МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ «ЮРИДИЧЕСКАЯ» Г.ВОЛГОДОНСКА
«Утверждаю»
Директор МБОУ « Гимназия
«Юридическая» г. Волгодонска
Приказ от 28.08.19 №15
________Т.В. Колодяжная
МП
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
уровень образования: начальное общее образование 2 класс
количество часов: 68,2 часа в неделю
учитель: Калитина О.Ю.
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Окружающий мир» для начальной школы, разработанной Н. Ф Виноградовой в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова).
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» –
3-е издание, доработанное и дополненное - М.: Вентана-Граф, 2012г..
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа по окружающему миру для 4 класса создана на основе документов:
- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013);
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС).
-Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15) в редакции протокола от 28.10.2015 № 3/15;
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).
- приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»(от 31.01.2012 № 69, от 23.06.2015 № 609);
- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);
- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);
- приказ от 29.12.2014 № 1643 Минобрнауки России «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 29.04.2015 № 450 «О порядке отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 14.08.2015 № 825 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки России от 5 сентября 2013 года № 1047»;
- приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;
-приказ минобрнауки России от 07.06.2017 №506 « О внесении изменений в федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России 5 марта 2014 № 1089».
- приказ Министерства просвещения РФ от 28.08.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
-Устав МБОУ «Гимназия»Юридическая» г. Волгодонска утвержденный 18.05.2015г.приказом № 421 Управления образования г. Волгодонска
-- Письмо минобразования Ростовской области от 31.05.2019 № 24/4.1-7171« О учебных планах на 2019-2020 учебный год»
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения окружающего мира на этапе начального общего образования отводится не менее 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Количество учебных часов:
В год -68 часов (2 часа в неделю, всего 68 часов)
Формы промежуточной и итоговой аттестации:
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работа. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Уровень обучения – базовый.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Программа рассчитана на 68 часов, но будет пройдена за 66 часов.
Тема урока 5.05.2020 «Животные луга» планируется изучить 28.04.2020 за счет уплотнения материала.
Тема урока 12.05.2020 «Поле и его обитатели. Растения поля» планируется изучить 30.04.2020 за счет уплотнения материала.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты обучения.
Ученик научится:
составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
различать (соотносить) прошлое – настоящее - будущее; год – век (столетие); соотносить событие с его датой;
характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;
называть царства природы;
описывать признаки животного и растения как живого существа;
моделировать жизнь сообщества на основе цепи питания;
различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
устанавливать основные признаки разных сообществ, сравнивать сообщества;
описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.
Метапредметные результаты обучения:
Ученик может научиться:
«читать» информацию, представленную в виде схемы;
воспроизводить в небольшом рассказе - повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Москвы;
ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;
проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2 года обучения:
В области познавательных УУД:
ученик научится проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основе полученных результатов
использовать определители (гербарий растений и т.д.), дополнительный материал из интернета в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;
проводить сравнение, сериацию, классификации;
строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
использовать готовые модели (условные знаки, глобус, планкарту и др.) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов
использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
В области коммуникативных УУД:
ученик научится взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
В области регулятивных УУД:
ученик научится контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков
В области личностных УУД:
ученик получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу;
определять характер взаимоотношений человека с природой.
Тематический план
Введение. Что окружает человека (1 час).
Кто ты такой (14 часов).
Кто живет рядом с тобой (6 часов).
Россия — твоя Родина (13 часов).
Мы — жители Земли (9 часов).
Природные сообщества (21 час).
Природа и человек (2 часа).
Содержание программы
Введение. Что окружает человека
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
Универсальные учебные действия: «читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.
Кто ты такой
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.
Наши помощники — органы чувств.
Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).
Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности. Можно ли изменить себя.
ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.
Универсальные учебные действия: описывать кратко особенности разных органов чувст; сопоставлять органы чувств с выполняемой ими функцией. Анализировать режим дня школьников, рассказывать о его значении. Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты. Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания. Реализовывать в учебных, житейских и игровых ситуациях правила поведения при возникновении опасности.
Кто живет рядом с тобой
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.
Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.
Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры: как их предупредить.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.
Универсальные учебные действия: составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими. Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.
Россия — твоя Родина
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.
Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.
Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).
Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.
Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в У-1Х веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.
Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».
Универсальные учебные действия: ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову Родина. Воспроизводить в небольшом рассказе повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их. Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Знать флаг и герб России.
