Конспект урока по окружающему миру для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Тема: «Домашние птицы и их детёныши»
Цель: научить детей различать и называть домашних птиц и их детенышей, познакомить с внешним видом птиц, дать знания о том где они живут, чем питаются, какую пользу приносят человеку.
Задачи урока:
Образовательные задачи : уточнить и обогатить знания детей о домашних птицах. Коррекционно – развивающие задачи: коррекция недостатков памяти, внимания, мышления, зрительной памяти, развитие слухового внимания, восприятия и способности к звукопроизношению, расширение активного словаря детей.
Воспитательные задачи: воспитание положительной мотивации к учению; заботливого отношения к домашним птицам.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Психологический настрой на урок
- Каждый день – всегда, везде, на занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим и тихонечко сидим.
- У меня сегодня замечательное настроение и я хочу поделиться им с вами.
-А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?
- Надо улыбнуться. Я хочу поделиться улыбкой с вами.
II. Ввод в познавательную деятельность
- Какое сейчас время года?
- Назовите месяцы зимы?
- Почему вы думаете, что сейчас зима?
- Назовите признаки зимы.
- Какие осадки выпадают зимой?
- На улице шел снег и несколько снежинок попали к нам в класс (из снежинок составлены буквы: птицы).
- Посмотрите, снежинки прилипли к доске и образовали буквы.
- Назовите буквы, которые видите.
- Из данных букв составьте слово.
- Какое слово получилось? (птицы).
- Сегодня на уроке мы будем говорить о птицах.
- Посмотрите, сколько птиц налетело.
- О каких птицах говорили на прошлом уроке? (о диких)
- Каких диких птиц вы видите? Назовите их.
- Кто помогает выжить голодной зимой птицам?
- Как человек помогает птицам?
- Давайте всех диких птиц посадим на кормушку (отправляем диких птиц на кормушку).
- Посмотрите, у нас ещё птички остались.
- Назовите всех птиц, которые остались? (дети называют птиц: петух, курица, утка, индюк, гусь)
- Как вы думаете, как можно всех этих птиц назвать?
- Почему их называют домашними?
- Сегодня мы будем говорить именно о домашних птицах.
- Артикуляционная гимнастика: Чистоговорки
Цы-цы-цы – у нас живут птицы.
Си-си-си – гогочут гуси.
Ду-ду-ду – утки плавают в пруду.
Ют-ют-ют – петухи поют.
Ки-ки-ки – красивы индюки.
III. Основная часть.
- Посмотрите на птиц и скажите, чем похожи эти птицы? Что у них общего? (У этих птиц одинаковые части тела: голова, шея, туловище, крылья, хвост, лапы).
Гимнастика для глаз «Птицы на дворе».
Перед нами петушок (Дети смотрят перед собой)
Он с земли зерно клюет. (Опускают взгляд вниз)
Слева – курица идет, (Переводят взгляд влево)
Справа – уточка плывет. (Переводят взгляд вправо)
Сверху солнце ярко светит, (Поднимают взгляд вверх)
Согревает всех на свете. (Круговые движения глазами)
- Каждая домашняя птица имеет свою пару: курица – петух, гусыня – гусь, утка – селезень, индейка – индюк (показываю).
- Задание: У вас на партах конверты. Достаньте содержимое конверта.
- Посмотрите, все домашние птицы перепутались. Помогите найти каждой птице свою пару (работа по индивидуальным карточкам).
- Проверим, правильно ли вы нашли пары.
Физкультминутка
Шёл цыпленок по дорожке, прыгал он на тонкой ножке.
А ещё кружился смело, крылышком махал умело.
Он спешил к себе домой, к маме - курочке рябой.
- Про кого была физминутка.
- Кто такой цыпленок? (птенец)
- Чей?
Игра “Кто у кого?” Соединить линиями домашних птиц и их птенцов (работа по картине на доске).
- Что сейчас мы делали?
- Как называются все эти птицы? (домашние).
- Почему? (За этими птицами ухаживает человек)
- Где живут домашние птицы?
- Чем питаются домашние птицы? (травой, зерном, червяками).
- Чем полезны домашние птицы для человека? (яйца, мясо, перо).
- Подведем итог: вспомним всё, что узнали о домашних птицах.
IV. Итог урока
- О чем говорили на уроке?
-С какими птицами мы сегодня познакомились?
Перечислите их. Где живут эти птицы? Какую пользу людям приносят?