РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
« ЧЕРНЯХОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ »
МАОУ «СВОБОДНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Окружающий мир
2а класс
Тема урока:
«Что такое погода»
Составитель:
учитель начальных классов,
Петрушина Карина Эдуардовна
Дата проведения урока:
25 сентября 2019 г.
п. Свобода
2019 год
Цели урока - дать общее представление о погоде; познакомить с условными метеорологическими знаками для обозначения погодных явлений, а также с народными и научными предсказаниями погоды.
Планируемые результаты: учащиеся научатся наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; выбирать одежду по погоде; составлять план рассказа и рассказывать по плану.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания (Проверка заданий в рабочей тетради.)
2. Викторина
1. Человек заболел. Он говорит: «У меня жар». Это значит, что у него поднялась... (температура).
2. Прибор для измерения температуры воды, воздуха, тела человека. (Термометр.)
3. Граница между теплом и холодом, на термометре обозначена цифрой... (0).
4. Температуру тела человека измеряет... (медицинский) термометр.
5. Пластинка с делениями. (Шкала.)
6. Одно деление обозначает... (градус).
7. Число градусов тепла записывается со знаком... («плюс»),
8. Число градусов холода записывается со знаком... («минус»),
9. Отсчет градусов мороза ведут от нуля... (вниз).
III. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте, о чем идет речь, и вы узнаете тему урока. Бывает холодная и жаркая, бывает сухая и дождливая, а еще морозная и капризная. Догадались? Ну, конечно, это... (погода).
— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О погоде.)
— Прочитайте тему урока на с. 32 учебника. (Что такое погода.)
— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)
— А что говорит об этом Муравьишка? Прочитайте в учебнике.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
— Прочитайте первые два вопроса на с. 32. Как вы ответите на них? (Ответы детей.)
— Прочитайте текст.
— А теперь прочитайте вопросы внизу с. 32. Попробуйте порассуждать об этом.
(Обсуждение. Желающие ученики высказывают свое мнение.)
— Проверьте, правильно ли вы думаете. Прочитайте текст на с. 33.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 12).
— Так что же такое погода?
— Вспомните, о чем вы прочитали в учебнике, и допишите определение.
№2 (с. 12). (Самостоятельное выполнение.)
3. Работа в парах
— Самостоятельно составьте план рассказа о погодных явлениях и расскажите о них своему соседу по парте, основываясь на своих наблюдениях.
План
1. Температура.
2. Облачность.
3. Осадки.
4. Ветер.
4. Работа с научным дневником
С сегодняшнего дня мы будем наблюдать за погодой. Погода может быть теплой или холодной, сухой или дождливой, ветреной или спокойной. Все эти изменения вызываются изменением состояния воздуха, окружающего Землю, его нагреванием и охлаждением. Погода играет исключительно важную роль в нашей повседневной жизни. Не зная прогноза погоды, мы не сможем правильно одеться, прежде чем выйти на улицу.
— Рассмотрите условные обозначения. Давайте попробуем разобраться в том, что они обозначают.
Облачность — скопление облаков.
Ясно — в течение всего дня светит солнце, небо чистое или на небе отдельные небольшие облака.
Переменная облачность — солнце светит лишь часть дня, на небе много облаков.
Пасмурно — все небо в течение дня покрыто облаками, солнца не видно весь день.
Осадки — это дождь и снег.
Дождь — вид атмосферных осадков в виде водяных капель или струй.
Снег — атмосферные осадки в виде белых пушинок.
Гроза — дождь, сопровождающийся громом и молнией.
Молния — гигантский искровой разряд.
Ветер - перемещение воздушных масс, обозначается стрелкой. Если ветра нет, то стрелка не ставится.
(Учащиеся рассматривают условные обозначения и учатся правильно их рисовать. Можно на доске показать графические изображения природных и погодных явлений.)
V. Физкультминутка
— Помашите мне рукой те, кто сегодня чистил зубы.
— Присядьте те, кто всегда помогает маме.
— Подпрыгните пять раз те, кто сам убирает за собой игрушки.
— Похлопайте в ладоши те, кто любит ходить в школу.
VI. Продолжение работы по теме урока
— Можно ли измерить температуру без термометра, например, собственной рукой? (Нет.)
Правильно, нельзя, так как тепло и холод каждый человек ощущает по-своему.
Предсказать же погоду можно по народным приметам. Вот некоторые из них.
• Осенью муравьиные кучи высокие — зима будет суровой.
• Если осиновые листья ложатся на землю наружной стороной вверх или не полностью опадают — будет суровая зима, если сверху оказывается обратная сторона листа — жди теплую зиму, а если и та и другая — умеренную.
• Если стебель камыша изнутри липкий — жди долгую и суровую зиму.
• Гуси полетели — скоро быть снегу.
• Если сентябрь холодный — в марте сойдет снег.
• Осенью гусь летит — к дождю, а лебедь — к снегу.
— А еще о народных приметах вы можете узнать в учебнике на с. 35.
(Учащиеся читают и обсуждают народные приметы.)
— О том, как ученые научились предсказывать погоду, вы узнаете, прочитав текст на с. 34.
— Какие вопросы можно задать по этому тексту? (Учащиеся задают друг другу вопросы по тексту и отвечают на них.)
— Для чего нужны прогнозы погоды? (Ответы детей.)
VII. Рефлексия
Викторина
1. Неизвестно, где живет,
Налетит — деревья гнет,
Засвистит — по речке дрожь,
Озорник, а не уймешь. (Ветер.)
2. Ее узнать поможет нам термометр. (Температура.)
3. Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округи полила. (Гроза.)
4. От количества облаков на небе зависит... (облачность).
5. Снег, дождь, град — это... (осадки).
6. Небо чистое, солнечно. Мы говорим:... (ясно).
7. Наука о погоде. (Метеорология.)
8. Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра называют... (погодой).
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Проверьте, все ли учебные задачи урока мы выполнили.
Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 33—35.
2. В течение недели вести наблюдения за погодой и фиксировать результаты наблюдений в научном дневнике.
3. Составить сборник народных примет своего края о погоде, используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых членов семьи.