РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ
Вы уже знаете, что среди растений есть ________________ , ______________________ , _____________________, дикорастущие и _______________________ растения. Учёные делят растения ещё на несколько групп.
Водоросли – жители ____________ . Мы познакомимся с ними на примере морской капусты. У неё нет частей, которые нам хорошо известны (_____________________ , ______________________ , __________________________ , ______________________ , _________________________ ). Тело морской капусты похоже на бурые _________________, оно называется слоевищем.
Мхи растут во ______________ местах. Они имеют ____________ и ___________________ , но у них не бывает ______________ , ____________________ и ______________ с семенами.
Папоротники легко узнать по красивым _______________ , похожим на большие перья. Кроме листьев у папоротников есть _________________ и ____________________ . У них не бывает _______________ , _______________ и ________________ .
Хвойные растения имеют ___________ , ______________ , __________________ , но не имеют _________________ и ___________________ . На месте плодов у них ___________________ , в которых созревают ____________ .
Цветковые растения имеют _________________ и ______________ . У них есть и все другие части: ___________, __________________, ___________________ .
В каждой группе растений много _________________ .
Слова для справок: корни, стебли, листья, цветки, плоды, семена, виды, лента, шишки, влажные, культурные, деревья, кустарники, травы, вода
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПОВАРА
Растения – это удивительные «повара», которые из _____________ и _________________________ ______________ готовят себе пищу -_____________________ и _________________________ . Чудесная «кухня» располагается в _____________________________ растений. Вода поступает туда по ___________________ из ____________________, а углекислый газ листья поглощают из ______________________. Но работает чудесная «кухня» только ______________________. Дело в том, что ______________________________ свет несёт _____________________ , без которой чудесная «кухня» остановилась бы.
Растения обеспечивают ______________________ __________________ других представителей живой природы – животных и человека. И вместе с питательными веществами передают им необходимую для ______________ энергию. Так растения ________________ в одну цепочку Солнце и всё живое на Земле.
Но это ещё не всё, что делают растения. В зелёной «кухне» вместе с питательными веществами образуется ___________________________ . Растения ______________________ его в воздух. Этим кислородом дышат _________________ , _____________________ и сами __________________________ .
Слова для справок: в листьях, сахар, крахмал, из воды, на свету, углекислого газа, по стеблю, из корня, питательными веществами, энергию, солнечный, из воздуха, связывают, кислород, люди, животные, растения, для жизни, выделяют.
Сравнительная таблица
| КОРЕНЬ | СТЕБЕЛЬ | ЛИСТЬЯ | ЦВЕТЫ | ПЛОДЫ | СЕМЕНА |
ВОДОРОСЛИ | | | | | | |
МХИ | | | | | | |
ПАПОРОТНИКИ | | | | | | |
ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ | | | | | | |
ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ | | | | | | |
| | | | | | |
РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ
Вы уже знаете, что среди животных есть ________________________ , ___________________ , _____________________ , _________________ .
Учёные выделяют и другие группы животных.
Черви. Всем известны ___________________________ черви. На свете много и других червей. Некоторые из них, например, например _____________________ , живут в водоёмах.
Моллюски. К этой группе относятся двустворчатые ___________________ , _____________ , ____________________ , _______________________ , __________________ . Они имеют _______________ тело, которое у многих защищено _____________________ .
Иглокожие – это морские ________________ , морские ______________ , морские ____________________ и морские ____________________ .
Ракообразные – это _____________ , _____________ , _______________ .
Паукообразные – это _____________ , ____________________________ , _______________________ . все они имеют _____ ног.
Земноводные – это __________________ , __________________ , _______________________ . У них ____________________ нежная кожа. Часть жизни они проводят на ________________, а часть – в _____________ . За что и получили своё название.
Пресмыкающиеся – это ________________ , _________________ , _________________________ , ______________________________ . Их тело покрыто ____________________ чешуйками, а у некоторых ещё и ________________________ . Своё название они получили от слова «пресмыкаться», то есть _________________________ .
В каждой группе животных много _________________________ .
Слова для справок: видов, ящерицы, птицы, панцирем, змеи, сухими, черепахи, ползать, крокодилы, раки, пауки, голая, крабы, лягушки, скорпионы, жабы, тритоны, креветки, моллюски, звёзды, улитки, ежи, осьминоги, кальмары, лилии, огурцы, сенокосцы, восемь, слизни, пиявки, мягкое, насекомые, дождевые, рыбы, звери, раковиной.
КТО КАК НА СВЕТ ПОЯВЛЯЕТСЯ
Нам уже известны удивительные превращения насекомых. Познакомимся теперь с размножением и развитием других животных. Жизнь рыб и земноводных начинается с __________________________ .
Самки откладывают их в _____________ . У рыб из икринок появляются _____________________ , у лягушек и жаб - ________________________ . Они _____________________ , _________________ и постепенно превращаются во взрослых животных.
Пресмыкающиеся откладывают ______________ . Из яиц вылупляются маленькие _________________________ , ________________________ , ______________________________, ______________________________ .
С яйца начинается и жизнь __________________ . Почти все птицы весной строят _____________________, в которые откладывают яйца. Для развития будущих птенцов требуется __________________ , поэтому птицы насиживают __________________ - согревают их теплом своего тела.
У зверей рождаются ______________________, чаще всего слепые и беспомощные. Мамаши выкармливают их _______________________ . Поэтому у зверей есть и второе название - ___________________________________ (от старинного слова «млеко» - молоко). Подрастая, животные начинают видеть, становятся более _________________________________________ . Большинство зверей заботятся о своём потомстве: охраняют от врагов, приучают _____________________ _______________ .
Слова для справок: яйца, тепло, с икринок, крокодильчики, растут, гнёзда, мальки, головастики, ящерицы, птицы, питаются, детёныши, змейки, черепашки, молоком, добывать корм, млекопитающие, самостоятельными, в воду.