СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада биология 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиада по биологии для 9 класса предназначена для школьного этапа Всероссийской олимпиады, и позволяет повторить изученный ранее материал. На выполнение отводится 45 минут. Предназначена как для средних так и для сильных обучающихся. Олимпиада включает три задания.Первое - с выбором одного правильного ответа, второе - из двенадцати утверждений выбрать только правильные утверждения. К третьему заданию необходимо подобрать термины к соотетстующим определениям.

Просмотр содержимого документа
«олимпиада биология 9 класс»

АВТОР: КАЧАЕВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА, УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ, МБОУ ООШ №4.

г.МЕЖДУРЕЧЕНСК121
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии

20015/16 учебный год 9 класс.

Часть 1. Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них только один – верный.

1. Неправильно и НЕКОРРЕКТНО следующее утверждение: «Лишайник - симбиоз

а - гриба и цианобактерии» б - автотрофа и гетеротрофа»

в - прокариота и гетеротрофа» г - гриба и водоросли»

2. . Найдите аналогию: Железо : Анемия = Йод : ?

а - микседема б - бронзовая болезнь в - диабет г - базедова болезнь

3. Насекомых среди других членистоногих можно узнать по наличию у них:

а – Хитинового покрова;                   б – Трех пар ног;

в – Членистых конечностей;           г – Отделов тела.

4. Наследственная информация в клетке эукариот зашифрована в молекулах:

а – АТФ;                     б – ДНК;                      в – Белков; г - РНК

5. Какова роль организмов-разрушителей в круговороте веществ в природе?

а – Разлагают остатки мертвых организмов до неорганических веществ;

б – Служат пищей для растений;

в – Создают органические вещества из неорганических;

г – Обогащают атмосферу кислородом.

6. В листе молекулы воды проходят восходящий путь:

а – устьице – мезофилл – ксилема; б – ксилема – мезофилл – устьице; в – флоэма — ксилема — мезофилл; г – флоэма – мезофилл — устьице.

7. Главный признак царства грибов:

а –  Наличие в клетках ядра;    б -  Наличие оболочки из хитиноподобного вещества;

в –  Питание готовыми органическими веществами;

г –  Клеточное строение организмов.

8. Парные примитивные «конечности» (параподии) впервые появились у

а - ресничных червей б - ракообразных

в - многощетинковых червей г - малощетинковых червей

9. Растения, достигшие в процессе эволюции наиболее высокого уровня организации, это:

а –  Покрытосеменные;                    б –   Голосеменные;

в –  Папаротниковидные;                  г –  Моховидные.

10. Гладкая эндоплазматическая сеть участвует в образовании:

а –  Белков;      б –   Жиров;     в- АТФ;    г –  Углеводов и жиров.

11. Микориза:

а –  Плодовое тело гриба;                 б –   Симбиоз гриба и корней дерева;

в –  Болезнь растений, вызываемая грибами;         г –  Часть грибницы.

12. К теплокровным животным относятся:

а –  Птицы;        б –   Насекомые;  в – Земноводные;     г –  Пресмыкающиеся.

13. Растения класса однодольных имеют:

а –  Листья с параллельным жилкованием, стержневую корневую систему;

б – Листья с параллельным и дуговым жилкованием, мочковатую корневую систему;

в –  Листья с сетчатым жилкованием, стержневую корневую систему;

г –  Листья с сетчатым жилкованием, мочковатую корневую систему.

14. Какая по­сле­до­ва­тель­ность из пред­ло­жен­ных пра­виль­но от­ра­жа­ет схему клас­си­фи­ка­ции рас­те­ний?

 а - вид → род → се­мей­ство → класс → отдел

б - вид → отдел → класс → род → се­мей­ство

в - вид → се­мей­ство → род → класс → отдел

г - вид → класс → отдел → род → се­мей­ство

15.     О единстве органического мира свидетельствует:

а –  Связь организмов со средой; б –   Приспособленность организмов к среде обитания;

в –  Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов, разных царств

живой природы; г –  Взаимосвязь клеток в организме.

16. Только для живых организмов характерно:

а –  Уменьшение веса;             б –   Изменение окраски;

в –  Дыхание;                            г –  Взаимодействие со средой.

17. Грибы питаются:

а –  Образуя на свету органические вещества;

б –  Готовыми органическими веществами;

в –  Только органическими веществами живых организмов;

г –  Поселяясь на продуктах питания.

18. Размножение грибов, мхов, папоротников осуществляется:

а –  С помощью спор;                       б – Путем деления клеток;

в –  С помощью семян;                     г –  С помощью черенков.

19. Кто из перечисленных ученых создал учение о биосфере?

а –  Владимир Николаевич Сукачев;           б –   Владимир Иванович Вернадский;

в –  Карл Линней;                                            г –  Николай Алексеевич Северцов.

20. Раздел ботаники, изучающий мхи:

а –  Бриология;       б –   Лихенология;        в –  Птеридология;           г –  Альгология.

21.   Клетка, в которой нет оформленного ядра, принадлежит:

а –  Бактерии;            б –   Растению;          в –  Грибу;              г –  Животному.

22. Кровь НЕ вы­пол­ня­ет функ­цию пе­ре­но­са газов у

 а - ось­ми­но­га б - реч­но­го рака в - кам­чат­ско­го краба г - лимонницы

23. Образование органических веществ из неорганических происходит в процессе:

а –  Дыхания;                                   б –   Передвижения веществ;

в –  Фотосинтеза;                             г –  Поглощения веществ из почвы.

24. Основная функция митохондрий:

а –  Синтез ДНК;    б –   Синтез АТФ;      в –  Синтез углеводов; г- Синтез белков.

25. В отличие от организмов всех царств живой природы вирусы:

а –  Не имеют клеточного строения;                      б –   Это одна клетка без ядра;

в –  Это одна клетка с ядром;                                   г –  Это спора.

26. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, тело которых

состоит из гифов, - это:

а –  Животные;           б –   Грибы;            в –  Растения;             г – Лишайники.

27. Ука­жи­те при­мер услов­но­го тор­мо­же­ния.

а - не­воль­ник забыл род­ной язык б - спортс­мен после со­рев­но­ва­ний идёт спать

в - в ответ на удар боксёр ата­ку­ет со­пер­ни­к г - при виде яб­ло­ка вы­де­ля­ет­ся слюна

28. Факторы неживой природы:

а –  Лишайники, мхи;               б –   Грибы, бактерии;

в –  Вода, воздух, свет;             г – Одноклеточные растения и животные.

29. Центры жажды, голода находятся в:

а - продолговатом мозге б - промежуточном мозга

в - среднем мозге г - мозжечке

30. Железы внутренней секреции выделяют в кровь:

а –  Витамины;        б –   Минеральные соли;       в –  Гормоны; г- Ферменты.

31. Корнеплод – это:

а - Утолщенный придаточный корень

б - Утолщенный стебель в основании главного побега

в - Утолщенный главный корень

г - Утолщенный стебель в основании главного побега и утолщенное основание главного корня

32. Мхи в процессе эволюции достигли более сложного строения по сравнению с:

а –  Папоротниками;              б –  Грибами;

в –  Водорослями;                  г – Лишайниками.

33.Впервые применил термин "Клетка":

а) Антони ван Левенгук;

б) Р.Гук;

в) Р.Броун;

г) М.Шлейден

34. Формула цветка представителей семейства Лилейные:

а) Ч(5)Л(5)Т5П (2); в) Ч5Л5ТП1;

б) О 2)+2Т 3П 1; г) О3+3Т3+3П(3).

35. Полость тела аскариды:

а) отсутствует; в) вторичная;

б) первичная; г) смешанная.

36. О единстве органического мира свидетельствует:

а) связь организмов со средой;

б) приспособленность организмов к среде обитания;

в) сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов, разных царств

живой природы;

г) взаимосвязь клеток в организме.

37. Органы выделения ланцетника представлены:

а) мальпигиевыми сосудами; в) нефридиями;

б) почками; г) протонефридиями.

38. Корой головного мозга контролируется:

а) чтение книги; в) реакция на ожог;

б) кашель; г) моргание

39. При пониженной кислотности желудка может быть нарушено расщепление:

а) белков; в) углеводов;

б) жиров; г) нуклеиновых кислот.

40. Неполное закрытие трехстворчатого (трикуспидального) клапана приведёт к обратному забросу крови в:

а) правое предсердие; в) аорту;

б) левое предсердие; г) лёгочную вену.


Часть II. Задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Характерные особенности двудольного растения:

I. Хорошо сформированная кора;

II. Наличие камбия;

III. Проводящие пучки закрытого типа;

IV. Наличие сложных листьев.

а) I, II, III; в) I, II, IV;

б) II, IV; г) III, IV.

2. Видоизменение листьев – усики у:

I. Винограда.

II. Гороха.

III. Чечевицы.

IV. Вики.

а) I, II; б) II, III, IV; в) I, III, IV; г) II, III.

3. Плод- костянку имеют:

I. Персик;

II. Виноград;

III. Грецкий орех;

IV. Мандарин;

V. Барбарис.

a) I, II, IV,V; б) I, III, V; в) II, III, V; г) II, IV, V

4. Особенностью строения зубов млекопитающих является

I. дифференциация зубов на резцы, клыки и коренные.

II. смена молочных зубов постоянными.

III. все зубы одинаковые остроконечные.

IV. срастание с челюстями.

а) II, III, IV; б) I, II, IV; в) I, IV; г) I, II.

5. Основой теплокровности птиц стало

I. Трехкамерное сердце.

II. Полное разделение артериального и венозного кровотоков.

III. Две дуги аорты.

IV. Интенсивное сокращение сердца.

а) II, III, IV; б) I, II, IV; в) I, IV; г) II, IV.

6.Для земноводных характерны следующие признаки:

I. Имеется только легочное дыхание,

II. Наличие мочевого пузыря;

III. Продуктом выделения является мочевая кислота;

IV. Для взрослых особей характерна линька;

V. Отсутствие грудной клетки.

а) II, V; б) I, III, V; в) II, IV, V; г) III, V, I, II

7. Кожа обладает следующими функциями:

I. защитной;

II. выделительной;

III. чувствительной;

IV. дыхательной;

V. терморегуляционной.

а) I, III, IV; б) II, IV,V; в) I, IV; г) I, II, III, V.

8. Функции мозжечка:

I. осуществляет контроль дыхания, деятельности сердца, тонуса сосудов;

II. безусловнорефлекторная координация движений;

III. сохранение равновесия и позы тела;

IV. здесь находятся центры зрения, слуха, терморегуляции;

V. регуляция мышечного тонуса.

а) II, IV,V; б) II, III, V; в) IV, V; г) II, V.

9. Развитие рахита у детей сопровождается следующими симптомами:

I. поражение кожи;

II. искривление ног;

III. малокровие;

IV. уплощение груди;

V. большая голова.

а) I, V; б) I, II, IV; в) II, V; г) II, IV,V.

10. Признаки, характерные для голосеменных:

I. В цикле развития преобладает спорофит.

II. Хорошо размножаются вегетативным способом.

III. Эндосперм гаплоидный.

IV. Эндосперм диплоидный.

V. Деревья, кустарники и травянистые растения.

а) II, IV; б) I, III; в) I, II; г) IV, V

Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15.

  1. Абиотические факторы – это факторы неживой природы.

  2. Позвоночник человека включает 35-36 позвонков.

  3. Гаструла – это однослойный зародыш.

  4. Серое вещество спинного мозга имеет вид мухи.

  5. У бактерий наследственный аппарат нуклеоид.

  6. Вирусы имеют капсид.

  7. Стрептококки имеют вид виноградной грозди.

  8. Багрянки – это бурые водоросли.

  9. Дождевого червя относят к полихетам.

  10. Луковица и клубень – это аналогичные органы.

  11. Кость в толщину растет за счет клеток хряща.

  12. При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 390С.

  13. Пластический обмен идет с выделением энергии.

  14. Дивергенцией называется расхождение признаков в процессе эволюции.

  15. Кончик языка более чувствителен к сладкому.


Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 7,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.


1. [2,5 балла] Установите соответствие между органическим соединением (А – Д) и выполняемой им функцией (1 – 5).

1. Компонент клеточной стенки грибов

2. Компонент клеточной стенки растений

3. Компонент клеточной стенки бактерий

4. Запасной полисахарид растений

5. Запасной полисахарид грибов

А. Крахмал

Б. Гликоген

В. Целлюлоза

Г. Муреин

Д. Хитин


2. [2,5 балла] Установите соответствие между типами соцветий (А – Д) и растениями (1 – 5) для которых они характерны.

А. Корзинка                                         1. Лук

Б. Сложный колос                               2. Ландыш

В. Зонтик                                              3. Пшеница

Г. Метёлка                                            4. Овёс

Д. Кисть                                                5. Ромашка


3.[2,5 балла] Соотнесите принадлежность животных:

1 – португальский кораблик, 2 – дрейссена, 3 – диффлюгия, 4 – трубач, 5 – эхинококк

применительно к типам: А – Плоские черви, Б – Инфузории, В – Кишечнополостные,

Г – Саркомастигофоры, Д – Моллюски.









Фамилия __________________________ Шифр _____________

Имя __________________________

Школа __________________________

Класс __________________________

Шифр __________________________


Матрица ответов
на задания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников
по биологии. 2015-16 уч. год. 9 класс


Задание 1. 40 баллов


1

2

3

4

5

6

7

8









9

10

11

12

13

14

15

16









17

18

19

20

21

22

23

24









25

26

27

28

29

30

31

32









33

34

35

36

37

38

39

40










Задание 2. 10 баллов


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10












Задание 3. 15 баллов


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

прав.

«ДА»
















прав.

«НЕТ»

















Задание 4. (7,5 баллов)

1.(мах. 2,5 балла по 0,5 балла за каждый правильный ответ)\

Функции

1

2

3

4

5

Соединение







2.(мах. 2,5 балла по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

Функции

1

2

3

4

5

Соединение







3. (мах. 2,5 балла по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

Тип животного

А

Б

В

Г

Д

Название животного








Ответы:


Задание 1. 40 баллов

1 – в;  2 – а;  3 – б;  4 – б;  5 – а;  6 – б;  7 – б;  8 – в;  9 – а;

10 – в;  11 – б;  12 –а;  13 – б;  14 – а;  15 – в;  16 – в;  17 – б;   18 – а;  19 – б;  20 – а;

21 – а; 22 – б; 23 – в; 24 – б; 25 – а; 26 – б; 27 – а; 28 – в; 29 – б; 30 – в; 31 – г; 32 – а; 33 – б; 34 - г; 35 - б; 36 -в ; 37 -в; 38 - а; 39 -а; 40 -а;


Задание 2. 10 баллов (за каждый правильный ответ 1 балл)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

в

б

б

г

г

а

г

б

г

б


Задание 3. (15 баллов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

прав.

«ДА»

+




+

+






+


+

+

прав.

«НЕТ»


+

+

+



+

+

+

+

+


+




Задание 4. (7,5 баллов)

1. (мах. 2,5 балла по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

Функции

1

2

3

4

5

Соединение

Д

В

Г

А

Б


2. (мах. 2,5 балла по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

Функции

1

2

3

4

5

Соединение

В

Д

Б

Г

А


3. (мах. 2,5 балла по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

Тип животного

А

Б

В

Г

Д

Название животного

5

4

1

3

2


МАХ ВСЕГО: 72,5 балла