СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
Общая характеристика учебного предмета:
Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.
В программе выделяются следующие основные задачи:
формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта окружающий природный мир обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели (в первом классе 33 рабочие недели, соответственно 66 часов).
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные планируемые результаты:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно – бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Планируемые предметные результаты:
узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;
• контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• осознавать свою неразрывную связь с природой;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | |||||||||||||
| | | Планируемые результаты обучения | ||||||||||
№ | Тема урока | Кол-во часов | личностные | предметные | базовые учебные действия | ||||||||
1 группа | 2 группа | 1 группа | 2 группа | 1 группа | 2 группа | ||||||||
1 модуль | |||||||||||||
1 | Человек и природа | 1 | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного поведения | Проявляет интерес к окружающим предметам | Элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы | Элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы | следовать инструкции педагога, отвечать на вопросы, используя различные языковые средства | Понимать словесную (жестовую) инструкцию | |||||
2 | «Осень, в гости просим!» Беседа, рассмотрение картин | 2 | внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; - способность к самооценке | Принятие и освоение социальной роли обучающегося | замечать осенние изменения в природе и рассказывать о них; работать с иллюстрациями | Совместно с учителем отбирать картинки с изображением осени | последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога; проводит несложные наблюдения | выполняет действие способом рука-в-руке | |||||
3 | Одежда и обувь человека осенью. Выбор нужного предмета, картинки из представленных (одеть куклу или себя на прогулку) | 2 | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | проявляет собственные чувства | называет предметы одежды или обуви, выбирает нужный предмет (изображение) из группы предметов с учётом сезонных изменений природы | Показывает и берет предмет одежды, называемый учителем | | Выполняет действие по инструкции совместно с учителем | |||||
4 | «Что нам осень принесла?»
| 2 2 1 | пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | Готовность к сотрудничеству | Расширить представления о растительном мире; выделять существенные признаки. | Умение наблюдать за действиями педагога | Отвечает на вопросы, удерживает учебную задачу; | выполняет стереотипную инструкцию | |||||
| Всего | 10ч | | | | | | | |||||
2 модуль | |||||||||||||
1 | Какие бывают растения? Части дерева (лист) (рисование, аппликации) | 2 | учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке | интерес к совместной деятельности | Расширение представлений о растениях; находит и показывает части растений (лист) . | Рассматривает лист, раскрашивает | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - адекватно воспринимать оценку педагога | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению | |||||
2 | Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария) | 2 | Проявляет положительное отношение к учебе, трудолюбие | Проявляет интерес к совместной деятельности | наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; осознавать необходимость бережного отношения к природе. | наблюдать изменения в природе | задавать вопросы; контролировать свои действия и партнёра | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению | |||||
3 | А кто такие птички? (домашние и дикие) Перелетные и неперелетные птицы. | 2 1 | Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками | Готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками | Представление о птицах, их значении. Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными | Умение рассматривать иллюстрации | умение работать по предложенному образцу | выполняет стереотипную инструкцию | |||||
| Занятия и труд людей осенью | 1 | формирование уважительного отношения к иному мнению; наличие мотивации к труду, работе на результат | Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость | Представления о труде людей в зависимости от времени года; развитие мышления и воображения при использовании имитационных действий | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | проводить несложные наблюдения в окружающей среде | выполняет стереотипную инструкцию по подражанию | |||||
| Обобщающий урок "В гости к осени" | 1 | способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | Произвольно воспринимает информацию | Научатся по своим наблюдениям приводить примеры осенних явлений в природе, узнавать изученные природные объекты. | Проводить наблюдения | Понимать учебную задачу; выполнить учебную задачу, действия с опорой на картинный план с помощью педагога | выполняет стереотипную инструкцию | |||||
| В мире животных | 2 | Ценностное отношение к миру. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося | Узнавать и выделять объект (елка) среди 2-3х совместно с учителем. Умение устанавливать аналогии | Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций | планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. | выполняет стереотипную инструкцию | |||||
| Всего | 10 ч | | | | | | | |||||
