СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оказаниедифференцированной помощи учащимся со слабым развитием мыслительной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д. Главное в работе с такими детьми – учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу – ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед

Просмотр содержимого документа
«Оказаниедифференцированной помощи учащимся со слабым развитием мыслительной деятельности»

Памятка по оказанию дифференцированной помощи  учащимся со слабым развитием мыслительной деятельности Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д. Главное в работе с такими детьми – учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу – ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.

Источник активности человека – его потребности. Мотив – побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность учащихся.

Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:

 

  • создавать проблемные ситуации;

  • активизировать самостоятельное мышление;

  • организовывать сотрудничество учащихся на уроке;

  • выстраивать позитивные отношения с группой;

  • проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.

  • При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавать ребенку такие вопросы: "Ты удовлетворен результатом?"; вместо оценки сказать ему: "Ты сегодня хорошо справился с работой"). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики. Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.

Упражнение "Самое главное" Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой-то "секрет", то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и "секреты". Выбираются самые точные и лучшие ответы.

Упражнение "Моментальное фото" Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.

Упражнение "Лучший вопрос" Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.

Упражнение "Пересказ по кругу" Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.

   Памятка

 по оказанию дифференцированной помощи  учащимся  не желающим учиться

Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация – будет продуктивность учения.

Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как увлечь ребят познанием нового?

Задача педагога в этом случае:

помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;

развивать ответственность;

поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.

Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.

Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:

решение проблемных ситуаций;

использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;

связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;

организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.

Помеха развитию мотивации – тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредоточивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал. Для повышения мотивации к учению можно выполнять приведенное ниже упражнение.


"Пиктограмма, или Пляшущие человечки"

Учащимся предлагается для запоминания перечень слов и словосочетаний. После показа слова или словосочетания учащийся рисует на бумаге любое изображение, которое поможет ему воспроизвести предъявляемый материал. Каждое изображение обозначается номером, соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний. Написание отдельных букв и слов не допускается. Слова зачитываются с интервалом не более 30 с. Выбор изображения для запоминания ограничивается по времени.

Пример набора слов и словосочетаний:

  • Веселый праздник

  • Тяжелая работа

  • Развитие

  • Вкусный ужин

  • Смелый поступок

  • Болезнь

  • Счастье

  • Разлука

  • Дружба

  • Темная ночь

  • Печаль.

Воспроизведение учащимися словесного материала осуществляется спустя 30–40 мин. Учащемуся предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова и словосочетания.

При оценке результатов подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов.

 Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Изучение отношения учащихся к учебным предметам

Дорогой ученик! Заполни, пожалуйста, таблицу. Напротив записанного учебного предмета укажи причину, почему изучение этого предмета для тебя необходимо (I часть таблицы) или интересно (II часть таблицы). Заполнять таблицу нужно, используя предложенные варианты ответов.

I. Необходимые предметы

II. Интересные предметы

I. Варианты ответов на вопрос “Необходимые предметы”:

Знание этого предмета необходимо для развития экономики страны.

Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества.

Этот предмет пригодится для поступления в колледж, вуз, он будет необходим в будущей профессии.

Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.

Этот предмет учит разбираться в жизни.

Этот предмет считают значимым мои родители. 

Этот предмет развивает интеллект, расширяет кругозор.

Этот предмет будет в итоговом тестировании.

II. Варианты ответов на вопрос “Интересные предметы”:

Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях. 

Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.

Интересно выяснять причины событий.

Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету. 

Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.

Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.

Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование.

Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлекает учеников. 

Интересно, так как этот предмет дается мне легко.  10.  Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов. 11.  Интересно, так как по этому предмету легко получить отметку. 12.  Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет сосредоточенно мыслить.

 

 

 Приложение 2

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Определение доминирующих мотивов учения

Дорогой ученик! Для работы по преодолению неуспешности в обучении учителю необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы твоего обучения.

Поставь, пожалуйста, напротив наименования мотива указанный балл.

