СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оказание лечебно-профилактической помощи в ДО, школах, ПМСП, ФАП.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оказание лечебно-профилактической помощи в ДО, школах, ПМСП, ФАП.

Просмотр содержимого документа
«Оказание лечебно-профилактической помощи в ДО, школах, ПМСП, ФАП.»

Предмет: Детские болезни для ЛД.

Лекция №8

Тема занятия: «Организация лечебно-профилактической работы по охране здоровья детей в ДО, школах, ПМСП».

Вид занятия (тип урока): лекция.

Цель занятия:

  1. Изучить сроки патронажа детей раннего возраста по приказу МЗ РК № 1027от 29 декабря 2017 года «Об утверждении Стандарта организации оказания педиатрической помощи в РК».

  • Приказ МЗ РК №141 от 07.04.2017г. «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи обучающимся и воспитанникам организаций образования».

Приказ и.о. МЗ РК от 23 ноября 2010 года № 907 по ведению учетно- отчетной документации в МО.

  • Обязанности средних медработников в лечебных учреждениях и организаций образования

  1. Иметь понятие о сроках патронажа детей раннего возраста и беременных по приказу МЗ РК № 1027от 29 декабря 2017 года «Об утверждении Стандарта организации оказания педиатрической помощи в РК».

  • Приказ МЗ РК №141 от 07.04.2017г. «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи обучающимся и воспитанникам организаций образования».

Приказ и.о. МЗ РК от 23 ноября 2010 года № 907 по ведению учетно- отчетной документации в МО.

  • Обязанности средних медработников в лечебных учреждениях и организаций образования

  1. Уметь организовать лечебно-профилатическую работу в ДО, школах, ПМСП.



В структуре причин детской смертности первое место занимают новорожденные.

Важным фактором сохранения здоровья новорожденных является рациональная организация условий пребывания в родовспомогательных учреждениях, охранительный и бережный уход, профилактика инфекционных заболеваний, строгое соблюдение санитарно-гигиенического режима.

С 1997 года в РК внедряется программа ИВБДВ – Интегрированного ведения болезней детского возраста.

Это программа ВОЗ/ЮНИСЭФ, целью которой является –

  1. снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности детей раннего возраста и детей до 5 лет.

Задачами программы являются:

  1. улучшение организации медицинской помощи беременным женщинам и детям,

  2. улучшение питания и ухода за детьми в целях развития здорового ребенка,

  3. профилактика и раннее выявление общих признаков опасности у детей раннего возраста,

  4. систематизация медицинской помощи детям при заболеваниях.



Охрана материнства и детства – система государственных, общественных и медицинских мероприятий, обеспечивающих рождение здорового ребенка, правильное развитие, предупреждение и лечение болезней у матерей и детей.

В соответствии с программой развития Казахстана «Саламаттык Казахстан» профилактическая и лечебная медицинская помощь детям оказывается в ЛПУ:

1.больницы:

  • детская (городская, областная, республиканская)

  • специализированная детская (инфекционная, восстановительного лечения, психиатрическая, противотуберкулезная и др.)

2.амбулаторно-поликлиническая:

  • поликлиники (детская городская, детская стомотологическая)

  • центры (медико-генетический, детский диагностический, психиатрический)

3.учреждения охраны материнства и детства:

  • центр планирования семьи

  • перинатальный центр

  • женская консультация

  • дом ребенка

  • молочная кухня



Система организации лечебной и профилактической помощи детям состоит из 3 взаимосвязанных звеньев: поликлиника-больница-оздоровительное учреждение.ведущее место в этой цепи принадлежит поликлинике. Она обеспечивает обслуживание здоровых и лечение больных детей, проведение профилактической работы детскому населению.

Задачи поликлиники:

  1. Организация и проведение комплекса профилактических мероприятий детям.

  2. Лечебно-консультативная помощь на дому, в поликлинике, напрвление в стационар, санаторий.

  3. Лечебно-профилактическая работа в ДДУ и школах.

  4. Противоэпидемический режим, профпрививки, санпросветработа.

  5. Правовая защита детей.

Ведущим в работе поликлиники является принцип участковости. Среднее число детей на участке составляет 800, из них до 1 года – 10%

Стационарная помощь детям оказывается в многопрофильных больницах.

