Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для учащихся 1¹а класса составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ АО «СКОШ№ », разработанной на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ( 2 вариант).
Учебный план ГБОУ АО «СКОШ №»
Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.
Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде – духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
В программе выделяются следующие основные задачи:
формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности); - закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане:
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Окружающий природный мир» входит в образовательную область «Окружающий мир» и является обязательной частью учебного плана.
Сроки реализации рабочей программы соответствуют Учебному плану ГБОУ АО «СКОШ №» и программе учебного предмета «Окружающий природный мир» 1¹ класс, исходя из недельной нагрузки 2 часа в неделю (68 часов в год).
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего в год |
16 часов | 16 часов | 16часов | 18 часов | 66часов |
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса:
Физические характеристики персональной идентификации: определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.); определяет состояние своего здоровья.
Гендерная идентичность: определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация: определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша); - проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе» :осознает, что может, а что ему пока не удается.
«Чувства, желания, взгляды»: понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.); проявляет собственные чувства.
«Социальные навыки»: умеет устанавливать и поддерживать контакты; пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов; использует элементарные формы речевого этикета; охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.).
Мотивационно – личностный блок: испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне).
Биологический уровень: сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.), сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Развитие мотивов учебной деятельности: проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Экологическая ответственность: не мусорит на улице, не ломает деревья.
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств: воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками: принимает участие в коллективных делах и играх; - принимать и оказывать помощь.
Планируемые предметные результаты:
узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу.
Содержание учебного предмета «Окружающий природный мир»
Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы).
Календарно-тематическое планирование
1 | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания, характеристика основных видов деятельности. | Дата/ план | Дата/ факт |
I четверть |
1-2 | «Осень, в гости просим!» | 2 | Узнавание о природе нашей местности. Наблюдение за природой. Совместно с учителем отбирает картинки с изображением осени. Рассматривание иллюстраций, книг, видеофрагментов, видеопрезентаций с изображением осени. Узнавание о труде людей осенью. Дидактические игры «Что нам осень принесла?», «Найди овощ, фрукт, гриб». Аппликация и лепка овощей, фруктов, грибов. Раскрашивание и рисование по теме. | | |
3 | «Что нам осень принесла?» Овощи. | 1 | | |
4 | «Что нам осень принесла?» Фрукты. | 1 | | |
5 | «Что нам осень принесла?» Грибы. | 1 | | |
6-7 | Занятия и труд людей осенью. | 2 | | |
8-10 | Работа с картинками «Животные». | 3 | Узнавание (различение) домашних животных (кот, собака), их строения. Соотнесение изображения животного с игрушкой. Рассматривание изображения «Мама кошка и котята», звукоподражание. Рассматривание изображения «Собака с щенками», звукоподражание. Узнавание (различение) домашних птиц (курица, петух) на картинках. Рассматривание изображений «Мама и детеныши» (курица-цыплята и т.д.). Прослушивание голосов животных, соотнесение звука с картинкой, игрушкой животного. | | |
