СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий мир 1 дополнительный класс фгос овз

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир 1 дополнительный класс фгос овз»

ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

Общая характеристика учебного предмета:

Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.

В программе выделяются следующие основные задачи:

  • формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;

  • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);

  • создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

  • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к обще­нию;

  • воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаи­модействия, развивать субъектно-объектные отношения;

- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

  • учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуни­кативных высказываний);

  • знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;

  • формировать представления о явлениях природы, сезон­ных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);

  • формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвиже­ния, питание);

  • развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);

  • закреплять полученные представления в процессе различ­ных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельно­сти;

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта окружающий природный мир обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели (в первом классе 33 рабочие недели, соответственно 66 часов).

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой

Планируемые результаты изучения учебного курса

Личностные планируемые результаты:

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- умеет кооперироваться и сотрудничать;

- избегает конфликтных ситуаций;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)

- стремится помогать окружающим

Биологический уровень

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Осознает себя в следующих социальных ролях:

- семейно – бытовых;

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

- не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимать и оказывать помощь.

Планируемые предметные результаты:

  • узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;

• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;

• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;

• контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

• осознавать свою неразрывную связь с природой;

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА




Планируемые результаты обучения

Тема урока

Кол-во часов

личностные

предметные

базовые учебные действия

1 группа

2 группа

1 группа

2 группа

1 группа

2 группа

1 модуль

1

Человек и природа

1

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.

Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного поведения

Проявляет интерес к окружающим предметам

Элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы


Элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы


следовать инструкции педагога, отвечать на вопросы, используя различные языковые средства

Понимать словесную (жестовую) инструкцию

2

«Осень, в гости просим!»

Беседа, рассмотрение картин

2

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; - способность к самооценке

Принятие и освоение социальной роли обучающегося

замечать осенние изменения в природе и рассказывать о них; работать с иллюстрациями

Совместно с учителем отбирать картинки с изображением осени

последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога; проводит несложные наблюдения

выполняет действие способом рука-в-руке

3

Одежда и обувь человека осенью.

Выбор нужного предмета, картинки из представленных (одеть куклу или себя на прогулку)

2

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

проявляет собственные чувства

называет предметы одежды или обуви, выбирает нужный предмет (изображение) из группы предметов с учётом сезонных изменений природы

Показывает и берет предмет одежды, называемый учителем


Выполняет действие по инструкции совместно с учителем

4

«Что нам осень принесла?»

  • Овощи.



  • Фрукты.

  • Грибы.





2



2

1

пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов

Готовность к сотрудничеству

Расширить представления о растительном мире; выделять существенные признаки.

Умение наблюдать за действиями педагога

Отвечает на вопросы, удерживает учебную задачу;

выполняет стереотипную инструкцию


Всего

10ч







2 модуль

1

Какие бывают растения? Части дерева (лист)

(рисование, аппликации)

2

учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке

интерес к совместной деятельности

Расширение представлений о растениях; находит и показывает части растений (лист) .

Рассматривает лист, раскрашивает

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - адекватно воспринимать оценку педагога

Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению


2

Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария)

2

Проявляет положительное отношение к учебе, трудолюбие

Проявляет интерес к совместной деятельности

наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; осознавать необходимость бережного отношения к природе.

наблюдать изменения в природе

задавать вопросы; контролировать свои действия и партнёра

Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению


3

А кто такие птички? (домашние и дикие)

Перелетные и неперелетные птицы.

2





1

Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками

Представление о птицах, их значении. Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными

Умение рассматривать иллюстрации

умение работать по предложенному образцу

выполняет стереотипную инструкцию



Занятия и труд людей осенью

1

формирование уважительного отношения к иному мнению; наличие мотивации к труду, работе на результат

Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость

Представления о труде людей в зависимости от времени года; развитие мышления и воображения при использовании имитационных действий

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

проводить несложные наблюдения в окружающей среде

выполняет стереотипную инструкцию по подражанию



Обобщающий урок "В гости к осени"

1

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Произвольно воспринимает информацию

Научатся по своим наблюдениям приводить примеры осенних явлений в природе, узнавать изученные природные объекты.