| Сравнение зверей и птиц | 1 | формирование уважительного отношения к иному мнению; | Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость | Умение сравнивать по характерным признакам, развитие мыслительных процессов: обобщение, анализ, сравнение | Умение рассматривать картинки в книге, на мониторе | планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. | выполняет стереотипную инструкцию | |||||
| "Здравствуй, зимушка-зима!" | 2 | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности | замечать зимние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями | Умение рассматривать картинки в книге, на мониторе | проводить несложные наблюдения в окружающей среде | проводить несложные наблюдения в окружающей среде | |||||
| Одежда и обувь человека зимой | 2 | бережное отношение к материальным ценностям. | Формирование бережного отношения к материальным ценностям. | Представления о зимней одежде, ее назначении | Умение рассматривать картинки, изображения на мониторе | Поиск и выделение необходимой информации, передача её устным путём | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению | |||||
| Зимние явления природы (снег, метель, лед) | 1 | формирование уважительного отношения к иному мнению; | Формирование адекватной оценки своих достижений. | наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; | узнавать изученные природные объекты. | проводить несложные наблюдения в окружающей среде | проводить несложные наблюдения в окружающей среде | |||||
| Зимние забавы | 2 | Проявляет самостоятельность | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу . | умение узнавать действия и занятия людей на картинках и схемах; имитировать действия людей | Умение рассматривать картинки, изображения на мониторе | Произвольное восприятие информации | Подражает действиям | |||||
| Что делают растения зимой? Елка | 1 | Ценностное отношение к миру. | Мотивация учебной деятельности. | Уточнить представления о растениях; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (лист-иголка). | Узнавать и выделять объект (елка) среди 2-3х совместно с учителем | умение осуществлять взаимный контроль, оказывать посильную помощь. | Принимать помощь | |||||
| Новый год Изготовление украшений на елку. | 3 | Привитие уважения к сложившимся традициям, их соблюдение | Готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками | Знания о праздниках и традициях | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению | |||||
| Всего | 10ч | | | | | | | |||||
| Животные и птицы зимой | 1 | осознавать необходимость бережного отношения к природе. | Адекватная мотивация учебной деятельности | Представление о животных и птицах, их умении приспосабливаться к климатическим условиям; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | узнавать изученные объекты. | поиск и выделение необходимой информации , передача её устным путём | Принимать помощь, выполнять действие способом "рука в руке" | |||||
| Дикие животные. Заяц, волк. | 2 | Ценностное отношение к миру. | Формирование адекватной оценки своих достижений. | Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности | узнавать изученных животных | использовать речь для регуляции своего действия. | выполняет стереотипную инструкцию по подражанию | |||||
| Домашние животные. Кошка и собака. Уход. | 2 | осознавать необходимость бережного отношения к природе. | | Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности безопасного поведения с ними. | Узнавать и определять объекты окружающей действительности | использовать речь для регуляции своего действия. | выполняет стереотипную инструкцию по подражанию | |||||
| Комнатные растения. Уход. | 1 | Проявляет эстетические чувства | Мотивация учебной деятельности. | Научатся распознавать комнатные растения. Практически научатся правильно за ними ухаживать. | | Контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение. | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению | |||||
| Обобщающий урок "Зима" Что бывает зимой? | 1 | способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | | Упражнять в изображении погодных явлений по подражанию с помощью имитационных действий: | | выделение существенных признаков объекта Использовать знаково-символические средства. Работать в паре, просить помощь у взрослых. | выполняет стереотипную инструкцию | |||||
| Природа и рукотворный мир | 2 | осознавать необходимость бережного отношения к природе и результатам труда человека | Мотивация учебной деятельности. | проводить сравнение и классификацию; использовать знаково- символические средств (пиктограммы) | различать объекты природы и рукотворного мира; | Умение вести диалог | Умение вступать в контакт | |||||
| Из чего что сделано? Дерево Ткань Резина | 3 | осознавать необходимость бережного отношения к природе и результатам труда человека | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам | Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций | Принимать и удерживать учебную задачу. Применять имеющиеся знания | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению | |||||
| Воздух и вода. Значение для человека и животных. | 2 | Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного поведения. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Усвоить , что чистый воздух и вода – одно из главных богатсв Земли, которые необходимо охранять. | | Узнавать и называть явления окружающей природы. | Узнавать объекты окружающей природы. | |||||
Всего 14ч | | | | | | ||||||||