Задачи детских стационаров:

  1. Оказание детям квалифицированной и специализированной лечебной помощи.

  2. Внедрение в практику современных методов профилактики, диагностики и лечения.

  3. Повышение качества и культуры медицинской помощи детям.

Ведущее место в решение этих задач принадлежит детским поликлиникам, которые в настоящее время введены в структуру ВОП (врачей общей практики).



Основные принципы организации лечебно - профилактической помощи детям в поликлинике.

Ведущее место в системе государственных медико-социальных мероприятий занимает амбулаторно - поликлиническая служба.

Ее главной задачей является профилактическая работа, снижение заболеваемости и детской смертности. Эта работа проводится врачом общей практики (детским врачом) и медицинской сестрой на участке (патронажной сестрой ВОП).

Под их наблюдением находятся дети от рождения до 15 лет жизни. В поликлинике проводятся все профилактические мероприятия и 80 % заболевших детей получают необходимое лечение. Детские поликлиники обслуживают от 10 до 40 тыс.детей по месту жительства. Их работа строится по принципу участковости и состоит из двух направлений:

1-организация и проведение комплекса профилактических мероприятий, диспансерное наблюдение специалистов и консультативно-профилактическая работа с детьми раннего

возраста.

2-лечебно-консультативная помощь заболевшим детям на дому, направление их в стационары, санатории, специализированные детские учреждения.

В поликлиниках организована специализированная помощь детям - работают детские окулисты, отоларингологи, стоматологи, хирурги, рентгенологи, физиотерапевты, лаборатории.

Имеется кабинет здорового ребенка (КЗР) для проведения профилактической работы с детьми раннего возраста. Медицинская сестра проводят работу по пропаганде здорового образа жизни, консультирует вопросы по естественному вскармливанию, обучает родителей методам гигиенического воспитания и закаливания, правилам проведения массажа и гимнастики, профилактике рахита и инфекционных заболеваний, готовят детей к поступлению в организованные детские коллективы.

Район деятельности поликлиники делится на участки, на каждом из которых проживает до 800-900 детей. На участке работает участковый врач и медицинская сестра. Врач отвечает за лечебную работу, а медицинская сестра отвечает за первичную профилактическую работу (совместно с врачом) - наблюдение за беременной женщиной, контроль за здоровьем всех детей с периода новорожденности, проведение профилактических прививок, наблюдение за детьми из группы риска и др.

Контроль за состоянием здоровья детей проводится с периода внутриутробного развития, то есть медицинская сестра проводит дородовые патронажи (первый в 12-14 недель беременности, второй – в 34-36 недель беременности), знакомится с психологическим климатом семьи, состоянием здоровья будущей матери, помогает ей подготовиться к кормлению ребенка грудью и уходу за ребенком после рождения.

Проводятся скрининговыеобследования детей (с целью раннего выявления определенной патологии в определенном возрасте)– в роддоме и при первичном патронаже новорожденного проводится скрининг на тугоухость и нарушения слуха (проводят м/с и врач), в 3-4 месяца – скрининг на дисплазию тазобедренного сустава (проводит ортопед).

В течение первого дня после выписки ребенка из роддома врач и медсестра обязательно проводят первичный патронаж новорожденного - посещают его на дому, затем патронаж проводится 1-2 раза в неделю до конца периода новорожденности. Такое наблюдение позволяет своевременно выявить общие признаки опасности (ОПО), патологические состояния, предупредить или устранить их и провести своевременное лечение.

Под особое наблюдение берутся дети из групп риска - родившиеся с малым и большим весом, от матерей с патологией беременности и родов, недоношенные, находившиеся в отделении патологии новорожденных, дети из двойни, дети из неблагоприятных социально-бытовых условий и др.

С месячного возраста и в течение первого года жизни врач и медсестра осматривают ребенка в поликлинике 1 раз в месяц, оценивая динамику массы тела и роста, его нервно - психическое и физическое развитие, проводят лабораторное обследование и все фиксируют в карте развития ребенка (форма 112). Матери даются советы по уходу, вскармливанию, режиму дня, закаливанию ребенка. Внимание матери фиксируется на вопросах адаптации ребенка к домашним условиям (соблюдение тепловой цепочки дома), гигиеническому уходу, времени начала прогулок на свежем воздухе, закаливающим мероприятиям, профилактике рахита, прорезыванию зубов, введению прикорма, переводу на смешанное или искусственное вскармливание, проведении профилактических прививок и др. Ежемесячно врач пишет эпикризы, оценивая состояние здоровья (определяет группу здоровья), развитие ребенка и вносит коррективы в проводимую работу.