Мы — жители Земли
Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.
Царства природы. Бактерии, Грибы. Животное и растение – живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие растений и животных.
Универсальные учебные действия: характеризовать кратко Солнечную систему; выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы. Называть царства природы. Описывать признаки животного и растения как живого существа.
Природные сообщества
Среда обитания. Природные сообщества.
Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.
Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.
Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (реки, пруда, болота).
Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.
Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.
Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.
Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.
Универсальные учебные действия: различать этажи леса: называть особенности каждого этажа. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса (с ориентировкой на растительность родного края). Различать понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения. Составлять небольшие описания на тему «Лес – сообщество». Моделировать на примере цепи питания жизнь леса. Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу. Отличать водоём как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности. Различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойств воды. Отличать водоём от реки как водного потока. Описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада). Приводить примеры лекарственных растений луга. Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения. Отличать поле (луг, сад) как сообщество друг от друга. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представлению в виде схемы. Описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдения). Различать плодовые и ягодные культуры.
Природа и человек
Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.
Человек и природа. Может ли человек жить без природы.
Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.
Универсальные учебные действия: составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе. Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности).
Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ.
Экскурсии.В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов. | Дата проведения | Планируемые результаты | Элементы содержания |
1 | Что такое окружающий мир? | 1 | 03.09 | Уметь сравнивать Объекты природы и объекты, созданные человеком. Выполнять задания в тетради, при затруднении обращаться за помощью к соседу или учителю | Сравнение понятий «объект природы», «изделие». Анализ стихотворения «Чудо» Н. Юрковой. Выполнение заданий в рабочей тетради |
2 | Бывают ли на свете чудеса? | 1 | 05.09 | Читать и анализировать текст учебника, работать со словами «прошлое», «настоящее», «будущее» | Сравнение понятий «настоящее», «прошлое» «будущее». Обсуждение текста учебника |
3 | Человек живой организм | 1 | 10.09 | Знакомиться с научным текстом, соотносить его с рубрикой «Картинная галерея». Сравнивать портреты: два возраста, две разные судьбы | Обсуждение статьи учебника. Составление словесного портрета. Работа с рубрикой «Картинная галерея» |
4 | Наши помощники- органы чувств. Обоняние. | 1 | 12.09 | Углубить знания об органах чувств, использовать слово «чувство» как научный термин и синоним нового слова «ощущение» | Повторение пройденного: как человек воспринимает мир? Дидактические игры «Кто позвал?», «Чудесный мешочек». Выполнение заданий в рабочей тетради |
5 | Наши помощниуки органы чувств. Вкус и осязание. | 1 | 17.09 |
6 | Что такое здоровье? | 1 | 19.09 | Задуматься над вопросами: что значит быть здоровым? Что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровье? Что бывает причиной возникновения болезней, усталости, плохого самочувствия, аппетита, сна? Учить различать время по часам. Соблюдать режим буднего и рабочего дня. Знать правила подготовки рабочего места к занятиям, правила чтения, письма, чем заниматься в свободное время. Знать и выполнять: Правила безопасного поведения; Правила сохранения и укрепления здоровья | Сравнение понятий «здоровье-болезнь». Обсуждение статьи учебника. Составление режима дня |
