СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий мир. 2 класс. МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ Цель: познакомить с понятиями «часть света», «материк» и «океан»;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Окружающий мир. 2 класс. МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ Цель: познакомить с понятиями «часть света», «материк» и «океан»;

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир. 2 класс. МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ Цель: познакомить с понятиями «часть света», «материк» и «океан»;»

Окружающий мир. 2 класс.

Материки и океаны

Цель: познакомить с понятиями «часть света», «материк» и «океан»;

Задачи: учить узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны; прививать уважительное отношение друг к другу, к народам, живущим на Земле.

Оборудование: карта полушарий, глобус, схемы-загадки, листочки для творческой работы обучающихся, «бортовые журналы».

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент

- Проверьте готовность к уроку. Я желаю вам хорошего настроения и успехов на весь учебный день, пожелайте и вы друг другу удачи на пути к знаниям во время урока «Окружающий мир», одарив друг друга улыбкой. Вспомните, какие правила нужно выполнять, чтобы урок для каждого стал интересным и познавательным?


- Какие вопросы мы обсуждали на прошлом уроке?

На доске цветовая схема (волшебный цветок с лепестками оттенков зеленого, желтого, коричневого, синего цветов).

- Как вы думаете, как связан волшебный цветок с нашим уроком? Что могут означать его лепестки??

-Сегодня мы продолжим разговор о том, что изображают на карте и глобусе. Познакомимся с новыми названиями.

- Работать дружно. Во время обсуждения не забывать, что всем нужно высказать свое мнение. Внимательно выслушивать мнения друг друга, выражать свое отношение к услышанному.





- Мы говорили о том, что изображают на карте и глобусе. Узнали том, что означают цвета на карте.



- Его лепестки показывают цвета, которые используются на карте. Перечисляют значение цветов.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы (работа в парах)

- Кто из вас любит загадывать и отгадывать загадки, ребусы. Разгадывать и расшифровывать тайные знаки, надписи (пиктограммы), схемы, символы?

- Предлагаю вам провести тест на смекалку и сообразительность и выявить самых смышлёных и находчивых.

- Лена и Миша загадали слова-географические названия и изобразили их схемами. Вот они.


- Догадайтесь, что это за слова. Обсудите в парах.





- Покажите на глобусе и карте параллели, меридианы и полюса.


- Молодцы! Вы справились с заданием. Тогда возьмите листочки и придумайте свои схемы- загадки.

- Представьте свои работы.




На доске появляются слова: ось вращения, меридианы, параллели, полюса.

- Что объединяет эти слова?


- Для чего они нужны людям? Приведите примеры жизненных ситуаций, когда люди используют эти линии для ориентирования.



- Ну и кто же оказался самым смышлёным?


- Мне было интересно наблюдать за вашей работой, я с удовольствием сама отгадывала ваши загадки и считаю, что каждый из вас проявил фантазию, смекалку и сообразительность. Если вы получили удовольствие от работы, и у вас улучшилось настроение, то проигравших нет.


- А вы хотите отправиться в кругосветное путешествие?

- Разделимся на две команды (пары). Одна будет передвигаться по Северному тропику, другая – по Южному.

- Какие направления можно использовать для путешествия?

- Направление каждая команда выбирает по желанию. Посмотрите на карту: рассмотрите свои маршруты и решите, на каком транспорте будете путешествовать.

- В любом путешествии принято вести бортовой журнал. В нём записывается все, что произошло или встретилось на пути. Возьмите свои бортовые журналы, транспортные средства (фишки) и отправляйтесь в путешествие в выбранном направлении, начиная с соответствующего полушария.

Встреча 1. Название________(суша или вода)

Встреча 2. Название________(суша или вода)

Встреча 3. Название________(суша или вода)

Встреча 4. Название________(суша или вода)

Встреча 5. Название________(суша или вода)

Встреча 6. Название________(суша или вода)


- Перечислите и покажите на карте все названия географических объектов, с которыми вы встретились.

- На какие две группы можно разделить увиденное?

- Опишите увиденные вами участки воды: их размеры, где находятся. Что в них общего?

- Какое общее название они имеют?

- Раньше мы их обсуждали?

- Чего на поверхности Земли больше: воды или суши? (актуализация знаний)

- Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего?

- Кто из вас уже знает, какое общее название они имеют?

- Какие еще слова люди используют для названия участков суши и воды? Кто желает узнать, как называют большие участки суши?