Проводить наблюдения

Понимать учебную задачу; выполнить учебную задачу, действия с опорой на картинный план с помощью педагога

выполняет стереотипную инструкцию



В мире животных

2

Ценностное отношение к миру.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося

Узнавать и выделять объект (елка) среди 2-3х совместно с учителем. Умение устанавливать аналогии

Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

выполняет стереотипную инструкцию



Всего

10 ч








Сравнение зверей и птиц

1

формирование уважительного отношения к иному мнению;

Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость

Умение сравнивать по характерным признакам, развитие мыслительных процессов: обобщение, анализ, сравнение

Умение рассматривать картинки в книге, на мониторе

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

выполняет стереотипную инструкцию



"Здравствуй, зимушка-зима!"

2

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности

замечать зимние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями

Умение рассматривать картинки в книге, на мониторе

проводить несложные наблюдения в окружающей среде

проводить несложные наблюдения в окружающей среде


Одежда и обувь человека зимой

2

бережное отношение к материальным ценностям.


Формирование бережного отношения к материальным ценностям.


Представления о зимней одежде, ее назначении

Умение рассматривать картинки, изображения на мониторе

Поиск и выделение необходимой информации, передача её устным путём


Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению


Зимние явления природы (снег, метель, лед)

1

формирование уважительного отношения к иному мнению;

Формирование адекватной оценки своих достижений. 

наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь;

узнавать изученные природные объекты.

проводить несложные наблюдения в окружающей среде

проводить несложные наблюдения в окружающей среде


Зимние забавы

2

Проявляет самостоятельность

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу .

умение узнавать действия и занятия людей на картинках и схемах; имитировать действия людей

Умение рассматривать картинки, изображения на мониторе

Произвольное восприятие информации

Подражает действиям


Что делают растения зимой?

Елка

1

Ценностное отношение к миру.

Мотивация учебной деятельности.

Уточнить представления о растениях; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (лист-иголка).

Узнавать и выделять объект (елка) среди 2-3х совместно с учителем

умение осуществлять взаимный контроль, оказывать посильную помощь.

Принимать помощь


Новый год

Изготовление украшений на елку.

3

Привитие уважения к сложившимся традициям, их соблюдение

Готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками

Знания о праздниках и традициях

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога

Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению


Всего

10ч








Животные и птицы зимой

1

осознавать необходимость бережного отношения к природе.

Адекватная мотивация учебной деятельности

Представление о животных и птицах, их умении приспосабливаться к климатическим условиям; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

узнавать изученные объекты.

поиск и выделение необходимой информации , передача её устным путём


Принимать помощь, выполнять действие способом "рука в руке"


Дикие животные. Заяц, волк.

2

Ценностное отношение к миру.

Формирование адекватной оценки своих достижений. 

Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности

узнавать изученных животных

использовать речь для регуляции своего действия.

выполняет стереотипную инструкцию по подражанию



Домашние животные. Кошка и собака. Уход.

2

осознавать необходимость бережного отношения к природе.


Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности безопасного поведения с ними.

Узнавать и определять объекты окружающей действительности

использовать речь для регуляции своего действия.

выполняет стереотипную инструкцию по подражанию


Комнатные растения. Уход.

1

Проявляет эстетические чувства

Мотивация учебной деятельности.

Научатся распознавать комнатные растения. Практически научатся правильно за ними  ухаживать.


Контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение.

Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению


Обобщающий урок "Зима"

Что бывает зимой?

1

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности


Упражнять в изображении погодных явлений по подражанию с помощью имитационных действий:


выделение существенных признаков объекта Использовать знаково-символические средства.

Работать в паре, просить помощь у взрослых.

выполняет стереотипную инструкцию



Природа и рукотворный мир

2

осознавать необходимость бережного отношения к природе и результатам труда человека

Мотивация учебной деятельности.

проводить сравнение и классификацию; использовать знаково- символические средств (пиктограммы)

различать объекты природы и рукотворного мира;

Умение вести диалог

Умение вступать в контакт


Из чего что сделано?

Дерево

Ткань

Резина

3

осознавать необходимость бережного отношения к природе и результатам труда человека

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам

Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций

 Принимать и удерживать учебную задачу. Применять имеющиеся знания  

Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению


Воздух и вода. Значение для человека и животных.

2

Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного поведения.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Усвоить , что чистый воздух и вода – одно из главных богатсв Земли, которые необходимо охранять.


Узнавать и называть явления окружающей природы.


Узнавать объекты окружающей природы.


Всего 14ч







Явления природы: солнце, ветер

1

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учени я.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; изображать имитационно

узнавать изученные природные объекты.

проводить несложные наблюдения в окружающей среде;

Узнавать объекты окружающей природы.



