СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий мир в 1 классе. Урок на тему "Где зимуют птицы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 1 классе по теме "Где зимуют птицы" сопровождается презентацией.

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир в 1 классе. Урок на тему "Где зимуют птицы"»

МБОУ Заларинская основная общеобразовательная школа

2015 год

2 класс

Учитель начальных классов: Белова Н.И.


Конспект открытого урока по предмету «Окружающий мир» в 1 классе


Тема: «Где зимуют птицы?»

Цели:

1.Формировать представление о разнообразии природы Земли..

2. Познакомить с понятием перелётные и зимующие птицы, приводить примеры .

3. Развивать умения работать в коллективе.

4. Развивать познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные УУД.

5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.


Задачи урока:

Образовательные:

  1. Закрепить и расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях.

  2. Познакомить с перелётными птицами и с «зимними гостями».

  3. Учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления.

  4. Формировать представление о научном поиске, методах работы учёных;

Развивающие:

1)Развивать воображение, зрительную и слуховую память.

2)Способствовать развитию анализа.

3)Развивать внимание, любознательность, связную грамотную речь.

Воспитательные:

1)Создавать благоприятный психологический климат для возможного раскрытия потенциала каждого ребёнка.

2)Формировать умение общаться, договариваться, высказывать свою точку зрения, аргументировать её, уважать чужую точку зрения.


2)Воспитывать заботливое отношение к птицам;


Планируемые достижения учащихся: усвоить, что одни птицы зимуют в наших краях, а другие улетают в тёплые края, научиться приводить примеры птиц каждой группы.


  1. Организационный момент.

Тут зверюшки и пичужки.

Игры, песни, всё для вас!

Пожелаем всем удачи-

За работу! В добрый час!


На партах у вас лежат смайлики .

Покажите с их помощью ваше настроение




  1. Постановка темы, цели урока.

- Урок у нас сегодня необычный. Не покидая класса, мы отправимся в зимний лес. А по дороге я вам расскажу сказку.

(Музыка П.И.Чайковского «Январь».)

-Сошлись как-то вместе четыре художника: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись да и заспорили, кто из них лучше рисует? И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса,

поля, луга. Первой взялась за свою волшебную кисть ЗИМА.



(Картина зимнего леса.) Слайд

- Посмотрите, какую чудесную картину нарисовала Зима. Белым ровным слоем покрыл снег землю. Поля и леса как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги.

И кто ни пройдёт по ним, всяк распишется «Здесь был такой-то». Днём идёт снег. Кончится - страницы чистые.

Утром пройдёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали.

-Чьи же следы можно увидеть в лесу?

Ученик: (Звучит г/з «Голоса птиц».)

Кто расхаживал по снегу?

Догадайся-ка по следу!

Каждый снежный птичий след

Затаил в себе секрет.

Вот трехзубчатые вилы-

Это голуби ходили.

Мелких строчек вереница-

Это прыгала синица.

Каждый снежный птичий след

Рассказал мне свой секрет.

-Догадались, о ком и о чём будем говорить на уроке? (О птицах.)

- Какова тема урока? Что вы хотите узнать о птицах?

- Какую поставим цель? ( Узнать больше о птицах.)

3. Работа в парах. Задание «Мозаика».


- Проверим, хорошо ли вы знаете птиц? Перед вами конверт с разрезанными картинками. Вам необходимо собрать изображения двух птиц, отгадать их названия.

(1 ряд: синица, скворец; 2 ряд: воробей, ласточка; 3 ряд: цапля, снегирь)

Учащиеся называют, а учитель прикрепляет фотографии этих птиц на доске.

Покажите смайлики - оцените себя.


- (К доске выходят дети, на голове которых шапочки птиц) сценка

Цапля. Здравствуй, скворушка!

Скворец. Что ты такая печальная, цапля?

Цапля. Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте! Какой-то чижик- пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда?

Скворец. Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видал. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.

Учитель.

-Ребята, почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы? (Можем ли мы увидеть всех птиц сразу?)

Дети. Потому что это перелётные птицы. На зиму они улетают.


- Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока? Что бы вы хотели узнать про перелётных птиц?

4. Сообщение темы и цели урока.

(слайд тема «Где зимуют птицы?»

5. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали,

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В сторону руки – плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.



6. Знакомство с осёдлыми птицами. Слайд 2.


-Отгадайте загадки:


Серый маленький комочек:

Чик-чирик - замерз он очень!

Солнце, выгляни скорей!

Кто тепла ждет? (Воробей)


Тук-тук-тук - с утра весь день

Как стучать ему не лень?

Может, он немного спятил?

-Тук-тук-тук - в ответ нам... (дятел)



Болтлива птичка - спору нет,

Расскажет новость и секрет!

Красива с виду, белобока

Кто? - Длиннохвостая... (сорока)


Словарная работа

-Что объединяет этих птиц? (Это зимующие птицы.)

-Таких птиц называют осёдлыми, так как они осели на одном месте.

-Я покажу фотографии ещё осёдлых птиц, а вы расскажите, что знаете о их жизни.


Слайд 3

Синица


-Назвали меня за песенку: « Сии-сии». Летом птицы живут в лесу стайками по 25 птичек, питаются насекомыми. Зимой прилетают к нашим домам за помощью, ведь насекомые спрятались. В морозные ночи синицы прячутся в дупла деревьев, щели домов и спят, тесно прижавшись и согревая друг друга.


Поползень.

Получил название за умение лазать по стволам деревьев вниз головой. Но самое интересное другое: запасает поползень на зиму корм! Жёлуди, орехи, крылатки клёна – всё запихивает в трещины, щели на стволах. Трудится до самого декабря. Конечно же, зимой он не все найдёт кладовые, но зато припрятанными семенами будут кормиться другие птицы.


