СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Окружающий мир. 1 класс» автор А.А.Плешаков Тема урока: «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  урока по учебнику «Окружающий мир. 1 класс» автор А.А.Плешаков  Тема урока: «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?»

Просмотр содержимого документа
««Окружающий мир. 1 класс» автор А.А.Плешаков Тема урока: «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?»»

Конспект урока

по учебнику «Окружающий мир. 1 класс» автор А.А.Плешаков


Тема урока: «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?»


Место урока в теме:1-й урок в разделе «Почему и зачем?»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель (для учителя):

формировать первоначальные представления о звёздах как о космических телах и учить сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе Солнца.

Задачи урока (для учителя):

  1. Создать условия для мотивации к учебной деятельности и постановки учебно-познавательной задачи.

  2. Помочь обучающимся выявить сходства и различия звёзд на основе моделирования формы, цвета, сравнения размеров некоторых звёзд.

  3. Способствовать установлению причины света Солнца днём, а звёзд ночью.

  4. Учить распознавать созвездия Лев и Большая Медведица.

  5. Организовать контроль и самооценку деятельности обучающихся на уроке.


Планируемые достижения обучающихся:

Предметные:

  • иметь представление о звёздах как о космических телах;

  • сопоставлять видимые и реальные размеры Солнца и других звёзд;

распознавать Полярную Звезду, созвездия Лев и Большая Медведица на небе;

  • иметь представление о способах ориентирования на местности по расположению созвездий - Полярной Звезде.

Метапредметные:

регулятивные:

  • ставить учебные задачи под руководством учителя;

  • планировать учебную деятельность;

  • удерживать цель и задачи в течение урока;

  • оценивать свою деятельность на уроке на основе критериев достижения результата учебно-познавательной задачи урока;

познавательные:

  • осуществлять поиск, извлечение и представление информации о звёздах, в том числе о Солнце;

  • моделировать космические тела (звёзды);

  • наблюдать, сравнивать, делать умозаключения о форме, видимых и реальных размерах звёзд;

  • установить причину видимости Солнца и звёзд в разное время суток;

коммуникативные:

  • строить монологические высказывания;

  • работать в группах на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий, представление результата деятельности).

Личностные:

  • проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала;

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Оборудование к уроку: учебник «Окружающий мир». 1 класс (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир». 1 класс (А.А. Плешаков), атлас-определитель «От земли до неба (А.А. Плешаков), тесты к учебнику для 1 класса, (А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова).


Содержание урока


Этапы урока;

задачи деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация


Учиться извлекать необходимую информацию; уметь отвечать и задавать вопросы по изучаемой теме

Приветствие детей.

- Откройте тетрадь на печатной основе (стр. 35).

- Оденьте мальчика в костюм звездочёта.

- Как вы думаете, почему мальчика назвали звездочётом?

- А как называется наука и учёные, изучающие космос?

- Где можно узнать значение данных слов?

- Сегодня на уроке мы тоже выступим в роли астрономов.

- А можем ли мы увидеть звезды невооружённым взглядом?

- Хорошо ли они будут видны?

- Какое приспособление используется для наблюдения за звездами?

- Когда лучше всего наблюдать звёзды?

- Почему?

- А только ли ночью светят звёзды?

- Что бы вы хотели узнать о звёздах?





Работа в тетради на печатной основе.


Ответы детей.



Ответы детей.


Работа со словарём: «астрономия», «астроном».

Ответы детей.




Ответы детей.



Ответы детей.




- Телескоп.




- Наверное, ночью.


Ответы детей.


Вопросы детей.





Познавательные

(логические)



Познавательные:

Информационные

(поиск и извлечение информации)


Коммуникативные (высказывания детей)


Личностные (мотивация к изучению нового учебного материала)

2.Целеполагание


Учиться, исходя из темы урока, определять под руководством учителя цель, учебные задачи, планировать свою деятельность на уроке

- Откройте учебник на стр. 22.

- Какой новый раздел начинаем изучать?

- Кто из вас часто задаёт такие вопросы?

- С какой целью?



- Назовите тему сегодняшнего урока.


- Как вы думаете, что на уроке нам предстоит узнать?







- Как вы считаете, с чего нужно начать изучение темы?


- А дальше?








- Чем обычно завершаем урок?




- «Почему и зачем?»


Ответы детей.


- Чтобы получить новые для себя знания; выяснить причины


- Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?


Под руководством учителя дети определяют учебную задачу: выяснить причины видимости солнца и звёзд в разное время суток и учиться различать созвездия Лев, Большая Медведица, Полярной Звезды (запись на доске)


Дети под руководством учителя намечают план предстоящих учебных действий: (на интерактивной доске - запись):

1. Узнать, что такое звёзды.

2. Определить сходство и различия звёзд.

3. Установить, почему солнце светит днем, а звёзды ночью.

4. Учиться узнавать созвездия Льва, Большой Медведицы, Полярной Звезды на ночном небе.

5. Ответить на вопросы и оценить свои достижения на уроке.

Познавательные

(информационные)


Коммуникативные (высказывания детей)

Познавательные (умозаключение)


Регулятивные

(принятие цели и постановка задач урока)




Регулятивные (планирование действий)

3. Изучение нового материала


Развивать умения извлекать и интерпретировать информацию;

создавать модели;

учиться взаимодействовать в группе и давать оценку работы своей группы;

делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи



- Какую первую учебную задачу надо решить?

- Кто знает и хочет рассказать, что такое звёзды?

- Из каких источников можно получить дополнительную информацию?

- Послушайте отрывок из атласа-определителя «От земли до неба».

- А теперь в учебнике на стр.22 прочитайте три строки сверху.

- Скажите, что такое «звёзды»?