Оживает все кругом! (весна)

2

Ценностное отношение к миру.

Ценностное отношение к миру.

замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями

Наблюдать за природой

проводить несложные наблюдения в окружающей среде

выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога


Одежда и обувь весной

1

Формирование бережного отношения к материальным ценностям.


Формирование бережного отношения к материальным ценностям.



Узнавать и выделять предметы одежды среди 2-3х совместно с учителем

Поиск и выделение необходимой информации, передача её устным путём


Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению


Растения весной. Части растений

(лист, ветки)

1

Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного поведения.

Проявлять собственные чувства, желания, познавательную активность

Расширение представлений о растениях; учить находить и показывать части растений (лист, ветки)

Умение работать с пиктограммами по теме «растения»

последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога

Узнавать объекты окружающей природы.



Животные весной

2

Ценностное отношение к миру.

Проявлять интерес к природе

Представления о животных, их образе жизни и повадках весной

различать живые объекты природы (звери) на пиктограммах

умение строить понятные для партнёра высказывания

Узнавать объекты окружающей природы.


В гостях у Мухи- Цокотухи (насекомые)

2

Ценностное отношение к миру. Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов

Проявлять интерес к природе

Представления о насекомых, их образе жизни; выделение существенных признаков, сравнение с другими живыми существами

Умение отличать насекомых от животных (узнавание)

выделение существенных признаков объекта. Использовать знаково-символические средства.

Просить помощь у взрослых

выполняет действие способом рука-в-руке


Труд людей весной

1

формирование уважительного отношения к иному мнению; наличие мотивации к труду, работе на результат

Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость

Представление о занятиях людей весной; установление взаимосвязей

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога

выполняет стереотипную инструкцию по подражанию



В саду и в огороде

1

формирование уважительного отношения к иному мнению;

Проявлять интерес к природе

представлять что и как растет в саду и в огороде

Умение слушать и подражать

Узнавать и называть объекты окружающей природы.

Узнавать знакомые объекты окружающей природы.

Всего 12ч







Обобщающий урок "Весна пришла!"

1

Проявлять самостоятельность Формирование адекватной оценки своих достижений.

Проявлять интерес к природе

Обобщить знания по теме

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

выделение существенных признаков объекта. Использовать знаково-символические средства.

Работать в паре, просить помощь у взрослых

выполняет действие способом рука-в-руке


Части суток. День-ночь

2

Доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость.

Доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость.

Элементарные представления о частях суток

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия при выделении изучаемого объекта/явления

Строить высказывания сопряженно с учителем

выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога


Закрепление по теме "Животные"

2

Ценностное отношение к миру.

Ценностное отношение к миру.

Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

Понимать учебную задачу, работать с картинным планом совместно с педагогом

выполняет действие способом рука-в-руке


Закрепление по теме "Птицы"

2

Ценностное отношение к миру.

Ценностное отношение к миру.

Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

Понимать учебную задачу, работать с картинным планом,

выполняет действие способом рука-в-руке


Закрепление по теме "Растения"

2

Ценностное отношение к миру.

Ценностное отношение к миру.

Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

Понимать учебную задачу, работать с картинным планом,

выполняет действие способом рука-в-руке


Закрепление по теме "Явления природы"

2

Ценностное отношение к миру.

Ценностное отношение к миру.

Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

Понимать учебную задачу, работать с картинным планом,

выполняет действие способом рука-в-руке


Скоро лето!

1

Ценностное отношение к миру.

Ценностное отношение к миру.

замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями

Умение наблюдать за природой

проводить несложные наблюдения в окружающей среде

выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога

Всего 12 ч.

Всего за год 66 ч.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Рабочая программа для 1 (дополнительного) класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 66 часов, количество занятий в классе в неделю – 2

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов по разделу

1 модуль

1

Золотая осень


Человек и природа

1


«Осень, в гости просим!»

Беседа, рассмотрение картин

2


Одежда и обувь человека осенью.

Одень куклу на прогулку

2


«Что нам осень принесла?»

  • Овощи. (Огурец)

  • Фрукты.

  • Грибы.


2

2

1


Всего часов за модуль:

10

2 модуль

2

Природа осенью


Какие бывают растения? Части дерева (лист)

(рисование, аппликации)

2


Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария)

2


А кто такие птички? (домашние и дикие)

Перелетные и неперелетные птицы.

