СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ. Русский язык. Задание 15.3: Сочинение (толкование значения слова).Презентация к занятию элективного курса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации использованы подходы к обучению написанию данного типа сочинений  Н.А. Сениной, А.Г. Нарушевича. Критерии оценки, алгоритм, композиция, речевые клише, список понятий (из ОБЗ)

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ. Русский язык. Задание 15.3: Сочинение (толкование значения слова).Презентация к занятию элективного курса»

15.3. Сочинение –рассуждение (толкование значения слова)

15.3. Сочинение –рассуждение

(толкование значения слова)

Пример формулировки

Пример формулировки

Понятия, требующие толкования Из ОБЗ ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА ВЫБОР ДОБРОТА  ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ  ДРУЖБА ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ  ЛЮБОВЬ  МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР  СИЛА ДУХА ВЗАИМОВЫРУЧКА   СЧАСТЬЕ

Понятия, требующие толкования

Из ОБЗ

  • ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА
  • ВЫБОР
  • ДОБРОТА 
  • ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ 
  • ДРУЖБА
  • ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ 
  • ЛЮБОВЬ

  • МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ
  • НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР 
  • СИЛА ДУХА
  • ВЗАИМОВЫРУЧКА
  •   СЧАСТЬЕ
Что нужно сделать ? Дать толкование значения приведённого слова и  прокомментировать своё определение. Подтвердить своё толкование двумя аргументами: один из текста, другой - из жизненного опыта ( можно привести 2 аргумента из текста).  Логично выстроить свою работу и грамотно её написать. Проверить сочинение с точки зрения соблюдения всех норм(речевых, правописных, грамматических).

Что нужно сделать ?

  • Дать толкование значения приведённого слова и прокомментировать своё определение.
  • Подтвердить своё толкование двумя аргументами: один из текста, другой - из жизненного опыта ( можно привести 2 аргумента из текста).
  • Логично выстроить свою работу и грамотно её написать.
  • Проверить сочинение с точки зрения соблюдения всех норм(речевых, правописных, грамматических).
Композиция и критерии оценки сочинения (15.3) max 9 баллов 1б  Логика, абзацы Можно в 1 абзац 2б 1б 2б композиция 1б 2б

Композиция и критерии оценки сочинения (15.3)

max 9 баллов

Логика, абзацы

Можно в 1 абзац

композиция

Обратить внимание 1 абзац - толкование слова может содержаться в тексте для изложения . 2 абзац- комментарий  по 2 тексту : обобщить  частные примеры решения проблемы. 3 абзац- читаем 2 текст , находим нужную информацию, подтверждающую ваш тезис, указываем номера предложений. 4 абзац – приводим пример из опыта : примеры из литературы, исторические факты, высказывания известных людей, частные случаи из жизни

Обратить внимание

  • 1 абзац - толкование слова может содержаться в тексте для изложения .
  • 2 абзац- комментарий по 2 тексту : обобщить частные примеры решения проблемы.
  • 3 абзац- читаем 2 текст , находим нужную информацию, подтверждающую ваш тезис, указываем номера предложений.
  • 4 абзац – приводим пример из опыта : примеры из литературы, исторические факты, высказывания известных людей, частные случаи из жизни
Алгоритм работы над сочинением 15.3 Шаг 1.  Читаем задание. Соотносим слово и тему, данные в задании. Шаг 2. Перечитываем написанное изложение, чтобы сформулировать определение слова, данного в задании . Шаг 3. Читаем 2 текст. Ищем в нём героев, их поступки, мнение автора о них. Отмечаем нужные предложения. Уточняем определение значения слова (своё понимание смысла) и продумываем комментарий к определению с опорой на текст. Шаг 4.  Подбираем аргументы из текста и жизни. Составляем план сочинения.

Алгоритм работы над сочинением 15.3

Шаг 1. Читаем задание. Соотносим слово и тему, данные в задании.

Шаг 2. Перечитываем написанное изложение, чтобы сформулировать определение слова, данного в задании .

Шаг 3. Читаем 2 текст. Ищем в нём героев, их поступки, мнение автора о них. Отмечаем нужные предложения. Уточняем определение значения слова (своё понимание смысла) и продумываем комментарий к определению с опорой на текст.

Шаг 4. Подбираем аргументы из текста и жизни. Составляем план сочинения.

Способы толкования значения слова слова Доброта - это бескорыстное и искреннее желание сделать что-нибудь хорошее другому. описательный способ Добрый человек – любящий, чуткий, заботливый, способный к сопереживанию. синонимичный способ Добрый человек – тот, кто лишён чёрствости и эгоизма. отрицательного определения отсылочный способ Милосердие – то же , что сострадание.

Способы толкования значения слова слова

Доброта - это бескорыстное и искреннее желание сделать что-нибудь хорошее другому.

описательный способ

Добрый человек – любящий, чуткий, заботливый, способный к сопереживанию.

синонимичный способ

Добрый человек – тот, кто лишён чёрствости и эгоизма.

отрицательного определения

отсылочный способ

Милосердие – то же , что сострадание.

Пример логической связи тезиса и вывода определение  Неуверенность в себе  — это сомнение в собственных качествах, способностях, умениях. комментарий  Неуверенные люди обладают низкой самооценкой и очень зависимы от чужого мнения, поэтому подстраиваются под других. Они пассивны и нерешительны, не умеют ставить перед собой адекватные цели и редко добиваются успеха в жизни.   вывод  Таким образом, неуверенность в себе мешает человеку полноценно жить и развиваться, является причиной его неудач и поражений.

Пример логической связи тезиса и вывода

определение

Неуверенность в себе — это сомнение в собственных качествах, способностях, умениях.

комментарий

Неуверенные люди обладают низкой самооценкой и очень зависимы от чужого мнения, поэтому подстраиваются под других. Они пассивны и нерешительны, не умеют ставить перед собой адекватные цели и редко добиваются успеха в жизни.

вывод

Таким образом, неуверенность в себе мешает человеку полноценно жить и развиваться, является причиной его неудач и поражений.

На мой взгляд, - это … По моему мнению, - это … Я думаю, что - это … Что такое ? Попробуем над этим поразмышлять. Я считаю, что … Типовые конструкции для вступления  . Попробуем разобраться в смысле этого понятия Слово Слово Слово Слово Слово

На мой взгляд, - это …

По моему мнению, - это …

Я думаю, что - это …

Что такое ? Попробуем над этим поразмышлять. Я считаю, что …

Типовые конструкции для вступления

. Попробуем разобраться в смысле этого понятия

Слово

Слово

Слово

Слово

Слово

Типовые конструкции для аргументов Проиллюстрировать это понятие можно на примере из текста Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тесту (фамилия автора). В тексте (фамилия автора) можно найти пример, подтверждающий правильность моего определения (тезиса). Предложение № ... подтверждает мысль о том, что….  Примеры можно встретить и в жизни. Слово В подтверждение приведу пример из литературы /СМИ/ жизни

Типовые конструкции для аргументов

Проиллюстрировать это понятие можно на примере из текста

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тесту (фамилия автора).

В тексте (фамилия автора) можно найти пример, подтверждающий правильность моего определения (тезиса).

Предложение № ... подтверждает мысль о том, что….

Примеры можно встретить и в жизни.

Слово

В подтверждение приведу пример из литературы /СМИ/ жизни

Типовые конструкции для заключения Таким образом, … Итак, … Как видим, … Итак, можно увидеть, что …. Мне удалось проиллюстрировать примерами из .… (указываем источник) верность денного мной определения В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что … Приведенные мной примеры стали убедительным доказательством того, что…

Типовые конструкции для заключения

Таким образом, …

Итак, …

Как видим, …

Итак, можно увидеть, что ….

Мне удалось проиллюстрировать примерами из .…

(указываем источник) верность денного мной определения

В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что …

Приведенные мной примеры стали убедительным доказательством того, что…