7 | Чтобы не уставать… | 1 | 24.09 | Обсуждение правил организации труда и отдыха. Игровые ситуации» |
8 | Физическая культура | 1 | 1.10 | Обсуждение вопроса «Что такое физическая культура?». Работа с иллюстрациями |
9 | Урок-игра. Спортзал | 1 | 3.10 | Знакомство с различным спортивным инвентаре |
10 | Закаляться может каждый | 1 | 8.10 | Работа с иллюстрациями и текстом в учебнике. «Сочинялки»: придумывание веселой истории про мальчика, который не любит физкультуру. |
11 | Здоровье и питание | 1 | 10.10 | Обсуждение вопросов «Почему нужно правильно питаться?», «Есть ли у питания режим?», «какие продукты полезны, а какие вредны?». Попробовать составить меню завтрака, обеда и ужина. «Как вести себя за столом?», «Что значит есть правильно?», «Как себя закаливать?», «Всегда ли солнце, воздух и вода наши лучшие друзья?». | Обсуждение вопросов: зачем человек питается, какую функцию выполняют белки, жиры углеводы? |
12 | Умеешь ли ты есть… | 1 | 12.10 | Игра «Приглашаем в гости». Рассматривание и обсуждение иллюстраций и текста учебника |
13 | Почему нужно быть осторожным? | 1 | 15.10 | Обсуждение вопросов: как определить: Что ты болен? Когда и как нужно проявлять осторожность |
14 | Что такое семья | 1 | 17.10 | Способствовать формированию обществоведческих (социальных) представлений: правил поведения в обществе, со сверстниками и взрослыми, в учреждениях и местах отдыха людей. Формировать знания об особенностях семьи как части общества. Права и обязанности, есть ли они у детей? Знать основные правила поведения в семье. Знать основные правила поведения в окружающей среде (в общественных местах, со сверстниками, со взрослыми, в образовательных учреждениях и местах отдыха. Использовать эти знания для обогащения жизненного опыта | Упражнения – элементы аутотренинга. Обсуждение вопроса «Что такое семья». |
15 | Как избежать неприятностей. Можно ли изменить себя? | 1 | 22.10 | |
16 | Контрольная работа по изученным темам (тест) | 1 | 24.10 | Выполнение заданий «Соображалки» и «Смешинки» |
17 | Кто занимается домашним хозяйством | 1 | 5.11 | Обсуждение вопроса «Существует ли «женский» и «мужской» труд?» Анализ стихотворения А. Барто |
18 | Чем семья занимается в свободное время | 1 | 7.11 | Работа с иллюстрацией и текстом в учебнике. Рассказы детей: «Как моя семья проводит свободное время». |
19 | Семейные праздники. | 1 | 12.11 | Работа с иллюстрациями в учебнике. Составление рассказов «Какие праздники отмечают в семье». |
20 | О правилах поведения | 1 | 14.11 | Обсуждение понятия «правила поведения». Обсуждение вопросов «Какие бывают правила?» |
21 | Правила культурного поведения в театре | 1 | 19.11 | | Обсуждение вопроса «Как мы должны вести себя в театре». Разыгрывание сценок «В театре». Выполнение заданий в тетради |
22 | О дружбе. | 1 | 21.11 | | Работа с текстом учебника. |
Составление памятки «Правила дружбы». |
23 | Могут ли обидеть жесты и мимика? | 1 | 26.11 | Работа со статьей в учебнике и иллюстрацией. Работа в парах. Разыгрывание сценок «Узнай по жестам, о чём я говорю» |
24 | Что такое Родина | 1 | 28.11 | Осознание понятия «Родина»; проявление любви к своему Отечеству взрослыми и детьми. Интерес к истории родной стороны, её столицы, региона, своего города. | Беседа на тему «Наша Родина – Россия». Обсуждение текста учебника. |
25 | Достопримечательности городов России | 1 | 3.12 | Работа по иллюстрациям учебника: памятники России. |
26 | Из истории нашей Родины | 1 | 5.12 | Познакомиться с общими историческими сведениями из жизни славян. Формирование знаний «Как Русь начиналась» | Беседа на тему «Славянское поколение». Обсуждение вопросов «Что изучает история?» «Как Русь начиналась?». |
27 | О занятих славян | 1 | 10.12 | Обсуждение вопросов «Как трудились славяне?», «Что употребляли в пищу?», «Как трудились в городах?». |
28 | Контрольная работа по изученным темам (тест) | 1 | 12.12 | | |
29 | Анализ работ. Первые русские князья | 1 | 17.12 | | Чтение и обсуждение текста «Первые русские князья». Рассматривание иллюстраций учебника. |
30 | Мы граждане России | 1 | 19.12 | Чтение и обсуждение текста «Мы граждане России». Беседа по иллюстрациям учебника. Беседа о правах ребенка. |