2


Занятия и труд людей осенью

1


Обобщающий урок "В гости к осени"

1


В мире животных

1


Всего за модуль:

10


3 модуль 3) Зимушка-зима


Сравнение зверей и птиц

1


"Здравствуй, зимушка-зима!"

2


Одежда и обувь человека зимой

1


Зимние явления природы (снег, метель, лед)

1


Зимние забавы

2


Что делают растения зимой? Елка

1


Новый год.

Изготовление украшений на елку.

3


Всего часов за модуль:

10

4 модуль


Животные и птицы зимой

1


Дикие животные. Заяц, волк.

2


Домашние животные. Кошка и собака. Уход.

2


Обобщающий урок "Зима"

Что бывает зимой?

1


Природа и человек


Природа и рукотворный мир

1


Из чего что сделано?

Дерево

Ткань

Резина

3


Воздух и вода. Значение для человека и животных.

2


Всего часов за модуль

12

5 модуль

Весна, пришла!


Явления природы: солнце, ветер

1


Оживает все кругом!

2


Одежда и обувь весной

1


Растения весной. Части растений (лист, ветки).

Комнатные растения. Уход.

2


Животные весной

2


В гости к Мухе-Цокотухе

2


Труд людей весной

1


В саду и в огороде

1


Всего часов за модуль:

12

6 модуль

6) Повторение


Обобщающий урок "Весна пришла!"

1


Части суток. День-ночь

2


Закрепление по теме "Животные"

2


Закрепление по теме "Птицы"

2


Закрепление по теме "Растения"

2


Закрепление по теме "Явления природы"

2


Скоро лето!

1


Всего часов за модуль

12


Всего часов за год

68

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

-компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»)

- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты.

Разрезные карточки

- "Мир животных"

-Домашние животные

-Дикие животные России

-Животные жарких стран

-Животные холодных широт

- "Мир человека":

-Продукты питания

-Посуда

-Мебель

-Одежда и обувь

-Игрушки

-Транспорт

-Музыкальные инструменты

-Электроприборы

- "Мир растений":

-Фрукты

-Овощи

-Садовые цветы

-Ягоды

Демонстрационные карточки "Дикие животные":

Демонстрационные карточки "Птицы России" :

Демонстрационные карточки "Домашние животные":

Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные":

Демонстрационные карточки "Овощи":

Демонстрационные карточки "Насекомые":

Демонстрационные карточки "Ягоды" :

Демонстрационные карточки "Цветы":

Демонстрационные карточки "Фрукты":

Демонстрационные карточки "Зима":

Демонстрационные карточки "Весна":

Демонстрационные карточки "Лето":

Демонстрационные карточки "Осень":

Наборы кукол би – ба – бо:

«Теремок»

«Репка»

«3 поросенка»

«Курочка Ряба»

«Колобок»

Наборы кукол для пальчикового театра:

«Волк и семеро козлят»

«Заюшкина избушка»

«Маша и медведь»

Бубны

инструмент для занятий детским музыкальным творчеством.

«Дары Фребеля»

В наборе:

разноцветные шарики и моточки с шнурами под цвет этих шариков

перекладина, которую можно устанавливать и подвешивать к ней на веревочках цилиндр, куб, шар

кубики, кирпичики, пирамидки, которые складываются в большой куб. Все деревянное и хранится по своим коробкам

множество разноцветных геометрических фигурок, из которых можно складывать рисунки

Разноцветные палочки шести размеров

Цветные кольца и полукольца

Деревянные цветные "таблеточки"

Деревянные бусинки и веревочки (шнуровка-бусы)

Мозаика.

дидактические материалы М. Монтессори

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по инструкционным картам;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; цветной бумаги; пластилина, карандаша;

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

3) с заданными качественными параметрами:

- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т. д:

- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.



ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР. 1 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

Общая характеристика учебного предмета:

Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.

В программе выделяются следующие основные задачи:

  • формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;

  • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);

  • создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

  • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к обще­нию;

  • воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаи­модействия, развивать субъектно-объектные отношения;

- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

  • учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуни­кативных высказываний);

  • знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;

  • формировать представления о явлениях природы, сезон­ных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);

  • формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвиже­ния, питание);

  • развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);

  • закреплять полученные представления в процессе различ­ных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельно­сти;

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта окружающий природный мир обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели ( в первом классе 33 рабочие недели, соответственно 66 часов).

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой

Планируемые результаты изучения учебного курса

Личностные планируемые результаты:

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- умеет кооперироваться и сотрудничать;

- избегает конфликтных ситуаций;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)

- стремится помогать окружающим

Биологический уровень

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Осознает себя в следующих социальных ролях:

- семейно – бытовых;

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

- не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимать и оказывать помощь.

