СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий природный мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Окружающий природный мир»



Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для учащихся 1¹а класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ АО «СКОШ№ », разработанной на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ( 2 вариант).

  • Учебный план ГБОУ АО «СКОШ №»

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.





































Общая характеристика учебного предмета


Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.

Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  • формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде – духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

В программе выделяются следующие основные задачи:

  • формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;

  • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);

  • создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

  • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;

  • воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;

  • формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

  • учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);

  • знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;

  • формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);

  • формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);

  • развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности); - закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности.


Место учебного предмета в учебном плане:

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Окружающий природный мир» входит в образовательную область «Окружающий мир» и является обязательной частью учебного плана.

Сроки реализации рабочей программы соответствуют Учебному плану ГБОУ АО «СКОШ №» и программе учебного предмета «Окружающий природный мир» 1¹ класс, исходя из недельной нагрузки 2 часа в неделю (68 часов в год).



I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Всего в год

16 часов

16 часов

16часов

18 часов

66часов


Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса:


Физические характеристики персональной идентификации: определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.); определяет состояние своего здоровья.

Гендерная идентичность: определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация: определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша); - проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе» :осознает, что может, а что ему пока не удается.

«Чувства, желания, взгляды»: понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.); проявляет собственные чувства.

«Социальные навыки»: умеет устанавливать и поддерживать контакты; пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов; использует элементарные формы речевого этикета; охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.).

Мотивационно – личностный блок: испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне).

Биологический уровень: сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.), сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Развитие мотивов учебной деятельности: проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

Экологическая ответственность: не мусорит на улице, не ломает деревья.

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств: воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками: принимает участие в коллективных делах и играх; - принимать и оказывать помощь.

Планируемые предметные результаты:

  • узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;

  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

  • использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;

  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу.








Содержание учебного предмета «Окружающий природный мир»

Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы).


Календарно-тематическое планирование





1

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания, характеристика основных видов деятельности.

Дата/ план

Дата/ факт

I четверть


1-2

«Осень, в гости просим!»

2

Узнавание о природе нашей местности. Наблюдение за природой. Совместно с учителем отбирает картинки с изображением осени. Рассматривание иллюстраций, книг, видеофрагментов, видеопрезентаций с изображением осени. Узнавание о труде людей осенью. Дидактические игры «Что нам осень принесла?», «Найди овощ, фрукт, гриб». Аппликация и лепка овощей, фруктов, грибов. Раскрашивание и рисование по теме.



3

«Что нам осень принесла?» Овощи.

1



4

«Что нам осень принесла?» Фрукты.

1



5

«Что нам осень принесла?» Грибы.

1



6-7

Занятия и труд людей осенью.

2



8-10

Работа с картинками «Животные».

3

Узнавание (различение) домашних животных (кот, собака), их строения. Соотнесение изображения животного с игрушкой. Рассматривание изображения «Мама кошка и котята», звукоподражание. Рассматривание изображения «Собака с щенками», звукоподражание. Узнавание (различение) домашних птиц (курица, петух) на картинках. Рассматривание изображений «Мама и детеныши» (курица-цыплята и т.д.). Прослушивание голосов животных, соотнесение звука с картинкой, игрушкой животного.



11

Игра «Где у Жучки лапы?».


1



12

Упражнение «Найди на картинке».

1



13-14

Игра «Где чья мама?».

2



15

«Котенок и щенок». Игра «Кто сказал: «Мяу»?».

1



16

Игра «Волшебный

мешочек».

1



II четверть

1-2

Работа с картинками «Части суток».




2

Узнавание (различение) частей суток (день, ночь), рассматривание иллюстраций, определение отличий. Закрывание глаз по команде «ночь», открывание – «день». Соотнесение частей суток с видами деятельности (спать – ночь, играть – день). Игра в соответствии с временем суток (день – Саша гуляет, ночь – ложится спать). Дидактические игры «День-ночь», «Что я делаю ночью, днём». «Режим дня» и др.



3

Игра «Распорядок дня для Маши».

1



4

Игра «День – ночь».

1



5

Упражнение «Время и календарь».

1




6

Упражнение «Когда я буду…?».

1



7-8


А кто такие птички? «Домашние птицы».

2

Прослушивание голосов животных, соотнесение звука с картинкой, игрушкой животного. «Мама и детеныши» (курица-цыплята и т.д.). Складывание разрезных картинок из двух - трех частей с использованием приема накладывания на образец (знакомые животные). Узнавание названия животного, его нахождение на картинке, указание пальцем. Нахождение детенышей животных, составление пары «Мама – детеныш». Рассматривание изображений с местом обитания знакомых животных. Рассматривание иллюстраций, книг, видеофрагментов, видеопрезентаций с изображением животных.



9-11

Игра «Кто лишний?»,

«Найди отличие».

3



12-13

Зима. «Когда это бывает?».


2

Рассматривание иллюстраций, выделение характерных признаков. Узнавание (различение) явлений природы по их характерным признакам. Соотнесение явлений природы с временем года. Сопоставление предметов одежды с временем года. Одевание куклы в соответствии с сезоном (зима). Совместно с учителем отбирание картинки с изображением зимы. Рассматривание иллюстраций, книг, видеофрагментов, видеопрезентаций с изображением зимы. Узнавание о зимних забавах зимой.



14

Что нам нужно для прогулки?


1



15-16

Зимние забавы.

2



III четверть

1

Природа и рукотворный мир.

