Здравствуйте ребята! Ежегодно в городе Джанкое 5 июня отмечается День охраны окружающей среды, поэтому мы, сотрудники МОУ ДОД «Центра научно-технического творчества», решили провести познавательно-развлекательное мероприятие, посвященное таким экологическим вопросам как: Проблема исчезновения редких видов растений и животных – Станция «Путешествие по страницам Красной книги»; Проблема нерационального использования и регулярного загрязнения поверхностных вод Крыма – Станция «В гостях у капельки»; Проблема загрязнения окружающей среды различными бытовыми отходами – Станция «Бытовые отходы»; Проблема недостаточной информированности населения о современных проблемах окружающей среды – Распространение листовок среди населения кружковцами помощниками.
Мы живём в прекрасном и изумительном уголке Земли. Берега нашего полуострова ласкает доброе, тёплое, праздничное море, сквозь изумрудную зелень лесов прорываются белоснежные скалы наших гор, приятно глазу весеннее цветение садов. Этот край создан для того, чтобы человек радовался жизни, был здоровым и счастливым.Но как часто мы забываем сколь хрупок окружающий нас мир. Лицо Земли сильно меняется под воздействием человечества. Эти изменения стали всемирными, охватив все страны. Присмотритесь к собственной Земле – её тело пестрит язвами, загрязняется Чёрное море, гибнут растения, животные. Но ещё важнее понять причины «рождения» проблем и предложить шаги для выбора сценария, дающего дикой природе шанс на относительно самостоятельное развитие.Под экологической историей мы понимаем описание природы и общества в их взаимодействии; период экологической истории Крыма охватывает, по мнению учёных, промежуток от момента появления человека на территории Крымского полуострова до настоящего времени. Но, наиболее значимым, с точки зрения влияния деятельности человека на природу переход человека от собирательства к производству (земледелию и скотоводству), что носит название «энеолитической революции». Надо отметить, что и современные ландшафты Крыма сформировались примерно в этот же период – в середине голоцена (около 5 тыс. лет назад).Выпас скота, сельскохозяйственные поля, охота, войны, дороги, туристы - вот основные вехи освоения природной среды нашего полуострова. Результаты известны – разрушение и загрязнение среды обитания, вымирание и сокращение численности видов. Сорвать цветок, срубить дерево, поймать животное, освоить «пустующую» землю – эти черты характерны для человека со времён неолита. Но забудьте на время о ваших личных невзгодах. Нам грозит общая беда – негде будет улучшать свою жизнь, мы уничтожаем нашу землю. Начните с малого: пусть каждый проникнется мыслью, что природу нужно беречь. Но не надо спрашивать чем хорошо то или иное растение или животное и каков от него прок. Если зелёная природа хороша в целом, то хороша и полезна каждая её часть, вне зависимости от того понимаем мы её назначение или нет. Давайте воспитаем в себе экологическую культуру – вовремя закрытый водопроводный кран, сбережённое от браконьеров дерево, выброшенный в УРНУ, а не на землю пластиковый пакет – это наш реальный вклад в дело окружающей среды. ИТАК… Сейчас воспитанники объединения «Юные эколог» продемонстрируют несколько экологических моделей, а затем кратко расскажут вам о выставке миниатюрных моделей, которые также были изготовлены из различных бытовых отходов.Затем вы объединитесь в три команды с помощью жеребьевки (книга, вода, земля), и, получив специальные маршрутные листы, начнёте своё путешествие с той станции, которая выделена цветным карандашом.Воспитанники объединения «Юные эколог», получив задания, отправились сопровождать объединившиеся команды ребят по станциям. Кроме этого другая часть кружковцев-помощников в перерыве между перебежками ребят раздавали населению листовки.
«В ГОСТЯХ У КАПЕЛЬКИ» (Вступительное слово)
Мы настолько привыкли к воде, что редко думаем о её значении в существовании всего живого на Земле. Хотя по данным неумолимой статистики, в 21 веке 1,1 миллиарда человек лишены безопасной питьевой воды.В тоже время от наводнений и засухи погибло больше людей, чем от других стихийных бедствий. Сокращение запасов пресной воды на планете происходит из-за расточительного водопользования, уничтожения лесов. Природа не может самостоятельно справиться с ущербом наносимым ей человеком, поэтому мы должны помнить это и беречь наши водные ресурсы. На этой станции мы поговорим о воде. На это есть простой повод: чистой Несолёной воды в мире катастрофически НЕ хватает. И с каждым годом её становится всё МЕНЬШЕ. Дело в том, что свыше 97 процентов воды сосредоточено в океанах и внутренних морях, 2 процента в ледниках и меньше 1 процента приходится на пресные озёра, реки и подземные источники.Сегодня мы все здесь собрались, чтобы побывать в гостях у капельки, а вот к нам вышла и сама хозяйка. Дальше пригласительные речи ведёт девочка капелька. Я капелька. Я приглашаю вас в гости на планету «Чистой воды». А пропуском на эту планету будет загадка. Кто её отгадает, тот получит пропуск. Итак загадка: Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! Очень добродушная. Я мягкая, послушная, Но когда я захочу, Даже камень источу. Молодцы! Это ВОДА. С первым заданием справились хорошо. А теперь второе задание. Сейчас мы попробуем сделать ручеёк и направиться к загадочной и очень важной планете «Чистой воды»
Встали друг за другом, в затылок друг другу. А теперь изобразим ручеек: плавно покачивая руками о говорим такие слова: «Капелька + капелька будет ручеёк, сохраните капельку для планеты впрок» Я наш ручеёк направляю к планете «Чистой воды», где мы узнаем много полезного и интересного. Вот мы и прилетели. А теперь, чтобы пройти отгадайте ещё одну загадку. В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять. (Вода, молодцы)
«В ГОСТЯХ У КАПЕЛЬКИ»
- Мозговой штурм. Ребята отвечают на вопросы: Где они встречаются с капелькой, где они встречаются с водой каждый день нужна ли нам вода?
- Упражнение «Спросил – ответь сам»
На планете Земля 71% воды. Сейчас мы с вами изобразим соотношение суши и воды на нашей планете. Ваш листик нужно разделить на 4 части. Три части закрасьте синим цветом (воду), а одну – коричневым (сушу). Сколько у нас воды? Много. Значит, зачем её охранять?. А теперь давайте узнаем, сколько % пресной воды. Это всего 1%. Давайте внизу отчертим полоску шириной в 1 см – это и будет количество пресной воды. Её много? Мало, значит, её нужно охранять. Вывод: хоть пресной воды очень мало, мы расходуем её очень много.
Практическое задание «Свойства воды» Капелька предлагает всем посмотреть, понюхать, попробовать воду, налитую в стаканчики и сказать свое мнение о её свойствах Важность воды для человека и уменьшение её затрат
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ: «Вода- источник жизни»
На нашей планете много воды, поэтому её часто называют «желанной планетой». Однако, вся вода солёная, и лишь маленькая часть живительной влаги пригодна для употребления человеком. Запасы пресной воды - это лишь слезинка на глазах Земли. А между тем, вода, особенно пресная, используется людьми и в быту, и в промышленности. Без неё нет жизни. Сейчас во многих странах не хватает пресной воды. К сожалению, к ним принадлежит и Крым И всё же люди не всегда относятся к воде бережно. Скорость, с которой течёт вода с крана, составляет примерно 3-4 л. за минуту. Значит, за 5 мин, протяжением которых ты моешь посуду проточной водой, из крана вытечет 15-20 л. воды! Кроме этого, часть воды в момент использования загрязняется так, что её уже нельзя использовать повторно. Воду загрязняют моющие средства для стирки, мытья посуды, личной гигиены и т. д. Всё это вынуждает относится к воде, как к великой ценности. Сегодня всё больше людей стараются следить за тем, чтоб вода не выливалась напрасно, использовалось как можно меньше химических веществ, следя за чистотой воды. Вы тоже можете принять участие в этих добрых делах. СИТУАЦИЯ № 2. «Встреча друга»
Представь ситуацию. Твой знакомый собрался во дворе мыть машину со шланга. Что в этой ситуации можно ему порекомендовать, чтоб как можно меньше было затрачено воды? Сравнить с ответами одноклассников.
