- Проверьте готовность к уроку. Я желаю вам хорошего настроения и успехов на весь учебный день, пожелайте и вы друг другу удачи на пути к знаниям во время урока «Окружающий мир», одарив друг друга улыбкой. Вспомните, какие правила нужно выполнять, чтобы урок для каждого стал интересным и познавательным? - Какие вопросы мы обсуждали на прошлом уроке? На доске цветовая схема (волшебный цветок с лепестками оттенков зеленого, желтого, коричневого, синего цветов). - Как вы думаете, как связан волшебный цветок с нашим уроком? Что могут означать его лепестки?? -Сегодня мы продолжим разговор о том, что изображают на карте и глобусе. Познакомимся с новыми названиями. | - Работать дружно. Во время обсуждения не забывать, что всем нужно высказать свое мнение. Внимательно выслушивать мнения друг друга, выражать свое отношение к услышанному. - Мы говорили о том, что изображают на карте и глобусе. Узнали том, что означают цвета на карте. - Его лепестки показывают цвета, которые используются на карте. Перечисляют значение цветов. |
- Кто из вас любит загадывать и отгадывать загадки, ребусы. Разгадывать и расшифровывать тайные знаки, надписи (пиктограммы), схемы, символы? - Предлагаю вам провести тест на смекалку и сообразительность и выявить самых смышлёных и находчивых. - Лена и Миша загадали слова-географические названия и изобразили их схемами. Вот они. - Догадайтесь, что это за слова. Обсудите в парах. - Покажите на глобусе и карте параллели, меридианы и полюса. - Молодцы! Вы справились с заданием. Тогда возьмите листочки и придумайте свои схемы- загадки. - Представьте свои работы. На доске появляются слова: ось вращения, меридианы, параллели, полюса. - Что объединяет эти слова? - Для чего они нужны людям? Приведите примеры жизненных ситуаций, когда люди используют эти линии для ориентирования. - Ну и кто же оказался самым смышлёным? - Мне было интересно наблюдать за вашей работой, я с удовольствием сама отгадывала ваши загадки и считаю, что каждый из вас проявил фантазию, смекалку и сообразительность. Если вы получили удовольствие от работы, и у вас улучшилось настроение, то проигравших нет. - А вы хотите отправиться в кругосветное путешествие? - Разделимся на две команды (пары). Одна будет передвигаться по Северному тропику, другая – по Южному. - Какие направления можно использовать для путешествия? - Направление каждая команда выбирает по желанию. Посмотрите на карту: рассмотрите свои маршруты и решите, на каком транспорте будете путешествовать. - В любом путешествии принято вести бортовой журнал. В нём записывается все, что произошло или встретилось на пути. Возьмите свои бортовые журналы, транспортные средства (фишки) и отправляйтесь в путешествие в выбранном направлении, начиная с соответствующего полушария. Встреча 1. Название________(суша или вода) Встреча 2. Название________(суша или вода) Встреча 3. Название________(суша или вода) Встреча 4. Название________(суша или вода) Встреча 5. Название________(суша или вода) Встреча 6. Название________(суша или вода) - Перечислите и покажите на карте все названия географических объектов, с которыми вы встретились. - На какие две группы можно разделить увиденное? - Опишите увиденные вами участки воды: их размеры, где находятся. Что в них общего? - Какое общее название они имеют? - Раньше мы их обсуждали? - Чего на поверхности Земли больше: воды или суши? (актуализация знаний) - Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего? - Кто из вас уже знает, какое общее название они имеют? - Какие еще слова люди используют для названия участков суши и воды? Кто желает узнать, как называют большие участки суши? - Как вы думаете, чему сегодня посвятим наш урок? | - Я очень люблю! - А я просто обожаю! - Интересно! Ребята рассматривают схемы и высказывают свои мнения, предположения. - Круг – это Земля, а может быть линии внутри него – меридианы. - Я понял! На второй схеме – параллели! - А на других – ось вращения и полюса! Ученики работают у доски с картой и глобусом. Дети придумывают свои схемы-загадки. Дети обмениваются своими работами и разгадывают загадки друг друга (возможные варианты: экватор, полюса, С. и Ю. тропики, ось вращения) - Это воображаемые линии и точки. Их придумали люди. - Во время путешествий. При кораблекрушении спасатели находят пострадавших. Для розыска пропавших людей и др. Дети высказывают свои мнения, обсуждают. - Да. - С востока на запад и с запада на восток. - Думаю, что по воде – на корабле, а по суше – на автомобиле. Договариваются, кто из них будет передвигать фишку и называть то, что встречается на пути, а кто вести записи. Самостоятельная работа: перечисляют, что обнаружили и заполняют бортовой журнал. Команды по очереди выходят к доске. Один перечисляет объекты, а другой показывает их на карте. - Суша и вода. - Это огромные водные просторы (участки воды), простирающиеся от одного участка суши до другого. - Они называются океанами. - Нет. - Воды. - Это большие участки суши. Они со всех сторон окружённые водой. - … (материки). Я читал в книжке. - Я что-то слышала, но не помню. - Мы не знаем. Дети формулируют тему урока. - Мы будем знакомиться с названиями участков суши и воды. Узнаем, как называются участки суши, окружённые водой. |
- Как по вашему можно было бы назвать огромные участки суши? Проверим наши предположения по учебнику на с.96. - Все ли материки, ещё их называют континенты, повстречались нам в пути? - Сколько всего материков на поверхности Земли? Перечислите их. - Все ли океаны мы пересекли во время нашего путешествия (плавания)? - Сколько всего океанов на поверхности Земли? Перечислите их. - Какую работу можем выполнить, чтобы больше узнать о материках и океанах? - Давайте рассмотрим материки и постараемся сравнить их. Откройте карту полушарий на с. 128-129. Подумайте, какие вопросы можно сформулировать о материках и океанах? Обсудите это в парах и предложите свои вопросы для перекрестного опроса. Перекрестный опрос - Какой материк самый большой? - Какой материк самый маленький? - Какие материки пересекает экватор? - На какие группы можно разделить все материка? - На каком материке самые высокие горы? - На каком материке много равнин? - Какой океан самый теплый? - Какой океан самый холодный? - Какой океан самый маленький и самый большой? - Сколько материков омывает Тихий океан? - Сколько материков омывает Атлантический океан? - Только ли материки встречаются среди океанов? - Далеко ли от материков располагаются острова? - Какой океан самый необычный? Найдите ответ в учебнике на с. 101. - Как называются большие части суши вместе с островами? Поищите ответ в учебнике на с. 97. Сколько таких частей существует? - Какая часть света состоит из двух материков? | Дети предлагают названия. Читают и находят ответ. Рассматривают карту и находят Антарктиду. - Материков 6: …, …, … . - Нет. Мы не пересекали Северный Ледовитый и Южный океаны. - Океанов 5, как пальцев на руке: …, …, … . - Рассмотреть карту полушарий и сравнить разные материки и океаны. Дети устно высказывают свои предложения друг другу, работая в парах. Задают вопросы по очереди друг другу, отвечают и показывают материки и океаны на карте полушарий у доски. Работают с учебником: читают про себя текст, находят ответ и зачитывают вслух. - Частей света 6: … , … , … . - Это Америка. |