Планируемые предметные результаты:

  • узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;

• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;

• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;

• контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

• осознавать свою неразрывную связь с природой;

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА




Планируемые результаты обучения

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

личностные

коррекционные (предметные)

базовые учебные действия

1 группа

2 группа

1 группа

2 группа

1 группа

2 группа

1 модуль

1

Человек и природа

1

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.

Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного поведения


Проявляет интереск окружающим предметам

Элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы


Элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы


следовать инструкции педагога, отвечать на вопросы, используя различные языковые средства

Понимать словесную (жестовую) инструкцию

2

«Осень, в гости просим!»

Беседа, рассмотрение картин

1

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; - способность к самооценке

Принятие и освоение социальной роли обучающегося

замечать осенние изменения в природе и рассказывать о них; работать с иллюстрациями

Совместно с учителем отбирать картинки с изображением осени

последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога; проводит несложные наблюдения

выполняет действие способом рука-в-руке

3

Одежда и обувь человека осенью.

Выбор нужного предмета, картинки из представленных (одеть куклу или себя на прогулку)

2

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

проявляет собственные чувства

называет предметы одежды или обуви, выбирает нужный предмет (изображение) из группы предметов с учётом сезонных изменений природы

Показывает и берет предмет одежды, называемый учителем


Выполняет действие по инструкции совместно с учителем

4

«Что нам осень принесла?»

Овощи.

Фрукты.

Ягоды.

Грибы.





2

2


1

1

пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов

Готовность к сотрудничеству

Расширить представления о растительном мире; выделять существенные признаки.

Умение наблюдать за действиями педагога

Отвечает на вопросы, удерживает учебную задачу;

выполняет стереотипную инструкцию

Всего 10ч

2 модуль

1

Какие бывают растения? Части дерева (лист)

(рисование, аппликации)

2

учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке

интерес к совместной деятельности

Расширение представлений о растениях; находит и показывает части растений (лист) .

Рассматривает лист, раскрашивает

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - адекватно воспринимать оценку педагога

Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению

2

Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария)

2

Проявляет положительное отношение к учебе, трудолюбие

Проявляет интерес к совместной деятельности

наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; осознавать необходимость бережного отношения к природе.

наблюдать изменения в природе

задавать вопросы; контролировать свои действия и партнёра

Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению

3

А кто такие птички? (домашние и дикие)

Перелетные и неперелетные птицы.

2






Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками

Представление о птицах, их значении. Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными

Умение рассматривать иллюстрации

умение работать по предложенному образцу

выполняет стереотипную инструкцию



Занятия и труд людей осенью

1

формирование уважительного отношения к иному мнению; наличие мотивации к труду, работе на результат

Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость

Представления о труде людей в зависимости от времени года; развитие мышления и воображения при использовании имитационных действий

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

проводить несложные наблюдения в окружающей среде

выполняет стереотипную инструкцию по подражанию



Обобщающий урок "В гости к осени"

1

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Произвольно воспринимает информацию

Научатся по своим наблюдениям приводить примеры осенних явлений в природе, узнавать изученные природные объекты.

Проводить наблюдения

Понимать учебную задачу; выполнить учебную задачу, действия с опорой на картинный план с помощью педагога

выполняет стереотипную инструкцию


Лес. Правила поведения в лесу.

1

Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного поведения.

ценностное отношение к природе

Представление о лесе; о правилах поведения в лесу

Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций, внимания

Формулировать и удерживать учебную задачу,

Переключать взгляд с


В мире животных

1

Ценностное отношение к миру.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося

Узнавать и выделять объект (елка) среди 2-3х совместно с учителем. Умение устанавливать аналогии

Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

выполняет стереотипную инструкцию


Всего 10 ч


Сравнение зверей и птиц

1

формирование уважительного отношения к иному мнению;

Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость

Умение сравнивать по характерным признакам, развитие мыслительных процессов: обобщение, анализ, сравнение

Умение рассматривать картинки в книге, на мониторе

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

выполняет стереотипную инструкцию



"Здравствуй, зимушка-зима!"

1

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности

замечать зимние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями

Умение рассматривать картинки в книге, на мониторе

проводить несложные наблюдения в окружающей среде

проводить несложные наблюдения в окружающей среде


Одежда и обувь человека зимой

2

бережное отношение к материальным ценностям.


