СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оксиды, их состав, название, значение. Оксиды в природе.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомиться с составом и физическими свойствами оксидов; разобрать образование названий оксидов по современной номенклатуре; рассмотреть распространение оксидов в природе.

Просмотр содержимого документа
«Оксиды, их состав, название, значение. Оксиды в природе.»

ТЕМА 3. СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА. ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ.

Тема

Оксиды, их состав, название, значение. Оксиды в природе.

Цель

Ознакомиться с составом и физическими свойствами оксидов; разобрать образование названий оксидов по современной номенклатуре; рассмотреть распространение оксидов в природе.

Оборудование и материалы

Образцы оксидов в качестве раздаточного или демонстрационного материала, периодическая система химических элементов.

Базовое понятие и термины

Оксиды, бинарные соединения, кислоты, соли, основание, валентность.

Тип урока

Комбинированный


Структура урока

  1. Организационный этап………………………………………...1-2 мин

  2. Актуализация опорных заданий……………………………....10-15 мин

  3. Изучение нового материала……………………………………10-15 мин

    1. Физические свойства оксидов.

    2. Распространение оксидов в природе.

  4. Домашнее задание………………………………………………2-3 мин

  5. Подведение итогов урока………………………………………2-3 мин

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП


  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗАДАНИЙ

Работа с таблицей.

Учащиеся знакомятся с основными классами неорганических соединений. В процессе беседы заполняется таблица.



Основные классы неорганических соединений

Соединения

Оксиды

Основания

Кислоты

Соли

Определение

Сложные вещества, состоящие их 2-х элементов, один из которых кислород

Сложные вещества, в состав которых входят атомы металла и гидроксогруппа ОН

Сложные вещества, в состав которых входят атомы водорода и кислотный остаток (к. о.)

Сложные вещества, в состав которых входят атомы металла и кислотный остаток (к. о.)

Общая формула

Эn2ОIIn

Men(OHI)n

HIm к.m о.

Menm(к. о.m)n

Примеры

Na2O, CaO, Al2O3

NaOH, Ca(OH)2, Al(OH)3

HCl, H2SO4, HNO3

NaCl, Na2SO4, NaNO3


Коллективное обсуждение.

При заполнении колонки «Оксиды» учащиеся вспоминают, что вещества, состоящие из атомов двух элементов, относятся к бинарным соединениям. Следует обратить внимание, что это не два атома, например Н2, а атомы двух разных элементов. Следовательно, в названии должен быть суффикс –ид.

Задание.

Учитель пишет на доске формулы оксидов, учащиеся называют их, а затем наоборот, учитель пишет названия оксидов, а учащиеся оставляют формулы.

Коллективное обсуждение.

Учитель обращает внимание на колонку «Основания». Обычно учащиеся легко воспринимают формулы и названия оснований(к названию металла добавляется слово «гидроксид», указывающее на наличие гидроксогруппы).


Задание.

Учитель пишет на доске вперемежку формулы оксидов и оснований, учащиеся отличают оксиды от оснований и называют их. Например: Na2O, NaOH, CuO, Cu(OH)2, Fe(OH)3, Fe2O3, SO2, CO2, KOH.

Коллективное обсуждение.

Переходя к кислотам, учитель дает название двум-трем кислотам, обращает внимание, что на первом месте в формулах кислот стоит водород, а в названиях кислот есть название неметалла, входящего в состав кислоты. Акцентируется внимание на понятии «кислотный остаток» (все, что останется в формуле, если отнимем водород).

Задание.

На доске записываются формулы оснований, кислот, оксидов. Учащиеся определяют, к какому классу неорганических соединений относится вещество с данной формулой. Например: LiOH, SO3, H2SO4, HCl, MgO, Ca(OH)2, H2CO3.

Коллективное обсуждение.

Внимание акцентируется на том, что при написании формул солей вначале ставятся химические символы металлов, а затем – кислотный остаток.

Задание.

Учитель предлагает формулы всех 4 классов неорганических соединений. Учащиеся определяют, к какому классу относятся приведенные формулы. Например: KCl, HCl, KOH, K2O; FeO, Fe(OH)2, FeCl3, HNO3, SO3, H2SO4, MgSO4.

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА


  1. ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОКСИДОВ.

Демонстрация

Учитель демонстрирует образцы оксидов или предлагает учащимся раздаточный материал «Оксиды».

2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОКСИДОВ В ПРИРОДЕ.

Учащиеся знакомятся с распространением оксидов в природе.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. Подготовить краткие сообщения (2-3 мин) по применению и нахождению в природе оксидов.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА