Программное содержание: Учить детей выполнять правила пожарной безопасности, дать представление о пользовании первичными средствами пожаротушения, закрепить знания детей о предназначении спичек в доме, чем полезен и чем опасен огонь для человека . Знать меры предосторожности с огнем. Уточнять знания детей о профессии пожарный, о пожарной машине, чётко представлять правила поведения при пожаре. Знать предназначения пожарного щита и предметов на нем. Активизировать словарный запас детей. Уточнить знания детей о горении предметов. Развивать память, логическое мышление, воображение , быстроту реакции, навыки рисования. Воспитывать у детей чувство ответственности, уважение к труду пожарных, умение выполнять правила, интерес к занятию.
Демонстрационный материал: Большой коробок спичек, спичечный коробок, аппликация огня с записью сказки- игры, плакат с изображением пожарного щита, пожарной машины, костюма пожарного, аудиозапись песни: «Про пожарных», красный мяч.
Дидактический материал: 5 картинок с изображением комнат, заготовки знаков на каждого ребенка, акварельные краски, картинки с изображением пожарных инструментов.
Активизация словаря: Огнетушитель, багор, запасной выход, каска, противогаз.
Методические приемы: Сюрпризный момент, беседа, вопросы воспитателя, художественное слово, наблюдение, коллективная работа.
Предварительная работа: беседы, чтение стихов и рассказов, экскурсия по детскому саду, рисование знаков пожарной безопасности, просмотр картин и открыток.
Ход занятия: Ребята, перед вами волшебный сундучок. Он волшебный тем, что чтобы в него не положили увеличивается и становится больше. Я положила в него предмет, но достать его и узнать ,что это, мы сможем только если вы отгадаете загадку.
Я волшебный коробок
По размеру не высок
Но таю в себе беду
Если к детям попаду.
-Что это ребята?
-Спичечный коробок.
-Правильно ,это коробок спичек (вытаскиваю)
Посмотрите какой большой (открываю) и спички большие, давайте посмотрим сколько здесь спичек, я буду вытаскивать спички, а вы будете на каждую говорить правила обращения со спичками.
1 спичка – Спички не игрушка.
2 спичка- Нельзя брать спички .
3 спичка- Спички нужны только взрослым.
4 спичка- Спички опасны для жизни.
5 спичка- Спички приводят к пожару.
-Правильно ребята. Сколько у нас получилось спичек и правил?
-Пять спичек.
-Да, но настоящих спичек больше и правил тоже больше, хоть по размеру они меньше ( показываю), но могут привести к большому пожару:
Ростом спичка – невеличка
Не смотрите, что мала
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла
Крепко помните друзья,
Что с огнем шутить нельзя.
- Ребята, мы знаем, что от маленькой спички может произойти пожар, а от чего ещё он может произойти?
- От искры, от молнии, от не потушенной сигареты, от костра, от электроприборов.
- Правильно, все это может привести к тяжелым последствиям. Поэтому не зря существуют пословицы и поговорки, они напоминают нам, как нужно обращаться со спичками. Давайте их вспомним.
-Спички не тронь, в спичках огонь.
-Не имей привычки носить в кармане спички.
-Маленькая спичка, сжигает большой лес.
-Спичка невеличка- огонь великан.
-Молодцы ребята. А сейчас послушайте и отгадайте загадку, о чём в ней говорится?
Оставит страшные следы,
Что встретит- пожирает.
Но если дать ему воды
Он мигом погибает.
-Огонь.
- Правильно, здесь изображена отгадка (показываю картинку с изображением огня).
А здесь написана сказка, которая называется
«Огонь –друг, огонь – враг» , давайте почитаем. (чтение сказки- ребенок).
- Ребята ,как вы думаете , почему так называется эта сказка?
-Потому, что огонь может быть разным. Он может помогать людям, а может навредить.
-Да, правильно. А давайте вспомним чем помогает нам огонь.
-На огне можно сварить еду. С помощью огня плавят сталь, железо. Для того, чтобы делать нужные предметы. Пекут хлеб. С помощью огня можно согреется.
- Правильно, оказывается огонь хороший помощник для человека. А чем может навредить огонь?
-Может сгореть дом. От костра загорится лес. Если дети играют с огнем, то они могут получить ожоги.
-Правильно ребята, огонь очень опасен если небрежно относится к нему. А кто из вас помнит пословицы и поговорки на эту тему? Давайте вспомним.
-Не шути с огнем – можешь сгореть.
-Жжётся печь , её не тронь, потому что там огонь.
-Огонь хороший друг, но плохой хозяин.
- В огне и железо плавится.
-Пожар легче предупредить, чем затушить.
- Правильно, все эти пословицы можно обобщить одной :
«Не шути с огнем- сгореть можно, с огнем обращайся очень осторожно»
В ваших половицах ребята прозвучало, что пожар легче предупредить, чем его потушить. А если вдруг случится пожар, как нужно поступить, что должны сделать люди?
-Вызвать пожарных.
Позвонить по номеру 01.
Тревожный номер « 01»
Ты не останешься один
« 01» - две цифры часто набирают,
Значит осторожными, не всегда бывают.
-Правильно, а кто расскажет, как оснащены пожарники, чтобы тушить пожар.
- У них есть пожарные машины в которых есть специальные лестницы, цистерны с водой и специальной пеной.
Красная машина по дороге мчится,
Ей на месте поскорей нужно появиться,
Где огня необходимо погасить лавину-
Все зовут пожарную красную машину
(просмотр картин, пожарной машины, костюма пожарника).
На них надеты несгораемые костюмы, каски и они надевают при необходимости противогаз.
Отгадайте загадку: Кто на пожары приезжает,
Огонь залив людей спасает?
Необходимо им спешить
Пожар опасный потуши.
-А что нужно делать детям, если случится пожар в детском саду?
-Подойти к воспитателю.
-Правильно, а какие меры предосторожности есть в детском саду, на случай, если вдруг случится пожар ?
-Есть пожарный щит, ящик с песком.
-Есть запасные выходы и пожарные лестницы.
-Во многих местах есть пожарные рукава.
-Молодцы, правильно. Вот у меня изображен пожарный щит, вам нужно будет повесить на него те предметы, которые должны находится на этом щите.
Игра «Выбери предмет». А сейчас назовите предметы, которые вы выбрали.
-Пожарное ведро, огнетушитель, багор, лом, лопата, топор.
-Молодцы, правильно назвали вещи. Я вижу вы много знаете правил при пожаре.
-А сейчас я предлагаю провести
Физ- минутку:
Пусть мы маленького роста
Только рост тут ни причем,
Мы всегда готовы взрослым
Помогать в борьбе с огнем.
-А сейчас я предлагаю, вам, провести
игру «Добавь слово».
- Воспит. Этот шар в руках недаром, раньше там был где пожар, ввысь взмывал сигнальный шар- звал пожарных в бой с пожаром. Где с огнем беспечны люди, там взовьётся в небо шар, там всегда грозить нам будет… (передача шара)
-Злой пожар.
-Раз, два, три четыре у кого пожар в …?
-Квартире.
-Дыма столб поднялся вдруг. Кто не выключил …?
-Утюг.
-Красный отблеск побежал. Кто со спичками …?
-Играл.
-Стол и шкаф сгорели разом. Кто сушил белье …?
-Над газом.
-Столб огня чердак объял. Кто там спички…?
-Зажигал.
-Побежал пожар во двор. Это кто там жег …?
-Костер.
-Кто бросал в огонь при этом, не знакомые …?
-Предметы.
-Пламя прыгнуло в листву. Это кто там жёг …?
-Траву.
-Помни каждый гражданин, этот номер…?
- 01.
- Дым увидел – не зевай и пожарных …?
-Вызывай.
- Молодцы. Все правильно ответили.
Игра «Горит или не горит?» Ребята, посмотрите у каждой команды на столе лежат картинки, на них изображены комнаты с различной мебелью и предметами, вам нужно всем вместе посмотреть и обсудить, что здесь деревянное, бумажное, металлическое или ткань, и сказать, что же может гореть. Отвечать будет один человек от каждой команды.
(Ответы детей).
-Молодцы, а сейчас проверим ваше внимание, я буду задавать вопросы, а вы отвечать:
-Это я, это я, это все мои друзья; или молчать если вы не согласны.
-Кто услышав запах гари сообщает о пожаре?
-Кто из вас заметив дым, говорит - пожар, горим?
-Кто из вас шалит с огнем, утром, вечером и днем?
-Кто костров не разжигает и другим не позволяет?
-Кто поджег траву у дома, подпалив ненужный сор, а сгорел гараж знакомых и строительный забор?
-Кто от маленькой сестрички прячет, дети дома спички?
-Кто украдкой в уголке жёг свечу на чердаке, загорелся старый стол, ели сам живой ушел?
-Признавайтесь мне о том, кто из вас шалит с огнем?
-Кто пожарным помогает, правила не нарушает, кто пример для всех ребят?
-Ну вот, теперь я знаю, что вы понимаете, что с огнем шутить опасно. Ребята, а как можно предупредить других ребят и малышей ,ч то с огнем нельзя играть, что очень опасно брать спички, что можно придумать?
-Можно придумать свои знаки пожарной безопасности.
-Давайте, мы с вами сегодня нарисуем свои знаки, как вы хотите предупредить детей и от чего? У вас на столе лежат краски и заготовки знаков.
- Подумайте , что вы нарисуете и приступайте к рисованию.
Работа детей. (Воспитатель наблюдает, советует).
-Предлагаю 4 – 5 детям рассказать о своих знаках и объяснить их смысл.
-Молодцы, очень интересные у вас получились знаки. Ну что ж ребята, наше занятие подходит к концу, давайте вспомним о чем мы сегодня с вами говорили на занятии. Я попрошу ребят выйти и рассказать нам стихотворение
«Малышам об огне».
В нем как раз отмечены все темы нашего занятия:
Печь громадна, мартен пышет жаром,
Варят сталь для страны сталевары.
Чтобы все были сыты, ставили пищу на плиты,
Хлеб и булки огонь выпекает и от холода нас защищает.
Но бывает огонь и другим –
Не согреет ладошек он наших,
Превращает всё в пепел и в дым,
И жесток он, и грозен, и страшен.
Для забавы, для игры, спички в руки не бери.
Коробка спичек хоть мала, но много может сделать зла.
Сам костер не разжигай, и другим не позволяй:
Даже крошка- огонек от пожара не далек.
Если же стряслась беда, что тогда нам делать?
Не теряться никогда, действовать умело.
Если слаб огонь, скорей ты водой его залей.
Если близко телефон и тебе доступен он
Нужно 01 набрать и быстрей пожарных звать.
Если же большой огонь, дымом все объято,
Выбегать из дома вон надо всем ребятам
И на помощь поскорей ты зови, зови людей.
Быть нельзя огню в близи, там где краска, газ, бензин;
Ведь о них нам не напрасно говорят «Огнеопасно!»
Не шути, дружок, с огнем, чтобы не жалеть потом.
-Воспит. Будьте с огнем осторожны, дети, твердо запомните правила эти.
- Я ребята, надеюсь что вы будете помнить об этих правилах всегда.
Сказка «Огонь- друг, огонь- враг»
Жил – был огонь. Был он очень веселым и горючим, гулял где хотел: по лесам, полям, деревьям. Некого не хотел щадить на своем пути, сжигал все подряд и был злейшим врагом всего живого.
Однажды повстречался на его пути человек и сказал: «Слушай, огонь, давай померимся силой».
Огонь с улыбкой отвечает: «Да куда тебе, человек, со мой мерится».
А человек стоял на своем : «Давай, давай». Огонь согласился.
Вот начался бой, человек заманил огонь к реке и прыгнул в воду, огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел задушить, взмолился огонь: «Не туши меня человек, верой и правдой буду тебе служить».
Пожалел человек огонь, заставил служить себе. Вот так и начал служить огонь человеку и стал его другом.
Но когда попадает огонь в руки детей, то показывает он свой характер, он старается убежать от них и гулять по лесам, лугам, деревьям, и тогда снова может произойти беда.