Всероссийская олимпиада школьников по экологии.
Школьный тур. 9 класс.
Время выполнения работы – 2 часа (120 минут).
Работа выполняется без использования справочников, атласов и др. источников информации.
Задание 1. Выразите свое согласие или несогласие с представленными ниже утверждениями (ответ «да» или «нет»). Свой ответ обоснуйте. За каждый верный ответ и верное обоснование вы получаете 2 балла. Максимальное количество баллов – 10 баллов.
Озоновый слой является необходимым условием существования биосферы, потому что он образуется в результате космических излучений
Температура тела холоднокровных животных зависит от тепла, поступающего извне
К внутриклеточным паразитам относят острицу.
Фактор, интенсивность которого наиболее благоприятна для жизнедеятельности организма, называют ограничивающим
Взаимоотношения, возникающие между особями разных видов со сходными экологическими требованиями, называют конкуренцией.
Задание 2
Выберите один правильный ответ из четырёх возможных. Свой ответ обоснуйте. За каждый верный ответ и его правильное обоснование вы получаете 2 балла. Максимальное количество баллов - 6
Предметом изучения экологии является
а) многообразие организмов, их объединение в группы;
б) закономерности наследственности и изменчивости организмов;
в) строение и особенности функционирования организмов;
г) взаимоотношения живых организмов и среды их обитания
Широко известное самоизреживание елей – это яркий пример:
а) паразитизма;
б) межвидовой конкуренции;
в) внутривидовой конкуренции;
г) антропогенного влияния.
Какое действие человека скорее приведет к гибели обитателей озера
а) отлов рыбы;
б) разведение в нем новых пород рыб;
в) перенаселение видами растений и животных;
г) смыв солей фосфора и азота в воду
Задание 3. Выберите один правильный ответ из четырёх возможных. Каждый из предложенных вариантов проанализируйте и прокомментируйте. За правильный ответ вы получаете 1 балл и за каждое верное обоснование 4 вариантов ответа вы получаете еще по 1 баллу. Итого за задание: 5 баллов
Примером биоценоза является совокупность
а) деревьев и кустарников в парке;
б) растений, выращиваемых в ботаническом саду;
в) птиц и млекопитающих, обитающих в еловом лесу;
г) организмов, обитающих на болоте
Задание 4. Выберите два (или более) ответа из предложенных
В природной экосистеме, в отличие от искусственной
1) длинные цепи питания
2) продуценты изымаются из круговорота
3) небольшое число видов
4) осуществляется саморегуляция
5) замкнутый круговорот веществ
6) используются дополнительные источники энергии наряду с солнечной
Определите правильно составленную пищевую цепь.
1) чайка - окунь - мальки рыб - водоросли
2) водоросли - чайка - окунь - мальки рыб
3) мальки рыб - водоросли - окунь - чайка
4) водоросли - мальки рыб - окунь - чайка
5) сосна - синица - личинки насекомых - ястреб
6) сосна - личинки насекомых - синица - ястреб
Дождевые черви являются
Детритофанами;
Автотрофами;
Консументами;
Редуцентами;
Фитофагами;
Хемотрофами
Так называемая теорема Г.Ф. Гаузе описывает следующие явления:
Симбиоз двух видов;
Конкуренцию двух видов;
Равенство численности двух видов;
Порог численности видов обусловлен емкостью среды;
Мутуализма
В экосистеме дубравы саморегуляция проявляется в
1) сокращении численности деревьев в результате вырубки
2) ограничении численности растительноядных животных хищниками;
3) гибели деревьев в результате массового размножения насекомых-вредителей
4) зависимости численности белок от урожая желудей
5) полном уничтожении волками популяции кабанов
6) ограничении роста численности мышей хищниками
Экологическая роль снегового покрова в жизни растений заключается в:
1) улучшении дыхания листьев;
2) защите зимующих частей растений;
3) предохранении растений от излишнего испарения;
4) сохранении созревших семян от поедания;
5) притяжении солнечных лучей;
6) предохранении от поедания животными.