| Явления природы: солнце, ветер | 1 | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учени я. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; изображать имитационно | узнавать изученные природные объекты. | проводить несложные наблюдения в окружающей среде; | Узнавать объекты окружающей природы. | |||||
| Оживает все кругом! (весна) | 2 | Ценностное отношение к миру. | Ценностное отношение к миру. | замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями | Наблюдать за природой | проводить несложные наблюдения в окружающей среде | выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога | |||||
| Одежда и обувь весной | 1 | Формирование бережного отношения к материальным ценностям. | Формирование бережного отношения к материальным ценностям. | | Узнавать и выделять предметы одежды среди 2-3х совместно с учителем | Поиск и выделение необходимой информации, передача её устным путём
| Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению | |||||
| Растения весной. Части растений (лист, ветки) | 1 | Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного поведения. | Проявлять собственные чувства, желания, познавательную активность | Расширение представлений о растениях; учить находить и показывать части растений (лист, ветки) | Умение работать с пиктограммами по теме «растения» | последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Узнавать объекты окружающей природы. | |||||
| Животные весной | 2 | Ценностное отношение к миру. | Проявлять интерес к природе | Представления о животных, их образе жизни и повадках весной | различать живые объекты природы (звери) на пиктограммах | умение строить понятные для партнёра высказывания | Узнавать объекты окружающей природы. | |||||
| В гостях у Мухи- Цокотухи (насекомые) | 2 | Ценностное отношение к миру. Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | Проявлять интерес к природе | Представления о насекомых, их образе жизни; выделение существенных признаков, сравнение с другими живыми существами | Умение отличать насекомых от животных (узнавание) | выделение существенных признаков объекта. Использовать знаково-символические средства. Просить помощь у взрослых | выполняет действие способом рука-в-руке | |||||
| Труд людей весной | 1 | формирование уважительного отношения к иному мнению; наличие мотивации к труду, работе на результат | Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость | Представление о занятиях людей весной; установление взаимосвязей | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | выполняет стереотипную инструкцию по подражанию | |||||
| В саду и в огороде | 1 | формирование уважительного отношения к иному мнению; | Проявлять интерес к природе | представлять что и как растет в саду и в огороде | Умение слушать и подражать | Узнавать и называть объекты окружающей природы. | Узнавать знакомые объекты окружающей природы. | |||||
Всего 12ч | | | | | | ||||||||
| Обобщающий урок "Весна пришла!" | 1 | Проявлять самостоятельность Формирование адекватной оценки своих достижений. | Проявлять интерес к природе | Обобщить знания по теме | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | выделение существенных признаков объекта. Использовать знаково-символические средства. Работать в паре, просить помощь у взрослых | выполняет действие способом рука-в-руке | |||||
| Части суток. День-ночь | 2 | Доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость. | Доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость. | Элементарные представления о частях суток | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия при выделении изучаемого объекта/явления | Строить высказывания сопряженно с учителем | выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога | |||||
| Закрепление по теме "Животные" | 2 | Ценностное отношение к миру. | Ценностное отношение к миру. | Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | Понимать учебную задачу, работать с картинным планом совместно с педагогом | выполняет действие способом рука-в-руке | |||||
| Закрепление по теме "Птицы" | 2 | Ценностное отношение к миру. | Ценностное отношение к миру. | Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | Понимать учебную задачу, работать с картинным планом, | выполняет действие способом рука-в-руке | |||||
| Закрепление по теме "Растения" | 2 | Ценностное отношение к миру. | Ценностное отношение к миру. | Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | Понимать учебную задачу, работать с картинным планом, | выполняет действие способом рука-в-руке | |||||
| Закрепление по теме "Явления природы" | 2 | Ценностное отношение к миру. | Ценностное отношение к миру. | Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | Понимать учебную задачу, работать с картинным планом, | выполняет действие способом рука-в-руке | |||||
| Скоро лето! | 1 | Ценностное отношение к миру. | Ценностное отношение к миру. | замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями | Умение наблюдать за природой | проводить несложные наблюдения в окружающей среде | выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога | |||||
Всего 12 ч. Всего за год 66 ч. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Рабочая программа для 1 (дополнительного) класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 66 часов, количество занятий в классе в неделю – 2
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов, тем программы | Кол-во часов по разделу |
1 модуль | ||
1 | Золотая осень | |
| Человек и природа | 1 |
| «Осень, в гости просим!» Беседа, рассмотрение картин | 2 |
| Одежда и обувь человека осенью. Одень куклу на прогулку | 2 |
| «Что нам осень принесла?»
| 2 2 1 |
| Всего часов за модуль: | 10 |
2 модуль | ||
2 | Природа осенью | |
| Какие бывают растения? Части дерева (лист) (рисование, аппликации) | 2 |
| Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария) | 2 |
| А кто такие птички? (домашние и дикие) Перелетные и неперелетные птицы. | 2 |
| Занятия и труд людей осенью | 1 |
| Обобщающий урок "В гости к осени" | 1 |
| В мире животных | 1 |
| Всего за модуль: | 10 |
| 3 модуль 3) Зимушка-зима | |
| Сравнение зверей и птиц | 1 |
| "Здравствуй, зимушка-зима!" | 2 |
| Одежда и обувь человека зимой | 1 |
| Зимние явления природы (снег, метель, лед) | 1 |
| Зимние забавы | 2 |
| Что делают растения зимой? Елка | 1 |
| Новый год. Изготовление украшений на елку. | 3 |
| Всего часов за модуль: | 10 |
4 модуль | ||
| Животные и птицы зимой | 1 |
| Дикие животные. Заяц, волк. | 2 |
| Домашние животные. Кошка и собака. Уход. | 2 |
| Обобщающий урок "Зима" Что бывает зимой? | 1 |
| Природа и человек | |
| Природа и рукотворный мир | 1 |
| Из чего что сделано? Дерево Ткань Резина | 3 |
| Воздух и вода. Значение для человека и животных. | 2 |
| Всего часов за модуль | 12 |
5 модуль | ||
Весна, пришла! | ||
| Явления природы: солнце, ветер | 1 |
| Оживает все кругом! | 2 |
| Одежда и обувь весной | 1 |
| Растения весной. Части растений (лист, ветки). Комнатные растения. Уход. | 2 |
| Животные весной | 2 |
| В гости к Мухе-Цокотухе | 2 |
| Труд людей весной | 1 |
| В саду и в огороде | 1 |
| Всего часов за модуль: | 12 |
6 модуль | ||
6) Повторение | ||
| Обобщающий урок "Весна пришла!" | 1 |
| Части суток. День-ночь | 2 |
| Закрепление по теме "Животные" | 2 |
| Закрепление по теме "Птицы" | 2 |
| Закрепление по теме "Растения" | 2 |
| Закрепление по теме "Явления природы" | 2 |
| Скоро лето! | 1 |
| Всего часов за модуль | 12 |
| Всего часов за год | 68 |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
-компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»)
- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты.
Разрезные карточки
- "Мир животных"
-Домашние животные
-Дикие животные России
-Животные жарких стран
-Животные холодных широт
- "Мир человека":
-Продукты питания
-Посуда
-Мебель
-Одежда и обувь
-Игрушки
-Транспорт
-Музыкальные инструменты
-Электроприборы
- "Мир растений":
-Фрукты
-Овощи
-Садовые цветы
-Ягоды
Демонстрационные карточки "Дикие животные":
Демонстрационные карточки "Птицы России" :
Демонстрационные карточки "Домашние животные":
Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные":
Демонстрационные карточки "Овощи":
Демонстрационные карточки "Насекомые":
Демонстрационные карточки "Ягоды" :
Демонстрационные карточки "Цветы":
Демонстрационные карточки "Фрукты":
Демонстрационные карточки "Зима":
Демонстрационные карточки "Весна":
Демонстрационные карточки "Лето":
Демонстрационные карточки "Осень":
Наборы кукол би – ба – бо:
«Теремок»
«Репка»
«3 поросенка»
«Курочка Ряба»
«Колобок»
Наборы кукол для пальчикового театра:
«Волк и семеро козлят»
«Заюшкина избушка»
«Маша и медведь»
Бубны
инструмент для занятий детским музыкальным творчеством.
«Дары Фребеля»
В наборе:
разноцветные шарики и моточки с шнурами под цвет этих шариков
перекладина, которую можно устанавливать и подвешивать к ней на веревочках цилиндр, куб, шар
кубики, кирпичики, пирамидки, которые складываются в большой куб. Все деревянное и хранится по своим коробкам
множество разноцветных геометрических фигурок, из которых можно складывать рисунки
Разноцветные палочки шести размеров
Цветные кольца и полукольца
Деревянные цветные "таблеточки"
Деревянные бусинки и веревочки (шнуровка-бусы)
Мозаика.
дидактические материалы М. Монтессори
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; цветной бумаги; пластилина, карандаша;
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т. д:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
Общая характеристика учебного предмета:
Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.
В программе выделяются следующие основные задачи:
формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта окружающий природный мир обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели ( в первом классе 33 рабочие недели, соответственно 66 часов).
