СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий природный мир 2 класс 2 вариант

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Окружающий природный мир 2 класс 2 вариант»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ:


ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР


2 «В» класс






Учитель: Мишукова Юлия Михайловна













Новодвинск

2021 – 2022 учебный год

ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)1.

Цель образовательно-коррекционной работы заключается в формировании целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде; духовно-нравственном развитии и воспитание личности.

Основные задачи образовательно-коррекционной работы:

  • формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;

  • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);

  • создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

  • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;

  • воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;

  • формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

  • учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);

  • знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;

  • формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);

  • формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);

  • развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);

  • закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;


Реализация программы осуществляется с помощью практических, наглядных и словесных методов обучения, использования игровых приемов для формирования мотивации обучающихся к играм и коммуникативным ситуациям со взрослым, с партнером и с группой детей.


Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ АО «СКОШ №5», учебный предмет «Окружающий природный мир» во втором классе рассчитан на 1 ч. в неделю, 34 ч. в год (34 учебные недели).

I (9 недель)

II (7 недель)

III (10 недель)

IV (8 недель)

Год (34 недели)

9

7

10

8

34



Материально-техническое оснащение

Материально-техническое оснащение учебного предмета "Окружающий природный мир" включает:

  • компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»);

  • натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты;

  • Разрезные карточки: «Мир животных», «Домашние животные», «Дикие животные России», «Животные жарких стран», «Животные холодных широт», «Мир человека», «Продукты питания», «Посуда», «Мебель», «Одежда и обувь», «Игрушки», «Транспорт», «Музыкальные инструменты», «Электроприборы», «Мир растений», «Фрукты», «Овощи», «Садовые цветы», «Ягоды»;

  • Демонстрационные карточки: «Дикие животные», «Птицы России», «Домашние животные», «Птицы домашние и декоративные», «Овощи», «Насекомые», «Ягоды», «Цветы», «Фрукты», «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»;

  • Наборы кукол би – ба – бо: «Теремок», «Репка», «3 поросенка», «Курочка Ряба», «Колобок»;

  • Наборы кукол для пальчикового театра: «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь»;

  • Бубны, инструменты для занятий детским музыкальным творчеством;

  • «Дары Фребеля»;

  • В наборе: разноцветные шарики и моточки с шнурами под цвет этих шариков; перекладина, которую можно устанавливать и подвешивать к ней на веревочках цилиндр, куб, шар; кубики, кирпичики, пирамидки, которые складываются в большой куб. Все деревянное и хранится по своим коробкам; множество разноцветных геометрических фигурок, из которых можно складывать рисунки; разноцветные палочки шести размеров; цветные кольца и полукольца; деревянные цветные "таблеточки"; деревянные бусинки и веревочки (шнуровка-бусы); мозаика;

  • дидактические материалы М. Монтессори.








Календарно-тематическое планирование

Окружающий природный мир

34 часа, 1 час в неделю


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Дата/ план

Дата/ факт

I четверть – 9 часов

1

Человек и природа.

1

Формирование элементарных представлений об объектах и явлениях окружающей природы.

Сентябрь

6


2

«Осень, в гости просим!»

1

Беседа об осенних изменениях в природе; работа с иллюстрациями. Отбор картинок с изображением осени (совместно с учителем).

13


3

Одежда и обувь человека осенью.

1

Выбор нужного предмета, картинки из представленных с учётом сезонных изменений природы (одеть куклу или себя на прогулку).

20


4

«Что нам осень принесла?» Овощи. Фрукты.

1

Расширение представлений о растительном мире; выделение существенных признаков. Формирование умения наблюдать за действиями педагога.

27


5

«Что нам осень принесла?» Ягоды. Грибы.

1

Расширение представлений о растительном мире; выделение существенных признаков. Формирование умения наблюдать за действиями педагога.

Октябрь 4


6

Какие бывают растения? Части дерева (лист)

(рисование, аппликации).

1

Расширение представлений о растениях; поиск и показ части растений (лист). Рассматривание листьев, раскрашивание.

11


7

Явления природы: дождь, листопад (составление гербария).

1

Наблюдение за изменениями в природе и установление взаимосвязи; беседа о необходимости бережного отношения к природе.


18


8

Занятия и труд людей осенью.

1

Расширение представлений о труде людей в зависимости от времени года; развитие мышления и воображения при использовании имитационных действий. Рассматривание иллюстраций, развитие зрительного восприятия.