В водной экосистеме по сравнению с наземной
1) стабильный тепловой режим
2) низкая плотность среды
3) пониженное содержание кислород
4) высокое содержание кислорода
5) резкие колебания теплового режима
6) низкая прозрачность среды
Современный уровень загрязнения атмосферного воздуха на территории Республики Коми определяется выбросами…
1) предприятий металлургии и теплоэнергетики;
2) предприятий промышленности строительных материалов;
3) предприятий лесной и деревообрабатывающей отрасли;
4) автотранспортом;
5) предприятий пищевой и лѐгкой промышленности;
6) авиационным транспортом
Олимпиада по экологии. 9 класс.
Матрица ответов для учащихся.
Задание 1.
№ вопроса | Да | Нет | Обоснование выбора |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
Задание 2.
№ вопроса | Ответ | Обоснование выбора |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
Задание 3.
Верный ответ (укажите букву) : _____
Обоснование всех вариантов:
Задание 4.
№ вопроса | Ответ (два варианта и более) |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
Олимпиада по экологии. 9 класс.
Матрица ответов.
Максимальное количество баллов - 39
Задание 1. Максимальное количество баллов – 10;
2 балла за каждый верный ответ и верное его обоснование; если присутствует только ответ, а обоснования нет, или оно неверное, - ученик получает 1 балл
№ вопроса | Да | Нет | Обоснование выбора |
1 | | + | Озоновый слой является необходимым условием существования биосферы, потому что он защищает все живые организмы на Земле от губительных ультрафиолетовых лучей |
2 | + | | Хладнокровные животные не могут регулировать температуру тела, их температура зависит от температуры окружающей среды |
3 | | + | Острица паразитирует в кишечнике. Она не является внутриклеточным паразитом. Внутриклеточными паразитами могут быть вирусы |
4 | | + | Фактор, интенсивность которого наиболее благоприятна для жизнедеятельности организма, называют оптимальным. Ограничивающим будет фактор, величина которого больше других отклоняется от оптимального. |
5 | + | | Взаимоотношения, возникающие между особями разных видов со сходными экологическими требованиями, называют конкуренцией. Одинаковые требования к условиям (ресурсам, территории и т.п.) неизбежно приведут эти виды к конкуренции. |
Задание 2. Максимальное количество баллов - 6: 2 балла за каждый верный ответ и верное его обоснование; если присутствует только ответ, а обоснования нет, или оно неверное, - ученик получает 1 балл
№ вопроса | Ответ | Обоснование выбора |
1 | г | Экология – это наука о взаимодействии живых организмов друг с другом и со средой обитания |
2 | в | Внутривидовая конкуренция-это конкуренция между особями 1 вида. В примере с самоизреживанием елей организмы, о которых идет речь, относятся к 1 виду. |
3 | г | Наиболее неблагоприятным из перечисленных факторов для рыб в водоеме является смыв химических веществ в почву, что может привести к их гибели. |
Задание 3. Максимальное количество баллов – 5: за верный вариант ответа 1 балл; за каждое верное обоснование – 1 балл.
Верный ответ (укажите букву): __ г __
Обоснование всех вариантов:
а | Всю совокупность живых организмов, входящих в конкретную экологическую систему, принято называть биотическим сообществом, или биогеоценозом «Деревья и кустарники в парке»: нет упоминания о др. живых организмах, которые присутствуют в парке |
б | Всю совокупность живых организмов, входящих в конкретную экологическую систему, принято называть биотическим сообществом, или биоценозом. Кроме растений в ботаническом саду встречаются и представители животных (черви, насекомые, микроорганизмы) |
в | « Птиц и млекопитающих, обитающих в еловом лесу»: нет упоминания о представителях других групп животных, а также растений (указан только 1 вид-ель). На самом деле речь должна идти о всех живых организмах, встречающихся в еловом лесу |
г | Всю совокупность живых организмов, входящих в конкретную экологическую систему, принято называть биотическим сообществом, или биоценозом. Словосочетание «Организмы, обитающие на болоте» подходит под данное определение |
Задание 4. Максимальное количество баллов – 18. 1 балл за каждый верный ответ.
№ вопроса | Ответ (два варианта и более) |
1 | 1,4,5 |
2 | 4,6 |
3 | 1,4 |
4 | 2,4 |
5 | 2,4 |
6 | 1,6 |
7 | 1,3,6 |
8 | 3,4 |