31 | Родной край – частица Родины. Экскурсия в краеведческий музей Зачем человек трудится? | 1 | 24.12 | Использовать знание для поиска дополнительной информации Сформировать важное обществоведческое понятие «труд основа жизни» | Экскурсия в краеведческий музей Беседа о труде. Работа по рисунку –схеме в учебнике. Сравнение орудий труда разных времён (по рисункам). |
32 | Хлеб – главное богатство России | 1 | 26.12 | Труд в сельской местности. Сельскохозяйственный труд. Иметь представление о с/х труде, о важности бережного отношения к хлебу | Обсуждение пословиц и поговорок о хлебе. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Рассказы учащихся о хлебе и хлеборобах |
33 | Экскурсия «Как работают в пекарне». | 1 | 14.01 | Наблюдать за работой пекаря. Мастерство – от чего оно зависит? | Экскурсия в пекарню |
34 | Все профессии важны. Урок-встреча с родителями уч-ся | 1 | 16.01 | Знать, как человек выбирает профессию, когда задуматься о будущей специальности | Встреча с родителями учащихся класса. Беседа «Профессии наших родителей» |
35 | О труде фермера и экономиста | 1 | 21.01 | Знакомство с трудом фермера и экономиста. В чём их особенность, важность. Современная техника требует новых специальностей. Программист | Обсуждение текстов учебника |
36 | О компьютерах и программистах | 1 | 23.01 | Что можно делать с помощью компьютера. Посетить компьютерный класс | Экскурсия в кабинет информатики. |
37 | Знаменитые города России | 1 | 28.01 | Знать название 2-3 городов, их расположение на карте России; достопримечательности города | Как узнать о прошлом города? Знать, сколько лет родному городу. Исторические места и памятники родного города |
38 | Города России. Москва-столица России | 1 | 30.01 | Москве было 860 лет (в 2007 г.). Как Москва строилась? Кто основал город? Князь Юрий Долгорукий. В чём его заслуга? Внук Ивана Калиты – Дмитрий Донской | Беседа с использованием иллюстраций «Москва – столица России». Воображаемая ситуация «Если бы мы приехали в Москву». Выполнение заданий в тетради |
39 | Путешествие в Санкт - Петербург | 1 | 4.02 | Знать достопримечательности Северной столицы России (Петропавловская крепость, Зимний дворец) | Воображаемая ситуация «Если бы я был жителем Санкт – Петербурга». Рассказ учителя «Дом на Мойке» (использование иллюстраций) |
40 | Древние города | 1 | 6.02 | Город Золотого Кольца России: Москва – Сергиев Посад – Переславль – Залесский – Ростов – Ярославль – Кострома – Суздаль - Владимир | Урок-путешествие по древним городам России («Золотое кольцо» России). Работа с рубрикой «Картинная галерея» |
41 | Мы - граждане России | 1 | 11.02 | Понятие «многонациональный народ России». Каждый человек должен чтить традиции своего народа, беречь свою национальную культуру | Обсуждение прав граждан и прав детей (с использованием рисунков и текста). Работа с рубрикой «Картинная галерея» |
42 | Народы России | 1 | 13.02 | Права и обязанности есть у каждого. Защита прав ребёнка. Запомнить самые важные права: на труд, на образование, на отдых | Рассказы детей о своей национальности. Рассматривание и обсуждение рисунков и текста учебника. |
43 | Первое знакомство со звёздами | 1 | 18.02 | Знакомство с Солнечной системой. В чём отличия Земли от других планет. Солнечная система. Десять планет | Обсуждение вопросов: что входит в Солнечную систему, чем Земля отличается от других планет. Сравнение рисунков: планета без жизни и Земля. |
44 | Солнце - звёзда | 1 | 20.02 | Солнце – источник света, тепла, энергии. Пословицы и поговорки о солнце | Работа с рисунком – схемой в учебнике. Выполнение заданий в тетради |
45 | Царства живой природы. Грибы | 1 | 25.02 | Четыре царства живой природы. Знать представителей каждого царства. Уточнение об основных качествах животных (передвигаются, питаются, дышат, строят жилища, воспитывают потомство) | Сравнение понятий «животные», «растения», «грибы», «бактерии». Выполнение заданий в тетради |
46 | Животное – живое существо | 1 | 27.02 | Органы чувств животных. Почему у животных некоторые органы чувств отсутствуют, а другие лучше развиты | Работа с рисунком – схемой в учебнике. Выполнение заданий в тетради |
47 | Как животные защищаются и питаются | 1 | 3.03 | Пищевые цепи. Для чего нужны животные. Защита от врагов | Работа с рисунком – схемой в учебнике. Выполнение заданий в тетради |