В 12 месяцев пишется заключительный эпикриз с данными о проф. прививках и перенесенных заболеваниях.

На 2-ом году жизни ребенок осматривается один раз в квартал, а на третьем году-1 раз в полугодие.

В 3 и 5 лет проводится углубленный осмотр детей специалистами с целью выявления патологии и ее устранение до начала школьных занятий.

Первичная профилактика инфекционных заболеваний проводится в виде плановой активной иммунизации детей на участке, в детских учреждениях. Календарь профилактических прививок утвержден Министерством Здравоохранения РК.

Прививки проводятся только здоровым детям, медсестрой, прошедшей специальную подготовку в прививочном кабинете поликлиники и получившей соответствующую аттестацию. При наличии у ребенка аллергических реакций на продукты, лекарства иммунизация проводится на фоне десенсибилизации. После прививки ребенка посещает медсестра и выявляет наличие реакции на прививку. К 1,5 годам дети должны быть привиты ко всем инфекциям. Сведения о сделанных прививках и любых реакциях на них заносятся в карту профилактических прививок (форма № 63).

Большая работа проводится по подготовке детей к дошкольному учреждению и школе.

В 3 года начинается подготовка ребенка к школе - его осматривают специалисты - невропатолог, ЛОР, хирург, ортопед, окулист, стоматолог и по необходимости другие специалисты, проводятся лабораторные исследования - общий анализ крови и мочи, кал на яйца гельминтов.

В 5-6 лет проводится повторная диспансеризация, с углубленным обследованием узкими специалистами.

В 15 лет ребенок передается в подростковый кабинет, на него составляется выписка-эпикриз с подробным описанием наблюдения за ним.

Большая профилактическая работа проводится врачом и медицинской сестрой дошкольно -школьного отделения: они наблюдают за периодом адаптации ребенка к организованному коллективу, проводят плановые проф. осмотры с анализом заболеваемости, контроль за санитарно - гигиеническим режимом в учреждении, следят за проведением занятий физической культурой и закаливанием, питанием детей в учреждении, трудовым обучением, проводят плановые проф. прививки, лечебно-оздоровительные мероприятия (лечение гельминтозов, санация полости рта), оказание первой медицинской помощи, проводят наблюдение за карантинными группами, проводят санитарно-просветительную работу с детьми, их родителями и персоналом.

Под контролем поликлиники находится работа молочных кухонь, пионерских лагерей.



В сельской местности медицинская помощь детям проводится в Центре первичной медицинской специализированной помощи (ПМСП).

Фельдшер проводит весь объем помощи - дородовый патронаж, эпикризные сроки наблюдения, обучает родителей правилам ухода за детьми, правилам их вскармливания, проводит проф. прививки по плану, организует консультативные приемы врачей и других специалистов.

Медицинская сестра является активным помощником фельдшера.

Наиболее квалифицированную помощь дети получают в детских больницах - городских, областных, республиканских.

Большая роль в организации лечебно-профилактической помощи детям принадлежит главному педиатру области - он проводит анализ показателей рождаемости, заболеваемости, смертности детей и на основании полученных данных разрабатывает перспективный план мероприятий по улучшению работы педиатрической службы, выезжает в районы для оказания консультативной помощи, ведет контроль за работой медицинских учреждений и др.



Основные принципы организации лечебной и реабилитационной помощи детям в детской больнице



Отделения для новорожденных.

Физиологическое отделение для новорожденных состоит из палат для здоровых доношенных новорожденных, для недоношенных, для травмированных в родах детей, процедурной, молочной комнаты, палаты интенсивной терапии, вспомогательных помещений (физиопроцедуры), подсобных помещений.

Палата для здорового ребенка должна иметь площадь – 2,5 кв.метра на 1 койку.

Палата для недоношенных и травмированных детей – 4,5 кв.метра на 1 койку.