1

Различение объектов природы и рукотворного мира. Различение опасности горячего, осторожно огонь. Наблюдение за изменениями в природе, природные явления. Штриховка солнца, дорисовывание лучей. Узнавание Солнца на картинках, соотнесение с временем суток. Рассматривание картинок по темам «Солнце», «Воздух и вода», «Огонь». Рассматривание иллюстраций, книг, видеофрагментов, видеопрезентаций с изображением погодных явлений, правил поведения с огнём.



2

Час общения «Будь, осторожнее с огнем!»

1



3

Воздух и вода. Значение для человека и животных.

1



4

Явления природы: солнце, ветер.

1



5-6

Дикие животные. Заяц, волк.

2

Узнавание (различение) диких животных (заяц, волк), их строения. Соотнесение изображения животного с игрушкой. Звукоподражание. Прослушивание голосов животных, соотнесение звука с картинкой, игрушкой животного. Обведение по образцу животных, лепка, штриховка, раскрашивание шаблонов животных. Рассматривание иллюстраций, книг, видеофрагментов, видеопрезентаций с изображением волка, зайца.



7-8


Дикие птицы.

2

Прослушивание голосов птиц, соотнесение звука с картинкой, игрушкой птицы. Складывание разрезных картинок из двух - трех частей с использованием приема накладывания на образец (знакомые птицы). Рассматривание изображений с местом обитания диких птиц. Рассматривание иллюстраций, книг, видеофрагментов, видеопрезентаций с изображением диких птиц. Обведение по образцу животных, лепка, штриховка, раскрашивание шаблонов диких птиц.



9-10


Весна. Оживает все кругом!


2


Наблюдение за природой. Узнавание о природе нашей местности весной. Наблюдение за природой. Совместно с учителем отбирает картинки с изображением весны. Рассматривание иллюстраций, книг, видеофрагментов, видеопрезентаций с изображением весны. Узнавание и выделение предметов одежды по времени года.



11-12

Одежда и обувь весной

2



13

Жизнь птиц весной.

1

Различение живых объектов природы (птиц, зверей). Рассматривание иллюстраций по теме, нахождение названных объектов природы.

Слушает и подражает зверей и птиц. Прослушивание звуков капели, грома, щебетания птиц. Знакомство с трудом людей осенью. Рассматривание иллюстраций, книг, видеофрагментов, видеопрезентаций по темам уроков. Дидактические игры «Кто, где живёт», « Найди маму и детёныша», « Какая это птица», « Признаки весны».



14-15

Животные весной.

2



16

Труд людей весной.

1



IV четверть

1-2

Какие бывают растения?

2


Рассматривание листьев, раскрашивание, показывание их на картинках. Нахождение на карточках признаки весны. Различение частей дерева, нахождение дерева на карточках. Дидактические игры «С какого дерева лист», «Подбери лист», «Раскрась по образцу» и др. Рассматривание иллюстраций, книг, видеофрагментов, видеопрезентаций с изображением растений. Знакомство с понятие лес. Правила поведения в лесу.



3

Растения весной.

1



4-5

Части дерева (лист)

2



6-7

Лес. Правила поведения в лесу.

2




8

Закрепление по теме "Животные"

1

Закрепление по заданным темам. Рассматривание иллюстраций, книг, видеофрагментов, видеопрезентаций. Обведение по образцу животных, растений, явлений природы, лепка, рисование, штриховка, раскрашивание шаблонов. Дидактические игры, соответствующие темам уроков.



9

Закрепление по теме "Птицы"

1



10

Закрепление по теме «Явления природы»

1



11

Закрепление по теме "Растения"

1



12

Обобщающий урок по теме «Весна»

1



13-16

Лето. Летние забавы.


4

Летние природные явления. Рассматривание иллюстраций, выделение характерных признаков. Узнавание (различение) явлений природы по их характерным признакам. Соотнесение явлений природы с временем года. Сопоставление предметов одежды с временем года. Одевание куклы в соответствии с сезоном (лето). Игра «Собираемся на прогулку». Рассматривание иллюстраций, книг, видеофрагментов, видеопрезентаций по теме «Лето», «Летние забавы».




17- 18

Итоговая аттестация

2




Всего:


68 часов







Материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса:



- демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения;

- рабочие листы с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания, раскраски, шаблоны;

игры (настольно-печатные и пр.) соответствующие темам уроков;

- цветные карандаши;

- листы бумаги;

- классная доска;

- SMART доска;

- персональный компьютер;

- интерактивные презентации по темам.

-демонстрационные карточки «Дикие животные»;

-демонстрационные карточки «Птицы России»;

-демонстрационные карточки «Домашние животные»;

-демонстрационные карточки «Птицы домашние»;

-демонстрационные карточки «Овощи»;

-демонстрационные карточки «Насекомые»;

-демонстрационные карточки «Фрукты»;

-демонстрационные карточки «Зима»;

-демонстрационные карточки «Весна»;

-демонстрационные карточки «Лето»;

-демонстрационные карточки «Осень».



В процессе реализации программы по предмету «Окружающий природный мир» могут быть использованы интернет – ресурсы:

https://infourok.ru/ - ведущий общеобразовательный портал России

http://умксипр.рф


http://potomy.ru


http://school-collection.edu.ru/


http://nachalka.info/


http://viki.rdf.ru/


http://www.metodkabinet.eu/

Условные обозначения оценки достижения результатов освоения АООП


Оценочные показатели

Условные обозначения

Выполняет действие самостоятельно

с

Выполняет действие

  • по вербальной инструкции

  • по невербальной инструкции


ви

ни

Выполняет действие по образцу

о

Выполняет действие с частичной физической помощью

чп

Выполняет действие со значительной физической помощью

зп

Действие не выполняет

-

Узнает объект

+

Не всегда узнает объект

+ -

Не узнает объект

-

Применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно)

+

Не всегда применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно)

+ -

Не применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно)

-