48 | Какие бывают растения | 1 | 5.03 | | |
49 | Лес и его обитатели | 1 | 10.03 | Растение – живое существо. Сходства и различия с животными. Культурные и дикорастущие растения. Термин «сообщество» | Рассматривание рисунков и анализ текста в учебнике. Сравнение понятий «дерево – кустарник – травянистое растение». Выполнение рисунков по теме |
50 | Растение – живое существо | 1 | 12.03 | Предназначение листьев. Какие бывают корни, стебли, листья | Рассматривание частей растений, зарисовка. |
51 | Контрольная работа (тест) по изученным темам | 1 | 17.03 | Лес – многоэтажный дом. Ярусы. Паспорт дерева. | Экскурсия в лес (лесопарк) |
52 | Анализ работ Человек и лес. Лесная аптека Животные леса | 1 | 19.03 | Роль человека в жизни леса. Когда человек друг, а когда враг. Лес помогает человеку. В чём? Обитатели леса: кто они? К животным относятся не только звери. Знать представителей всех ярусов и подземелья | Рассматривание рисунка – коллажа в учебнике. Обсуждение вопроса «Как человек использует лес?». Работа с иллюстрациями и текстом в учебнике. Выполнение заданий в рабочей тетради |
53 | Голоса леса | 1 | 31.03 | | Рассказы по рисункам: птицы леса |
54 | Подземные жители | 1 | 2.04 | | Беседа о кроте. Чтение текста об ужах. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». |
55 | Вода | 1 | 7.04 | Свойства воды выясняются опытным путём. Состояние воды | Рассматривание и обсуждение рисунка – схемы в учебнике. Беседа на тему «Какие бывают водоёмы». |
56 | Обитатели водоёмов. Земноводные | 1 | 9.04 | Виды водоёмов. Обитатели. Назвать по 2-3 представителя. Земноводных и их польза | Наблюдение за рыбами в аквариуме. Составление коллективного рассказа «Рыба – живое существо». |
57 | Река – пресный водоем | 1 | 14.04 | Вода – источник жизни на земле. Уметь доказать утверждение | Работа с иллюстрациями и текстом учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради |
58 | Растения рек и озёр | 1 | 16.04 | Водные растения (ряска, кувшинка белая, кубышка жёлтая) | Работа с иллюстрациями и текстом учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради |
59 | Болото. Животные болот | 1 | 21.04 | Образование болот. Обитатели болот. К чему приводит осушение болот? | Беседа с использованием иллюстрационного материала. Рассказы детей по рисункам«Животные болот и прудов», |
60 | Жизнь луга. Его обитатели и растения | 1 | 23.04 | Ярусы луга: первый – светолюбивый, второй – менее прихотливый к свету, третий – мхи. Значение луга | Экскурсия на луг |
61 | Животные луга | 1 | 28.04 | Каким животным раздолье на лугу (насекомые или пауки – животные?). Луг – украшение Земли | Рассматривание и описание животных луга (по рисункам). Сравнение насекомые с другими животными. Обсуждение проблемы«Почему луг надо беречь» |
62 | Поле и его обитатели. Растения поля | 1 | 30.04 | Отличие луга от поля. Поле – большой огород. Знать несколько растений зерновых культур, овощных, бобовых, масличных, прядильных культур | Беседа с использованием иллюстративного материала «Какие бывают поля». Рассматривание рисунка – схемы в учебнике. |
63 | Промежуточная контрольная работа за курс 2 класса. | 1 | 7.05 | Уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой, находить необходимую информацию. | Проверка знаний учащихся по изученным темам курса |
64 | Анализ работ. Жизнь сада. Животные сада | 1 | 14.05 | Знать плодовые культуры: семечковые, цитрусовые, косточковые, ягодные | Беседа о плодовых деревьях. Рассматривание иллюстраций в учебнике. |
65 | В гостях у Красной книги | 1 | 19.05 | Знать представителей Красной книги. Уметь работать самостоятельно | Знакомство с представителями животного мира, занесенными в Красную книгу. |
66 | Где живем – порядок наведем! | 1 | 21.05 | Знать и выполнять правила поведения на природе. Уметь бережно относиться ко всему живому. | Наблюдение за порядком в «зеленом доме», за взаимоотношением человека и природы. Оказание посильной помощи «зеленому другу». |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО учителей МБОУ « Гимназия « Юридическая» г.Волгодонска от 29.08.2019 г. № _1_ Руководитель МО учителей Калитина О.Ю. Подпись / Ф. И. О. / | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________Т.П. Волкова «___»______________2019 г. |