Молочная комната оборудуется электрической плитой, холодильником, столами для чистой и использованной посуды, сухожаровым шкафом для стерилизации бутылочек, медицинскими шкафами. В этой комнате женщины могут сцедить молоко, мед.сестра проводит стерилизацию бутылочек, стерилизует донорское молоко, обрабатывает бутылочки после кормления. Мед.сестра должна подготовить стерильную посуду для сбора грудного молока,закрыть ее стерильными марлевыми салфетками, подготовить стерильные большие салфетки для для одработки молочной железы и рук женщины,собрать посуду после кормления, прокипятить молокоотсосы в течение 15 минут, собранное грудное молоко закрыть стерильными тампонами и пастеризовать. Комната должна 3 раза в сутки убираться влажным способом и кварцеваться.

В подсобных помещениях хранят дез.растворы и уборочный инвентарь. Уборочный инвентарь должен быть промаркирован и быть отдельным для палат, коридоров и вспомогательных помещений.

В отделении должна быть обсервационная палата (бокс-изолятор) для здоровых детей от больных матерей и для больных детей, площадь – 4,5 кв.метра на 1 кровать.

Палата для новорожденного должна иметь ультрафиолетовые облучатели, детские кроватки, пеленальный стол, полки для чистого белья и педальные урны для грязного белья, детские весы, раковины для обработки рук и подмывания детей. Расстояние между кроватками не менее 0,5 метра. Запас чистого белья на 1 койку – не менее 20 пеленок, 5 распашенок, 2 одеяла, белье должно быть стерильным.

В отделении должен быть определенный набор предметов ухода и инструментария – биксы для стерильного материала, грелки, ножницы, пинцеты, зонды желудочные № 12-15, термометры медицинские, водные и настенные, баллончики резиновые, электроотсос, пипетки, газоотводные трубки, сантиметровая лента, мензурки, чайные ложки. Число предметов ухода должно соответствовать количеству детских коек, переносить их в другие палаты нельзя

ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПАЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ДЕТСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Медицинская этика - это нормы и правила, регулирующие поведение медицинской сестры и взаимоотношения с окружающими, которые должны соблюдаться ею в повседневной деятельности.

Медицинская деонтология - совокупность этических норм и принципов поведения медицинской сестры при выполнении своих профессиональных обязанностей, направленная на максимальное повышение эффективности лечения.

В медицинской деонтологии два стратегических требования:

  1. - высокий профессионализм

  2. - доброжелательное отношение к ребенку



ВНЕШНИЙ ВИД МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫДЕТСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Медицинская сестра должна:

  1. Строго соблюдать личную гигиену: ногти стричь коротко, от нее не должны исходить резкие запахи (духи, дезодорант, табак, пот и др.), применение косметики должно быть умеренным

  2. Халат должен быть чистым, достаточно длинным, чтобы прикрывать полностью одежду, рукава халата должны прикрывать рукава одежды

  3. Под халат необходимо одевать легко стирающуюся одежду, лучше из хлопчатобумажных натуральных тканей

  4. Волосы максимально убираются под шапочку

  5. Обувь должна быть легко моющаяся, поддающаяся дезинфекции и позволяющая бесшумно передвигаться



ОТНОШЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ С ВРАЧОМ

Медицинская сестра должна:

  1. Помнить о субординации: недопустимы грубость, неуважительное отношение в общении с врачом

  2. Исполнять врачебные назначения своевременно, четко и профессионально

  3. СРОЧНО информировать врача о внезапных изменениях в состоянии больного

  4. В случае возникновения каких-либо сомнений в процессе выполнения врачебных назначений в тактичной форме выяснить все нюансы с врачом в отсутствии больного



ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР МЕЖДУ СОБОЙ

  1. Недопустима грубость и неуважительное отношение к коллегам

  2. Замечания должны делаться тактично и в отсутствии больного

  3. Более опытные медицинские сестры должны охотно делиться с молодыми своим опытом

  4. В сложных ситуациях медицинские сестры должны помогать друг другу



ОТНОШЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ К БОЛЬНЫМ ДЕТЯМ

1.Отношение к детям должно быть доброжелательным, недопустимы грубые замечания,

нельзя кричать на детей, противопоказаны наказания и отчитывания

2. Отношение к детям должно быть ровным, недопустимо деление детей на «хороших» и

