Конспект урока по окружающему миру 13.10.2020г
Тема: «БЕРЕГИТЕ ВОДУ!»
Цели:
- определить значение воды в жизни планеты и в жизни человека;
- выявить причины загрязнения воды; сформулировать способы ее защиты.
Цель: рассмотреть причины загрязнения водоемов.
Задачи: ознакомить детей с мерами охраны водоемов от загрязнения; учить
бережно относиться к воде и экономить воду.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные УУД:
1)формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей;
2) умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность.
Коммуникативные УУД:
1)развивать умения работать в парах, группах,
2)внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой,
3)умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные УУД:
формулировать тему урока;
искать и выделять необходимую информацию;
адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, распознавать объекты;
5)устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи;
рассуждать, доказывать; самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок-диспут с элементами просмотрово-поискового чтения.
Формы обучения:
1) индивидуальная работа
2) групповая работа
3)фронтальная работа.
Методы:
1) объяснительно-иллюстративный
2) продуктивный
3) репродуктивный.
Задачи урока:
- формирование учебно-информационных умений (умения работать с с текстом, находить главное, существенное; готовить свое выступление по предложенной инструкции);
- развитие коммуникативных навыков (умения общаться, договариваться, взаимодействовать друг с другом);
- воспитание бережного отношения к природе.
Ход урока:
1. Организующий момент
- Ребята, у нас сегодня в классе гости. Давайте повернёмся к гостям и поприветствуем.
- А теперь повернёмся друг к другу покажем, с каким настроением мы пришли на урок (улыбнулись).
- Садитесь.
2. Мобилизующий момент.
(Приложение 1. Слайд 1)
– Что объединяет все фотографии? (На всех изображена природа)
– Какая из фотографий лишняя? (Та, на которой изображены горы.) Почему? (На остальных изображена вода в природе в различных ее состояниях)
– Какая тема урока?
(Вода.)
Верно. Сегодня на уроке мы будем говорить о воде, о охране воды и бережном отношении к ней.
3. Проверка домашнего задания.
Тест (Приложение 1)
– Давайте вспомним, что мы знаем о воде. Предлагаю выполнить тест. Ребята, как вы будете выполнять эту работу? (Нужно внимательно прочитать вопрос и выбрать правильный ответ).
– Обменяйтесь работами и проверьте друг у друга.
– Какие вопросы вызвали затруднение, почему?
Сравните ответы с правильными.(Слайд 2)
- Поставьте себе реальную отметку. Поставьте 5 те, у кого нет ошибок, 4 – у кого 1 ошибка.
Уберите тесты на край стола. Чему был посвящён тест? (Воде)
Вода самое необыкновенное, волшебное вещество на нашей плане. Мы уже знаем как много её на Земле. (Слайд3)
Я предлагаю вам окунуться в волшебство и послушать сказку.
4. Новая тема урока.
Как вы думаете о чём она? Кто главный герой?
(О воде, вода, река)
А) Экологическая сказка Н.А. Рыжова “Жила-была река” (в сокращенном варианте)
Чтение подготовленными учениками.
Жила-была Река. (Приложение 1. Слайд 4) Река очень любила путешествовать.
Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли березы и ели, как на ее родине, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Люди обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. (Приложение 1. Слайд 5) По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила и кормила весь город. (Приложение 1. Слайды 6, 7, 8, 9,10)
Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. (Приложение 1. Слайд 11,12) Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. В ней мыли машины, стирали белье. (Приложение 1. Слайд 13) И никто не подумал, что Речка тоже живая. А она переживала: “Почему люди ко мне плохо относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни?” (Приложение 1. Слайд 14)
Шло время. Люди еще больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. (Приложение 1. Слайд 15) Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. (Приложение 1. Слайд 16) Покрылась Река черной пленкой, (Приложение 1. Слайд 17) стали ее жители – растения и животные – задыхаться без воздуха. (Приложение 1. Слайды 1, 19, 20,21) Совсем заболела Река.
“Нет, – думает, – Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой”. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли березы и ели, где человек – редкий гость. (Приложение 1. Слайд 22)
А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. (Слайд23) Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов…(Слайд 24)Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. (Приложение 1. Слайд 26)
И вот тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: “Я знаю, почему от нас ушла Река и что нужно делать, чтобы вернуть ее …”
– Интересно, что же он ответил? Как бы ответили вы? Вот над этим вам и предстоит сегодня подумать и предложить свои способы решения этой проблемы. Чтобы работа получилась наиболее полной и плодотворной, мы распределимся в группы, и будем работать каждый над своей темой, наша совместная работа как раз и раскроет эту проблему: “Зачем нам нужно охранять воду и как это сделать?”
Б) Работа в группах.
Каждой группе предлагается 4 научных текста(Приложение 2) и картинки к ним(Приложение3). Вы должны выбрать из них один текст, который раскроет вашу тему и подобрать картинки, соответствующие данной теме.
Каждая группа будет работать над решением определенной проблемы:
1 группа. Раскрыть тему “Значение воды в жизни планеты Земля”. Доказать, что вода – источник жизни на планете.
2 группа. Раскрыть тему “Вода и человек”. Доказать, что вода необходима человеку как для жизнеобеспечения, так и для технического развития.
3 группа. Выявить причины загрязнения воды.
4 группа. Выявить уже существующие способы охраны воды и предложить свои собственные.
5 группа. Составить схему-аппликацию “Источники загрязнения воды и способы ее защиты”. Работа по учебнику+ плакат.
5. Итог урока.
– Вернемся к сказке. Так почему же ушла Река и что нужно сделать, чтобы ее вернуть?
(Река ушла, потому что люди плохо к ней относились, загрязняли, делали всё, что им хотелось, совершенно не задумываясь о последствиях! Для того чтобы река вернулась, нужно попросить у неё прощения, убрать весь мусор, очистить стоки завода и впредь больше не поступать так с ней, а следить за её здоровьем и самочувствием).
– А хотите узнать, как заканчивается сказка и сравнить с вашими мыслями?
– И вот тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: “ Я знаю, почему ушла Река. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Реку и должны попросить у нее прощения. Долго искали люди Реку, и нашли, но не сразу узнали ее, ведь она была чистой и прозрачной. (Приложение 1. Слайд 27,28) Попросили люди Речку вернуться, рассказали как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. Вернулась Река в город помогать ее жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. (Приложение 1. Слайд 29) С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.
– Совпали ли ваши мысли, ваши предложения с тем как закончил сказку автор? (Да) Почему, как вы думаете? (Потому, что поняли главное. Человек – это часть природы и никто не давал ему право загрязнять водоемы, воду. От загрязнений страдает все живое, в том числе и сам человек. Реку (воду) нужно беречь и охранять)
– В сказке всегда заложен глубокий скрытый смысл. В чем смысл этой сказки?
(В том, что ко всему, что нас окружает, нужно относиться так, как мы хотим, чтобы относились к нам. И не важно река это, животное, растение или человек)
Ученик:
Я не хочу, чтоб речка высыхала,
Где плещет столько рыбок золотых,
Где пляшет резво лодка у причала,
Где теплый вечер так порою тих!
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
– Я хочу закончить наш урок словами, которыми закончила свою работу 5 группа: “Человек! Помни, твое будущее в твоих руках!”
6. Домашнее задание.
Учебник с.59-63, вопросы 1-5, задания 1-2 (1 – научиться чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду; 2 – узнать у старших, какая работа по охране вод проводится в нашем городе.). Нарисовать плакат “Берегите воду!”