Актуализация знаний 4 минуты | Словесные: беседа, пояснения Практические: тест «Береги воду» | Ребята, давайте мы с вами вспомним, как звучала тема прошлого урока? Ребята, вспомните, что значит беречь воду? Что вы знаете о значении воды для людей? Отчего загрязняется вода в реках, озёрах, морях? Чем опасно загрязнение воды? Как люди охраняют воду от загрязнения? Как каждый человек должен беречь воду? Молодцы. А теперь, вы поработаете самостоятельно, выполнив тест, в котором 5 вопросов. Подпишите фамилию и имя над чертой. Вам необходимо обвести в кружок ту букву, под которой находится правильный вариант ответа. Почему запасы питьевой воды на Земле сокращаются: а) она загрязняется + б) она испаряется в) она замерзает Один из основных источников загрязнения воды: а) растения б) животные в) фабрики + 6. Из какого водного источника можно пить: а) из моря б) из родника + в) из пруда 8. От чего погибают морские животные: а) от разлива нефти + б) от попадания земли в воду в) от купания отдыхающих 10. Что нельзя делать у водоема: а) сажать деревья б) мыть машину + в) играть в мяч Сдаём, на следующем уроке, вы узнаете свои отметки. | «Берегите воду» Беречь воду это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы. Каждый из нас пьёт воду, употребляет её в пищу, использует для бытовых нужд. Вода необходима для промышленного производства. Фабрики, заводы, нечистоты с ферм; вода, которой пользуются в быту. Опасно загрязнение воды тем, что страдает всё живое. В реках, озёрах, морях погибают растения и животные, чахнут растения на берегах. Загрязнённая вода вредна для здоровья человека. Строят очистные сооружения. Принимаются меры по предотвращению негативного воздействия паводков, проводится разъяснительная работа среди населения и владельцев мелких предприятий о недопустимости загрязнения вод. Следить за выбросами производств и засорением водных объектов. Не допускать выброса мусора в реки, озера, экономно расходовать воду. | Ф И | К К |
Самоопределение к деятельности 4 минуты | Словесные: Пояснения, беседа, приём загадок | Ребята, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, я предлагаю отгадать загадки, за отгаданные загадки, вы будете получать буквы и из этих букв вы составите тему нашего урока. Снег, дожди, жара и ветер, Лист, травинка, время года, Все животные на свете Это матушка — ... Встречаются они в природе В лесу, на поле, в огороде. Для жизни воздух очищают, Газ углекислый поглощают. Есть домашние, усатые, Озорные и лохматые, А встречаются лесные, Они дикие такие. Очень нам она нужна, Без нее прожить нельзя. Пью ее, ей мою руки, Умываюсь рано утром. В каждом доме есть всегда В кране чистая... Никто его не замечает, А он всю землю окружает. Какие буквы вы получили? Какое слово мы можем составить? Мы знаем, что такое почва? Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? Верно, тема нашего урока: Что такое почва. Какие задачи мы можем поставить перед собой? Что мы должны узнать первым делом? Ребята, что мы сегодня исследуем? Значит как будет звучать 2 пункт плана? С 3 пунктом плана, я вам помогу. 3. Моделировать связи почвы и растений. Итак, приступим. | Природа Растения Животные Вода Воздух. П А О В Ч Почва Нет Что такое почва 1.Узнать, что такое почва, и какое у неё главное свойство. Почву 2. Научиться исследовать почву с помощью опытов 3. Составить модель связи почвы и растений. | Ф | К |
Открытие новых знаний 21 минута | Словесные: Беседа, объяснение, пояснения, инструктаж Работа с учебником Наглядные: Таблицы, схемы Практические: Опыты- исследования, задание «Подпиши животных» | Как звучит первый пункт нашего плана? Ребята, как вы понимаете слово «Почва»? Посмотрите внимательно на картинку, вот так выглядит почва. Также, науку о почвах – почвоведение- создал русский учёный В.В. Докучаев, обратим внимание на его портрет. Скажите, какое значение почва имеет для растений? А для животных? Давайте откроем учебник на странице 68. Рассмотрим рисунок, какие животные живут в почве? Теперь, я предлагаю вам задание в парах. Вспомним правила работы в парах. Перед вами картинки подземных животных, вам необходимо с помощью учебника подписать их названия. Давайте сверим, что получилось у вас и у меня. Молодцы, вы справились с заданием. Теперь, вы знаете, какие животные живут в почве и почему. Почему? Молодцы, поднимите руку, если вы когда- нибудь работали в огороде, саду, на школьном участке. Какова цвета почва? Какая она: сухая или влажная? Плотная или рыхлая? Давайте я дам вам подсказку, после полива, почва плотная, а после рыхления- рыхлая. А как вы думаете, какое главное свойство почвы? Что такое