МБОУ Заларинская основная общеобразовательная школа
2015 год
2 класс
Учитель начальных классов: Белова Н.И.
Конспект открытого урока по предмету «Окружающий мир» в 1 классе
Тема: «Где зимуют птицы?»
Цели:
1.Формировать представление о разнообразии природы Земли..
2. Познакомить с понятием перелётные и зимующие птицы, приводить примеры .
3. Развивать умения работать в коллективе.
4. Развивать познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные УУД.
5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Задачи урока:
Образовательные:
Закрепить и расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях.
Познакомить с перелётными птицами и с «зимними гостями».
Учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления.
Формировать представление о научном поиске, методах работы учёных;
Развивающие:
1)Развивать воображение, зрительную и слуховую память.
2)Способствовать развитию анализа.
3)Развивать внимание, любознательность, связную грамотную речь.
Воспитательные:
1)Создавать благоприятный психологический климат для возможного раскрытия потенциала каждого ребёнка.
2)Формировать умение общаться, договариваться, высказывать свою точку зрения, аргументировать её, уважать чужую точку зрения.
2)Воспитывать заботливое отношение к птицам;
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что одни птицы зимуют в наших краях, а другие улетают в тёплые края, научиться приводить примеры птиц каждой группы.
Организационный момент.
Тут зверюшки и пичужки.
Игры, песни, всё для вас!
Пожелаем всем удачи-
За работу! В добрый час!
– На партах у вас лежат смайлики .
Покажите с их помощью ваше настроение
Постановка темы, цели урока.
- Урок у нас сегодня необычный. Не покидая класса, мы отправимся в зимний лес. А по дороге я вам расскажу сказку.
(Музыка П.И.Чайковского «Январь».)
-Сошлись как-то вместе четыре художника: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись да и заспорили, кто из них лучше рисует? И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса,
поля, луга. Первой взялась за свою волшебную кисть ЗИМА.
(Картина зимнего леса.) Слайд
- Посмотрите, какую чудесную картину нарисовала Зима. Белым ровным слоем покрыл снег землю. Поля и леса как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги.
И кто ни пройдёт по ним, всяк распишется «Здесь был такой-то». Днём идёт снег. Кончится - страницы чистые.
Утром пройдёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали.
-Чьи же следы можно увидеть в лесу?
Ученик: (Звучит г/з «Голоса птиц».)
Кто расхаживал по снегу?
Догадайся-ка по следу!
Каждый снежный птичий след
Затаил в себе секрет.
Вот трехзубчатые вилы-
Это голуби ходили.
Мелких строчек вереница-
Это прыгала синица.
Каждый снежный птичий след
Рассказал мне свой секрет.
-Догадались, о ком и о чём будем говорить на уроке? (О птицах.)
- Какова тема урока? Что вы хотите узнать о птицах?
- Какую поставим цель? ( Узнать больше о птицах.)
3. Работа в парах. Задание «Мозаика».
- Проверим, хорошо ли вы знаете птиц? Перед вами конверт с разрезанными картинками. Вам необходимо собрать изображения двух птиц, отгадать их названия.
(1 ряд: синица, скворец; 2 ряд: воробей, ласточка; 3 ряд: цапля, снегирь)
Учащиеся называют, а учитель прикрепляет фотографии этих птиц на доске.
Покажите смайлики - оцените себя.
- (К доске выходят дети, на голове которых шапочки птиц) сценка
Цапля. Здравствуй, скворушка!
Скворец. Что ты такая печальная, цапля?
Цапля. Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте! Какой-то чижик- пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда?
Скворец. Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видал. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.
Учитель.
-Ребята, почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы? (Можем ли мы увидеть всех птиц сразу?)
Дети. Потому что это перелётные птицы. На зиму они улетают.
- Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока? Что бы вы хотели узнать про перелётных птиц?
4. Сообщение темы и цели урока.
(слайд тема «Где зимуют птицы?»
5. Физкультминутка.
Руки подняли и покачали,
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В сторону руки – плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
6. Знакомство с осёдлыми птицами. Слайд 2.
-Отгадайте загадки:
Серый маленький комочек:
Чик-чирик - замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей!
Кто тепла ждет? (Воробей)
Тук-тук-тук - с утра весь день
Как стучать ему не лень?
Может, он немного спятил?
-Тук-тук-тук - в ответ нам... (дятел)
Болтлива птичка - спору нет,
Расскажет новость и секрет!
Красива с виду, белобока
Кто? - Длиннохвостая... (сорока)
Словарная работа
-Что объединяет этих птиц? (Это зимующие птицы.)
-Таких птиц называют осёдлыми, так как они осели на одном месте.
-Я покажу фотографии ещё осёдлых птиц, а вы расскажите, что знаете о их жизни.
Слайд 3
Синица
-Назвали меня за песенку: « Сии-сии». Летом птицы живут в лесу стайками по 25 птичек, питаются насекомыми. Зимой прилетают к нашим домам за помощью, ведь насекомые спрятались. В морозные ночи синицы прячутся в дупла деревьев, щели домов и спят, тесно прижавшись и согревая друг друга.
Поползень.
Получил название за умение лазать по стволам деревьев вниз головой. Но самое интересное другое: запасает поползень на зиму корм! Жёлуди, орехи, крылатки клёна – всё запихивает в трещины, щели на стволах. Трудится до самого декабря. Конечно же, зимой он не все найдёт кладовые, но зато припрятанными семенами будут кормиться другие птицы.
Клёст.