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные планируемые результаты:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно – бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Планируемые предметные результаты:
узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;
• контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• осознавать свою неразрывную связь с природой;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | ||||||||||
| | | Планируемые результаты обучения | |||||||
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | личностные | коррекционные (предметные) | базовые учебные действия | |||||
1 группа | 2 группа | 1 группа | 2 группа | 1 группа | 2 группа | |||||
1 модуль | ||||||||||
1 | Человек и природа | 1 | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного поведения | Проявляет интереск окружающим предметам | Элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы | Элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы | следовать инструкции педагога, отвечать на вопросы, используя различные языковые средства | Понимать словесную (жестовую) инструкцию | ||
2 | «Осень, в гости просим!» Беседа, рассмотрение картин | 1 | внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; - способность к самооценке | Принятие и освоение социальной роли обучающегося | замечать осенние изменения в природе и рассказывать о них; работать с иллюстрациями | Совместно с учителем отбирать картинки с изображением осени | последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога; проводит несложные наблюдения | выполняет действие способом рука-в-руке | ||
3 | Одежда и обувь человека осенью. Выбор нужного предмета, картинки из представленных (одеть куклу или себя на прогулку) | 2 | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | проявляет собственные чувства | называет предметы одежды или обуви, выбирает нужный предмет (изображение) из группы предметов с учётом сезонных изменений природы | Показывает и берет предмет одежды, называемый учителем | | Выполняет действие по инструкции совместно с учителем | ||
4 | «Что нам осень принесла?» Овощи. Фрукты. Ягоды. Грибы. | 2 2 1 1 | пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | Готовность к сотрудничеству | Расширить представления о растительном мире; выделять существенные признаки. | Умение наблюдать за действиями педагога | Отвечает на вопросы, удерживает учебную задачу; | выполняет стереотипную инструкцию | ||
Всего 10ч | ||||||||||
2 модуль | ||||||||||
1 | Какие бывают растения? Части дерева (лист) (рисование, аппликации) | 2 | учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке | интерес к совместной деятельности | Расширение представлений о растениях; находит и показывает части растений (лист) . | Рассматривает лист, раскрашивает | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - адекватно воспринимать оценку педагога | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению | ||
2 | Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария) | 2 | Проявляет положительное отношение к учебе, трудолюбие | Проявляет интерес к совместной деятельности | наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; осознавать необходимость бережного отношения к природе. | наблюдать изменения в природе | задавать вопросы; контролировать свои действия и партнёра | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению | ||
3 | А кто такие птички? (домашние и дикие) Перелетные и неперелетные птицы. | 2 | Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками | Готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками | Представление о птицах, их значении. Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными | Умение рассматривать иллюстрации | умение работать по предложенному образцу | выполняет стереотипную инструкцию | ||
| Занятия и труд людей осенью | 1 | формирование уважительного отношения к иному мнению; наличие мотивации к труду, работе на результат | Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость | Представления о труде людей в зависимости от времени года; развитие мышления и воображения при использовании имитационных действий | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | проводить несложные наблюдения в окружающей среде | выполняет стереотипную инструкцию по подражанию | ||
| Обобщающий урок "В гости к осени" | 1 | способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | Произвольно воспринимает информацию | Научатся по своим наблюдениям приводить примеры осенних явлений в природе, узнавать изученные природные объекты. | Проводить наблюдения | Понимать учебную задачу; выполнить учебную задачу, действия с опорой на картинный план с помощью педагога | выполняет стереотипную инструкцию | ||
| Лес. Правила поведения в лесу. | 1 | Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного поведения. | ценностное отношение к природе | Представление о лесе; о правилах поведения в лесу | Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций, внимания | Формулировать и удерживать учебную задачу, | Переключать взгляд с | ||
| В мире животных | 1 | Ценностное отношение к миру. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося | Узнавать и выделять объект (елка) среди 2-3х совместно с учителем. Умение устанавливать аналогии | Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций | планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. | выполняет стереотипную инструкцию | ||
Всего 10 ч | ||||||||||
| Сравнение зверей и птиц | 1 | формирование уважительного отношения к иному мнению; | Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость | Умение сравнивать по характерным признакам, развитие мыслительных процессов: обобщение, анализ, сравнение | Умение рассматривать картинки в книге, на мониторе | планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. | выполняет стереотипную инструкцию | ||