11 | Игра «Где у Жучки лапы?». | 1 | | |
12 | Упражнение «Найди на картинке». | 1 | | |
13-14 | Игра «Где чья мама?». | 2 | | |
15 | «Котенок и щенок». Игра «Кто сказал: «Мяу»?». | 1 | | |
16 | Игра «Волшебный мешочек». | 1 | | |
II четверть |
1-2 | Работа с картинками «Части суток». | | 2 | Узнавание (различение) частей суток (день, ночь), рассматривание иллюстраций, определение отличий. Закрывание глаз по команде «ночь», открывание – «день». Соотнесение частей суток с видами деятельности (спать – ночь, играть – день). Игра в соответствии с временем суток (день – Саша гуляет, ночь – ложится спать). Дидактические игры «День-ночь», «Что я делаю ночью, днём». «Режим дня» и др. | | |
3 | Игра «Распорядок дня для Маши». | 1 | | |
4 | Игра «День – ночь». | 1 | | |
5 | Упражнение «Время и календарь». | 1 | | |
6 | Упражнение «Когда я буду…?». | 1 | | |
7-8 | А кто такие птички? «Домашние птицы». | 2 | Прослушивание голосов животных, соотнесение звука с картинкой, игрушкой животного. «Мама и детеныши» (курица-цыплята и т.д.). Складывание разрезных картинок из двух - трех частей с использованием приема накладывания на образец (знакомые животные). Узнавание названия животного, его нахождение на картинке, указание пальцем. Нахождение детенышей животных, составление пары «Мама – детеныш». Рассматривание изображений с местом обитания знакомых животных. Рассматривание иллюстраций, книг, видеофрагментов, видеопрезентаций с изображением животных. | | |
9-11 | Игра «Кто лишний?», «Найди отличие». | 3 | | |
12-13 | Зима. «Когда это бывает?». | 2 | Рассматривание иллюстраций, выделение характерных признаков. Узнавание (различение) явлений природы по их характерным признакам. Соотнесение явлений природы с временем года. Сопоставление предметов одежды с временем года. Одевание куклы в соответствии с сезоном (зима). Совместно с учителем отбирание картинки с изображением зимы. Рассматривание иллюстраций, книг, видеофрагментов, видеопрезентаций с изображением зимы. Узнавание о зимних забавах зимой. | | |
14 | Что нам нужно для прогулки? | 1 | | |
15-16 | Зимние забавы. | 2 | | |
III четверть |
1 | Природа и рукотворный мир. | 1 | Различение объектов природы и рукотворного мира. Различение опасности горячего, осторожно огонь. Наблюдение за изменениями в природе, природные явления. Штриховка солнца, дорисовывание лучей. Узнавание Солнца на картинках, соотнесение с временем суток. Рассматривание картинок по темам «Солнце», «Воздух и вода», «Огонь». Рассматривание иллюстраций, книг, видеофрагментов, видеопрезентаций с изображением погодных явлений, правил поведения с огнём. | | |
2 | Час общения «Будь, осторожнее с огнем!» | 1 | | |
3 | Воздух и вода. Значение для человека и животных. | 1 | | |
4 | Явления природы: солнце, ветер. | 1 | | |
5-6 | Дикие животные. Заяц, волк. | 2 | Узнавание (различение) диких животных (заяц, волк), их строения. Соотнесение изображения животного с игрушкой. Звукоподражание. Прослушивание голосов животных, соотнесение звука с картинкой, игрушкой животного. Обведение по образцу животных, лепка, штриховка, раскрашивание шаблонов животных. Рассматривание иллюстраций, книг, видеофрагментов, видеопрезентаций с изображением волка, зайца. | | |
7-8 | Дикие птицы. | 2 | Прослушивание голосов птиц, соотнесение звука с картинкой, игрушкой птицы. Складывание разрезных картинок из двух - трех частей с использованием приема накладывания на образец (знакомые птицы). Рассматривание изображений с местом обитания диких птиц. Рассматривание иллюстраций, книг, видеофрагментов, видеопрезентаций с изображением диких птиц. Обведение по образцу животных, лепка, штриховка, раскрашивание шаблонов диких птиц. | | |
9-10 | Весна. Оживает все кругом! | 2 | Наблюдение за природой. Узнавание о природе нашей местности весной. Наблюдение за природой. Совместно с учителем отбирает картинки с изображением весны. Рассматривание иллюстраций, книг, видеофрагментов, видеопрезентаций с изображением весны. Узнавание и выделение предметов одежды по времени года. | | |
