МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
Администрация городского округа Пушкинский Московской области
МБОУ «СОШ №7»
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол №1 от 24 августа 2022 г. руководитель ШМО ___________Манухина И.В. | Согласовано зам. директора по УВР: _______Спиридонова Е.А. 24 августа 2022 г. | Утверждено приказ №____________ от 29 августа 2022 г. Директор __________ Гальцина Я.Г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3069467)
учебного предмета
«Окружающий мир»
для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Марей Т.В.
учитель начальных классов
Ивантеевка 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 4 классе начальной школы.
Содержание обучения в 4 классе завершается перечнем универсальных учебных действий — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за четвертый год обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 4 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 4 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;
развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;
развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления
культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса
«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
раскрытие роли человека в природе и обществе;
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе, составляет 68 часов (два часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации — глава государства. Политико- административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники
планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы,
овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2—3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры).
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста. Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия:
устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;
конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности);
соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне;
классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией:
использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных ресурсов школы;
использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и Интернет (в условиях контролируемого выхода);
на основе дополнительной информации делать сообщения (доклады) на предложенную тему, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия;
характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма;
создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных привычек;
описывать ситуации проявления нравственных качеств — отзывчивости, доброты, справедливости и др.;
составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);
составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;
создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия:
самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные ошибки;
контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости;
адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;
находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность:
выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей — руководитель, подчинённый, напарник, член большого коллектива;
ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;
анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно- нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе ин формационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательныеуниверсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма
Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его
последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
Самоконтроль:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с не большой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
Самооценка:
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
находить место изученных событий на «ленте времени»;
знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России;
рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона;
проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда;
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств;
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе;
использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и достоверной информации в Интернете.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
Раздел 1. Человек и природа. |
1.1. | Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. | 0.5 | | | | Игра-соревнование по теме «Клуб астрономов»: зададим друг другу вопросы о Солнечной системе; | Устный опрос; | |
1.2. | Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. | 0.5 | | | | Обсуждение выступлений учащихся (дифференцированное задание) о планетах; | Устный опрос; | Учи.ру (uchi.ru) |
