СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Охрана природы в Кемеровской области"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учит детей беречь природу родного края,  не нарушать правил поведения в природе.

Просмотр содержимого документа
«"Охрана природы в Кемеровской области"»

Конспект занятия «Охрана природы в Кемеровской области».

Цель: Формирование ответственного отношения к природе.

Задачи:

Расширять представления о профессиях.

Рассказать, что охраной окружающей среды занимаются экологи, зоологи, лесники.

Формировать понятия о том, как дети могут помочь взрослым: беречь растения, охранять насекомых, выбрасывать мусор в специально отведенных местах формировать у детей нормы поведения в природе, желание беречь и охранять окружающую среду;

Способствовать воспитанию любви к родной природе.

Оборудование:

  • иллюстрации особо охраняемых природных территорий: заповедник «Кузнецкий Алатау», памятник природы «Липовый остров»;

  • физическая карта Кузбасса, карты Кузбасса;

  • набор печатных слов: заповедник, заказник, национальный парк, памятник природы.


Ход занятия:


  1. Организационный момент.



-Здравствуйте, ребята! Наши занятия по экологии продолжаются! Послушайте стихотворение и подумайте о чём оно:


Мы безмерно богаты,

В наших чащах и рощах

Столько всяких пернатых Просто диву даёшься.

И, конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно,

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем,

Ни за что не в ответе.

Словно самую малость,

Нам на этой планете

Жить и править осталось.

Не хозяева вроде,

Так добро своё губим.

А гордимся природой

И отечество любим.

(А. Яшин)





- Планета Земля - уникальная планета. Из 9 планет Солнечной системы, только на планете Земля возможна разумная жизнь. На планете Земля есть среда обитания (почва, вода, воздух) для живых организмов, однако, хозяйственная деятельность человека загрязняет и разрушает эту среду обитания, что губительно сказывается на биосфере в целом. Из-за загрязнения токсическими веществами воздуха, воды, почвы и в том числе продуктов питания сокращается продолжительность жизни человека. Сегодня человечество приходит к пониманию зависимости собственного благополучия от природы. Главные усилия направлены на выработку таких норм поведения человека, которые свели бы к минимуму экологический риск, обеспечивали бы экологическую безопасность жизни.

- Мы с вами живем в Кемеровской области, в Кузбассе! Мы живем в краю не только богатом своей промышленностью и  полезными ископаемыми, но и удивительной красотой  природы.

- Сохранить красоту природы родного края – сохранить бесценную жизнь человека. Необходимо беречь чистый воздух, леса, реки, озера, животный мир. Это очень важно, поскольку здоровье и благополучие  людей зависит от состояния природы, поэтому природу нашу надо беречь и охранять. Существует много форм охраны природы и сегодня мы познакомимся с одной из них.

- Сегодня мы узнаем, что такое особо охраняемые природные территории (ООПТ), какое значение они имеют в охране природы и какие формы ООПТ существуют в Кузбассе.

- Запишите у себя в тетради число и тему занятия «Особо охраняемые природные территории Кузбасса».


  1. Знакомство с новым материалом.


Рассказ «Особо охраняемые природные территории».


Особо охраняемые природные территории – это участки природы, в которых временно или полностью запрещена хозяйственная деятельность человека.

- Существуют несколько основных форм ООПТ: заповедник, национальный парк, заказник, памятник природы (педагог прикрепляет на доске слова). Чем же они отличаются между собой? Это предстоит нам сегодня узнать. 


Первая форма, с которой мы познакомимся – заповедник.

Заповедник - это территория, на которой полностью запрещена хозяйственная деятельность человека для охраны природы и научного исследования. 

- В Кузбассе создан 1 заповедник, называется он «Кузнецкий Алатау» (педагог показывает, где находится заповедник «Кузнецкий Алатау» на физической карте Кузбасса). 


- Заповедник, ребята, это особенный участок природы, сохранившийся в неизмененном человеком виде. Он создается на постоянное время. В заповеднике жесткий и контролируемый режим охраны и на его территории не допустима хозяйственная деятельность человека, например: строительство, рубка леса, охота, рыбалка, сбор лекарственных трав и красивоцветущих растений, добыча полезных ископаемых. 