| "Здравствуй, зимушка-зима!" | 1 | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности | замечать зимние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями | Умение рассматривать картинки в книге, на мониторе | проводить несложные наблюдения в окружающей среде | проводить несложные наблюдения в окружающей среде | ||
| Одежда и обувь человека зимой | 2 | бережное отношение к материальным ценностям. | Формирование бережного отношения к материальным ценностям. | Представления о зимней одежде, ее назначении | Умение рассматривать картинки, изображения на мониторе | Поиск и выделение необходимой информации, передача её устным путём | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению | ||
| Зимние явления природы (снег, метель, лед) | 1 | формирование уважительного отношения к иному мнению; | Формирование адекватной оценки своих достижений. | наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; | узнавать изученные природные объекты. | проводить несложные наблюдения в окружающей среде | проводить несложные наблюдения в окружающей среде | ||
| Зимние забавы | 2 | Проявляет самостоятельность | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу . | умение узнавать действия и занятия людей на картинках и схемах; имитировать действия людей | Умение рассматривать картинки, изображения на мониторе | Произвольное восприятие информации | Подражает действиям | ||
| Что делают растения зимой? Елка | 1 | Ценностное отношение к миру. | Мотивация учебной деятельности. | Уточнить представления о растениях; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (лист-иголка). | Узнавать и выделять объект (елка) среди 2-3х совместно с учителем | умение осуществлять взаимный контроль, оказывать посильную помощь. | Принимать помощь | ||
| Новый год Изготовление украшений на елку. | 2 | Привитие уважения к сложившимся традициям, их соблюдение | Готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками | Знания о праздниках и традициях | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению | ||
Всего 10ч | ||||||||||
| Животные и птицы зимой | 1 | осознавать необходимость бережного отношения к природе. | Адекватная мотивация учебной деятельности | представлениео животных и птицах, их умении приспосабливаться к климатическим условиям; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | узнавать изученные объекты. | поиск и выделение необходимой информации , передача её устным путём | Принимать помощь, выполнять действие способом "рука в руке" | ||
| Дикие животные. Заяц, волк. | 2 | Ценностное отношение к миру. | Формирование адекватной оценки своих достижений. | Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности | узнавать изученных животных | использовать речь для регуляции своего действия. | выполняет стереотипную инструкцию по подражанию | ||
| Домашние животные. Кошка и собака. Уход. | 2 | осознавать необходимость бережного отношения к природе. | | Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности безопасного поведения с ними. | Узнавать и определять объекты окружающей действительности | использовать речь для регуляции своего действия. | выполняет стереотипную инструкцию по подражанию | ||
| Комнатные растения. Уход. | 1 | Проявляет эстетические чувства | Мотивация учебной деятельности. | Научатся распознавать комнатные растения. Практически научатся правильно за ними ухаживать. | | Контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение.
| Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению | ||
| Обобщающий урок "Зима" Что бывает зимой? | 1 | способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | | Упражнять в изображении погодных явлений по подражанию с помощью имитационных действий: | | выделение существенных признаков объекта Использовать знаково-символические средства. Работать в паре, просить помощь у взрослых. | выполняет стереотипную инструкцию | ||
| Природа и рукотворный мир | 2 | осознавать необходимость бережного отношения к природе и результатам труда человека | Мотивация учебной деятельности. | проводить сравнение и классификацию; использовать знаково- символические средств (пиктограммы) | различать объекты природы и рукотворного мира; | Умение вести диалог | Умение вступать в контакт | ||
| Из чего что сделано? Дерево Ткань Резина | 3 | осознавать необходимость бережного отношения к природе и результатам труда человека | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам | Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций | Принимать и удерживать учебную задачу. Применять имеющиеся знания | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению | ||
| Воздух и вода. Значение для человека и животных. | 2 | Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного поведения. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Усвоить , что чистый воздух и вода – одно из главных богатсв Земли, которые необходимо охранять. | | Узнавать и называть явления окружающей природы. | Узнавать объекты окружающей природы. | ||
Всего 14ч | ||||||||||
| Явления природы: солнце, ветер | 1 | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; изображать имитационно | узнавать изученные природные объекты. | проводить несложные наблюдения в окружающей среде; | Узнавать объекты окружающей природы. | ||
| Оживает все кругом! (весна) | 1 | Ценностное отношение к миру. | Ценностное отношение к миру. | замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями | Наблюдать за природой | проводить несложные наблюдения в окружающей среде | выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога | ||