Понимаю, что ученик должен учиться хорошо

Хочу закончить школу и учиться дальше 

Понимаю, что знания мне нужны для будущего

Хочу быть культурным и развитым человеком 

Хочу получать хорошие отметки

Хочу получать одобрение родителей

Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне

Хочу быть лучшим учеником в классе

Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех 10.  Хочу занять достойное место среди лучших в классе 11.  Мне нравится учиться 12.  Люблю узнавать новое 13.  Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей 14.  Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности 15.  Люблю уроки, на которых можно рассуждать 16.  Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи  

Мотивы обучения:

мотив долга и ответственности – № 1;

мотивы самоопределения и самосовершенствования – № 2–4;

мотивы собственного благополучия – № 5–7;

мотивы престижности – № 8–10;

мотивы содержания учебной деятельности – № 11–13;

мотивы отношения к процессу учения – № 14–16.

 Приложение 3

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Определение мотивации к предметам

Дорогой ученик! Отметь, пожалуйста, в таблице мотив к изучению преподаваемых 
в школе предметов. Предмет 

Информатика

Астрономия

Экология

Физкультура

ОБЖ

Черчение

Экономика

Общество­знание

Математика Мотивы:

Интересное содержание предмета 

Интересное преподавание

Предмет имеет практическое значение

Уважаю учителя Хотел бы получать дополнительные знания

Приложение 3

 



АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

 

«Определение школьной успешности ученика»

( с точки зрения ученика и учителя).

1. Степень работоспособности на уроке: ( подчеркните нужную цифру).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Внимание на уроке:постоянно высокое, переменно высокое, часто отвлекается

не может сконцентрировать внимание.

3.Задания на уроке выполняет: в полном объеме, по желанию, когда задания интересные,

когда задания легкие, когда задания понятные, когда задания оригинальные и требуют творческого подхода, частично, изредка.

4.Внимательно слушает объяснения учителя.

5        Задает интересные вопросы.

6        В письменных и устных текстах высказывает оригинальные суждения.

7        С удовольствием выполняет творческие задания.

8        Посещает предметный факультатив

10.. Понимает предмет: глубоко, поверхностно, частично, плохо.

11. В микрогрупповой работе: играет роль лидера, пассивен, активно участвует в обсуждениях

12. С удовольствием: отвечает у доски, выполняет творческие задания. Выполняет письменные работы.

13. Считает, что знает предмет: глубоко, нормально, недостаточно.

14. Нравится получать по предмету высокие отметки.

15. Переживает , если учитель недоволен моими школьными успехами.

16. Нуждаюсь, в специальной помощи учителя, поскольку не успеваю за темпом изучения материала.

17. Я могу выполнить задания: любой сложности, достаточно сложные, задания средней сложности, просты задания.

18. Я люблю решать учебные задания и выполнять их: Самостоятельно, с помощью родителей, с помощью учителя, совместно с ребятами из класса.

19. Поведение на уроках: дисциплинирован, редкие нарушения дисциплины. Ученику доставляет удовольствие выводить учителя из равновесия, ученик ведет себя вызывающе, грубит на уроках.

20.С удовольствием помогает учителю в качестве ассистента. Помощника.

21. Любит советоваться с учителем по разным жизненным и проблемным вопросам.



















Упражнение "Самое главное" Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой-то "секрет", то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и "секреты". Выбираются самые точные и лучшие ответы.

Упражнение "Моментальное фото" Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.

Упражнение "Лучший вопрос" Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.

Упражнение "Пересказ по кругу" Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.


"Пиктограмма, или Пляшущие человечки"

Учащимся предлагается для запоминания перечень слов и словосочетаний. После показа слова или словосочетания учащийся рисует на бумаге любое изображение, которое поможет ему воспроизвести предъявляемый материал. Каждое изображение обозначается номером, соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний. Написание отдельных букв и слов не допускается. Слова зачитываются с интервалом не более 30 с. Выбор изображения для запоминания ограничивается по времени.

Пример набора слов и словосочетаний:

  • Веселый праздник

  • Тяжелая работа

  • Развитие

  • Вкусный ужин

  • Смелый поступок

  • Болезнь

  • Счастье

  • Разлука

  • Дружба

  • Темная ночь

  • Печаль.

Воспроизведение учащимися словесного материала осуществляется спустя 30–40 мин. Учащемуся предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова и словосочетания.