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ: «Вода для зубной щётки»
Течёт ли вода, когда ты чистишь зубы? Если ты это допускаешь – то 3 минуты утром и 3 минуты вечером - тратится не мало воды. Ты легко можешь просчитать это количество, зная, что за 1 минуту вытекает 3 литра воды. Попробуй воду для чистки зубов набирать в стакан. Этот поступок поможет значительно сэкономить её расход, а ещё сэкономить деньги семьи. ( на доске таблица, уже заполненная «действиями», которые помогут уменьшить расход воды, но она прикрыта. Участники предлагают свои действия и постепенно открывается таблица) Вывод: делая эти действия привычкой, ты сбережёшь несколько литров воды на день. Экономишь деньги семьи, которые можно потратить на что-то хорошее и нужное. А ещё заботишься о планете!
ВИКТОРИНА «Что ты знаешь о воде?» Что чаще всего называют источником жизни? (воду) Сколько процентов веса человека составляет вода? (70%) Какую часть поверхности земли покрывает вода? (71%). Какие минералы рождаются из воды, но боятся её? (соли) Мы легко входим в воду, двигаемся в ней, плаваем и ныряем, а также разделяем воду на порции, обливаясь и брызгаясь. Это потому, что вода…(сохраняет объём, но меняет форму) Это вещество используют для создания бомбы. Оно же- топливо, которое при сгорании не загрязняет окружающую среду, а превращается в водяной пар. Как называется это вещество? (водород) Входит ли вода в состав растений? (да, в огурце- 96%, в помидоре- 93%, в арбузе- 92%) С какой скоростью течёт вода с крана? (3-4 л. за 1 мин.) Какие химические вещества, которые мы используем в быту загрязняют сильно воду? (порошки, моющие средства) Можно ли сэкономить воду, если при чистке зубов набрать её в стакан? (да) Важно ли беречь воду? (да) Сколько процентов воды пригодно для жизни человека? (1%)
ИГРА «Австралийский дождь»
Участники повторяют действия ведущего поочерёдно, при правильном выполнении упражнения можно услышать, как шумит дождь. Последовательность действий - потирание ладонями - щёлканье пальцам - хлопанье по груди - хлопанье по коленя - топанье ногами.
СОЗДАНИЕ книги- памятки в виде капельки.
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ КРАСНОЙ КНИГИ (Вступительное слово)
КРЫМ является одним из природных сокровищ Земли. В Крыму сосредоточено несравнимое природное разнообразие – климат, горы, морской берег, флора, фауна. КРЫМ является одним из мировых центров биоразнообразия. Флора сосудистых растений Крыма насчитывает 2775 видов. Среди них 279 видов, то есть 10 процентов являются эндемиками. КРЫМ – единственный на Украине и один из 9 европейских регионов, выделенных Международным союзом охраны природы (МСОП) в качестве центров разнообразия растений. Довольно велик уровень эндемизма и среди представителей животного мира. Виды крымской биоты составляют большую часть списков «Красной книги Украины»: почти 40% растений и немногим мене 60% животных, занесённых в них, обитает в Крыму. Таким образом, флора и фауна Крыма заслуживает своей региональной «Красной книги», которая могла бы отразить специфику местной биоты. В Крыму расположены уникальные сообщества реликтовых видов растений и животных. Сохранились такие виды растений и животных, которые уже исчезли в