| Одежда и обувь весной | 1 | Формирование бережного отношения к материальным ценностям. | Формирование бережного отношения к материальным ценностям. | | Узнавать и выделять предметы одежды среди 2-3х совместно с учителем | Поиск и выделение необходимой информации, передача её устным путём
| Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению | ||
| Растения весной. Части растений (лист, ветки) | 1 | Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного поведения. | Проявлять собственные чувства, желания, познавательную активность | Расширение представлений о растениях;учить находить и показывать части растений (лист, ветки) | Умение работать с пиктограммами по теме «растения» | последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Узнавать объекты окружающей природы. | ||
| Жизнь птиц весной | 2 | Ценностное отношение к миру. | Наблюдать за действиями одноклассников, учителя | Представления о птицах, их образе жизни и повадках весной | различать живые объекты природы (птиц) на пиктограммах | Слушает, отвечает на вопросы | Узнавать объекты окружающей природы. | ||
| Животные весной | 2 | Ценностное отношение к миру. | Проявлять интерес к природе | Представления о животных, их образе жизни и повадках весной | различать живые объекты природы (звери) на пиктограммах | умение строить понятные для партнёра высказывания | Узнавать объекты окружающей природы. | ||
| В гостях у Мухи- Цокотухи (насекомые) | 2 | Ценностное отношение к миру.пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | Проявлять интерес к природе | Представления о насекомых, их образе жизни; выделение существенных признаков, сравнение с другими живыми существами. | Умение отличать насекомых от животных (узнавание) | выделение существенных признаков объекта Использовать знаково-символические средства. Просить помощь у взрослых. | выполняет действие способом рука-в-руке | ||
| Труд людей весной | 1 | формирование уважительного отношения к иному мнению; наличие мотивации к труду, работе на результат | Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость | Представление о занятиях людей весной; установление взаимосвязей | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | выполняет стереотипную инструкцию по подражанию | ||
| В саду и в огороде | 1 | формирование уважительного отношения к иному мнению; | Проявлять интерес к природе | представлять что и как растет в саду и в огороде | Умение слушать и подражать | Узнавать и называть объекты окружающей природы. | Узнавать знакомые объекты окружающей природы. | ||
Всего 12ч | ||||||||||
| Обобщающий урок "Весна пришла!" | 1 | Проявлять самостоятельностьФормирование адекватной оценки своих достижений. | Проявлять интерес к природе | Обобщить знания по теме | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | выделение существенных признаков объекта Использовать знаково-символические средства. Работать в паре, просить помощь у взрослых. | выполняет действие способом рука-в-руке | ||
| Части суток. День-ночь | 1 | Доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость. | Доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость. | Элементарные представления о частях суток | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия при выделении изучаемого объекта/явления | Строить высказывания сопряженно с учителем | выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога | ||
| Закрепление по теме "Животные" | 2 | Ценностное отношение к миру. | Ценностное отношение к миру. | Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | Понимать учебную задачу, работать с картинным планом совместно с педагогом | выполняет действие способом рука-в-руке | ||
| Закрепление по теме "Птицы" | 1 | Ценностное отношение к миру. | Ценностное отношение к миру. | Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | Понимать учебную задачу, работать с картинным планом, | выполняет действие способом рука-в-руке | ||
| Закрепление по теме "Растения" | 1 | Ценностное отношение к миру. | Ценностное отношение к миру. | Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | Понимать учебную задачу, работать с картинным планом, | выполняет действие способом рука-в-руке | ||
| Закрепление по теме "Явления природы" | 2 | Ценностное отношение к миру. | Ценностное отношение к миру. | Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | Понимать учебную задачу, работать с картинным планом, | выполняет действие способом рука-в-руке | ||
| Скоро лето! | 1 | Ценностное отношение к миру. | Ценностное отношение к миру. | замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями | Умение наблюдать за природой | проводить несложные наблюдения в окружающей среде | выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога | ||
| Викторина "Когда это бывает?" | 1 | формирование уважительного отношения к иному мнению; Формирование адекватной оценки своих достижений | Мотивация учебной деятельности. | Обобщить и закрепить знания и представления учащихся о смене времен года; умение устанавливать взаимосвязи | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | выполняет действие способом рука-в-руке | ||
Всего 10 ч Всего за год 66 ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ ОРИЕНТИРОВОЧНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ ПРЕДМЕТА
Рабочая программа для 1 класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 66 часов, количество занятий в классе в неделю – 2
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Рабочая программа для 1-1 класса рассчитана на учебный год- 33 рабочие недели (с учетом дополнительных каникул), общая трудоемкость 66 часов, количество занятий в классе в неделю – 2
№ | Наименование разделов, тем программы | Кол-во часов по разделу |
1 модуль | ||
1 |
| |
| Человек и природа | 1 |
| «Осень, в гости просим!» Беседа, рассмотрение картин | 1 |
| Одежда и обувь человека осенью. Одень куклу на прогулку | 2 |
| «Что нам осень принесла?»