- Назовите 2 задачу.


- Чтобы это выяснить, вылепим из пластилина модели звёзд (учебник стр. 22).

- Работая в группах (обсерваториях), оцените себя по критериям:

1. Умение распределять обязанности между собой.

2. Умение договариваться друг с другом.

3. Следовать указаниям в учебнике.


- Оцените работу своей группы.


- Какой формы модели звёзд? Почему?


- Какого размера модели? - Почему?


- Знаете ли вы, почему модели выполнены из пластилина разного цвета? А хотите узнать?

- Подвёдём итог по 2-й задаче.

- Назовите сходство и различия звёзд.















- Назовите 3-ю задачу.



- Для этого прочитайте в учебнике последний абзац на стр. 22.

- Узнать, что такое звёзды.



Ответы детей.



- Из Интернета, атласа-определителя, энциклопедии, учебника.


- Хорошо читающий ученик читает отрывок (приложение 1).


Работа с текстом.


- Звёзды – это раскалённые тела (шары).


- Определить сходство и различия звёзд.


Дети открывают учебники на

стр. 22.


Группы из 4-х человек распределяют обязанности, договариваются между собой, модель какой звезды каждый выполняет. Каждый контролирует себя по учебнику.







Дети по критериям оценивают работу групп.


Ответы детей.



Ответы детей.



Интерактивная доска: для любознательных.

Даже невооружённым взглядом можно заметить, что звёзды бывают разного цвета. По цвету можно определить их температуру. Самые горячие - голубого цвета, затем идут жёлтые звёзды, наиболее холодные - красные звёзды. Наше Солнце является жёлтой звёздой.

Среди звёзд есть гиганты и карлики. Самые крупные гиганты в 2400 раз больше Солнца. Карлики - в основном красные звёзды (в половину меньше Солнца). Солнце по своему размеру является средней звездой. (Звёзды. Серия «Что есть что»).

Ответы детей.


- Установить причину света солнца днём, а звёзд – вечером.


Дети, прочитав нужный абзац, определяют и называют причину света солнца днём, а звёзд ночью (Солнце - самая ближайшая к Земле звезда: она и создаёт нам день, другие звёзды очень далеки от нас: их слабый блеск виден только ночью).

Регулятивные

(удержание цели урока)


Коммуникативные

(высказывания детей)






Познавательные

(информационные:

поиск, фиксация, извлечение информации)




Познавательные (моделирование)


Коммуникативные

(взаимодействие)


Регулятивные

(самоконтроль)

Регулятивные (оценка)









Познавательные логические

(умозаключение)


Познавательные логические

(сравнение)
















Познавательные логические (причинно-следственные связи)

4. Формирование первичных умений на основе самоконтроля

Уметь выполнять задания в соответствии с указаниями; осуществлять действия самоконтроля

- Какая следующая задача?

Небольшой рассказ учителя о наблюдении людей, учёных за звёздами, составлении карт звёздного неба с названиями созвездий (приложение 2).


- Прочитайте текст на

стр. 23 и выполните задание в учебнике.


- Затем в паре проверьте друг друга.


- Учиться узнавать некоторые созвездия.


Дети, слушая рассказ, рассматривают карту звёздного неба (интерактивная доска), учатся узнавать созвездие Льва, Большой Медведицы.



Самостоятельная работа детей.




Работа в паре: взаимопроверка.

Регулятивные

(удержание цели урока)


Познавательные:

информационные

(извлечение, использование, представление информации)



Регулятивные

(контроль)

5. Рефлексия


Учиться контролировать и оценивать себя в соответствии с критериями

- Переходим к заключительной задаче.

- Назовите её.

- Ответим на итоговые вопросы, выполнив тест в рабочей тетради (приложение 3).

- Проверьте себя по эталону и оцените в баллах (приложение 4).



- По сумме баллов оцените себя.





- Поднимите руку те, кто набрал 3 балла.

- Кто хочет рассказать о своей оценке?


- Решение каких задач у вас вызвали затруднения?


- Почему?


- Пригодятся ли нам эти знания в жизни и почему?

- В последующие годы обучения мы ещё больше будем узнавать о звёздах и других космических телах. И может быть, кто-то из вас в будущем захочет стать настоящими астрономами, чтобы открывать новые и новые тайны Вселенной и других Галактик

- Ответить на итоговые вопросы и оценить свои достижения на уроке.



Дети выполняют тест.



Интерактивная доска:

Дети по эталону проверяют себя и определяют сумму баллов за тест.


Самооценка детей по шкале и критериям:

3 балла – знаю форму звёзд и узнаю созвездие Льва;


2 балла – знаю форму звёзд, но есть сомнения в определении созвездия Льва;

2 балла - узнаю созвездие Льва; но есть сомнения в знаниях о форме звёзд;

1 балл – у меня недостаточно знаний по данной теме.


Ответы детей.


Регулятивные (удержание цели)





Регулятивные (самоконтроль)


Регулятивные (самооценка)


Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)


Личностные (компетентность в поступках и деятельности)






ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Звёзды

Звёздное небо раскрывается над нами по вечерам, словно огромное окно в неведомый, волнующий, завораживающий мир. Поднимешь голову и смотришь, смотришь, как будто путешествуешь во Вселенной.

Вселенная … Какое красивое, величественное слово! Так называют весь необъятный мир, частичкой которого является наша Земля. Во Вселенной бесчисленное множество звёзд. Одна из них, самая близкая к нам – Солнце.











ПРИЛОЖЕНИЕ 2









ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Верные ответы теста

Номер задания

Верный ответ

Оценка за верный ответ

Задание № 1

В

1 балл

Задание № 2

Б

1 балл

Задание № 3

Б

1 балл

Примечание: неверный ответ оценивается в 0 баллов.