1.3. | Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. | 0.5 | | | | Рассматривание и обсуждение схемы: вращение Земли вокруг своей оси — причина смены дня и ночи; | Устный опрос; | |
1.4. | Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. | 0.5 | | | | Игра-соревнование по теме «Клуб астрономов»: зададим друг другу вопросы о Солнечной системе; Рассматривание и обсуждение схемы:вращение Земли вокруг солнца; смена времён года.; | Устный опрос; | |
1.5. | Правила нравственного поведения в природе. | 0.5 | | | | Работа в группах по теме «Составление памятки «Правила поведения в природе»; | Устный опрос; | |
1.6. | Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Международная Красная книга (3—4 примера). | 0.5 | | | | Обсуждение результатов проектной деятельности по теме «Объекты Всемирного наследия в России и в мире»; Рассказ учителя о Международной Красной книге; | Устный опрос; | Российская электронная школа (resh.edu.ru) |
1.7. | Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и зарубежом. | 2 | | | | Рассказ учителя, работа с иллюстративным материалом: природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (в России — озеро Байкал, остров Врангеля, вулканы Камчатки, Ленские столбы; в мире — остров Пасхи (Чили); дорога гигантов (Северная Ирландия); бухта Халонг (Вьетнам); национальный парк Тонгариро (Новая Зеландия)); | Устный опрос; | Российская электронная школа (resh.edu.ru) |
1.8. | Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. | 1 | | | | Работа с картой: равнины и горы на территории РФ, крупнейшие реки и озёра; моря, омывающие Россию; | Практичес кая работа; | school- collection.edu.ru |
1.9. | Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); река как водный поток. | 0.5 | | | | Учебный диалог по теме «Как люди используют водоёмы и реки для хозяйственной деятельности»; | Устный опрос; | Российская электронная школа (resh.edu.ru) |
1.10. | Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Использование человеком водоёмов и рек. | 1 | | | | Учебный диалог по теме «Как люди используют водоёмы и реки для хозяйственной деятельности»; | Устный опрос; | |
1.11. | Природные зоны России: общее представление об основных природных зонах России: климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, охрана природы. | 10 | | | | Учебный диалог по теме «Почему меняются природные зоны?»; Коллективное формулирование вывода: причиной смены природных зон является разная освещённость Солнцем поверхности Земли; Работа с текстом учебника: особенности разных природных зон; | Устный опрос; | Учи.ру (uchi.ru) |
1.12. | Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). | 0.5 | | | | Описание объектов родного края: название, место расположения, общая характеристика; | Устный опрос; | |
1.13. | Водоёмы и реки родного края: названия, краткая характеристика. | 1 | | | | Описание объектов родного края: название, место расположения, общая характеристика; Учебный диалог по теме «Как люди используют водоёмы и реки для хозяйственной деятельности»; | Устный опрос; | |
1.14. | Связи в природной зоне. | 10 | | | | Работа в паре: анализ схем, иллюстраций по теме «Какие организмы обитают в природных зонах»; Составление рассказа-рассуждения по теме «Как животные приспосабливаются к условиям жизни»; Учебный диалог по теме «Экологические связи в природной зоне»; Моделирование характерных цепей питания в изучаемой природной зоне; | Устный опрос; | Учи.ру (uchi.ru) |
Итого по разделу | 29 | |
Раздел 2. Человек и общество. |
2.1. | Картины быта, труда; духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. | 3 | | | | Обсуждение рассказов учителя, текста учебника о быте, традициях, культуре Древней Руси; Экскурсия в художественный музей, просмотр видеофрагментов, иллюстраций и других материалов на темы «Искусство Древней Руси», «Ремёсла в Древней Руси», «Образование от Древней Руси до XIX века», «Московское государство», «Искусство ХIХ века», «Искусство ХХ века» (по выбору); | Устный опрос; | Российская электронная школа (resh.edu.ru) |
2.2. | История Отечества «Лента времени» и историческая карта. | 1 | | | | Практическая работа по теме «Определение по «ленте времени» времени (века), в котором происходили исторические события»; Работа в паре: анализ исторической карты, нахождение мест важнейших исторических событий в жизни России; | Устный опрос; | Российская электронная школа (resh.edu.ru) |
2.3. | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. | 8 | | | | Практическая работа по теме «Определение по «ленте времени» времени (века), в котором происходили исторические события»; Работа в паре: анализ исторической карты, нахождение мест важнейших исторических событий в жизни России; | Устный опрос; | |
2.4. | Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. | 3 | | | | Учебный диалог по теме «Как выполняли свой долг защиты Отечества в разные исторические времена граждане России (на примере Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной войны (1941—1945 гг. )»; | Устный опрос; | Российская электронная школа (resh.edu.ru) |
2.5. | Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена. | 3 | | | | Учебный диалог по теме «Как охраняются памятники истории и культуры»; Обсуждение докладов учащихся о значимых объектах культурного наследия России (дифференцированное задание); | Устный опрос; | Российская электронная школа (resh.edu.ru) |
2.6. | Государственное устройство РФ (общее представление). | 1 | | | | Работа с политико-административной картой РФ: определение местонахождения республик РФ, краёв, крупнейших областей и городов России; | Устный опрос; | Учи.ру (uchi.ru) |
2.7. | Президент РФ — глава государства. Политико- административная карта России. Города России. | 1 | | | | Чтение и обсуждение текстов учебника, объяснения учителя; | Устный опрос; | |
2.8. | Конституция — основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина РФ. | 1 | | | | Чтение статей Конституции РФ о правах граждан РФ; Рассказ учителя по теме «Забота о детстве — главная особенность нашего государства»; Чтение и обсуждение текстов учебника, объяснения учителя; | Устный опрос; | | |
2.9. | Государственные праздники в жизни российского общества: Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. | 2 | | | | Обсуждение докладов и презентаций учащихся (дифференцированное задание) по теме «Мой родной край»; Учебный диалог по теме «Государственные праздники России»; | Устный опрос; | |
2.10. | Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и зарубежом (3—4 объекта). Охрана памятников истории и культуры. | 4 | | | | Просмотр видеофрагментов, иллюстраций, чтение текстов учебников (по выбору) на тему «Объекты Всемирного культурного наследия в России и за рубежом»; Рассказ учителя о памятниках Всемирного наследия (например, в России — Московский Кремль, памятники Новгорода, Кижи, в мире — Великая Китайская стена, Колизей в Риме, Акрополь в Греции); Учебный диалог по теме «Как охраняются памятники истории и культуры»; | Устный опрос; | Российская электронная школа (resh.edu.ru) |
2.11. | Общая характеристика родного края: природа, главный город, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. | 3 | | | | Игра-соревнование по теме «Знаем ли мы свой родной край?»; Рассказ учителя о важнейших страницах истории родного края; | Устный опрос; | |
2.12. | Праздники и памятные даты своего региона. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. | 2 | | | | Работа в парах по теме «Рассказ о любом празднике РФ или своего региона»; | Устный опрос; | |
2.13. | Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. | 2 | | | | Обсуждение докладов учащихся о значимых объектах культурного наследия России (дифференцированное задание); | Устный опрос; | |
Итого по разделу | 34 | | |
Раздел 3. Правила безопасной жизни. | |
3.1. | Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. | 2 | | | | Анализ ситуаций по теме «Что может произойти, если…», обсуждение результатов работы групп; | Устный опрос; | Учи.ру (uchi.ru) |
3.2. | Безопасность в городе. Планирование безопасных маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного поведения велосипедиста (дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы и средства защиты велосипедиста). | 2 | | | | Учебный диалог по теме «Послушаем друг друга: как я выполняю правила безопасной жизни»; Работа в группах: составление текста по теме, «Какие опасности можно встретить на улице, в зонах отдыха, в общественных местах»; Анализ ситуаций по теме «Что может произойти, если…», обсуждение результатов работы групп; Ролевая игра по теме «Знаем ли мы правила езды на велосипеде (роли: велосипедисты, сотрудники ГИБДД, маленькие дети); | Устный опрос; | Российская электронная школа (resh.edu.ru) |
3.3. | Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации опознание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в Интернет. | 1 | | | | Рассказ учителя по теме «Чем может быть опасен Интернет. Как правильно искать информацию в Интернете»; | Устный опрос; | Учи.ру (uchi.ru) |
Итого по разделу | 5 | |
Резервное время | 0 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 0 | 0 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Что изучает астрономия? Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла. | 1 | | | | Устный опрос; |
2. | Планеты солнечной системы Человек и природа. | 1 | | | | Практическая работа; |
3. | Что изучает география? Человек и природа. | 1 | | | | Устный опрос; |
4. | Мир глазами историка | 1 | | | | Устный опрос; |
5. | История Отечества. Лента времени. | 1 | | | | Устный опрос; |
