Конспект занятия «Охрана природы в Кемеровской области».
Цель: Формирование ответственного отношения к природе.
Задачи:
Расширять представления о профессиях.
Рассказать, что охраной окружающей среды занимаются экологи, зоологи, лесники.
Формировать понятия о том, как дети могут помочь взрослым: беречь растения, охранять насекомых, выбрасывать мусор в специально отведенных местах формировать у детей нормы поведения в природе, желание беречь и охранять окружающую среду;
Способствовать воспитанию любви к родной природе.
Оборудование:
иллюстрации особо охраняемых природных территорий: заповедник «Кузнецкий Алатау», памятник природы «Липовый остров»;
физическая карта Кузбасса, карты Кузбасса;
набор печатных слов: заповедник, заказник, национальный парк, памятник природы.
Ход занятия:
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Наши занятия по экологии продолжаются! Послушайте стихотворение и подумайте о чём оно:
Мы безмерно богаты, В наших чащах и рощах Столько всяких пернатых Просто диву даёшься. И, конечно, тревожно, Что порой мы безбожно, Не храним, что имеем, Не щадим, не жалеем, Ни за что не в ответе. Словно самую малость, Нам на этой планете Жить и править осталось. Не хозяева вроде, Так добро своё губим. А гордимся природой И отечество любим. (А. Яшин) |
|
- Планета Земля - уникальная планета. Из 9 планет Солнечной системы, только на планете Земля возможна разумная жизнь. На планете Земля есть среда обитания (почва, вода, воздух) для живых организмов, однако, хозяйственная деятельность человека загрязняет и разрушает эту среду обитания, что губительно сказывается на биосфере в целом. Из-за загрязнения токсическими веществами воздуха, воды, почвы и в том числе продуктов питания сокращается продолжительность жизни человека. Сегодня человечество приходит к пониманию зависимости собственного благополучия от природы. Главные усилия направлены на выработку таких норм поведения человека, которые свели бы к минимуму экологический риск, обеспечивали бы экологическую безопасность жизни.
- Мы с вами живем в Кемеровской области, в Кузбассе! Мы живем в краю не только богатом своей промышленностью и полезными ископаемыми, но и удивительной красотой природы.
- Сохранить красоту природы родного края – сохранить бесценную жизнь человека. Необходимо беречь чистый воздух, леса, реки, озера, животный мир. Это очень важно, поскольку здоровье и благополучие людей зависит от состояния природы, поэтому природу нашу надо беречь и охранять. Существует много форм охраны природы и сегодня мы познакомимся с одной из них.
- Сегодня мы узнаем, что такое особо охраняемые природные территории (ООПТ), какое значение они имеют в охране природы и какие формы ООПТ существуют в Кузбассе.
- Запишите у себя в тетради число и тему занятия «Особо охраняемые природные территории Кузбасса».
Знакомство с новым материалом.
Рассказ «Особо охраняемые природные территории».
- Особо охраняемые природные территории – это участки природы, в которых временно или полностью запрещена хозяйственная деятельность человека.
- Существуют несколько основных форм ООПТ: заповедник, национальный парк, заказник, памятник природы (педагог прикрепляет на доске слова). Чем же они отличаются между собой? Это предстоит нам сегодня узнать.
- Первая форма, с которой мы познакомимся – заповедник.
Заповедник - это территория, на которой полностью запрещена хозяйственная деятельность человека для охраны природы и научного исследования.
- В Кузбассе создан 1 заповедник, называется он «Кузнецкий Алатау» (педагог показывает, где находится заповедник «Кузнецкий Алатау» на физической карте Кузбасса).
- Заповедник, ребята, это особенный участок природы, сохранившийся в неизмененном человеком виде. Он создается на постоянное время. В заповеднике жесткий и контролируемый режим охраны и на его территории не допустима хозяйственная деятельность человека, например: строительство, рубка леса, охота, рыбалка, сбор лекарственных трав и красивоцветущих растений, добыча полезных ископаемых.