других регионах. Большую часть в сохранении биоразнообразия играют особо охраняемые территории. Природный заповедный фонд Крыма включает 160 заповедных территорий и объектов. Разрушение экосистем и сопутствующее исчезновение многих видов растений и животных становится одним из основных факторов, ограничивающих экономический рост Крыма, страны. Поэтому необходима широкая программа, предусматривающая поддержание биологического разнообразия Крыма. Мы должны осознать, что охрана животного и растительного мира – это сохранение не только отдельных видов, Но и условий для их обитания и произрастания. То видовое разнообразие, которое характерно для Крыма – это огромное его богатство, которое нужно поддерживать, сохранять и не допускать значительного антропогенного пресса. Сейчас мы с вами находимся в комнате, в которой сможем путешествовать по страницам «Красной книги». Мы поговорим с вами о растениях, животных, птицах. Вы узнаете интересные факты из их жизни, послушаете, какие о них существуют легенды. Кроме этого вы убедитесь, что сделанные «живые» оригамные фигурки принесут вам намного больше счастья, и будут развлекать намного дольше, чем пойманные насекомые и зверьки. Так же вас будет ждать разминка, в которой каждый из вас почувствует себя каким-то зверьком или птицей. Ну а в конце вы своими руками создадите небольшую «Красную книгу», которую заберёте с собой. ПТИЦЫ
Аист чёрный Легенда: Перун послал человека на Землю, дал мешок и приказал отнести в глухой лес и не развязывать. Но на полпути человек развязал мешок – из него выползли змеи и лягушки и уползли кто куда. Перун разгневался, превратил человека в эту птицу и приказал собрать всех, кого выпустил на волю. С тех пор эта птица питается преимущественно змеями и лягушками.
Дрофа Это самая большая степная птица, которая обитает в лесостепях и степях. Исчезает из-за охоты, сбора яиц и гибели при с/х работах. Их охраняют в Черноморском заповеднике.
Журавль Танец этих птиц заразительно действует не только на человека, но и на самих же этих птиц: стоит двум парам затанцевать, как вся группа пускается в пляс. Они очень любят танцевать, даже те, кто не имеет пары. Танец – это не только элемент брачной церемонии, но и возможность молодым птицам стать хорошими танцорами. Кроме этого они хранят верность друг другу и поэтому они считаются символом долголетия и счастья.
Филин Эта птица вызывает у людей страх, поэтому раньше считалось, что она приносит нещастья каждому, к кому она прилетит или кто её увидит. Но на самом деле она выполняет санитарные функции, уничтожая больных и старых животных, так как она питается охотничьими видами зверей и птиц, такими как зайцы и перепёлки. Кроме этого она способна проглатывать ежа прямо с колючками.
Беркут Эта птица в полёте похожа на «летающее крыло». Строит огромные гнёзда – до 1,5-2 метров в диаметре на высоких деревьях. Его ещё называют хозяином неба, особенно в горах большей части Северного полушария.
РАЗМИНКА «КАК ДВИГАЮТСЯ ЖИВОТНЫЕ? »
Как идёте, как бодаетесь, как крадётесь, как скачите, как прыгаете, как землю роете, как летаете, как в клубок сворачиваетесь? Дети показывают, как это делают животные и говорят «Вот так». А теперь приступаем к созданию «Красной книги».
«ТВЁРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ» (Вступительное слово)
Среди всех современных проблем, стоящих перед мировым сообществом, особенно актуальной стала проблема загрязнения окружающей среды. Многие люди считают, что источником загрязнения является только химическое производство, и лишь некоторые задумываются над тем, какой огромный вред природе наносит сам человек.Главным источником загрязнения окружающей среды являются отходы, которые образуются в процессе производства и потребления человеческого общества. Так, к концу 20 века общее число отходов составило 100 мрд тонн ежегодно. Каждый день в городах образуется огромное количество бытовых отходов. Статистика показывает, что количество мусора растёт с каждым днём. Поэтому проблема отходов - это проблема каждого из нас и только совместными усилиями можно сократить эти огромные свалки мусора. Приведу вам некоторые данные науки, изучающей проблемы засорения природы: - учёные обнаружили в Африке первую в истории муниципальную свалку, которая относится к 400г. до н.э. - в 1775 г в Лондоне появились первые мусорные баки - в Англии в 1810 была изобретена жестяная консервная банка, занимающая теперь «почётное» место на свалке. - производство первой пластмассы началось в 1869 г. - в 1897 в Нью-Йорке был открыт первый центр по переработке и сортировке мусора - в 1912 г. швейцарский химик изобрёл полиэтилен - в США в 1932 г. изобрели машины, прессующие мусор - в 1948 г. в Нью - Йорке открылась свалка Фрешь-Киллс, оставшаяся до сих пор крупнейшей в мире - конгресс США в 1965 г. принял закон об утилизации твёрдых отходов - в 1992 г. Международный форум в Рио-де-Жанейро назвал утилизацию отходов одной из главных проблем человечества.Поэтому, сортируя и перерабатывая мусор, мы можем спасти нашу планету от глобального загрязнения. Оказывается, что в одной тонне мусора помещается: - 35-40% продуктовых отходов - 25-35% макулатуры - 4-6% пластмасс - 5-7% стеклотары и стеклобоя - 4-55 металлолома Оказывается до 60% мусора на свалках - неотсортированное вторичное сырьё, которое мы успешно могли бы использовать в других предприятиях.Что же, мы, жители планеты можем сделать: - разработать методику сортировки мусора в частных домах и многоквартирных - участвовать в сборах мусора, субботниках - сортировать мусор у себя дома - проводить утилизацию (рубить пластмассу, прессовать металл) - реализовывать сортированную продукцию на предприятия для переработки - производить захоронение мусора, который не подлежит переработке.
«А ПРАВДА ЛИ…» - вопросы на закрепление.
1.Правда ли, что проблема загрязнения окружающей среды самая актуальная? (да) 2. Что такое сортировка мусора? (отделение пищевых, твёрдых отходов друг от друга, отделение отходов, непригодных для переработки) 3. Нужны ли нам предприятия- переработчики мусора? (да) 4. А в каком году был открыт первый центр по переработке мусора? ( в 1897 г.) 5. Когда появилась первая жестяная консервная банка? (в 1810 году, в Англии) 6. Для чего мы собираем макулатуру и металлолом? (для переработки и повторного использования) 7.Что значит «захоронить» мусор? ( в специальных контейнерах, в специальных местах закопать вредные химические, твёрдые отходы) 8. Правда ли, что полиэтиленовые пакеты разлагаются несколько лет? (да) 9. Правда ли, что в одной тонне мусора больше всего пищевых отходов? ( да, 35-40%) 10. Принят ли какой - нибудь документ об утилизации бытовых отходов? ( да, акт конгрессом США в 1965 г.)
УПРАЖНЕНИЕ «КАК БЫТЬ?»
Обобщение материала. Для чистоты НАШЕГО города какие правила надо соблюдать? Участники озвучивают и записывают свои варианты правил, а на доске уже написанный вариант правил ведущего, затем идёт сравнение и вывод)
- установить мусорные урны по всем общественным местам
- своевременно убирать мусорные баки возле жилых домов
- весной и осенью проводить субботники в общественных организациях
- поощрять жителей за поддержание чистоты на территориях возле частных домов и наказывать за не соблюдение этого правила.
ВИКТОРИНА «ЭТО ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ»
1. Где в городе мы ежедневно видим мусор? ( на газонах, вдоль дорог)
2. Где люди образуют свалки чаще всего? ( в местах сборища людей, за городом, в
местах отдыха)
3. Назовите основные источники образования мусора ( бытовые отходы магазинов, рынков, самих жителей )
4. Что такое вторичные центры образования мусора? ( стоянки контейнеров возле
жилых домов)
5. Сколько за неделю человек накапливает мусора? (в среднем 1-1,5 ведра мусора)
ИГРА « МУСОРБОЛ»
Не секрет, что гуляя по улице, мы часто оставляем после себя мусор. Это бывает даже тогда, когда урны находятся рядом. Просто мы в них попасть не можем. Вот и проведём сейчас эксперимент. Вам необходимо точно в коробку бросить скомканный лист бумаги. Победитель тот, кот точно попал в цель. Итак, игра в мусорбол начинается.