1. Мотивация Учиться извлекать необходимую информацию; уметь отвечать и задавать вопросы по изучаемой теме | Приветствие детей. - Откройте тетрадь на печатной основе (стр. 35). - Оденьте мальчика в костюм звездочёта. - Как вы думаете, почему мальчика назвали звездочётом? - А как называется наука и учёные, изучающие космос? - Где можно узнать значение данных слов? - Сегодня на уроке мы тоже выступим в роли астрономов. - А можем ли мы увидеть звезды невооружённым взглядом? - Хорошо ли они будут видны? - Какое приспособление используется для наблюдения за звездами? - Когда лучше всего наблюдать звёзды? - Почему? - А только ли ночью светят звёзды? - Что бы вы хотели узнать о звёздах? | Работа в тетради на печатной основе. Ответы детей. Ответы детей. Работа со словарём: «астрономия», «астроном». Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. - Телескоп. - Наверное, ночью. Ответы детей. Вопросы детей. | Познавательные (логические) Познавательные: Информационные (поиск и извлечение информации) Коммуникативные (высказывания детей) Личностные (мотивация к изучению нового учебного материала) |
2.Целеполагание Учиться, исходя из темы урока, определять под руководством учителя цель, учебные задачи, планировать свою деятельность на уроке | - Откройте учебник на стр. 22. - Какой новый раздел начинаем изучать? - Кто из вас часто задаёт такие вопросы? - С какой целью? - Назовите тему сегодняшнего урока. - Как вы думаете, что на уроке нам предстоит узнать? - Как вы считаете, с чего нужно начать изучение темы? - А дальше? - Чем обычно завершаем урок? | - «Почему и зачем?» Ответы детей. - Чтобы получить новые для себя знания; выяснить причины - Почему солнце светит днём, а звёзды ночью? Под руководством учителя дети определяют учебную задачу: выяснить причины видимости солнца и звёзд в разное время суток и учиться различать созвездия Лев, Большая Медведица, Полярной Звезды (запись на доске) Дети под руководством учителя намечают план предстоящих учебных действий: (на интерактивной доске - запись): 1. Узнать, что такое звёзды. 2. Определить сходство и различия звёзд. 3. Установить, почему солнце светит днем, а звёзды ночью. 4. Учиться узнавать созвездия Льва, Большой Медведицы, Полярной Звезды на ночном небе. 5. Ответить на вопросы и оценить свои достижения на уроке. | Познавательные (информационные) Коммуникативные (высказывания детей) Познавательные (умозаключение) Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока) Регулятивные (планирование действий) |
3. Изучение нового материала Развивать умения извлекать и интерпретировать информацию; создавать модели; учиться взаимодействовать в группе и давать оценку работы своей группы; делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи | - Какую первую учебную задачу надо решить? - Кто знает и хочет рассказать, что такое звёзды? - Из каких источников можно получить дополнительную информацию? - Послушайте отрывок из атласа-определителя «От земли до неба». - А теперь в учебнике на стр.22 прочитайте три строки сверху. - Скажите, что такое «звёзды»? - Назовите 2 задачу. - Чтобы это выяснить, вылепим из пластилина модели звёзд (учебник стр. 22). - Работая в группах (обсерваториях), оцените себя по критериям: 1. Умение распределять обязанности между собой. 2. Умение договариваться друг с другом. 