текстах определённого стиля речи;

- опознавать типичные случаи несоблюдения языковых норм;

осуществлять речевой самоконтроль.

Содержание курса

Раздел

кол-во часов

Электронные ресурсы

1

Введение

1

http://www.fipi.ru

2

Подготовка к написанию изложения

6

https://rus-oge.sdamgia.ru/

3

Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом

20

http://www.repetitor.1c.ru

4

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

7

https://rus-oge.sdamgia.ru/


Итого:

34












Календарно-тематическое планирование

Тема

Виды деятельности

Дата

1

Введение. Значение курса, задачи. Особенности ОГЭ-2023 по русскому языку в новой форме: цели, задачи, содержание, учебные пособия. Знакомство с демоверсией. Критерии оценки

Работа с инструкцией по выполнению ОГЭ.


2

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.

Работа с текстом, создание текста, анализ готовых работ, редактирование.


3

Композиция, логическая, грамматическая структура текста

Работа с текстом, создание текста, анализ готовых работ, редактирование.


4

Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.

Работа с текстом, поиск микротем.


5

Микротема. Абзац. Способы сжатия текста: упрощение, обобщение, исключение.

Работа с текстом, поиск микротем, сжатие текста.


6

Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

Работа над сжатием текста, выявление главной и второстепенной информации.


7

Сжатое изложение.

Написание изложения


8

Задание 2. Синтаксический анализ предложения
Простые неосложненные предложения (в том числе с неоднородными определениями). Простые предложения, осложненные однородными членами. Обобщающее слово при однородных членах.

Работа с тестами. Повторение простых неосложненных предложений.


9

Простые предложения, осложненные обособленными определениями, обстоятельствами и дополнениями. Простые предложения, осложненные вводными словами и вставными конструкциями.

Работа с тестами. Повторение простых осложненных предложений.


10

Сложные предложения: ССП, СПП, БСП.Виды ССП, СПП, СПП с несколькими придаточными (последовательное подчинение, однородное подчинение, неоднородное подчинение).

Работа с тестами. Повторение ССП,БСП,СПП.


11

Прямая речь. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные) по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные).

Работа с тестами.


12

Количество грамматических основ. Главные и второстепенные члены. Способы выражения подлежащего и сказуемого.

Работа с тестами. Выполнение тренировочных упражнений


13

Полные и неполные предложения. Односоставные предложения.

Работа с тестами. Выполнение тренировочных упражнений


14

Задание 3. Пунктуационный анализ предложений и текста.
Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в сложном предложении: в ССП, СПП, БСП, а также в предложениях с разными видами связи).

Работают с тестами, выполняют тренировочные упражнения, повторяют теоретический материала.


15

Оформление прямой и косвенной речи.

Работают с тестами, выполняют тренировочные упражнения, повторяют теоретический материала.


16

Знаки препинания в осложненных предложениях: в предложениях с однородными членами, обособленными членами, обращениями, вводными конструкциями (словами и словосочетаниями).

Работают с тестами, выполняют тренировочные упражнения, повторяют теоретический материала.


17

Задание 4. Синтаксический анализ словосочетания.

Работают с тестами, выполняют тренировочные упражнения, повторяют теоретический материала.


18

Типы подчинительной связи слов в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание)

Работают с тестами, выполняют тренировочные упражнения, повторяют теоретический материала.


19

Задание 5. Орфографический анализ слов, предложений и текста.

Работают с тестами, выполняют тренировочные упражнения, повторяют основные орфограммы


20

Правописание приставок, корней, суффиксов, окончаний разных частей речи.

Работают с тестами, выполняют тренировочные упражнения, повторяют основные орфограммы


21

Правописание существительных, прилагательных, глаголов, числительных, местоимений, наречий, слов категории состояния, причастий, деепричастий, предлогов, союзов, частиц, междометий, звукоподражательных слов.

Работают с тестами, выполняют тренировочные упражнения, повторяют основные орфограммы


22

Слитное, раздельное, дефисное написание слов.

Работают с тестами, выполняют тренировочные упражнения, повторяют основные орфограммы


23

Задание 6. Анализ содержания текста.
Соответствие высказывания содержанию текста.

Работают с тестами, выполняют тренировочные упражнения, работа над смысловым анализом текста.


24

Задание 7. Анализ средств выразительности. Тропы: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнительный оборот, сравнение, фразеологизм, литота.

Работают с тестами, выполняют тренировочные упражнения, повторение средств выразительности


25

Задание 8. Лексический анализ слова, предложения, текста.
Сферы употребления слов. Происхождение слов. Активный, пассивный словарный запас.

Работают с тестами, выполняют тренировочные упражнения


26

Стилистическая окраска слов. Значение фразеологизмов, пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых слов

Работают с тестами, выполняют тренировочные упражнения


27

Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Прямое и переносное значение слова. Лексическое значение слова.

Работают с тестами, выполняют тренировочные упражнения


28

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.

Знакомятся с элементами сочинения, анализируют тексты, формулируют тезисы, аргументы и выводы, пишут сочинения по тексту


29

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

Знакомятся с элементами сочинения, анализируют тексты, формулируют тезисы, аргументы и выводы, пишут сочинения по тексту


30

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод).

Знакомятся с элементами сочинения, анализируют тексты, формулируют тезисы, аргументы и выводы, пишут сочинения по тексту


31

Композиция сочинения. Оформление вступления и заключения сочинения.

Знакомятся с элементами сочинения, анализируют тексты, формулируют тезисы, аргументы и выводы, пишут сочинения по тексту


32

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (задание 9-1)

Пишем сочинение- рассуждение


33

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (задание 9-2)

Пишем сочинение- рассуждение


34

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (задание 9-3)

Пишем сочинение- рассуждение








Программно-методическое обеспечение

1. ОГЭ – 23. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2022

2. http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений

3. http://www.proshkolu.ru – методические материалы к урокам, презентации.

4. http://www.repetitor.1c.ru – Тесты по орфографии и пунктуации в режиме онлайн

5. http://капканы-егэ.рф – справочные материалы для подготовки к ОГЭ.