Окружающий мир. 4 класс.
Тема: «Горные породы.Каменное царство»
Дата:24.12.19
Учитель : Иванова Т.Л.
Цель: формирование и расширение представлений о горных породах и полезных ископаемых и об их использовании.
Задачи:
познакомить учащихся с группами горных пород по происхождению, с их свойствами и применением;
создать условия для развития навыков исследовательской деятельности;
способствовать формированию активной жизненной позиции, чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности каждого за конечный результат.
УУД:
Познавательные:
1.Развивать умения извлекать информацию из схем ,иллюстраций, текстов.
2.Представлять информацию в виде схемы.
3.Выявлять сущность, особенности объектов.
4.На основе анализа объектов делать выводы.
5.Обобщать и классифицировать объекты по признакам.
6.Ориентироваться на развороте учебника.
7.Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Личностные:
1.Развивать умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2.Оценивать поступки в соответствии определённой ситуацией.
3.Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные:
1.Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3.Прогнозировать предстоящую работу (составлять план действий, план работы).
4.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
1.Развивать умения слушать и понимать других.
2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.Оформлять свои мысли в устной форме.
4.Развивать умение работать в паре и в группах.
Оборудование: Физическая карта Набор для исследования Учебник
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся
Ребята, я загадаю загадки, а вы попробуйте их разгадать.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина.)
Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. ( Гранит).
Одну её не едят,
А без неё мало что едят.(Соль)
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Каменный уголь)
- Что объединяет эти объекты? (Полезные ископаемые)
- А что такое полезные ископаемые? (Горные породы и минералы). Догадались, о чем мы с вами будем говорить? И тема нашего урока «Каменное царство».
- А что вы знаете о глине, граните, соли, каменном угле?
- Что вам хочется узнать про эти полезные ископаемые?
-Люди, каких профессий занимаются научными исследованиями?
(учёные)
- А в чем заключается их работа?
Вот сейчас и вы будете учеными. В своих лабораториях вы проведете исследования и сделаете открытия.
С чего вы начнете свои исследования?(Рассмотреть, прочитать, проделать какие то опыты)
Вывод: Итак, чем же вы сейчас займетесь?
3. Изучение нового материала
Исследовательская работа.
Цель: определить состояние и свойства гранита, соли, каменного угля и глины.
- На столах лежат листочки с инструкцией по изучению свойств материалов неживой природы. Сейчас в своих лабораторий вашим группам предстоит определить свойства гранита, соли, каменного угля, глины; сделать вывод об их происхождении (образовании).
Но сначала вспомним правила работы в группах.(Ответы детей)
Работа в группах:
1 группа – соль
2 группа – глина
3 группа – каменный уголь
4 группа – гранит
-Дети, используя карточку инструкцию, выполняют исследовательскую работу.
Состав и свойства | Гранит | Соль | Каменный уголь | Глина |
Твёрдое, жидкое или газообразное | твёрдое | твёрдое | твёрдое | твёрдое |
Однородное вещество или смесь веществ | смесь веществ | однородное | смесь веществ | однородное |
Цвет | Красный Серый | белый | черный | серый |
Раскалывается с трудом или легко (прочность) | прочное | непрочное | непрочное | непрочное |
Растворимое или нерастворимое | нерастворимое | растворимое | нерастворимое | нерастворимое |
Защита своих исследований
- А теперь сравним полученные результаты. По каким общим признакам можно классифицировать эти горные породы на две группы?( познакомить учащихся с происхождением горных пород и минералов)
Горные породы
Гранит соль
Глина
уголь
Магматические Осадочные
Дети читают на карточках
Горные породы рождались по - разному. Одни рождались в глубине Земли и вместе с раскаленной выносились к поверхности, в земную кору. Остыв , они образовывали на глубине скопления гранита, базальта, разных руд.
Осадочные – это породы, которые появились в результате того, что в морях и океанах оседали на дно остатки разных живых организмов. За миллионы лет они образовали огромные скопления. Осадочные породы образовались так же и в результате разрушения гор. Солнце , вода и ветер превращали их в мелкие частицы. Попав в водоемы, они постепенно оседали и в определенных условиях превращались в твердые горные породы.
-Вывод: сравнив свойства гранита, соли , глины и каменного угля, мы можем сделать вывод: горные породы образуются по-разному.
4.Физминутка
Тихо все ребята встали.
Руки дружно все подняли,
Развели их в стороны,
Посмотрели, ровно ли,
Опустили разом вниз,
Тихо, тихо все садись.
Что еще мы не сказали про эти полезные ископаемые? (Где применяются?)
А чтобы ответить на этот вопрос, мы обратимся к учебнику. (Про каменный уголь, соль в энциклопедии).Стр.92 – 94. Читаем и ищем ответ на вопрос.
(Работа в группах)
Ответы детей сопровождаются слайдами.
Показать на карте месторождения
5.Закрепление материала
Итак, ребята. Вы очень хорошо поработали в своих лабораториях, узнали много интересного о горных породах. И я вам сейчас предлагаю выполнить задание на карточках. Я уверенна, что вы с ним справитесь.
Карточка.(Полезные ископаемые разделить на группы по применению человеком)
Карточка № 1
Каменный уголь, известняк, малахит, торф, природный газ, каменная соль, гранит, глина, железная руда, рубин, песок, изумруд, нефть, медный колчедан, мрамор
Название группы | Полезные ископаемые |
Строительство | |
Топливо | |
Промышленность | |
Ребята, а вы все объекты распределили? Почему? А хотите узнать больше про эти горные породы и минерала. Подготовьте на следующий урок сообщения . На перемене подойдете и мы распределим, кто о чем будет готовить сообщение.
Ребята, а вы знаете, что в природе существует около 4000 тысяч минералов. Давайте об этом прочитаем в учебнике на стр. 94.
6. Рефлексия
-Ваша работа напоминала труд учёного-исследователя с той только разницей, что вы исследовали уже открытое, а учёный исследует неизвестное.
- Сегодня на уроке мы познакомились ...
- Мне было трудно ...
- Я сомневался ...
- Мне понравилось ...
- Я доволен ...