3. Следовать указаниям в учебнике. - Оцените работу своей группы. - Какой формы модели звёзд? Почему? - Какого размера модели? - Почему? - Знаете ли вы, почему модели выполнены из пластилина разного цвета? А хотите узнать? - Подвёдём итог по 2-й задаче. - Назовите сходство и различия звёзд. - Назовите 3-ю задачу. - Для этого прочитайте в учебнике последний абзац на стр. 22. | - Узнать, что такое звёзды. Ответы детей. - Из Интернета, атласа-определителя, энциклопедии, учебника. - Хорошо читающий ученик читает отрывок (приложение 1). Работа с текстом. - Звёзды – это раскалённые тела (шары). - Определить сходство и различия звёзд. Дети открывают учебники на стр. 22. Группы из 4-х человек распределяют обязанности, договариваются между собой, модель какой звезды каждый выполняет. Каждый контролирует себя по учебнику. Дети по критериям оценивают работу групп. Ответы детей. Ответы детей. Интерактивная доска: для любознательных. Даже невооружённым взглядом можно заметить, что звёзды бывают разного цвета. По цвету можно определить их температуру. Самые горячие - голубого цвета, затем идут жёлтые звёзды, наиболее холодные - красные звёзды. Наше Солнце является жёлтой звёздой. Среди звёзд есть гиганты и карлики. Самые крупные гиганты в 2400 раз больше Солнца. Карлики - в основном красные звёзды (в половину меньше Солнца). Солнце по своему размеру является средней звездой. (Звёзды. Серия «Что есть что»). Ответы детей. - Установить причину света солнца днём, а звёзд – вечером. Дети, прочитав нужный абзац, определяют и называют причину света солнца днём, а звёзд ночью (Солнце - самая ближайшая к Земле звезда: она и создаёт нам день, другие звёзды очень далеки от нас: их слабый блеск виден только ночью). | Регулятивные (удержание цели урока) Коммуникативные (высказывания детей) Познавательные (информационные: поиск, фиксация, извлечение информации) Познавательные (моделирование) Коммуникативные (взаимодействие) Регулятивные (самоконтроль) Регулятивные (оценка) Познавательные логические (умозаключение) Познавательные логические (сравнение) Познавательные логические (причинно-следственные связи) |
4. Формирование первичных умений на основе самоконтроля Уметь выполнять задания в соответствии с указаниями; осуществлять действия самоконтроля | - Какая следующая задача? Небольшой рассказ учителя о наблюдении людей, учёных за звёздами, составлении карт звёздного неба с названиями созвездий (приложение 2). - Прочитайте текст на стр. 23 и выполните задание в учебнике. - Затем в паре проверьте друг друга. | - Учиться узнавать некоторые созвездия. Дети, слушая рассказ, рассматривают карту звёздного неба (интерактивная доска), учатся узнавать созвездие Льва, Большой Медведицы. Самостоятельная работа детей. Работа в паре: взаимопроверка. | Регулятивные (удержание цели урока) Познавательные: информационные (извлечение, использование, представление информации) Регулятивные (контроль) |
5. Рефлексия Учиться контролировать и оценивать себя в соответствии с критериями | - Переходим к заключительной задаче. - Назовите её. - Ответим на итоговые вопросы, выполнив тест в рабочей тетради (приложение 3). - Проверьте себя по эталону и оцените в баллах (приложение 4). - По сумме баллов оцените себя. - Поднимите руку те, кто набрал 3 балла. - Кто хочет рассказать о своей оценке? - Решение каких задач у вас вызвали затруднения? - Почему? - Пригодятся ли нам эти знания в жизни и почему? - В последующие годы обучения мы ещё больше будем узнавать о звёздах и других космических телах. И может быть, кто-то из вас в будущем захочет стать настоящими астрономами, чтобы открывать новые и новые тайны Вселенной и других Галактик | - Ответить на итоговые вопросы и оценить свои достижения на уроке. Дети выполняют тест. Интерактивная доска: Дети по эталону проверяют себя и определяют сумму баллов за тест. Самооценка детей по шкале и критериям: 3 балла – знаю форму звёзд и узнаю созвездие Льва; 2 балла – знаю форму звёзд, но есть сомнения в определении созвездия Льва; 2 балла - узнаю созвездие Льва; но есть сомнения в знаниях о форме звёзд; 1 балл – у меня недостаточно знаний по данной теме. Ответы детей. | Регулятивные (удержание цели) Регулятивные (самоконтроль) Регулятивные (самооценка) Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности) Личностные (компетентность в поступках и деятельности) |