| 2 2 1 1 |
| Всего часов за модуль: | 10 |
2 модуль | ||
2 | 2) Природа осенью | |
| Какие бывают растения? Части дерева (лист) (рисование, аппликации) | 2 |
| Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария) | 2 |
| А кто такие птички? (домашние и дикие) Перелетные и неперелетные птицы. | 2 |
| Занятия и труд людей осенью | 1 |
| Обобщающий урок "В гости к осени" | 1 |
| Лес. Правила поведения в лесу. | 1 |
| В мире животных | 1 |
| Всего за модуль: | 10 |
| 3 модуль 3) Зимушка-зима | |
| Сравнение зверей и птиц | 1 |
| "Здравствуй, зимушка-зима!" | 2 |
| Одежда и обувь человека зимой | 1 |
| Зимние явления природы (снег, метель, лед) | 1 |
| Зимние забавы | 2 |
| Что делают растения зимой? Елка | 1 |
| Новый год. Изготовление украшений на елку. | 2 |
| Всего часов за модуль: | 10 |
4 модуль | ||
| Животные и птицы зимой | 1 |
| Дикие животные. Заяц, волк. | 2 |
| Домашние животные. Кошка и собака. Уход. | 2 |
| Обобщающий урок "Зима" Что бывает зимой? | 1 |
| 4) Природа и человек | |
| Природа и рукотворный мир | 1 |
| Из чего что сделано? Дерево Ткань Резина | 3 |
| Воздух и вода. Значение для человека и животных. | 2 |
| Всего часов за модуль | 12 |
5 модуль | ||
5) Весна, пришла! | ||
| Явления природы: солнце, ветер | 1 |
| Оживает все кругом! | 1 |
| Одежда и обувь весной | 1 |
| Растения весной. Части растений (лист, ветки). Комнатные растения. Уход. | 2 |
| Жизнь птиц весной | 2 |
| Животные весной | 1 |
| В гости к Мухе-Цокотухе | 2 |
| Труд людей весной | 1 |
| В саду и в огороде | 1 |
| Всего часов за модуль: | 12 |
6 модуль | ||
6) Повторение | ||
| Обобщающий урок "Весна пришла!" | 1 |
| Части суток. День-ночь | 1 |
| Закрепление по теме "Животные" | 2 |
| Закрепление по теме "Птицы" | 1 |
| Закрепление по теме "Растения" | 1 |
| Закрепление по теме "Явления природы" | 2 |
| Скоро лето! | 1 |
| Викторина "Когда это бывает?" | 1 |
| Всего часов за модуль | 10 |
| Всего часов за год | 66 |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ
-компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»)
- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты .
Разрезные карточки
- "Мир животных"
-Домашние животные
-Дикие животные России
-Животные жарких стран
-Животные холодных широт
- "Мир человека":
-Продукты питания
-Посуда
-Мебель
-Одежда и обувь
-Игрушки
-Транспорт
-Музыкальные инструменты
-Электроприборы
- "Мир растений" :
-Фрукты
-Овощи
-Садовые цветы
-Ягоды
Демонстрационные карточки "Дикие животные":
Демонстрационные карточки "Птицы России" :
Демонстрационные карточки "Домашние животные":
Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные":
Демонстрационные карточки "Овощи":
Демонстрационные карточки "Насекомые":
Демонстрационные карточки "Ягоды" :
Демонстрационные карточки "Цветы":
Демонстрационные карточки "Фрукты":
Демонстрационные карточки "Зима":
Демонстрационные карточки "Весна":
Демонстрационные карточки "Лето":
Демонстрационные карточки "Осень":
Наборы кукол би – ба – бо:
«Теремок»
«Репка»
«3 поросенка»
«Курочка Ряба»
«Колобок»
Наборы кукол для пальчикового театра:
«Волк и семеро козлят»
«Заюшкина избушка»
«Маша и медведь»
Бубны
инструмент для занятий детским музыкальным творчеством.
«Дары Фребеля»
В наборе:
разноцветные шарики и моточки с шнурами под цвет этих шариков
перекладина, которую можно устанавливать и подвешивать к ней на веревочках цилиндр, куб, шар
кубики, кирпичики, пирамидки, которые складываются в большой куб. Все деревянное и хранится по своим коробкам
множество разноцветных геометрических фигурок, из которых можно складывать рисунки
Разноцветные палочки шести размеров
Цветные кольца и полукольца
Деревянные цветные "таблеточки"
Деревянные бусинки и веревочки (шнуровка-бусы)
Мозаика.
дидактические материалы М. Монтессори
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; цветной бумаги; пластилина, карандаша;
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.