Формирование бережного отношения к материальным ценностям.


Представления о зимней одежде, ее назначении

Умение рассматривать картинки, изображения на мониторе

Поиск и выделение необходимой информации, передача её устным путём

Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению


Зимние явления природы (снег, метель, лед)

1

формирование уважительного отношения к иному мнению;

Формирование адекватной оценки своих достижений. 

наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь;

узнавать изученные природные объекты.

проводить несложные наблюдения в окружающей среде

проводить несложные наблюдения в окружающей среде


Зимние забавы

2

Проявляет самостоятельность

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу .

умение узнавать действия и занятия людей на картинках и схемах; имитировать действия людей

Умение рассматривать картинки, изображения на мониторе

Произвольное восприятие информации

Подражает действиям


Что делают растения зимой?

Елка

1

Ценностное отношение к миру.

Мотивация учебной деятельности.

Уточнить представления о растениях; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (лист-иголка).

Узнавать и выделять объект (елка) среди 2-3х совместно с учителем

умение осуществлять взаимный контроль, оказывать посильную помощь.

Принимать помощь


Новый год

Изготовление украшений на елку.

2

Привитие уважения к сложившимся традициям, их соблюдение

Готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками

Знания о праздниках и традициях

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога

Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению

Всего 10ч


Животные и птицы зимой

1

осознавать необходимость бережного отношения к природе.

Адекватная мотивация учебной деятельности

представлениео животных и птицах, их умении приспосабливаться к климатическим условиям; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

узнавать изученные объекты.

поиск и выделение необходимой информации , передача её устным путём


Принимать помощь, выполнять действие способом "рука в руке"


Дикие животные. Заяц, волк.

2

Ценностное отношение к миру.

Формирование адекватной оценки своих достижений. 

Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности

узнавать изученных животных

использовать речь для регуляции своего действия.

выполняет стереотипную инструкцию по подражанию


Домашние животные. Кошка и собака. Уход.

2

осознавать необходимость бережного отношения к природе.


Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности безопасного поведения с ними.

Узнавать и определять объекты окружающей действительности

использовать речь для регуляции своего действия.

выполняет стереотипную инструкцию по подражанию



Комнатные растения. Уход.

1

Проявляет эстетические чувства

Мотивация учебной деятельности.

Научатся распознавать комнатные растения. Практически научатся правильно за ними  ухаживать.


Контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение.


Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению


Обобщающий урок "Зима"

Что бывает зимой?

1

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности


Упражнять в изображении погодных явлений по подражанию с помощью имитационных действий:


выделение существенных признаков объекта Использовать знаково-символические средства.

Работать в паре, просить помощь у взрослых.

выполняет стереотипную инструкцию



Природа и рукотворный мир

2

осознавать необходимость бережного отношения к природе и результатам труда человека

Мотивация учебной деятельности.

проводить сравнение и классификацию; использовать знаково- символические средств (пиктограммы)

различать объекты природы и рукотворного мира;

Умение вести диалог

Умение вступать в контакт


Из чего что сделано?

Дерево

Ткань

Резина

3

осознавать необходимость бережного отношения к природе и результатам труда человека

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам

Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций

 Принимать и удерживать учебную задачу. Применять имеющиеся знания  

Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению


Воздух и вода. Значение для человека и животных.

2

Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного поведения.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Усвоить , что чистый воздух и вода – одно из главных богатсв Земли, которые необходимо охранять.


Узнавать и называть явления окружающей природы.


Узнавать объекты окружающей природы.


Всего 14ч


Явления природы: солнце, ветер

1

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; изображать имитационно

узнавать изученные природные объекты.

проводить несложные наблюдения в окружающей среде;

Узнавать объекты окружающей природы.



Оживает все кругом! (весна)

1

Ценностное отношение к миру.

Ценностное отношение к миру.

замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями

Наблюдать за природой

проводить несложные наблюдения в окружающей среде

выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога


Одежда и обувь весной

1

Формирование бережного отношения к материальным ценностям.


Формирование бережного отношения к материальным ценностям.



Узнавать и выделять предметы одежды среди 2-3х совместно с учителем

Поиск и выделение необходимой информации, передача её устным путём


Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению


Растения весной. Части растений

(лист, ветки)

1

Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного поведения.

Проявлять собственные чувства, желания, познавательную активность

Расширение представлений о растениях;учить находить и показывать части растений (лист, ветки)

Умение работать с пиктограммами по теме «растения»

последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога

Узнавать объекты окружающей природы.