11-12 | Одежда и обувь весной | 2 | | |
13 | Жизнь птиц весной. | 1 | Различение живых объектов природы (птиц, зверей). Рассматривание иллюстраций по теме, нахождение названных объектов природы. Слушает и подражает зверей и птиц. Прослушивание звуков капели, грома, щебетания птиц. Знакомство с трудом людей осенью. Рассматривание иллюстраций, книг, видеофрагментов, видеопрезентаций по темам уроков. Дидактические игры «Кто, где живёт», « Найди маму и детёныша», « Какая это птица», « Признаки весны». | | |
14-15 | Животные весной. | 2 | | |
16 | Труд людей весной. | 1 | | |
IV четверть |
1-2 | Какие бывают растения? | 2 | Рассматривание листьев, раскрашивание, показывание их на картинках. Нахождение на карточках признаки весны. Различение частей дерева, нахождение дерева на карточках. Дидактические игры «С какого дерева лист», «Подбери лист», «Раскрась по образцу» и др. Рассматривание иллюстраций, книг, видеофрагментов, видеопрезентаций с изображением растений. Знакомство с понятие лес. Правила поведения в лесу. | | |
3 | Растения весной. | 1 | | |
4-5 | Части дерева (лист) | 2 | | |
6-7 | Лес. Правила поведения в лесу. | 2 | | |
8 | Закрепление по теме "Животные" | 1 | Закрепление по заданным темам. Рассматривание иллюстраций, книг, видеофрагментов, видеопрезентаций. Обведение по образцу животных, растений, явлений природы, лепка, рисование, штриховка, раскрашивание шаблонов. Дидактические игры, соответствующие темам уроков. | | |
9 | Закрепление по теме "Птицы" | 1 | | |
10 | Закрепление по теме «Явления природы» | 1 | | |
11 | Закрепление по теме "Растения" | 1 | | |
12 | Обобщающий урок по теме «Весна» | 1 | | |
13-16 | Лето. Летние забавы. | 4 | Летние природные явления. Рассматривание иллюстраций, выделение характерных признаков. Узнавание (различение) явлений природы по их характерным признакам. Соотнесение явлений природы с временем года. Сопоставление предметов одежды с временем года. Одевание куклы в соответствии с сезоном (лето). Игра «Собираемся на прогулку». Рассматривание иллюстраций, книг, видеофрагментов, видеопрезентаций по теме «Лето», «Летние забавы». | | |
17- 18 | Итоговая аттестация | 2 | | | |
Всего: | | 68 часов |
Материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса:
- демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения;
- рабочие листы с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания, раскраски, шаблоны;
игры (настольно-печатные и пр.) соответствующие темам уроков;
- цветные карандаши;
- листы бумаги;
- классная доска;
- SMART доска;
- персональный компьютер;
- интерактивные презентации по темам.
-демонстрационные карточки «Дикие животные»;
-демонстрационные карточки «Птицы России»;
-демонстрационные карточки «Домашние животные»;
-демонстрационные карточки «Птицы домашние»;
-демонстрационные карточки «Овощи»;
-демонстрационные карточки «Насекомые»;
-демонстрационные карточки «Фрукты»;
-демонстрационные карточки «Зима»;
-демонстрационные карточки «Весна»;
-демонстрационные карточки «Лето»;
-демонстрационные карточки «Осень».
В процессе реализации программы по предмету «Окружающий природный мир» могут быть использованы интернет – ресурсы:
https://infourok.ru/ - ведущий общеобразовательный портал России
http://умксипр.рф
http://potomy.ru
http://school-collection.edu.ru/
http://nachalka.info/
http://viki.rdf.ru/
http://www.metodkabinet.eu/
Условные обозначения оценки достижения результатов освоения АООП
Оценочные показатели | Условные обозначения |
Выполняет действие самостоятельно | с |
Выполняет действие | ви ни |
Выполняет действие по образцу | о |
Выполняет действие с частичной физической помощью | чп |
Выполняет действие со значительной физической помощью | зп |
Действие не выполняет | - |
Узнает объект | + |
Не всегда узнает объект | + - |
Не узнает объект | - |
Применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно) | + |
Не всегда применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно) | + - |
Не применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно) | - |