6. | Мир глазами эколога. Экологические проблемы и пути их решения. | 1 | | | | Устный опрос; |
7. | Сокровища Земли под охраной человечества | 1 | | | | Устный опрос; |
8. | Равнины и горы России | 1 | | | | Устный опрос; |
9. | Моря, озера и реки России | 1 | | | | Устный опрос; |
10. | Природные зоны России | 1 | | | | Устный опрос; |
11. | Зона арктических пустынь | 1 | | | | Устный опрос; |
12. | Тундра | 1 | | | | Устный опрос; |
13. | Леса России | 1 | | | | Устный опрос; |
14. | Лес и человек | 1 | | | | Устный опрос; |
15. | Зона степей | 1 | | | | Устный опрос; |
16. | Пустыни | 1 | | | | Устный опрос; |
17. | У Черного моря | 1 | | | | Устный опрос; |
18. | Наш край. Поверхность нашего края | 1 | | | | Устный опрос; |
19. | Водные богатства нашего края | 1 | | | | Устный опрос; |
20. | Наши подземные богатства | 1 | | | | Устный опрос; |
21. | Земля - кормилица | 1 | | | | Устный опрос; |
22. | Жизнь леса. Природные сообщества. | 1 | | | | Устный опрос; |
23. | Жизнь луга. Природные сообщества | 1 | | | | Устный опрос; |
24. | Жизнь в пресных водах. Природные сообщества | 1 | | | | Устный опрос; |
25. | Растениеводство и животноводство в нашем крае | 1 | | | | Устный опрос; |
26. | Человек и природа. Охрана природных богатств | 1 | | | | Устный опрос; |
27. | Всемирное природное наследие Человек и природа. | 1 | | | | Устный опрос; |
28. | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие | 1 | | | | Самостоятельн ая работа |
29. | Презентации проектов (по выбору) | 1 | | | | Устный опрос; |
30. | Мир древности: далекий и близкий | 1 | | | | Устный опрос; |
31. | Средние века: время рыцарей и замков | 1 | | | | Устный опрос; |
32. | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 | | | | Устный опрос; |
33. | Новейшее время: история продолжается сегодня | 1 | | | | Устный опрос; |
34. | Как образовалось государство Русь? | 1 | | | | Устный опрос; |
35. | Первые русские князья | 1 | | | | Устный опрос; |
36. | Страна городов | 1 | | | | Устный опрос; |
37. | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 | | | | Устный опрос; |
38. | Трудные времена на Русской земле | 1 | | | | Устный опрос; |
39. | Князь Александр Невский | 1 | | | | Устный опрос; |
40. | Русь расправляет крылья | 1 | | | | Устный опрос; |
41. | Куликовская битва | 1 | | | | Устный опрос; |
42. | Иван Третий | 1 | | | | Устный опрос; |
43. | Иван IV. Расширение территории России при Иване Грозном | 1 | | | | Устный опрос; |
44. | Мастера печатных дел | 1 | | | | Устный опрос; |
45. | Патриоты России | 1 | | | | Устный опрос; |
46. | Петр Великий | 1 | | | | Устный опрос; |
47. | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | | | | Устный опрос; |
48. | Екатерина Великая | 1 | | | | Устный опрос; |
49. | Отечественная война 1812 года | 1 | | | | Устный опрос; |
50. | Страницы истории XIX века. | 1 | | | | Устный опрос; |
51. | Россия вступает в XX век | 1 | | | | Устный опрос; |
52. | Страницы истории 1920 – 1930-х годов | 1 | | | | Устный опрос; |
53. | Великая Отечественная война и Великая Победа | 1 | | | | Устный опрос; |
54. | Страна, открывшая путь в космос | 1 | | | | Устный опрос; |
55. | Основной закон России и права человека | 1 | | | | Устный опрос; |
56. | Мы – граждане России Президент РФ — глава государства | 1 | | | | Устный опрос; |
57. | Славные символы России | 1 | | | | Устный опрос; |
58. | Такие разные праздники | 1 | | | | Устный опрос; |
59. | Путешествие по России | 1 | | | | Устный опрос; |
60. | Путешествие по России | 1 | | | | Устный опрос; |
61. | Путешествие по России | 1 | | | | Устный опрос; |
62. | Проверим себя и оценим свои достижения за второе | 1 | | | | Самостоятельная работа |
| полугодие | | | | | |
63. | Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. | 1 | | | | Устный опрос; |
64. | Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. | 1 | | | | Устный опрос; |
65. | Безопасность в сети Интернет | 1 | | | | Устный опрос; |
66. | Безопасность в городе | 1 | | | | Устный опрос; |
67. | Правила безопасного поведения велосипедиста | 1 | | | | Устный опрос; |
68. | Презентация проектов (по выбору) | 1 | | | | Устный опрос; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебник «Математика» М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова,
С.И. Волкова, С.В. Степанова ( в двух частях). Москва «Просв
Окружающий мир 4 класс. Плешаков А.А.(в двух частях). Москва «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические пособия
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Яндекс.Учебник
Учи.ру
РЭШ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Мультимедийный проектор
Компьютер
Комплект демонстрационных таблиц
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ .
Интерактивная доска
Мультимедийный проектор
Электронное приложение к учебнику