- Основной принцип охраны и изучения природы в заповеднике - это проведение различных исследований в течение многих лет. При этом в качестве объекта исследований принимается весь природный комплекс заповедника (растения, животные, водоемы, ледники, горы) и все это рассматривается как единое целое.
Сотрудники заповедников также проводят большую работу по охране природы с населением, публикуют статьи в разных газетах и журналах, участвуют в передачах радио и телевидения, читают лекции. В заповедниках могут проводиться и экскурсии в природу, но маршрут при этом прокладывается не по основной территории, а в охранной зоне или вдоль границы заповедника.
Следующая форма ООПТ – заказник. Это наиболее распространенная форма ООПТ.
- Заказник - это территория, на которой временно ограничена или запрещена хозяйственная деятельность человека для охраны и восстановления численности редких видов растений и животных.
- В Кузбассе создано 13 заказников, они находятся в разных местах. Ребята, найдите заказники в своих картах и прочитайте их названия. В заказнике в отличие от заповедника, ограничение хозяйственной деятельности человека в основном временное, жесткой и контролируемой охраны в заказнике нет, создается он на постоянное время или на какой-то срок, например, на 10 лет организован заказник «Бельсинский», где разводится соболь.
Существуют разные заказники.
Зоологические:
1. «Антибесский», (разведение бобров)
2. «Бельсинский» (соболь)
3. «Писаный» (лось, колонок, косуля, тетерев, рябчик)
Ботанические:
1. «Промышленновский (охрана адониса)
2. «Верхне - Кабырзинский» (пихта, сосна сибирская (кедр))
3. «Усинский» (маралий и золотой корень)
Физкультминутка:
Для разминки из-за парт Поднимаемся. На старт! Бег на месте веселей, И быстрей, быстрей, быстрей! | (Бег на месте) |
Делаем вперед наклоны - Раз – два – три – четыре - пять. Мельницу руками крутим, Чтобы плечики размять, | (Вращение прямыми руками) |
Начинаем приседать – Раз – два – три – четыре - пять. (Приседания) А потом прыжки на месте, Выполняем дружно вместе. | (Прыжки) |
Руки к солнышку потянем, Руки в стороны растянем. А теперь пора учиться, Да прилежно, не лениться. | (Потягивание - руки вверх, потом в стороны) |
Следующая форма ООПТ - национальный парк
Национальный парк - это территория, на которой охрана природы сочетается с туризмом.
В Кемеровской области создан один государственный национальный природный парк «Шорский». Ребята, посмотрите на карту, где он находится? (педагог показывает, где находится национальный парк «Шорский на физической карте Кузбасса).
- Если заповедник создан для получения научной информации и посещение его людьми ограничено, то национальный парк создан для познавательной информации о природе для всех людей, а также он создан для отдыха и путешествий. На территории национального парка допустимыми видами отдыха считаются те, которые связаны с путешествием в природе - пеший, водный, лыжный туризм, кратковременные экскурсии. В национальном парке не разрешаются массовые зрелища, развлекательные игры, спортивные состязания.
- И еще одна форма ООПТ, с которой вы сегодня познакомитесь - это памятник природы.
- Памятник природы - это уникальные, ценные в экологическом, культурном и эстетическом отношении природные комплексы и объекты.
Памятником природы может быть крупное болото, таежный или лиственный участок леса, скала, водопад, родник, огромное озеро. Эти красивые, необычные природные объекты уникальны тем, что они не созданы руками человека. Жесткой и контролируемой охраны на территории памятника природы нет, цель создания этой формы ООПТ - охрана уникального (единственного) природного комплекса или объекта, принципы организации, а также использование территории, схожи с национальным парком.
В Кузбассе много памятников природы, например Кузедеевский «Липовый остров».
Также к памятникам природы относятся: скала «Пьющий слон», водопад «Сага», скалы «Царские ворота». Вообще памятников природы в нашей области насчитывается около 100.
3. Итог.
Сегодня на занятии вы увидели, как красив и богат Кузбасс. Нельзя не гордиться краем, в котором ты живешь. Берегите, ребята, и любите его. Сделайте все для того, чтобы он стал еще богаче, еще красивее! На этом занятие закончено! До свидания!