Окружающий мир «Этот удивительный мир».
Занятие 15 «Моя семья».
Цели: расширять и систематизировать у детей представления о семье.
-учить составлять рассказ о семье и правильно определять членов семьи, рассказывать о них, рисовать характерные черты внешности;
-направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине; развивать мышление;
-воспитывать уважение к родным.
Задачи:
_расширять словарный запас за счет имен существительных (родители, сестра, брат, дочка, сын, внук, внучка);
- активизировать слова, обозначающие действия и состояние(глаголы);
- учить составлять с помощью взрослого короткий рассказ о семье;
-развивать зрительное и слуховое внимание, память;
-продолжать учить координировать речь с движением, развивать выдержку, умение
соблюдать правила игры, развивать логическое мышление.
Ход занятия:
Организационный момент.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Звучит песня «Моя семья»
На экране картина «Семья»
У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом.
А сейчас отгадайте загадку:
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)
- Кто знает, что такое семья?
Дети: мама, папа, сестрёнка, брат, бабушка, дедушка.
-У нас у всех есть семья. У кого – то большая, у кого-то поменьше. Но в каждой семье вас любят и о вас заботятся. Вы – самые счастливые дети на свете.
2. Основная часть.
-О ком мы сегодня будем говорить? (о семье) Кто является членом семьи?
Отгадайте загадки:
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша... (мама)
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый... (папа)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка)
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш... (дед)
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой... (братишка)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая... (сестренка)
Мамы старшая сестра —
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: «Как живете?»
Кто в гости к нам приехал? (Тетя)
Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
«Здравствуй!» — говорит мне... (дядя)
-Кого вы видите на экране? (папу, маму, бабушку, дедушку, сына, дочку, дядю, тётю).
А кто может назвать членов своей семьи?
Дети показывают фотографии своей семьи и называют членов семьи.
Беседа с детьми по вопросам:
–Сколько вас в семье? Кто самый старший? Младший?
–Что делает дома ваша мама?
–Скажите пожалуйста, дома что делает папа?
–Чем занимаются бабушка и дедушка?
Рассказы детей о своей семье- по семейным фотографиям.
Пальчиковая rимнастика «Моя семья»
А теперь наши пальчики поиграют в семью. Посмотрите на свои пальчики. Они все вместе, как будто одна семья. Давайте расскажем про семью.
С каждой строчкой ребенок загибает по одному пальцу, начиная с большого.
Этот пальчик - дедушка.
Этот пальчик - бабушка.
Этот пальчик - папочка.
Этот пальчик - мамочка.
Ну а этот пальчик - я.
Вот и вся моя семьяl
Пальчиковая гимнастика повторяется два раза.
Семья –это семь «Я». Говорят, что все семьи счастливы по – своему. Но у большинства счастливых семей есть увлечение, любимое дело, которое обьединяет и взрослых, и детей.
Дидактическая игра «Кто какой?» (игра с мячом)
- Сейчас я предлагаю вам подобрать как можно больше слов о каждом члене семьи.
Мама (какая?) добрая, красивая, ласковая, нежная, трудолюбивая, внимательная, умная;
Папа (какой?) строгий, умный, сильный, смелый, храбрый, весёлый;
Бабушка (какая?) старенькая, добрая, ласковая, седая, заботливая;
Дедушка (какой?) старый, умный, седой, добрый;
Физминутка: «Дочки, сыночки»
Ребята, наши девочки в семье - дочки. А наши мальчики в семье - сыночки. Кто наши девочки в семье? (Дочки.) Кто наши мальчики в семье? (Сыночки.)
А теперь будьте внимательны. Когда я скажу дочки - только девочки захлопают в ладоши. А когда я скажу сыночки" - только мальчики захлопают в ладоши. Где же, где же наши дочки? Вот они, вот они.
Хлопают в ладоши девочки
Где же, где же наши сыночки? Вот они, вот они.
Хлопают в ладоши мальчики.
Игра «Кто как трудится в вашей семье?"
У каждого в семье есть свои обязанности. Давайте с вами поиграем в игру с мячом, которая называется" Кто как трудится в вашей семье?"
Дети собираются в круг (надо договаривать: папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра, я).
Ребята заканчивают предложение словами
мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, я.
-Ребята, вы хотите порадовать своих родных? Давайте сделаем для них красивый рисунок. В ваших альбомах вы должны нарисовать свою семью.
Звучит тихая музыка. Дети выполняют работу..
3. Рефлексия – Давайте посмотрим, что получилось. Анализ детских работ:
– Какие красивые рисунки нарисовали, молодцы! Ваши близкие будут очень рады. Давайте прочтём стихотворение о маме.
Кто вас дети, больше любит,
Кто вас нежно так голубит
И заботится о вас,
Не смыкая ночью глаз?
– Дети, о чем мы с вами говорили сегодня?
Правильно о семье. У всех вас есть папа, мама, которые вас очень любят и берегут, заботятся о вас. И вы тоже помогаете своим родителям. Мне понравилось, как вы отгадывали загадки, вы молодцы, хорошо справились со всеми заданиями. Я очень рада, что вы оказались замечательными помощниками для своих родителей.
–Что вам больше всего запомнилось, понравилось?
Я вам желаю, чтоб ваши семьи всегда были самыми крепкими и самыми счастливыми.