«плохих»

3. Медицинская сестра детского отделения должна быть тонким психологом, учитывать индивидуальные психологические особенности ребенка, знать обстановку в семье, социальное положение родителей, уметь выслушать ребенка, поддержать его в трудных ситуациях,
стремиться понять его переживания

4. Перед тяжелыми и болезненными процедурами медицинская сестра должна разъяснить ребенку в доступной форме значение и смысл данной процедуры, ее необходимость для успешного лечения и выздоровления, снять психоэмоциональное напряжение ребенка

5. Палатная медицинская сестра должна организовать детей в палатах так, чтобы они были спокойны, доверчивы и доброжелательны друг к другу и беспрекословно выполняли ее требования

6. Медицинская сестра должна учить детей выполнять элементарные гигиенические навыки соответственно их возрасту

7.Необходимо всегда помнить, что настроение медицинской сестры легко передается детям, с которыми она работает. Душевность, спокойствие, деловитость, уместная требовательность медицинской сестры оказывают благоприятное воздействие на всех ее подопечных.

Основа отношения медицинской сестры к больным детям - любовь, терпение, искреннее сочувствие и желание помочь скорейшему выздоровлению ребенка.



ОТНОШЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ДЕТСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ К РОДИТЕЛЯМ И БЛИЗКИМ БОЛЬНОГО РЕБЕНКА

  1. Медицинская сестра должна помнить, что родители, особенно матери больного ребенка, психически травмированы и могут давать неадекватные реакции. В любых ситуациях необходимо сохранять внутреннюю сдержанность, внешнее спокойствие и тактичность

  2. Особое внимание медицинская сестра должна уделять матерям, ухаживающим за тяжелобольными детьми, не только успокоить ее, но и позаботиться об условиях ее отдыха, питания, убедить в правильности и необходимости назначаемых ему процедур и манипуляций

  3. Беседа медицинской сестры с родственниками не должна выходить за рамки ее компетенции: она не имеет права рассказывать о симптомах и возможном прогнозе заболевания, а, сославшись на неосведомленность, направить их к лечащему врачу.

  4. Несмотря на загруженность, медицинская сестра должна спокойно и неторопливо отвечать на вопросы родителей, обучать их правильному уходу за ребенком

Правильная тактика общения медицинской сестры детского отделения с родителями и близкими ребенка создает благоприятный психологический микроклимат в отделении.



ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ СМЛАДШИМ МЕДИЦИНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ

Отношения строятся на принципах:

  1. Взаимоуважения

  2. Ненавязчивого, тактичного контроля со стороны медицинской сестры за деятельностью младшего медицинского персонала

  3. Недопустимы грубость, фамильярность, высокомерие



  1. Недопустимо делать замечания в присутствии больных и посетителей



МЕДИЦИНСКАЯ ТАЙНА

  1. Любой медицинский работник, в том числе и медицинская сестра, не имеет права разглашать сведения о больном, полученные во время обследования, лечения, наблюдения

  2. Нельзя вслух высказывать мнение о состоянии больного, прогнозе заболевания, давать оценку лечению

  3. Необходимо правильно хранить медицинские документы



ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

Государственное законодательство предусматривает юридическую ответственность медицинской сестры в следующих случаях:

  1. Небрежное отношение к своим обязанностям, повлекшее за собой ухудшение в состоянии здоровья больного, рассматривается как преступная халатность.

  2. Нарушение санитарно-гигиенических и противоэпидемических правил, если эти нарушения повлекли или могли повлечь распространение эпидемических и других заразных заболеваний, рассматривается как преступление против здоровья населения.

  3. Грубое нарушение техники манипуляций, повлекшее за собой смерть больного, рассматривается как непредумышленное убийство.

  4. Хищение лекарственных препаратов и инвентаря рассматривается как хищение государственной или иной собственности.

  5. Хищение наркотических анальгетиков рассматривается как особо опасное преступление против здоровья населения.

  6. Неоказание больному помощи лицом, обязанным ее оказать, если в результате этого наступили тяжелые последствия (смерть, тяжелое состояние), рассматривается как уголовное преступление.



ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧАСТКОВОЙ ПЕДИАТРИЧЕСКОЙ СЕСТРЫ

Медицинская сестра:

  1. Проводит профилактическую работу по развитию и воспитанию здорового ребенка.

  2. Оказывает доврачебную помощь больным детям.

  3. Проводит санитарно-просветительную работу на участке.

  4. Проводит 3 дородовых патронажных посещения беременных женщин своего территориального участка, активно выявляет нарушения самочувствия беременной и своевременно сообщает об этом акушеру-гинекологу женской консультации и участковому врачу-педиатру.

  5. Совместно с участковым врачем-педиатром посещает новорожденных в первые три дня (из группы риска – в первые сутки) после выписки из родильного дома, обращая внимание на материально-бытовые, культурно-гигиенические условия жизни семьи, ее психологический климат.

  6. Обеспечивает систематичность наблюдения за здоровыми и больными детьми, информирует врача о состоянии наблюдаемых детей.

  7. Контролирует выполнение родителями лечебных назначений.

  8. Проводит ежемесячно коррекцию плана профилактических прививок детям, не посещающим дошкольные учреждения, приглашает детей на прививку в поликлинику.

  9. Выполняет назначенные врачом лечебные процедуры на дому.

  10. Оказывает помощь участковому врачу при проведении медицинских осмотров детей (проводит антропометрию, выписывает рецепты, справки, направления, листы нетрудоспособности, выписки, следит за очередностью приема).

  11. Проводит беседы с родителями на участке и в поликлинике по вопросам развития и воспитания здорового ребенка и профилактике заболеваний, принимает участие в организации санитарно-просветительных выставок, уголков здоровья.

  12. Систематически повышает свою квалификацию.

  13. Оказывает качественную и эффективную медицинскую помощь пациентам по установленным стандартам.

  14. Соблюдает правила оказания гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.

  15. Соблюдает принципы этики и деонтологии.

  16. Обеспечивает внеочередной прием детей с повышенной температурой.

  17. Организует прием участкового врача – чистоту кабинета, полный набор инструментария, подбирает истории болезни пациентов.



ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ДЕТСКОГООТДЕЛЕНИЯ ДИСПАНСЕРА

Медицинская сестра:

  1. Ведет медицинскую документацию.

  2. Проводит активную диспансеризацию больных.

  3. Ведет строгий учет больных.

  4. Вызывает больных детей на прием.

  5. Выписывает направления на исследования.

  6. Проводит санитарно-просветительную работу с больными и родителями.



ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

Медицинская сестра:

  1. Помогает врачу во время массовых осмотров детей.

  2. Планирует и проводит плановую иммунизацию.

  3. Следит за санитарным состоянием классов, пищеблока, туалетов.

  4. Контролирует санитарное состояние пищеблока.

  5. Сообщает в СЭС об инфекционных заболеваниях.

  6. Проводит наблюдение за контактными детьми.

  7. Проводит скрининговые обследования детей.

  8. Проводит антропометрию.



ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ПАЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ДЕТСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Обязанности палатной медицинской сестры детского отделения весьма разнообразны.

Ей необходимо быть хорошим психологом и иметь высокий уровень компетентности.

Медицинская сестра должна:

  1. Перед поступлением больного ребенка в палату проконтролировать работу младшего медицинского персонала по обработке кровати и прикроватной тумбочки дезинфицирующим раствором, застилить свежее постельное белье.

  2. Просмотреть историю болезни, заполненную в приемном отделении, чтобы знать диагноз, основные сведения о ребенке и его родителях, проверить, осмотрен ли ребенок на педикулез

  3. Контролировать работу младшего медицинского персонала по обеспечению должного санитарного состояния закрепленных за ней палат

  4. Следить за выполнением детьми режимных моментов и соблюдением лечебно-охранительного режима

  5. Обучать детей правилам личной гигиены, контролировать регулярное выполнение гигиенических мероприятий детьми, находящимися на общем режиме

  6. Систематически проводить работу с матерями, госпитализированными для ухода за больными детьми, обучать их правильному выполнению мероприятий по уходу за больными детьми, правильному психологическому обращению с больным ребенком

  7. Уметь, благодаря высокому профессионализму и компетентности, определить очередность выполнения тех или иных процедур

  8. Выполнять независимые сестринские вмешательства не требующие распоряжений со стороны врача или других специалистов: гигиенический уход за детьми разного возраста, за тяжелобольными детьми, кормление детей, подсчет частоты дыхательных движений, подсчет частоты и определение свойств пульса, термометрия и пр.

