Просмотр содержимого документа
«Оказание консультативной помощи семьям детей с ОВР в рамках государственной услуги на тему: «Что такое ФФН?»»
Оказание консультативной помощи семьям детей с ОВР в рамках государственной услуги на тему: «Что такое ФФН?»
Утверждаю:
Заведующая КГУ «Кабинет психолого-педагогической
коррекции г. Риддера» УО ВКО _________Мехова Л.С.
ПИСЬМЕННАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ
По оказанию государственной услуги « Оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями».
Дата: __________________
Время: __________________
ФИО ребенка: __________________
Тема:
Что такое фонетико- фонематическое недоразвитие речи?
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения из-за дефектов восприятия и произношения фонем, т.е. у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи – сочетание нарушений звукопроизношения и фонематического восприятия (умения воспринимать и различать звуки речи).
Формирование правильного произношения напрямую зависит от уровня развития фонематического восприятия. Именно фонематическое восприятие положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, слоговой структуры слов, лексико-грамматических представлений. Кроме того, без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа (мысленного разделения на звуки разных звукокомплексов: слогов, слов).
Характерными особенностями речи детей с ФФНР являются нарушения звукопроизношения. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми звуками, например: [с],[ш] - [ф], вместо [р],[л] - [л’],[й], вместо звонких – глухие звуки; свистящие и шипящие звуки заменяются переднеязычными звуками [т][т’][д],[д’]. Характерно также нестойкое употребление звуков в речи, когда одно и то же слово при повторении произносится различно. При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова: вместо скатерть – они говорят «катиль» или «катеть», вместо велосипед – «сипед».
Характер данных звуконарушений у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия: дети испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога, испытывают трудности при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определенный звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук, при звуковом анализе слогов и слов.
Кроме того наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи, трудности в формировании словаря и грамматического строя речи.
Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерна также неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они хуже запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звукопроизношения и фонематического восприятия. Логопедическая работа включает:
Формирование произносительных навыков;
Развитие фонематического восприятия;
Формирование навыков звукового анализа и синтеза.
Коррекционное обучение направлено также на формирование у детей определенного круга знаний об окружающем, соответствующего объема словаря, грамматических представлений, развития связной речи, произвольного внимания и памяти.
Таким образом своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и оказание им логопедической помощи в условиях КППК помогает корригировать речевую функцию у дошкольников и своевременно предупредить трудности в обучении письму и чтению в школе.
Проверено: методист__________
Материал подготовлен
учителем-дефектологом Дюсеновой Г.Ж.