Клёст.


- Хотите верьте, хотите нет, но существует на свете птичка, которая выводит птенцов зимой в лютые морозы. Эта птичка – клёст. Птица выводит птенцов зимой, когда на хвойных деревьях много шишек со зрелыми семенами. Появляются птенцы обычно в конце зимы, в феврале.


- Почему у клестов птенцы зимой выводятся?

- Помните, что для птиц страшен не холод, а - голод! (Как мы им можем помочь?) кормушки развесить.

-Какие зимующие птицы ешё вам известны?

(Оцените себя.)

7. Работа с учебником (инд. раб.)

Посмотрите на птиц.

- Возьмём простой карандаш и поставьте галочки около тех птиц, которых вы видели в природе.

(Оцените себя).


8. Знакомство с кочующими птицами. Рассказ учителя.


- Ещё наряднее становится зимняя природа, когда к нам из северных лесов прилетают красавцы-птицы. Они прилетают тогда, когда в их родных местах заканчивается корм. Чем меньше корма, тем раньше прилетают. Эти птицы в тёплые края не улетают, а только постоянно перелетают, то есть кочуют с места на место в поисках корма.


Слайд 4

Невзирая на морозы,
В красных яблоках березы.
Подошел поближе... Ай!!
Разлетелся урожай! (Снегири)



- Я птица снегирь Красавцы-снегири держатся небольшими стайками по 7-10 птичек. Птицы доверчивые и общительные. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь. Питается почками и ягодами, из которых выбирает семена, а мякоть выбрасывает.


К нам с ветрами прилетели

Стаи ярких (свиристелей)


Я птица свиристель и получила своё название за мелодичное посвистывание.

Свиристели рвут и глотают ледяную ягоду за ягодой (рябину,калину). Чтобы лучше понять, что такое зимняя трапеза свиристеля, представьте, что вам на морозе и ветру надо съесть мороженое или напиться ледяной водой.

Очень трудно зимующим птицам. И чтобы они не погибли от холода, мы должны их подкармливать зимой, чтобы встретиться с ними весной.(выставка кормушек)

Слайд 5.


Рассказ учителя.


- Издавна спрашивал себя человек, куда это птицы улетают каждую осень? В прошлом, когда птичьи перелёты ещё не были изучены, существовало множество невероятных вымыслов. 300 лет назад считали, что птицы улетают на Луну, добираясь за 60 дней и погружаются в спячку, так как не находят еды. Другие считали, что птицы летят в дальние страны, но летят самостоятельно только большие и сильные, а маленькие и слабые путешествуют, пристроившись на спинах больших. Сейчас известно: как ни далёк, как ни труден птичий путь, летят они все самостоятельно. Только на собственные крылья могут полагаться, хотя преодолевают тысячи километров

9. Беседа-вывод.


- Почему птицы улетают в тёплые края?


10. Знакомство с птицами-синоптиками.


- Многие перелётные птицы умеют предсказывать погоду. Прочитаем хором приметы.

Слайд 7.


Физминутка.

- Я прочитаю текст, если заметили ошибку, просигнальте.


Я иду по зимнему лесу. Раздаётся барабанная дробь дятла. Весело поёт соловей. Слышится громкое: «Ку-ку». Трещат сороки.

11. Закрепление.

- О каких птицах идёт речь? Чтение небольших текстов, дети отгадывают.



Описание первое

Обычно эти птицы прилетают весной на старое гнездо и тут же начинают его ремонтировать, поэтому каждый год оно увеличивается и иногда становится таким большим, что в нём вьют гнёзда мелкие птички – воробьи, скворцы. Гнездо можно увидеть на деревьях, на столбах и даже на крышах домов. Эта птица считается птицей, приносящей счастье, поэтому люди всегда радуются, если эта крупная белая птица вьёт гнездо на крыше дома.

Каждый год у этой птицы появляются птенцы. Больше месяца родители высиживают их: мама сидит обычно ночью, а папа днём. К концу лета птенцы вырастают и улетают одни, без родителей, зимовать в Африку. Взрослые птицы улетают позднее. У этих птиц нет голоса: они не умеют петь и кричать. Разговаривают друг с другом, треща клювом, постукивая нижней половинкой клюва о верхнюю. (Аисты.)

Описание второе.

Ранней весной, едва зазеленеют леса, из берёзовой рощи послышится знакомый голос этой перелётной птицы. Она зимовала в далёкой жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Но делает это она не как все птицы. Она не вьёт гнезда и не заботится о своих птенцах. В течение весны она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнёзда других птиц.

Эта птица хорошая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели. (Кукушка.)

Описание третье

Из соломинок, глины лепят эти птички гнёзда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами.

Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе. Эти птицы редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачерпывая её клювом. (Ласточки.)

Описание четвёртое

Птичка ростом с воробья. С утра до вечера без устали перепархивают они с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно склёвывая мушек и притаившихся жучков. Зимой она прилетает к нашим домам за помощью и будет клевать всё, что вы дадите, - зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала.

У этих птичек белые щёчки и грудка, брюшко жёлтое, спинка зелёная, крылья серо-голубые, а на голове чёрная шапочка. (Синица.)


12. Рефлексия.

Учащиеся выбирают смайлик - настроение и объясняют свой выбор.

















.









Стихотворение Т. Евдошенко «Берегите птиц».

О птицах много знаем мы
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам, и нам,
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережём
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведём
Певцов наших крылатых.
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых,
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых.
Зимой поставь кормушку им,
Синицам дай ты сала;
Пшено едят все воробьи,
Подсыпь, как станет мало.
Они вознаградят труды,
И зацветут кругом сады.
Среди зелёной той листвы
Их песенку услышишь ты.