25


II четверть – 7 часов

9

Обобщающий урок "В гости к осени".


Наблюдение и поиск примеров осенних явлений в природе, узнавание изученных природных объектов.

Ноябрь

8


10

Лес. Правила поведения в лесу.

1

Расширение представлений о лесе; о правилах поведения в лесу. Развитие восприятия и внимания при рассматривании иллюстраций.

15


11

В мире животных.

1

Узнавание и выделение объекта среди 2-3х совместно с учителем.

Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций.

22


12

Сравнение зверей и птиц.

1

Формирование умения сравнивать по характерным признакам, развитие мыслительных процессов: обобщение, анализ, сравнение. Рассматривание картинок в книге, изображений на мониторе.

29


13

"Здравствуй, зимушка-зима!". Одежда и обувь человека зимой.

1

Формирование умения замечать зимние изменения в природе и рассказывать о них; умения работать с иллюстрациями. Расширение представлений о зимней одежде, ее назначении. Рассматривание картинок, изображений на мониторе. Наблюдение за изменениями в природе и установление взаимосвязи; узнавание изученных природных объектов.

Декабрь

6


14

Зимние явления природы (снег, метель, лед).

1

Наблюдение за изменениями в природе и установление взаимосвязи; узнавание изученных природных объектов

13


15

Что делают растения зимой? Ёлка. Животные и птицы зимой.

1

Уточнение представлений о растениях; формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (лист-иголка). Выделение объекта (ёлки) среди 2-3х совместно с учителем. Расширение представлений о животных и птицах, их умении приспосабливаться к климатическим условиям; формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Узнавание изученных объектов.

20


16

Новый год. Изготовление украшений на ёлку.

2

Уточнение представлений о праздниках и традициях. Рассматривание иллюстраций, развитие зрительного восприятия.

27


III четверть – 10 часов

17

Домашние животные. Кошка и собака. Уход.

1

Уточнение представлений о домашних животных. Беседа о безопасном поведении с ними. Узнавание, называние и определение изученных животных.

Январь 10


18

Комнатные растения. Уход.

1

Формирование умения распознавать комнатные растения, правильно за ними ухаживать.

17


19

Природа и рукотворный мир.

1

Сравнение и классификация с использованием знаково - символических средств (пиктограммы) в различении объектов природы и рукотворного мира.

24


20

Воздух и вода. Значение для человека и животных.

1

Расширение представлений о воздухе и воде. Беседа о том, что чистые воздух и вода – одно из главных богатств Земли, которые необходимо охранять.

31


21

Явления природы: солнце, ветер.

1

Наблюдение за изменениями в природе и установление взаимосвязи. Формирование умения узнавать и изображать имитационно изученные природные объекты.

Февраль 7


22

Весна - оживает все кругом!

1

Наблюдение весенних изменений в природе. Работа с иллюстрациями.

14


23

Одежда и обувь весной.

1

Расширение представлений о весенней одежде, ее назначении. Рассматривание картинок, изображений на мониторе. Узнавание и выделение предметов одежды среди 2-3х предложенных (совместно с учителем).

21


24

Растения весной. Части растений (лист, ветви).

1

Расширение представлений о растениях; поиск и показ частей растения (лист, ветки). Формирование умения работать с пиктограммами по теме «растения».

28


25

Животные и птицы весной.

1

Расширение представлений о животных, их образе жизни и повадках весной. Различение живых объектов природы (звери) на пиктограммах.

Март

7


26

В гостях у Мухи- Цокотухи (насекомые).

1

Расширение представлений о насекомых, их образе жизни; выделение существенных признаков, сравнение с другими живыми существами.

Формирование умения отличать насекомых от животных (узнавание).

14


IV четверть – 8 часов

27

Труд людей весной.

1

Расширение представлений о занятиях людей весной; установление взаимосвязей. Формирование умения рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия.

28


28

Обобщающий урок "Весна пришла!"

1

Обобщение знаний по теме. Рассматривание иллюстраций, развитие зрительного восприятия.

Апрель

4


29

Части суток. День-ночь.

1

Формирование элементарных представлений о частях суток. Рассматривание иллюстраций, развитие зрительного восприятия при выделении изучаемого объекта/явления.

11


30

Закрепление по теме "Животные.