- Как вы думаете, чему сегодня посвятим наш урок?



- Я очень люблю!

- А я просто обожаю!



- Интересно!







Ребята рассматривают схемы и высказывают свои мнения, предположения.

- Круг – это Земля, а может быть линии внутри него – меридианы.

- Я понял! На второй схеме – параллели!

- А на других – ось вращения и полюса!

Ученики работают у доски с картой и глобусом.


Дети придумывают свои схемы-загадки.



Дети обмениваются своими работами и разгадывают загадки друг друга (возможные варианты: экватор, полюса, С. и Ю. тропики, ось вращения)



- Это воображаемые линии и точки. Их придумали люди.

- Во время путешествий. При кораблекрушении спасатели находят пострадавших. Для розыска пропавших людей и др.


Дети высказывают свои мнения, обсуждают.










- Да.





- С востока на запад и с запада на восток.


- Думаю, что по воде – на корабле, а по суше – на автомобиле.



Договариваются, кто из них будет передвигать фишку и называть то, что встречается на пути, а кто вести записи.






Самостоятельная работа: перечисляют, что обнаружили и заполняют бортовой журнал.












Команды по очереди выходят к доске. Один перечисляет объекты, а другой показывает их на карте.

- Суша и вода.


- Это огромные водные просторы (участки воды), простирающиеся от одного участка суши до другого.

- Они называются океанами.

- Нет.

- Воды.


- Это большие участки суши. Они со всех сторон окружённые водой.

- … (материки). Я читал в книжке.

- Я что-то слышала, но не помню.

- Мы не знаем.




Дети формулируют тему урока.

- Мы будем знакомиться с названиями участков суши и воды. Узнаем, как называются участки суши, окружённые водой.

3. Совместное открытие знаний (работа в парах).

- Как по вашему можно было бы назвать огромные участки суши?

Проверим наши предположения по учебнику на с.96.

- Все ли материки, ещё их называют континенты, повстречались нам в пути?

- Сколько всего материков на поверхности Земли? Перечислите их.

- Все ли океаны мы пересекли во время нашего путешествия (плавания)?

- Сколько всего океанов на поверхности Земли? Перечислите их.

- Какую работу можем выполнить, чтобы больше узнать о материках и океанах?

- Давайте рассмотрим материки и постараемся сравнить их. Откройте карту полушарий на с. 128-129. Подумайте, какие вопросы можно сформулировать о материках и океанах? Обсудите это в парах и предложите свои вопросы для перекрестного опроса.

Перекрестный опрос

- Какой материк самый большой?

- Какой материк самый маленький?

- Какие материки пересекает экватор?

- На какие группы можно разделить все материка?

- На каком материке самые высокие горы?

- На каком материке много равнин?

- Какой океан самый теплый?

- Какой океан самый холодный?

- Какой океан самый маленький и самый большой?

- Сколько материков омывает Тихий океан?

- Сколько материков омывает Атлантический океан?

- Только ли материки встречаются среди океанов?

- Далеко ли от материков располагаются острова?


- Какой океан самый необычный? Найдите ответ в учебнике на с. 101.

- Как называются большие части суши вместе с островами? Поищите ответ в учебнике на с. 97. Сколько таких частей существует?

- Какая часть света состоит из двух материков?

Дети предлагают названия.


Читают и находят ответ.


Рассматривают карту и находят Антарктиду.

- Материков 6: …, …, … .

- Нет. Мы не пересекали Северный Ледовитый и Южный океаны.


- Океанов 5, как пальцев на руке: …, …, … .


- Рассмотреть карту полушарий и сравнить разные материки и океаны.





Дети устно высказывают свои предложения друг другу, работая в парах.



Задают вопросы по очереди друг другу, отвечают и показывают материки и океаны на карте полушарий у доски.
















Работают с учебником: читают про себя текст, находят ответ и зачитывают вслух.



- Частей света 6: … , … , … .


- Это Америка.

4. Домашнее задание.

- Выберите из учебника материал и составьте рассказ о материках в любом полушарии. Выполните задание 1 и 2 в рабочей тетради.

Записывают задание в дневники.

Уч. С.96-101; Р.т. С. Задание 1,2.

5. Итог работы.

- Что нового узнали?

- Как узнали, что помогло?

- Где пригодятся знания?

- Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

- Что может сказать о своей работе каждый из вас?

Отвечают на вопросы.