07.11.2023 Окружающий мир 2класс
Тема: Дикорастущие и культурные растения
Цели: охарактеризовать особенности существования в природе дикорастущих и культурных растений, их разнообразие, значение для человека; научить различать жизненные формы растений и культурные растения по их назначению.
Планируемые результаты
Предметные: научатся: определять дикорастущие и культурные растения; делить растения на дикорастущие (деревья, кустарники, травы) и культурные (овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные); сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Оборудование: презентация на тему «Дикорастущие и культурные растения».
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.
Проверка д.з.
3. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Беседа.
Отгадайте загадку:
- Дышит, растёт, а ходить не может. (Растение.)
-Как вы думаете, давно появились растения на Земле?
-Давайте совершим короткую экскурсию в глубокое прошлое растений.
-Расскажите, как выглядела наша молодая планета Земля миллиарды лет назад?
3,8 миллиарда лет назад тёплые моря покрывали почти всю поверхность земного шара. Суша в те времена была совсем иной, чем сейчас: бесплодные скалы и пустыни, на которых не было видно не только ни травинки, но отсутствовала даже почва, если не считать рассеянной то здесь, то там пыли.
Но простейшие растения уже были в то время. Где же они жили? (В морях.)
Итак, долгие сотни миллионов лет жизнь была сосредоточена только в морских водах. Но около 400 миллионов лет назад шагнули на сушу и ухитрились выжить в непривычных условиях «бесстрашные первопроходцы» - водоросли. Так появились первые наземные растения.
4. Сообщение темы, задач урока.
5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
Беседа с опорой на знания учащихся.
а) Дикорастущие растения.
- Теперь растительный мир нашей планеты чрезвычайно богат: более 300 тысяч видов растений населяет Землю. И они приспособились практически ко всем климатическим условиям: могут жить в пустыне, где почти не бывает дождей, а могут и в арктической зоне, где даже хорошо одетого человека пронизывает холод.
Кто поливает эти растения, рыхлит почву, подкармливает удобрением, - кто ухаживает за ними? Это дикорастущие растения.
Вы уже много видели таких растений и знаете некоторые названия.
Приведите пример дикорастущих растений. На какие три группы можно разделить такие растения? (Деревья, кустарники, травянистые.)
Рассмотрите рисунки на с. 68. Назовите все растения. Назовите дикорастущие растения.
б) Культурные растения.
-Как вкусна и душиста булочка с хрустящей корочкой, с румяным бочком!
-Где растут такие булочки? Из чего делают муку?
-Как долго приходится людям искать пшеницу, чтобы намолоть много муки и испечь много булочек? (Пшеницу не ищут - её выращивают специально на полях.)
-Что значит выращивают? (Готовят почву, сеют, удобряют, борются с сорняками и вредителями, вовремя убирают.)
То есть человек заботится о том, чтобы получить богатый урожай пшеницы, и делает для этого всё возможное. Такие растения называют культурными.
Приведите пример культурных растений.
Люди начали интересоваться выращиванием растений около 10 000 лет назад. Этот процесс был вызван стремлением облегчить проблему добывания пищи.
Физкультминутка
Классификация культурных растений.
Вопросы к учащимся.
- Где растут яблоки, крыжовник, помидоры?
Значит, на какие группы можно разделить культурные растения?
Рассмотрите схемы (с. 69) и закончите их, назвав по 2-3 культурных растения каждой группы.
Игра «Определи растение» (используются цветные карандаши).
Оговаривается условие игры: красный цвет - культурное растение, зелёный цвет - дикорастущее.
Учитель называет разные растения, дети карандашом соответствующего цвета показывают, к какой группе оно относится.
Вывод - с.71
7. Анализ достижений учащихся, оценивание.
8. Итоги урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.
- Почему культурные (дикорастущие) растения так назвали?
Домашнее задание: пересказ с.70, отв. на вопросы с. 71