- Хотите верьте, хотите нет, но существует на свете птичка, которая выводит птенцов зимой в лютые морозы. Эта птичка – клёст. Птица выводит птенцов зимой, когда на хвойных деревьях много шишек со зрелыми семенами. Появляются птенцы обычно в конце зимы, в феврале.
- Почему у клестов птенцы зимой выводятся?
- Помните, что для птиц страшен не холод, а - голод! (Как мы им можем помочь?) кормушки развесить.
-Какие зимующие птицы ешё вам известны?
(Оцените себя.)
7. Работа с учебником (инд. раб.)
Посмотрите на птиц.
- Возьмём простой карандаш и поставьте галочки около тех птиц, которых вы видели в природе.
(Оцените себя).
8. Знакомство с кочующими птицами. Рассказ учителя.
- Ещё наряднее становится зимняя природа, когда к нам из северных лесов прилетают красавцы-птицы. Они прилетают тогда, когда в их родных местах заканчивается корм. Чем меньше корма, тем раньше прилетают. Эти птицы в тёплые края не улетают, а только постоянно перелетают, то есть кочуют с места на место в поисках корма.
Слайд 4
Невзирая на морозы,
В красных яблоках березы.
Подошел поближе... Ай!!
Разлетелся урожай! (Снегири)
- Я птица снегирь Красавцы-снегири держатся небольшими стайками по 7-10 птичек. Птицы доверчивые и общительные. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь. Питается почками и ягодами, из которых выбирает семена, а мякоть выбрасывает.
К нам с ветрами прилетели
Стаи ярких (свиристелей)
Я птица свиристель и получила своё название за мелодичное посвистывание.
Свиристели рвут и глотают ледяную ягоду за ягодой (рябину,калину). Чтобы лучше понять, что такое зимняя трапеза свиристеля, представьте, что вам на морозе и ветру надо съесть мороженое или напиться ледяной водой.
Очень трудно зимующим птицам. И чтобы они не погибли от холода, мы должны их подкармливать зимой, чтобы встретиться с ними весной.(выставка кормушек)
Слайд 5.
Рассказ учителя.
- Издавна спрашивал себя человек, куда это птицы улетают каждую осень? В прошлом, когда птичьи перелёты ещё не были изучены, существовало множество невероятных вымыслов. 300 лет назад считали, что птицы улетают на Луну, добираясь за 60 дней и погружаются в спячку, так как не находят еды. Другие считали, что птицы летят в дальние страны, но летят самостоятельно только большие и сильные, а маленькие и слабые путешествуют, пристроившись на спинах больших. Сейчас известно: как ни далёк, как ни труден птичий путь, летят они все самостоятельно. Только на собственные крылья могут полагаться, хотя преодолевают тысячи километров
9. Беседа-вывод.
- Почему птицы улетают в тёплые края?
10. Знакомство с птицами-синоптиками.
- Многие перелётные птицы умеют предсказывать погоду. Прочитаем хором приметы.
Слайд 7.
Физминутка.
- Я прочитаю текст, если заметили ошибку, просигнальте.
Я иду по зимнему лесу. Раздаётся барабанная дробь дятла. Весело поёт соловей. Слышится громкое: «Ку-ку». Трещат сороки.
11. Закрепление.
- О каких птицах идёт речь? Чтение небольших текстов, дети отгадывают.
Описание первое
Обычно эти птицы прилетают весной на старое гнездо и тут же начинают его ремонтировать, поэтому каждый год оно увеличивается и иногда становится таким большим, что в нём вьют гнёзда мелкие птички – воробьи, скворцы. Гнездо можно увидеть на деревьях, на столбах и даже на крышах домов. Эта птица считается птицей, приносящей счастье, поэтому люди всегда радуются, если эта крупная белая птица вьёт гнездо на крыше дома.
Каждый год у этой птицы появляются птенцы. Больше месяца родители высиживают их: мама сидит обычно ночью, а папа днём. К концу лета птенцы вырастают и улетают одни, без родителей, зимовать в Африку. Взрослые птицы улетают позднее. У этих птиц нет голоса: они не умеют петь и кричать. Разговаривают друг с другом, треща клювом, постукивая нижней половинкой клюва о верхнюю. (Аисты.)
Описание второе.
Ранней весной, едва зазеленеют леса, из берёзовой рощи послышится знакомый голос этой перелётной птицы. Она зимовала в далёкой жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Но делает это она не как все птицы. Она не вьёт гнезда и не заботится о своих птенцах. В течение весны она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнёзда других птиц.
Эта птица хорошая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели. (Кукушка.)
Описание третье
Из соломинок, глины лепят эти птички гнёзда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами.
Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе. Эти птицы редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачерпывая её клювом. (Ласточки.)
Описание четвёртое
Птичка ростом с воробья. С утра до вечера без устали перепархивают они с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно склёвывая мушек и притаившихся жучков. Зимой она прилетает к нашим домам за помощью и будет клевать всё, что вы дадите, - зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала.
У этих птичек белые щёчки и грудка, брюшко жёлтое, спинка зелёная, крылья серо-голубые, а на голове чёрная шапочка. (Синица.)
12. Рефлексия.
Учащиеся выбирают смайлик - настроение и объясняют свой выбор.
.
Стихотворение Т. Евдошенко «Берегите птиц».
О птицах много знаем мы
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам, и нам,
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережём
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведём
Певцов наших крылатых.
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых,
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых.
Зимой поставь кормушку им,
Синицам дай ты сала;
Пшено едят все воробьи,
Подсыпь, как станет мало.
Они вознаградят труды,
И зацветут кругом сады.
Среди зелёной той листвы
Их песенку услышишь ты.