Жизнь птиц весной

2

Ценностное отношение к миру.

Наблюдать за действиями одноклассников, учителя

Представления о птицах, их образе жизни и повадках весной

различать живые объекты природы (птиц) на пиктограммах

Слушает, отвечает на вопросы

Узнавать объекты окружающей природы.


Животные весной

2

Ценностное отношение к миру.

Проявлять интерес к природе

Представления о животных, их образе жизни и повадках весной

различать живые объекты природы (звери) на пиктограммах

умение строить понятные для партнёра высказывания

Узнавать объекты окружающей природы.


В гостях у Мухи- Цокотухи (насекомые)

2

Ценностное отношение к миру.пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов

Проявлять интерес к природе

Представления о насекомых, их образе жизни; выделение существенных признаков, сравнение с другими живыми существами.

Умение отличать насекомых от животных (узнавание)

выделение существенных признаков объекта Использовать знаково-символические средства.

Просить помощь у взрослых.

выполняет действие способом рука-в-руке


Труд людей весной

1

формирование уважительного отношения к иному мнению; наличие мотивации к труду, работе на результат

Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость

Представление о занятиях людей весной; установление взаимосвязей

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога

выполняет стереотипную инструкцию по подражанию



В саду и в огороде

1

формирование уважительного отношения к иному мнению;

Проявлять интерес к природе

представлять что и как растет в саду и в огороде

Умение слушать и подражать

Узнавать и называть объекты окружающей природы.

Узнавать знакомые объекты окружающей природы.

Всего 12ч


Обобщающий урок "Весна пришла!"

1

Проявлять самостоятельностьФормирование адекватной оценки своих достижений.

Проявлять интерес к природе

Обобщить знания по теме

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

выделение существенных признаков объекта Использовать знаково-символические средства.

Работать в паре, просить помощь у взрослых.

выполняет действие способом рука-в-руке


Части суток. День-ночь

1

Доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость.

Доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость.

Элементарные представления о частях суток

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия при выделении изучаемого объекта/явления

Строить высказывания сопряженно с учителем

выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога


Закрепление по теме "Животные"

2

Ценностное отношение к миру.

Ценностное отношение к миру.

Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

Понимать учебную задачу, работать с картинным планом совместно с педагогом

выполняет действие способом рука-в-руке


Закрепление по теме "Птицы"

1

Ценностное отношение к миру.

Ценностное отношение к миру.

Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

Понимать учебную задачу, работать с картинным планом,

выполняет действие способом рука-в-руке


Закрепление по теме "Растения"

1

Ценностное отношение к миру.

Ценностное отношение к миру.

Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

Понимать учебную задачу, работать с картинным планом,

выполняет действие способом рука-в-руке


Закрепление по теме "Явления природы"

2

Ценностное отношение к миру.

Ценностное отношение к миру.

Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

Понимать учебную задачу, работать с картинным планом,

выполняет действие способом рука-в-руке


Скоро лето!

1

Ценностное отношение к миру.

Ценностное отношение к миру.

замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями

Умение наблюдать за природой

проводить несложные наблюдения в окружающей среде

выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога


Викторина "Когда это бывает?"

1

формирование уважительного отношения к иному мнению; Формирование адекватной оценки своих достижений

Мотивация учебной деятельности.

Обобщить и закрепить знания и представления учащихся о смене времен года; умение устанавливать взаимосвязи

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

выполняет действие способом рука-в-руке

Всего 10 ч

Всего за год 66 ч



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ ОРИЕНТИРОВОЧНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ ПРЕДМЕТА

Рабочая программа для 1 класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 66 часов, количество занятий в классе в неделю – 2

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Рабочая программа для 1-1 класса рассчитана на учебный год- 33 рабочие недели (с учетом дополнительных каникул), общая трудоемкость 66 часов, количество занятий в классе в неделю – 2

Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов по разделу

1 модуль

1

  1. Золотая осень


Человек и природа

1


«Осень, в гости просим!»

Беседа, рассмотрение картин

1


Одежда и обувь человека осенью.

Одень куклу на прогулку

2


«Что нам осень принесла?»

  • Овощи. (Огурец)

  • Фрукты.

  • Ягоды.

  • Грибы.


2

2

1

1


Всего часов за модуль:

10

2 модуль

2

2) Природа осенью


Какие бывают растения? Части дерева (лист)

(рисование, аппликации)

2


Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария)

2


А кто такие птички? (домашние и дикие)

Перелетные и неперелетные птицы.

