Просмотр содержимого документа
«Оксиды, их состав, название, значение. Оксиды в природе.»
ТЕМА 3. СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА. ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ.
Тема | Оксиды, их состав, название, значение. Оксиды в природе. |
Цель | Ознакомиться с составом и физическими свойствами оксидов; разобрать образование названий оксидов по современной номенклатуре; рассмотреть распространение оксидов в природе. |
Оборудование и материалы | Образцы оксидов в качестве раздаточного или демонстрационного материала, периодическая система химических элементов. |
Базовое понятие и термины | Оксиды, бинарные соединения, кислоты, соли, основание, валентность. |
Тип урока | Комбинированный |
Структура урока
Организационный этап………………………………………...1-2 мин
Актуализация опорных заданий……………………………....10-15 мин
Изучение нового материала……………………………………10-15 мин
Физические свойства оксидов.
Распространение оксидов в природе.
Домашнее задание………………………………………………2-3 мин
Подведение итогов урока………………………………………2-3 мин
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗАДАНИЙ
Работа с таблицей.
Учащиеся знакомятся с основными классами неорганических соединений. В процессе беседы заполняется таблица.
Основные классы неорганических соединений
Соединения | Оксиды | Основания | Кислоты | Соли |
Определение | Сложные вещества, состоящие их 2-х элементов, один из которых кислород | Сложные вещества, в состав которых входят атомы металла и гидроксогруппа ОН | Сложные вещества, в состав которых входят атомы водорода и кислотный остаток (к. о.) | Сложные вещества, в состав которых входят атомы металла и кислотный остаток (к. о.) |
Общая формула | Эn2ОIIn | Men(OHI)n | HIm к.m о. | Menm(к. о.m)n |
Примеры | Na2O, CaO, Al2O3 | NaOH, Ca(OH)2, Al(OH)3 | HCl, H2SO4, HNO3 | NaCl, Na2SO4, NaNO3 |
Коллективное обсуждение.
При заполнении колонки «Оксиды» учащиеся вспоминают, что вещества, состоящие из атомов двух элементов, относятся к бинарным соединениям. Следует обратить внимание, что это не два атома, например Н2, а атомы двух разных элементов. Следовательно, в названии должен быть суффикс –ид.
Задание.
Учитель пишет на доске формулы оксидов, учащиеся называют их, а затем наоборот, учитель пишет названия оксидов, а учащиеся оставляют формулы.
Коллективное обсуждение.
Учитель обращает внимание на колонку «Основания». Обычно учащиеся легко воспринимают формулы и названия оснований(к названию металла добавляется слово «гидроксид», указывающее на наличие гидроксогруппы).
Задание.
Учитель пишет на доске вперемежку формулы оксидов и оснований, учащиеся отличают оксиды от оснований и называют их. Например: Na2O, NaOH, CuO, Cu(OH)2, Fe(OH)3, Fe2O3, SO2, CO2, KOH.
Коллективное обсуждение.
Переходя к кислотам, учитель дает название двум-трем кислотам, обращает внимание, что на первом месте в формулах кислот стоит водород, а в названиях кислот есть название неметалла, входящего в состав кислоты. Акцентируется внимание на понятии «кислотный остаток» (все, что останется в формуле, если отнимем водород).
Задание.
На доске записываются формулы оснований, кислот, оксидов. Учащиеся определяют, к какому классу неорганических соединений относится вещество с данной формулой. Например: LiOH, SO3, H2SO4, HCl, MgO, Ca(OH)2, H2CO3.
Коллективное обсуждение.
Внимание акцентируется на том, что при написании формул солей вначале ставятся химические символы металлов, а затем – кислотный остаток.
Задание.
Учитель предлагает формулы всех 4 классов неорганических соединений. Учащиеся определяют, к какому классу относятся приведенные формулы. Например: KCl, HCl, KOH, K2O; FeO, Fe(OH)2, FeCl3, HNO3, SO3, H2SO4, MgSO4.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОКСИДОВ.
Демонстрация
Учитель демонстрирует образцы оксидов или предлагает учащимся раздаточный материал «Оксиды».
2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОКСИДОВ В ПРИРОДЕ.
Учащиеся знакомятся с распространением оксидов в природе.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подготовить краткие сообщения (2-3 мин) по применению и нахождению в природе оксидов.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА