СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Огонь, мерцающий внутри».

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: способствовать самопознанию учащихся, личностному самораскрытию, анализу межличностных отношений посредством применения метафорических ассоциативных карт.

Просмотр содержимого документа
««Огонь, мерцающий внутри».»

Тема занятия: «Огонь, мерцающий внутри».

Цель: способствовать самопознанию учащихся, личностному самораскрытию, анализу межличностных отношений посредством применения метафорических ассоциативных карт.


Задачи:

1. Образовательная: раскрыть смысл афоризма «Человек - это сосуд. Чем наполнен, то и начнет из него выплескиваться», работать над формированием переносного смысла через проведение эксперимента (работа с притчей «Слушатели»).

2. Коррекционно - развивающая: формировать коммуникативную компетентность через проблемно-ценностное общение, игровую МАК-деятельность, развивать навыки принятия решений через поиск личностных ресурсов для преодоления препятствий в коммуникативном пространстве.

3. Воспитательная: формировать самосознание воспитанников, через развитие эмоционального интеллекта, умения ощущать свое состояние, а также состояние и настроение других людей, воспитывать внимательное отношение к самому себе и окружающим людям.

Приветствие.

Наверняка вы слышали фразы типа: Моя чаша терпения переполнена… Во мне все бурлит от злости и гнева… Еще капля и польется через край… Я опустошена… Вот вы где у меня сидите…Со мной все носятся, как с хрустальной вазой…. От куда эти фразы? Почему так говорят? Странное сравнение, не правда ли? Есть предположения?

Оказывается, все идет с древности… Человека в те времена часто сравнивали с сосудом…


Когда вы слышите слово «сосуд», какие ассоциации у вас возникают? (емкость, посуда, ваза, контейнер).

(слайд 1)

В толковых словарях слово сосуд рассматривается как

1) Посуда, всякое изделие для держания, хранения жидких или сыпучих тел (Толковый словарь Владимира Даля.)

(слайд 2)

Даже внешне древнегреческие кувшины напоминали фигуру человека.

(слайд 3)

А в Индии существует народная мудрость, которая гласит: «Хочешь узнать человека? Тогда задень его. Человек - это сосуд. Чем он наполнен, то и начнет из него выплескиваться».

Как вы понимаете это высказывание?

(слайд 4)

Еще одна мудрость гласит «Перед тем как излить душу, убедитесь, что «сосуд» не протекает». Бернард Шоу. О чем это?


(слайд 5)

Т.е. человек в данном случае рассматривается, как средоточие, вместилище каких – либо свойств, качеств, черт характера, чувств и эмоций.


Сегодня я предлагаю вам поработать с метафорическими картами, которые называются «Огонь, мерцающий в сосуде». Эта колода карт состоит из карт - трафаретов с разнообразными сосудами и карт с различными фонами, наполнение для сосудов…

Упражнение «Какой я?»

Цель: личностное самоопределение, актуализация внутреннего состояния.

У каждого есть полный набор карт

Сейчас вам предстоит выбрать один из сосудов, который, как вам кажется, похож на вас, соответствует вашему представлению о себе. Затем из множества фонов выбрать тот, который символизирует ваше внутреннее состояние на данный момент. Далее трафарет-сосуд накладывается на карту-фон – и получается целостный образ, о котором вам нужно будет рассказать.

Например, (рассказываю о себе)

Флакон духов – (напоминает женский образ, довольно устойчиво стоит, хорошее основание, есть крышечка… и если что-то меня будет сильно беспокоить… я всегда могу от этого укрыться… люблю ароматы… Пазлы – фон, настроение хорошее, яркое, как эти пазлы, но все-таки есть некоторое волнение, как пройдет наше занятие, будет ли оно вам полезным? Удастся ли нам завершить начатое? Сложится ли целый пазл, картинка?

- приступайте к работе.

Рассказы детей…

Спасибо за откровенность, мне было интересно, я вас очень внимательно слушала.

Но, к сожалению, мы не всегда внимательны к словам окружающих нас людей, будь то это наши самые близкие, родные люди, или совершенно посторонние. Почему так происходит?

Оказывается, есть «Три типа слушателей».

Демонстрация

Первый тип, как горшок, перевёрнутый вверх дном. Можно что угодно ему говорить, но в него ничего не войдёт, он не доступен, как «об стенку горох».

Второй тип слушателя подобен посудине с дыркой в дне, он находится в правильном положении, но в дне дырка и наполняется он только на мгновение. «В одно ухо заходит – в другое – выходит»

Есть Третий тип слушателя, у которого нет дырки, и он не стоит вверх дном, вода может входить в него беспрепятственно…

Как вам кажется, какой самый лучший, эффективный слушатель?