  9. Принимать участие во врачебном обходе, сообщая сведения о состоянии детей в палатах, получая указания от врача по лечению детей

  10. Выполнять взаимозависимые сестринские вмешательства (в сотрудничестве с другими медицинскими работниками) и зависимые сестринские вмешательства (основанные на инструкции или письменном указании, касающиеся лечения, подготовки к диагностическим процедурам) с высокой точностью и ответственностью

  11. Работать с историями болезни детей, делая необходимые записи о выполнении назначений, подклеивая бланки с результатами анализов, заполняя температурные листы и т.д.

  12. Уметь пользоваться медицинской аппаратурой, имеющейся в отделении

  13. Сопровождать детей на рентгенологические, эндоскопические, ультразвуковые и другие исследования, на консультации узких специалистов, при переводе детей в другие отделения или лечебные учреждения

  14. Знать объем доврачебной помощи и очередность выполнения мероприятий по оказанию ее при неотложных состояниях у детей

  15. В случае выявления в отделении инфекционного заболевания (ОКИ, гепатита, экзантемных инфекций и пр.) срочно поставить в известность об этом врача (лечащего, дежурного) и под его руководством четко выполнить следующие мероприятия:

  • изолировать заболевшего ребенка

  • собрать материал для лабораторного исследования

  • внести сведения в журнал учета инфекционных заболеваний (форма №060/у)

  • заполнить экстренное извещение об инфекционном заболевании (форма № 058 у)

  • заполнить статистический талон (форма № 025 - 2/у)

  • оповестить СЭС не позднее 12 часов с момент установления диагноза

  • выявить контактных лиц

  • собрать материал для лабораторного исследования у контактных лиц

  • установить срок карантина в отделении

  • провести дезинфекционные мероприятия в отделении

  • провести санитарно-просветительную работу в отделении



УЧАСТИЕ ПАЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В СОСТАВЛЕНИИ ПОРЦИОННОГО ТРЕБОВАНИЯ

Необходимую диету больному ребенку назначает лечащий врач, а при поступлении ребенка в отделение в вечернее время - дежурный врач.

  1. Палатная медицинская сестра переносит из медицинской карты стационарного больного в сестринский лист номер диеты. Против номера диеты она вписывает фамилии больных и номера палат, чтобы легко было суммировать данные по каждой палате. На основании этих данных ежедневно старшая медицинская сестра отделения составляет и до 1300 отправляет на пищеблок порционник отделения (сведения о
    наличии больных, состоящих на питании).

  2. На детей, поступивших в отделение дополнительно в течение суток, палатная медицинская сестра выписывает дополнительный порционник (порционное требование на вновь поступивших), по которому будут довыписаны дополнительные продукты, и до 7 часов утра отправляет его на пищеблок.

.









Литература:

1.Государственный общеобязательный стандарт образования 2016 года, утвержд. приказом МЗ РК № 661 от 29.07.2016г.

1 Буклет схем ИВБДВ.

2.Приказ МЗ РК № 1027от 29 декабря 2017 года «Об утверждении Стандарта организации оказания педиатрической помощи в РК».

3.Приказ и.о. МЗ РК от 23 ноября 2010 года № 907 по ведению учетно- отчетной документации в МО.

4. Алгоритмы практических навыков ( чек-листы).

5. Клинические протоколы РЦРЗ.

6.К.И.Григорьев, Р.Р.Кильдиярова «Особенности оказания сестринской помощи детям»,издательство «ГЭОТАР-Медиа» 2016г. 272 стр.

7.Р.Р.Кильдиярова « Детские болезни», издательство «ГЭОТАР – Медиа»,г. Москва, 2015г., 832 стр.

8.Е.В.Качарова, О.К.Лютикова «Сестринское дело в педиатрии».практическое руководство для медицинских училищ и колледжей, издательство «ГЭОТАР-Медиа», г. Москва, 2014г. 128 стр.