Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Уруп»
Познавательнo-конкурсная программа
для учащихся начальных классов
«Океаны и моря по Земле
текут не зря»
учитель начальных классов
Лопырева И.А.
Цель: развитие познавательного интереса у учащихся, расширение кругозора, воспитание бережного отношения к водным ресурсам земли, сплочение коллектива.
Оборудование: глобус, мультимедийная презентация, медиапроектор, жетоны за правильные ответы.
Ход занятия:
Слайд 2
Ведущий. 22 марта объявлен Международным днем воды. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому, что она всё чаще требует защиты. Так много ли воды на нашей планете? Хватает ли её всем?
Слайд 3
А всякая ли вода годится для наших нужд? Ведь большую её часть составляют моря и океаны – это солёная вода. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трёхлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана. Отобрав пипеткой всего три капли из этого стакана, вы получите воду рек и озёр.
Хлеб, воздух, вода – простые вещи. Но давайте подумаем, много ли мы знаем о воздухе, которым дышим, или о воде, которую каждый день пьём? Мир привычных вещей таит в себе очень много загадок. И настоящий учёный всегда стремится разгадать их.
Слайд 4 (клик после каждой отгаданной загадки)
Конкурс «Загадочный».
Что бежит без прогону? (Вода).
Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька).
Без крыльев – летит,
Без ног – бежит,
Без паруса – плывёт. (Облако).
В белом бархате деревья,
И заборы, и дома,
А как ветер нападает-
Этот бархат опадает. (Иней).
Летит сова по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча).
Одеяло белое,
Не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (Снег).
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке? (Снежинки).
(Ведущий демонстрирует детям глобус).
Ведущий. Океаны, моря и реки регулируют кругооборот жизни на Земле. Они занимают огромную площадь поверхности планеты и играют решающую роль в функционировании её систем: регулировании климата и сохранении растительного и животного мира.
Слайд 5 (клик после каждой отгаданной загадки)
Викторина «Реки, озёра, моря и океаны».
Сколько на нашей планете океанов? (4).
Какой океан является самым большим, а какой – самым маленьким? (Тихий и Северный Ледовитый).
Белое, Красное, Чёрное, Жёлтое – что это? (Моря).
Какое море является самым солёным на нашей планете? (Мёртвое море).
Как называются начало и конец реки? (Исток и устье).
У какого водоёма бывают рукава? (Река).
Какая река является самой длинной на Земле? (Нил).
Слайд 6 (клик после каждой отгаданной загадки)
Конкурс « А знаете ли вы?»
Ведущий. А знает ли вы, кто не может обходиться без воды и неразрывно с ней связан?
У кого оба глаза на одном боку? (Камбала).
Кто одной ноздрёй дышит? (Кашалот).
Кто клыками дно пашет? (Морж).
Какую птицу море отучило летать? (Пингвин).
Кто пьет ногой? (Лягушка).
Слайд 7 (клик после каждой отгаданной загадки)
Конкурс «С улыбкой по стране».
Ведущий. Наш следующий конкурс – «С улыбкой по стране». Вы сейчас поймёте, почему его так назвали.
Какой приток реки Самары течёт по проводам? (Ток).
В Амурской области есть река, в которую прячутся мыши. Как она называется? (Нора).
Какой приток Волги вытекает из пораненной берёзы? (Сок).
В Калининградской области вулканов нет, однако, там есть река, вытекающая из кратера вулкана. Как она называется? (Лава).
У реки Вятки есть «ядовитый» приток, а у реки Пра – «неядовитый». Назовите эти притоки. (Кобра и Уж).
Слайд 8
Конкурс «Где мы используем воду?».
Ведущий. В самом начале занятия мы выяснили, что пресной воды очень мало, а живым существам (и человеку в том числе) её нужно очень много. Организм человека в основном состоит из воды, она содержится в крови; вода, входящая в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды не обойдётся.
Вопрос: для чего ещё кроме питья нужна вода человеку? (Клик после обсуждения)
Расход воды
Для чего нужна вода | Расход воды в день (л) |
Умывание | 10 + 45 (туалет) |
Купание | 40 - ванна, 95-100 - душ |
Приготовление пищи | 5 |
Мытьё посуды | 10 |
Стирка | 15 |
Мытьё полов, окон | 50 |
Поливка цветов, огорода | 100 |
Ведущий. Вот так много мы тратим воды, а ещё загрязняем её. Можно ли что-нибудь сделать, чтобы сэкономить воду?
Слайд 9
Конкурс «Правильно ли мы расходуем воду?»
Детям предлагается найти примеры неэкономичного расхода воды и предложить методы экономии воды. (Клик)
Ведущий. С приходом воды появляется жизнь, пропала вода – и жизнь становится невозможной. Но над водой нависла угроза – загрязнение. Заводы, фабрики, города зачастую отравляют сточными водами реки, озёра. Если не принимать срочных мер, водоём умрёт, умрёт целый мир существ, обитающих в нём и подле него. И беречь надо не только речную воду, но и ту, которая бежит из водопроводного крана.
Поэт В.В. Маяковский обращался к жителям Москвы так:
Слайд 10
Эй, горожане,
Берегите воду!
Бережней относитесь к нашему водопроводу!
А ты не забыл закрыть водопроводный кран?
Ребята, приучитесь чистить зубы при закрытом кране!