1

Закрепление знаний по теме с применением умения использовать ранее полученную информацию; рассказывание об объекте с помощью картинного плана. Рассматривание иллюстраций, развитие зрительного восприятия.

18


31

Закрепление по теме "Птицы".

1

Закрепление знаний по теме с применением умения использовать ранее полученную информацию; рассказывание об объекте с помощью картинного плана. Рассматривание иллюстраций, развитие зрительного восприятия.

25


32

Закрепление по теме "Растения".

1

Закрепление знаний по теме с применением умения использовать ранее полученную информацию; рассказывание об объекте с помощью картинного плана. Рассматривание иллюстраций, развитие зрительного восприятия.

Май

16


33

Закрепление по теме "Явления природы".

1

Закрепление знаний по теме с применением умения использовать ранее полученную информацию; рассказывание об объекте с помощью картинного плана. Рассматривание иллюстраций, развитие зрительного восприятия.

23


34

Скоро лето! Викторина "Когда это бывает?"

1

Формирование умения наблюдать и замечать весенние изменения в природе. Работа с иллюстрациями. Обобщение и закрепление знаний и представлений учащихся о смене времен года; формирование умения устанавливать взаимосвязи, умения рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия.

30




Планируемые результаты изучения учебного предмета

Предметные результаты:

- узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

- использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;

- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в доме, на улице;

- с помощью педагога контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Личностные результаты:

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

- Создать предпосылки для формирования представления о себе как о человеке.

- Создать предпосылки для усвоения правил личной гигиены.

- Создать условия для формирования представлений о половой принадлежности (мальчик – девочка).

- Создать условия для формирования уважительного отношения к людям старшего возраста.

- Создать предпосылки для формирования умения различать хорошие и плохие поступки.

- С помощью учителя будет иметь возможность соотносить образец и результат своей работы.

- Создать условия для адекватного восприятия похвалы и критики в адрес своей работы (указания на недостатки и достоинства).

- Создать предпосылки для формирования способности различать эмоциональные состояния (радость - грусть) себя и других людей (при помощи пиктограмм).

- Будет иметь возможность понимать язык эмоций (одобрения – неодобрения) с помощью поз, мимики, жеста.

- Будет иметь возможность устанавливать контакт: фиксация взгляда на лице собеседника, привлечение к себе внимания любыми доступными средствами, стимулировать к продуктивному контакту: ответить на вопрос, выразить просьбу, свое отношение к чему-либо.

- Создать предпосылки для формирования умения работать в микрогруппе, группе.

- Создать условия для формирования отрицательного отношения к конфликтам с помощью педагога.

- Предоставить возможность познакомиться с элементарными формами речевого этикета в соответствии с ситуацией (спасибо, здравствуйте, до свидания).

- Будет иметь возможность быть вовлеченным в совместную деятельность (сюжетно-ролевых играх, танцах и др., в создании аппликаций, конструкций и поделок и т. п.).Создать предпосылки для формирования совместных действий со взрослыми и сверстниками (положительное эмоциональное отношение, манипулятивные действия с игрушками и предметами, с помощью учителя выявление особенностей предметов и игрушек, понимание указательного жеста, удержание в течение определённого времени непроизвольного внимания, подражание действиям с предметами, действия с предметами или игрушками по образцу, самостоятельные действия с предметами, ждать очерёдности, обмен предметами и игрушками).

- Стимулировать и поощрять стремление к получению новых знаний с помощью создания соответствующих учебных ситуаций.

- Создать предпосылки для осознания своих социальных ролей (ребенок, воспитанник, ученик).


Базовые учебные действия:

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на яркой, звучащей игрушке, на движущей игрушке; переключает взгляд с одного предмета на другой; фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса, на изображении; на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию, инструкцию по пиктограммам; выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов: бумаги; карандаша; пластилина.

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени: способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца: при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.


Условные обозначения оценки достижения результатов освоения АООП

Оценочные показатели

Условные обозначения

Выполняет действие самостоятельно

с

Выполняет действие

  • по вербальной инструкции

  • по невербальной инструкции


ви

ни

Выполняет действие по образцу

о

Выполняет действие с частичной физической помощью

чп

Выполняет действие со значительной физической помощью

зп

Действие не выполняет

-

Узнает объект

+

Не всегда узнает объект

+ -

Не узнает объект

-

Применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно)

+

Не всегда применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно)

+ -

Не применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно)

-


1 Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Архангельской области для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5», 2016