плодородие? Итак, давайте сделаем вывод по первому пункту плана. Что такое почва? Какое само главное свойство почвы? Отлично, молодцы. Переходим ко – второму пункту нашего плана. Как он звучит? Ребята, как вы думаете, почему почва плодородна? Давайте поставили гипотезу ? Что это такое ? Какую гипотезу мы можем выдвинуть? Что нам нужно провести, чтобы узнать, так ли это? Верно, но давайте перед этим, выполним гимнастику для глаз: Раз –налево, два – направо, Три –наверх, четыре - вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного Точки возле своих глаз. Сил дадим им много-много, Чтоб усилить в тыщу раз! Отлично. Сейчас проведём исследование первого опыта. Его цель будет : выяснить, есть ли в почве воздух. Для этого я бросаю комочек сухой почвы в воду. Что мы можем увидеть? Верно. Увидим, что из почвы выходят пузырьки воздуха. Значит, какой мы сделаем вывод? ( опорные фразы ) Понаблюдаем за вторым опытом. В данном опыте мы должны узнать, есть ли в почве вода. Немного свежей почвы нагреваю на огне. Теперь , над почвой держу холодное стекло. Что стало со стеклом? Какой вывод делаем? Так, переходим к опыту №3. Цель данного опыта: узнать, что содержится в почве. Для этот мы продолжаем нагревать почву. Что мы видим? Это ребята, сгорает перегной почвы, который образовался из остатков растений и животных. Какой цвет передаёт перегной почве? Давайте сделаем вывод? Переходим к 4 опыту. Узнать, что будет на дне прокаленной почвы и поверх неё. Для этого прокаленную почву, в который весь перегной сгорел. Какого цвета он стал? Далее насыплем в стакан с водой и размешаем. Что мы увидим? И у нас остался последний опыт № 5. Цель: узнать, что ещё есть в составе почвы. Для этого , я профильтровала воду, в которой была почва, несколько капель я помещу на стекло. Подержу его над огнём. Что вы увидели? Это минеральные соли. Какой вывод сделаем? Итак, что же входит в состав почвы? Давайте сделаем вывод. Вернёмся к гипотезе. Мы её подтвердили ? Что входит в состав почвы? Закончили 2 пункт плана. Выполним физминутку. Отдых наш – физкультминутка. Занимай свои места! Шаг на месте: левой, правой, Раз и два, раз и два! Прямо спину вы держите, Раз и два! Раз и два! И под ноги не смотрите, Раз и два! Раз и два! Раз – присели, два – привстали. Руки кверху все подняли. Сели-встали, сели-встали. Ванькой - встанькой словно стали. Раз-два, раз-два, Заниматься нам пора! Пора переходить к 3 пункту плана. Поработаем с учебником, страница 67. Корни растений дышат воздухом, который содержится в воздухе, они всасывают из почвы воду . Вместе с водой растения всасывают минеральные соли, перегной под действием бактерий медленно превращается в соли. ( Рассказ по схеме). Животные, обитающие в почве делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Давайте закрепим полученные знания, поработаете в парах, вам необходимо в парах с помощью учебника достроить модель- аппликацию, с помощью клея в правильной последовательности вклеить элементы схемы, что будет первым, что вторым и т.д. Правила работы в парах не забываем и правила техники с клеем также помним. Проверим. Молодцы. | 1.Узнать, что такое почва, и какое у неё главное свойство. Почва- верхний плодородный слой земли. Из почвы растения получают воду и растворённые в ней питательные вещества. Почва даёт им жизнь и является их домом. Медведка, Личинка жука, Сверчок, Крот, Многоножка, Жаба, Лесная мышь, Дождевой червь. Полевая мышь, медведка, дождевой червь и крот. Потому что почва даёт им жизнь и является их домом. Поднимают руки Почва чёрного и темно коричневого цвета. Почва влажная, но в жаркие дни бывает и сухая. После полива почва, как правило, плотная, а после рыхления - рыхлая. Плодородие Способность почвы снабжать растения питательными веществами, водой и воздухом для их полноценного роста и развития. Почва- верхний плодородный слой земли Плодородие 2. Научиться исследовать почву с помощью опытов В почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Предположение В почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Провести опыт, узнать, узнать её состав. Пузырьки В почве есть воздух. Оно стало влажным Опыт показывает, что в почве есть вода. Дым, неприятный запах чувствуем. Тёмный цвет В почве содержится перегной. Серого цвета На дно стакана осядет- песок, поверх песка- глина Вода быстро испарилась , на стекле остаётся белый налёт. В почве содержатся минеральные соли , которые растворяются в воде. Воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли. Да Воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли. Кислород воздуха, перегной, соли, растворённые соли, вода. | П | К/С |