- Основной принцип охраны и изучения природы в заповеднике -  это проведение различных исследований в течение многих лет. При этом в качестве объекта исследований принимается весь природный комплекс заповедника (растения, животные, водоемы, ледники, горы) и все это рассматривается как единое целое.

Сотрудники заповедников  также проводят большую работу по охране природы с населением, публикуют статьи в разных газетах и журналах, участвуют в передачах радио и телевидения, читают лекции.  В заповедниках могут проводиться и экскурсии в природу, но маршрут при этом прокладывается не по основной территории, а в охранной зоне или вдоль границы заповедника.


Следующая форма ООПТ – заказник.  Это наиболее распространенная форма ООПТ. 

Заказник - это территория, на которой временно ограничена или запрещена хозяйственная деятельность человека для охраны и восстановления численности редких видов растений и животных.

- В Кузбассе создано 13 заказников, они находятся в разных местах. Ребята, найдите заказники в своих картах и прочитайте их названияВ заказнике в отличие от заповедника, ограничение хозяйственной деятельности человека в основном временное, жесткой и контролируемой охраны в заказнике нет, создается он на постоянное время или на какой-то срок, например, на 10 лет организован заказник «Бельсинский», где разводится соболь.

Существуют разные заказники. 

Зоологические:

1. «Антибесский», (разведение бобров)

2. «Бельсинский» (соболь)

3. «Писаный» (лось, колонок, косуля, тетерев, рябчик)

Ботанические:

1. «Промышленновский (охрана адониса)

2. «Верхне - Кабырзинский» (пихта, сосна сибирская (кедр))

3. «Усинский» (маралий и золотой корень) 



Физкультминутка:


Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Бег на месте веселей,

И быстрей, быстрей, быстрей!

(Бег на месте)

Делаем вперед наклоны -

Раз – два – три – четыре - пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять,

(Вращение прямыми руками)

Начинаем приседать –

Раз – два – три – четыре - пять.

(Приседания)

А потом прыжки на месте,

Выполняем дружно вместе.

(Прыжки)

Руки к солнышку потянем,

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться,

Да прилежно, не лениться.

(Потягивание - руки вверх, потом в стороны)


Следующая форма ООПТ -  национальный парк

 Национальный парк - это территория, на которой охрана природы сочетается с туризмом. 

В Кемеровской области создан один государственный национальный природный парк «Шорский». Ребята, посмотрите на карту, где он находится? (педагог показывает, где находится национальный парк «Шорский на физической карте Кузбасса).  

- Если заповедник создан для получения научной информации и посещение его людьми ограничено, то национальный парк создан для познавательной информации о природе для всех людей, а также он создан для отдыха и путешествий.  На территории национального парка допустимыми видами отдыха считаются те, которые связаны с путешествием в природе - пеший, водный, лыжный туризм, кратковременные экскурсии. В национальном парке не разрешаются массовые зрелища, развлекательные игры, спортивные состязания.


- И еще одна форма ООПТ, с которой вы сегодня познакомитесь - это памятник природы.

Памятник природы - это уникальные, ценные в экологическом, культурном и эстетическом отношении природные комплексы и объекты.

Памятником природы может быть крупное болото, таежный или лиственный участок леса, скала, водопад, родник, огромное озеро. Эти красивые, необычные природные объекты уникальны тем, что они не созданы руками человека. Жесткой и контролируемой охраны на территории памятника природы нет, цель создания этой формы ООПТ - охрана уникального (единственного) природного комплекса или объекта, принципы организации, а также использование территории, схожи с национальным парком.

 В Кузбассе много памятников природы, например Кузедеевский «Липовый остров».


Также к памятникам природы относятся: скала «Пьющий слон», водопад «Сага», скалы «Царские ворота». Вообще памятников природы в нашей области насчитывается около 100.


3. Итог.

Сегодня на занятии вы увидели, как красив и богат Кузбасс. Нельзя не гордиться краем, в котором ты живешь. Берегите, ребята, и любите его. Сделайте все для того, чтобы он стал еще богаче, еще красивее! На этом занятие закончено! До свидания!