АВТОР: КАЧАЕВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА, УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ, МБОУ ООШ №4.
г.МЕЖДУРЕЧЕНСК121
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии
20015/16 учебный год 9 класс.
Часть 1. Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них только один – верный.
1. Неправильно и НЕКОРРЕКТНО следующее утверждение: «Лишайник - симбиоз
а - гриба и цианобактерии» б - автотрофа и гетеротрофа»
в - прокариота и гетеротрофа» г - гриба и водоросли»
2. . Найдите аналогию: Железо : Анемия = Йод : ?
а - микседема б - бронзовая болезнь в - диабет г - базедова болезнь
3. Насекомых среди других членистоногих можно узнать по наличию у них:
а – Хитинового покрова; б – Трех пар ног;
в – Членистых конечностей; г – Отделов тела.
4. Наследственная информация в клетке эукариот зашифрована в молекулах:
а – АТФ; б – ДНК; в – Белков; г - РНК
5. Какова роль организмов-разрушителей в круговороте веществ в природе?
а – Разлагают остатки мертвых организмов до неорганических веществ;
б – Служат пищей для растений;
в – Создают органические вещества из неорганических;
г – Обогащают атмосферу кислородом.
6. В листе молекулы воды проходят восходящий путь:
а – устьице – мезофилл – ксилема; б – ксилема – мезофилл – устьице; в – флоэма — ксилема — мезофилл; г – флоэма – мезофилл — устьице.
7. Главный признак царства грибов:
а – Наличие в клетках ядра; б - Наличие оболочки из хитиноподобного вещества;
в – Питание готовыми органическими веществами;
г – Клеточное строение организмов.
8. Парные примитивные «конечности» (параподии) впервые появились у
а - ресничных червей б - ракообразных
в - многощетинковых червей г - малощетинковых червей
9. Растения, достигшие в процессе эволюции наиболее высокого уровня организации, это:
а – Покрытосеменные; б – Голосеменные;
в – Папаротниковидные; г – Моховидные.
10. Гладкая эндоплазматическая сеть участвует в образовании:
а – Белков; б – Жиров; в- АТФ; г – Углеводов и жиров.
11. Микориза:
а – Плодовое тело гриба; б – Симбиоз гриба и корней дерева;
в – Болезнь растений, вызываемая грибами; г – Часть грибницы.
12. К теплокровным животным относятся:
а – Птицы; б – Насекомые; в – Земноводные; г – Пресмыкающиеся.
13. Растения класса однодольных имеют:
а – Листья с параллельным жилкованием, стержневую корневую систему;
б – Листья с параллельным и дуговым жилкованием, мочковатую корневую систему;
в – Листья с сетчатым жилкованием, стержневую корневую систему;
г – Листья с сетчатым жилкованием, мочковатую корневую систему.
14. Какая последовательность из предложенных правильно отражает схему классификации растений?
а - вид → род → семейство → класс → отдел
б - вид → отдел → класс → род → семейство
в - вид → семейство → род → класс → отдел
г - вид → класс → отдел → род → семейство
15. О единстве органического мира свидетельствует:
а – Связь организмов со средой; б – Приспособленность организмов к среде обитания;
в – Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов, разных царств
живой природы; г – Взаимосвязь клеток в организме.
16. Только для живых организмов характерно:
а – Уменьшение веса; б – Изменение окраски;
в – Дыхание; г – Взаимодействие со средой.
17. Грибы питаются:
а – Образуя на свету органические вещества;
б – Готовыми органическими веществами;
в – Только органическими веществами живых организмов;
г – Поселяясь на продуктах питания.
18. Размножение грибов, мхов, папоротников осуществляется:
а – С помощью спор; б – Путем деления клеток;
в – С помощью семян; г – С помощью черенков.
19. Кто из перечисленных ученых создал учение о биосфере?
а – Владимир Николаевич Сукачев; б – Владимир Иванович Вернадский;
в – Карл Линней; г – Николай Алексеевич Северцов.
20. Раздел ботаники, изучающий мхи:
а – Бриология; б – Лихенология; в – Птеридология; г – Альгология.
21. Клетка, в которой нет оформленного ядра, принадлежит:
а – Бактерии; б – Растению; в – Грибу; г – Животному.
22. Кровь НЕ выполняет функцию переноса газов у
а - осьминога б - речного рака в - камчатского краба г - лимонницы
23. Образование органических веществ из неорганических происходит в процессе:
а – Дыхания; б – Передвижения веществ;
в – Фотосинтеза; г – Поглощения веществ из почвы.
24. Основная функция митохондрий:
а – Синтез ДНК; б – Синтез АТФ; в – Синтез углеводов; г- Синтез белков.
25. В отличие от организмов всех царств живой природы вирусы:
а – Не имеют клеточного строения; б – Это одна клетка без ядра;
в – Это одна клетка с ядром; г – Это спора.
26. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, тело которых
состоит из гифов, - это:
а – Животные; б – Грибы; в – Растения; г – Лишайники.
27. Укажите пример условного торможения.
а - невольник забыл родной язык б - спортсмен после соревнований идёт спать
в - в ответ на удар боксёр атакует соперник г - при виде яблока выделяется слюна
28. Факторы неживой природы:
а – Лишайники, мхи; б – Грибы, бактерии;
в – Вода, воздух, свет; г – Одноклеточные растения и животные.
29. Центры жажды, голода находятся в:
а - продолговатом мозге б - промежуточном мозга
в - среднем мозге г - мозжечке
30. Железы внутренней секреции выделяют в кровь:
а – Витамины; б – Минеральные соли; в – Гормоны; г- Ферменты.
31. Корнеплод – это:
а - Утолщенный придаточный корень
б - Утолщенный стебель в основании главного побега
в - Утолщенный главный корень
г - Утолщенный стебель в основании главного побега и утолщенное основание главного корня
32. Мхи в процессе эволюции достигли более сложного строения по сравнению с:
а – Папоротниками; б – Грибами;
в – Водорослями; г – Лишайниками.
33.Впервые применил термин "Клетка":
а) Антони ван Левенгук;
б) Р.Гук;
в) Р.Броун;
г) М.Шлейден
34. Формула цветка представителей семейства Лилейные:
а) Ч(5)Л(5)Т5П (2); в) Ч5Л5Т∞ П1;
б) О 2)+2Т 3П 1; г) О3+3Т3+3П(3).
35. Полость тела аскариды:
а) отсутствует; в) вторичная;
б) первичная; г) смешанная.
36. О единстве органического мира свидетельствует:
а) связь организмов со средой;
б) приспособленность организмов к среде обитания;
в) сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов, разных царств
живой природы;
г) взаимосвязь клеток в организме.
37. Органы выделения ланцетника представлены:
а) мальпигиевыми сосудами; в) нефридиями;
б) почками; г) протонефридиями.
38. Корой головного мозга контролируется:
а) чтение книги; в) реакция на ожог;
б) кашель; г) моргание
39. При пониженной кислотности желудка может быть нарушено расщепление:
а) белков; в) углеводов;
б) жиров; г) нуклеиновых кислот.
40. Неполное закрытие трехстворчатого (трикуспидального) клапана приведёт к обратному забросу крови в:
а) правое предсердие; в) аорту;
б) левое предсердие; г) лёгочную вену.
Часть II. Задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Характерные особенности двудольного растения:
I. Хорошо сформированная кора;
II. Наличие камбия;
III. Проводящие пучки закрытого типа;
IV. Наличие сложных листьев.
а) I, II, III; в) I, II, IV;
б) II, IV; г) III, IV.
2. Видоизменение листьев – усики у:
I. Винограда.
II. Гороха.
III. Чечевицы.
IV. Вики.
а) I, II; б) II, III, IV; в) I, III, IV; г) II, III.
3. Плод- костянку имеют:
I. Персик;
II. Виноград;
III. Грецкий орех;
IV. Мандарин;
V. Барбарис.
a) I, II, IV,V; б) I, III, V; в) II, III, V; г) II, IV, V
4. Особенностью строения зубов млекопитающих является
I. дифференциация зубов на резцы, клыки и коренные.
II. смена молочных зубов постоянными.
III. все зубы одинаковые остроконечные.
IV. срастание с челюстями.
а) II, III, IV; б) I, II, IV; в) I, IV; г) I, II.
5. Основой теплокровности птиц стало
I. Трехкамерное сердце.
II. Полное разделение артериального и венозного кровотоков.
III. Две дуги аорты.
IV. Интенсивное сокращение сердца.
а) II, III, IV; б) I, II, IV; в) I, IV; г) II, IV.
6.Для земноводных характерны следующие признаки:
I. Имеется только легочное дыхание,
II. Наличие мочевого пузыря;
III. Продуктом выделения является мочевая кислота;
IV. Для взрослых особей характерна линька;
V. Отсутствие грудной клетки.
а) II, V; б) I, III, V; в) II, IV, V; г) III, V, I, II
7. Кожа обладает следующими функциями:
I. защитной;
II. выделительной;
III. чувствительной;
IV. дыхательной;
V. терморегуляционной.
а) I, III, IV; б) II, IV,V; в) I, IV; г) I, II, III, V.
8. Функции мозжечка:
I. осуществляет контроль дыхания, деятельности сердца, тонуса сосудов;
II. безусловнорефлекторная координация движений;
III. сохранение равновесия и позы тела;
IV. здесь находятся центры зрения, слуха, терморегуляции;
V. регуляция мышечного тонуса.
а) II, IV,V; б) II, III, V; в) IV, V; г) II, V.
9. Развитие рахита у детей сопровождается следующими симптомами:
I. поражение кожи;
II. искривление ног;
III. малокровие;
IV. уплощение груди;
V. большая голова.
а) I, V; б) I, II, IV; в) II, V; г) II, IV,V.
10. Признаки, характерные для голосеменных:
I. В цикле развития преобладает спорофит.
II. Хорошо размножаются вегетативным способом.
III. Эндосперм гаплоидный.
IV. Эндосперм диплоидный.
V. Деревья, кустарники и травянистые растения.
а) II, IV; б) I, III; в) I, II; г) IV, V
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15.
Абиотические факторы – это факторы неживой природы.
Позвоночник человека включает 35-36 позвонков.
Гаструла – это однослойный зародыш.
Серое вещество спинного мозга имеет вид мухи.
У бактерий наследственный аппарат нуклеоид.
Вирусы имеют капсид.
Стрептококки имеют вид виноградной грозди.
Багрянки – это бурые водоросли.
Дождевого червя относят к полихетам.
Луковица и клубень – это аналогичные органы.
Кость в толщину растет за счет клеток хряща.
При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 390С.
Пластический обмен идет с выделением энергии.
Дивергенцией называется расхождение признаков в процессе эволюции.
Кончик языка более чувствителен к сладкому.
Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 7,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
1. [2,5 балла] Установите соответствие между органическим соединением (А – Д) и выполняемой им функцией (1 – 5).
1. Компонент клеточной стенки грибов 2. Компонент клеточной стенки растений 3. Компонент клеточной стенки бактерий 4. Запасной полисахарид растений 5. Запасной полисахарид грибов | А. Крахмал Б. Гликоген В. Целлюлоза Г. Муреин Д. Хитин |
2. [2,5 балла] Установите соответствие между типами соцветий (А – Д) и растениями (1 – 5) для которых они характерны.
А. Корзинка 1. Лук
Б. Сложный колос 2. Ландыш
В. Зонтик 3. Пшеница
Г. Метёлка 4. Овёс
Д. Кисть 5. Ромашка
3.[2,5 балла] Соотнесите принадлежность животных:
1 – португальский кораблик, 2 – дрейссена, 3 – диффлюгия, 4 – трубач, 5 – эхинококк
применительно к типам: А – Плоские черви, Б – Инфузории, В – Кишечнополостные,
Г – Саркомастигофоры, Д – Моллюски.
Фамилия __________________________ Шифр _____________
Имя __________________________
Школа __________________________
Класс __________________________
Шифр __________________________
Матрица ответов
на задания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников
по биологии. 2015-16 уч. год. 9 класс
Задание 1. 40 баллов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | | | | | | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| | | | | | | |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
| | | | | | | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |
| | | | | | | |
33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| | | | | | | |
Задание 2. 10 баллов
Задание 3. 15 баллов
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
прав. «ДА» | | | | | | | | | | | | | | | |
прав. «НЕТ» | | | | | | | | | | | | | | | |
Задание 4. (7,5 баллов)
1.(мах. 2,5 балла по 0,5 балла за каждый правильный ответ)\
Функции | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Соединение | | | | | |
2.(мах. 2,5 балла по 0,5 балла за каждый правильный ответ)
Функции | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Соединение | | | | | |
3. (мах. 2,5 балла по 0,5 балла за каждый правильный ответ)
Тип животного | А | Б | В | Г | Д |
Название животного | | | | | |
Ответы:
Задание 1. 40 баллов
1 – в; 2 – а; 3 – б; 4 – б; 5 – а; 6 – б; 7 – б; 8 – в; 9 – а;
10 – в; 11 – б; 12 –а; 13 – б; 14 – а; 15 – в; 16 – в; 17 – б; 18 – а; 19 – б; 20 – а;
21 – а; 22 – б; 23 – в; 24 – б; 25 – а; 26 – б; 27 – а; 28 – в; 29 – б; 30 – в; 31 – г; 32 – а; 33 – б; 34 - г; 35 - б; 36 -в ; 37 -в; 38 - а; 39 -а; 40 -а;
Задание 2. 10 баллов (за каждый правильный ответ 1 балл)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
в | б | б | г | г | а | г | б | г | б |
Задание 3. (15 баллов)
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
прав. «ДА» | + | | | | + | + | | | | | | + | | + | + |
прав. «НЕТ» | | + | + | + | | | + | + | + | + | + | | + | | |
Задание 4. (7,5 баллов)
1. (мах. 2,5 балла по 0,5 балла за каждый правильный ответ)
Функции | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Соединение | Д | В | Г | А | Б |
2. (мах. 2,5 балла по 0,5 балла за каждый правильный ответ)
Функции | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Соединение | В | Д | Б | Г | А |
3. (мах. 2,5 балла по 0,5 балла за каждый правильный ответ)
Тип животного | А | Б | В | Г | Д |
Название животного | 5 | 4 | 1 | 3 | 2 |
МАХ ВСЕГО: 72,5 балла