Давайте подумаем о преимуществах и недостатках каждого типа:

1в чем недостаток? (нужная и полезная для человека информация отвергается, до него не достучаться… В таких случаях обычно говорят: «Ну мы же тебя предупреждали, ну мы же тебе говорили…»

- а есть ли плюсы? «Ты неудачник, у тебя ничего никогда не получится!!!!» Это своеобразная защита себя … от оскорблений, унижений, защита от людей, которые в тебя не верят, постоянно критикуют, это как раз тот вариант, когда человек прислушиваются к себе, а не к тому, что говорят окружающие. Эти люди напоминают нам, что важно просто верить в себя, и тогда «невозможное» будет «возможно»

2 – недостаток вроде бы понятен, надолго у человека информация не задерживается, и если он на время прислушивается к тому, что говорят, то потом все возвращается на круги своя… На своих ошибках не учится.



А есть ли тогда плюсы? Негативная информация долго не задерживается. Есть время на обдумывание каких-то сомнительных предложений…и принятия решений. Опять же способ не обострять ситуацию… сделали вид, что выслушали, чтобы не обидеть человека, а потом ваше право делать это или нет…


3 – вливать в этого человека можно все, что угодно: и светлую, чистую информацию, и он будет прислушиваться к советам, поступать в соответствии с рекомендациями… но эта информация может быть и не такой чистой, такой человек слишком открыт и доступен для всего в том числе и для негатива…первый раз не смогли отказаться от воровства (капаю в чистую воду грязную), затем второй… и в итоге посмотрите, что произошло? Вода в этом сосуде отравлена, грязная…

Есть ли выход?.. Или человек обречен уже? Да, совершая, как можно добрых и хороших поступков, отказываясь от соблазнов украсть, поднять руку на кого-то, вы тем самым очищаетесь, становитесь лучше. (вливается чистая вода)


Какой можно сделать вывод? Нельзя сказать, что один способ хуже или лучше другого. Наша реакция должна зависеть от той информации, которую мы получаем.


Человек существо социальное. Он живет в обществе и постоянно контактирует с другими людьми: семья, д/сад, школа, училище, институт, коллеги по работе… и т.д.


Упражнение «Что вокруг»

Инструкция: Я вам предлагаю обратить внимание на эту категорию людей (на листе написаны слова: родители, друзья, учителя). Вспомните родителей, своих друзей, учителей… И для каждой категории подберите сосуд, который бы напоминал вам о том, как вы общались, на что это было похоже?

Вы можете расположить сосуд так, как вам хочется, можно и вверх дном, или боком... Всё зависит от того как вы слушали людей каждой категории.

После этого, придайте вашему общению характер и подберите фон.

- И определим уровень слушания, если вы всегда внимательно слушали родителей, то кувшин будет заполнен полностью, если нет, то насколько он был полон…

Задача понятна? Приступаем к работе.

Расскажите, что у вас получилось?

Приятно ли вам смотреть на это?

Хотелось бы, что-то изменить? Поменять кувшины, изменить фон, уровень слушания?

Сделайте, так, как вам хотелось бы, чтобы было комфортнее…

Говорят, что человек хозяин своей судьбы.

Подумайте, что можно сделать для того, чтобы кувшины были наполнены так, как вам хочется? что в ваших силах изменить?

Из колоды (ресурсы) предлагают варианты для изменения ситуации,

Возможен выбор карт в закрытую.

Обсуждаем, рефлексируем. Как вы теперь себя чувствуете?


В начале занятия, мы выбирали сосуд, и фон к нему… символ нашего внутреннее состояния … А изменилось ли что-нибудь сейчас? Какую форму и фон вам хочется выбрать теперь? Было ли занятие полезным для вас и чем?


В завершении.

Каждому из нас при рождении даётся сосуд души. Этот сосуд хрупок и пуст. И всю свою жизнь мы наполняем его. И от того, что мы туда положим, как и сколько, будет формироваться наш характер, наш внутренний мир, наша судьба.

(слайд 6)

Все мы очень разные, у кого то в душе горит огонь, и человек стремиться достичь успехов в своей жизни, а у кого- то тлеет уголек, который со временем совсем угасает, и человеку ничего не хочется делать и от того его жизнь бывает кучна и бесцельна. Я вам желаю, чтобы в вашей душе всегда горел огонек, который заставлял бы вас идти вперед несмотря ни на какие трудности и освещал бы ваш путь.


Спасибо за работу.