2


Занятия и труд людей осенью

1


Обобщающий урок "В гости к осени"

1


Лес. Правила поведения в лесу.

1


В мире животных

1


Всего за модуль:

10


3 модуль 3) Зимушка-зима


Сравнение зверей и птиц

1


"Здравствуй, зимушка-зима!"

2


Одежда и обувь человека зимой

1


Зимние явления природы (снег, метель, лед)

1


Зимние забавы

2


Что делают растения зимой? Елка

1


Новый год.

Изготовление украшений на елку.

2


Всего часов за модуль:

10

4 модуль


Животные и птицы зимой

1


Дикие животные. Заяц, волк.

2


Домашние животные. Кошка и собака. Уход.

2


Обобщающий урок "Зима"

Что бывает зимой?

1


4) Природа и человек


Природа и рукотворный мир

1


Из чего что сделано?

Дерево

Ткань

Резина

3


Воздух и вода. Значение для человека и животных.

2


Всего часов за модуль

12

5 модуль

5) Весна, пришла!


Явления природы: солнце, ветер

1


Оживает все кругом!

1


Одежда и обувь весной

1


Растения весной. Части растений (лист, ветки).

Комнатные растения. Уход.

2


Жизнь птиц весной

2


Животные весной

1


В гости к Мухе-Цокотухе

2


Труд людей весной

1


В саду и в огороде

1


Всего часов за модуль:

12

6 модуль

6) Повторение


Обобщающий урок "Весна пришла!"

1


Части суток. День-ночь

1


Закрепление по теме "Животные"

2


Закрепление по теме "Птицы"

1


Закрепление по теме "Растения"

1


Закрепление по теме "Явления природы"

2


Скоро лето!

1


Викторина "Когда это бывает?"

1


Всего часов за модуль

10


Всего часов за год

66

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ

  1. -компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»)

  2. - натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты .

  3. Разрезные карточки

  4. - "Мир животных"

  5. -Домашние животные

  6. -Дикие животные России

  7. -Животные жарких стран

  8. -Животные холодных широт

  9. - "Мир человека":

  10. -Продукты питания

  11. -Посуда

  12. -Мебель

  13. -Одежда и обувь

  14. -Игрушки

  15. -Транспорт

  16. -Музыкальные инструменты

  17. -Электроприборы

  18. - "Мир растений" :

  19. -Фрукты

  20. -Овощи

  21. -Садовые цветы

  22. -Ягоды

  23. Демонстрационные карточки "Дикие животные":

  24. Демонстрационные карточки "Птицы России" :

  25. Демонстрационные карточки "Домашние животные":

  26. Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные":

  27. Демонстрационные карточки "Овощи":

  28. Демонстрационные карточки "Насекомые":

  29. Демонстрационные карточки "Ягоды" :

  30. Демонстрационные карточки "Цветы":

  31. Демонстрационные карточки "Фрукты":

  32. Демонстрационные карточки "Зима":

  33. Демонстрационные карточки "Весна":

  34. Демонстрационные карточки "Лето":

  35. Демонстрационные карточки "Осень":

  36. Наборы кукол би – ба – бо:

  37. «Теремок»

  38. «Репка»

  39. «3 поросенка»

  40. «Курочка Ряба»

  41. «Колобок»

  42. Наборы кукол для пальчикового театра:

  43. «Волк и семеро козлят»

  44. «Заюшкина избушка»

  45. «Маша и медведь»

  46. Бубны

  47. инструмент для занятий детским музыкальным творчеством.

  48. «Дары Фребеля»

  49. В наборе:

  50. разноцветные шарики и моточки с шнурами под цвет этих шариков

  51. перекладина, которую можно устанавливать и подвешивать к ней на веревочках цилиндр, куб, шар

  52. кубики, кирпичики, пирамидки, которые складываются в большой куб. Все деревянное и хранится по своим коробкам

  53. множество разноцветных геометрических фигурок, из которых можно складывать рисунки

  54. Разноцветные палочки шести размеров

  55. Цветные кольца и полукольца

  56. Деревянные цветные "таблеточки"

  57. Деревянные бусинки и веревочки (шнуровка-бусы)

  58. Мозаика.

  59. дидактические материалы М. Монтессори

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по инструкционным картам;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; цветной бумаги; пластилина, карандаша;

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

3) с заданными качественными параметрами:

- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:

- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.