СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по истории для 8 класса

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная олимпиада  по истории предназначена для учащихся 8 классов. Включает различные задания, например - работу с историческом текстом и документом, историческую задачу и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по истории для 8 класса»


8 класс

Время выполнения – 80 минут

Максимальное количество баллов – 30


I. По какому принципу образованы ряды? Запишите краткий ответ. (3 балла)

  1. 1687, 1701, 1715, 1725, 1731, 1755.__________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. 1725, 1727, 1730, 1740, 1741._______________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Кремль, Китай – город, Белый город, Земляной город._________________________

__________________________________________________________________________

II. «Да» или «Нет»? Если Вы согласны с утверждением, подчеркните «Да», если не согласны – «Нет». (2 балла)

А) Первый морской корабль в России построил царь Пётр I. (ДА, НЕТ)

Б) «Древняя Российская история» написана М.В. Ломоносовым. (ДА, НЕТ)

В) А.В. Суворов – первый полный Георгиевский кавалер. (ДА, НЕТ)

Г) Царское село – загородная царская резиденция с XVIII века. (ДА, НЕТ)


III. Перед Вами фрагменты трудов выдающихся отечественных историков. Ваша задача – определить о ком (либо о чём) говорится в приведённой цитате. (3 балла)

1. «Добрая слава его пережила худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими, а народ в течение веков чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего гражданского образования; отвергнул или забыл название мучителя… История злопамятнее народа!»


__________________________________________________________________________

2. Пётр забежал в мастерскую культуры Западной Европы и не хотел идти никуда больше, был безучастным зрителем, когда ему показывали другие стороны европейской жизни».

__________________________________________________________________________

3. «Образец великих Полководцев, не есть пример Государя великого: ибо он славу побед уважал более государственного блага и, характером своим пленяя воображение Стихотворца, заслуживает укоризну Историка».

_______________________________________________________________________________


IV. Историческая задача. (2 балла)

Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» начинается так:

В каком году – рассчитывай,

В какой земле – угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных….

Когда могла произойти эта встреча? Обоснуйте свой ответ.__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________


V. В знаменитой комедии «Недоросль» Митрофанушка говорит: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Если бы он произнёс эту фразу 21 января 1714 года, то прослыл бы бунтарём! Почему? (2 балла)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


VI. Исторический конструктор. (3 балла)

Используя все приведенные слова, составьте определения исторических понятий, запишите это определение и само понятие. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Разрешено добавлять предлоги, изменять слова по падежам.

А) сторонники, свободы, парламентский, течение, объединяющий, строй, гражданские, свобода предпринимательства.

Б) машинный, крупный, производство, предприятие, основанный.

В) новый, акт, создание, сводный, нормативно-правовой, систематизированный.

А)________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Б) ________________________________________________________________________

В) ________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

VII. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы. (3 балла)


Понеже известно есть, что как в человеческой породе, так и зверской и птичьей случается, что родятся монстра, то есть уроды, которые всегда во всех государствах собираются для диковинки, чего перед несколькими летами уже указ сказан, чтоб такие приносили, обещая платеж за оное, которых несколько уже и принесено.

Также, ежели кто найдёт в земле или в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики или малы пред обыкновенными, также какие старые подписи на каменьях, железе или меди, или какое старое и ныне необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно – також бы приносили, за что будет довольная дача.

Когда кто принесёт урода человечья, тому, дав деньги по указу, отпускать не мешкав, отнюдь не спрашивая: чьё, под потерянием чина и жестокого штрафа. А будет животное какое или вещь, какая, то записывать: чьё, а денег не давать прежде, пока то отослано будет в указное место и оттоль получить отповедь, сколько дать. И тогда немедленно дать деньги, которые давать из наличных денег, какие в ту пору найдутся, из каких-нибудь положенных доходов, считая на кабинетной счёт, которым выданы будут, вместо их, из соляных денег.

1. Кто автор данного указа?____________________________________________________

2. Какое учреждение и в каком городе было построено для хранения всяческих редкостей?_________________________________________________________________

3. Какие научные и образовательные учреждения возникли благодаря автору данного указа? (не менее трёх) _________________________________________________

___________________________________________________________________________

VIII. Работа с документом. Проанализируйте фрагмент исторического документа и ответьте на вопросы. (3 балла)

«Московский патриарх созвал Собор… относительно нововведений и разных погрешностей в делах веры: во-первых, относительно того, что они не служат, как мы, на антиминсе с изображениями и с надписями, освященными мощами святых, а не в куске белого полотна; во-вторых, что они, принося священную жертву, вынимают не девять чинов, а только четыре; в-третьих, что они делают в некоторых словах ошибки в «Верую во единого Бога»; в-четвертых, прикладываются к иконам только раз или два в году; в-пятых, не принимают антидора; в-шестых, касательно их крестного знамения при ином расположении пальцев… Патриарх… перевел служебник литургии с греческого языка на русский, изложил в нем обряды в ясных выражениях… исправил многие ошибки, по царскому утверждению и повелению, на основании свидетельств закона и пророков. Патриарх… сказал: «Я русский, сын русского, но мои убеждения и моя вера греческая». Некоторые из архиереев ответили повиновением, а некоторые из них… внутренне возроптали».

1) К какому времени относится данный документ (укажите век)?_______________________

2) О каком событии идёт речь?______________________________________________________

__________________________________________________________________________________

3) Что имел в виду автор, говоря о том, что «некоторые из них внутренне возроптали»?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Используя Ваши знания по истории России, укажите, к каким последствиям привело это событие (назовите не менее трёх).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


IX. Изучите данные таблиц и ответьте на вопросы. (4 балла)

Таблица 1. Вывоз товаров из России в 1726 году.

 

Через Петербург

Через Архангельск

Через Ригу

Пенька

494 364 пуда

 -

712 570 пудов

Лен

58 616 пудов

808 пудов

240 000 пудов

Сало

25 094 пудов

24 051 пудов

970 пудов

Железо

55 149 пудов

 -

 -

Юфть

169 137 пудов

2 872 пуда

 -

Льняные ткани

9 600 307 аршин

718 986 аршин

 -

Персидский шелк

2 192 пуда

 -

 -

Парусина

7 747 кусков

 -

 -

Хлеб

 -

 -

22 400 четвертей

Итого на сумму

2 403 423 руб.

285 387 руб.

1 550 000 руб.

Таблица 2. Ввоз товаров в Россию в 1726 году.

 

Через Петербург

Через Архангельск

Через Ригу

Напитки

137 715 руб.

4 028 руб.

нет данных

Сахар

11 289 пудов.

50 пудов

Кофе

474 пудов

20 пудов

Шелк

3,5 пуда

 -

Красильные вещества

268 280 руб.

7 381 руб.

Шелковые товары

15 372 руб.

92 руб.

Шерстяные

662 492 руб.

464 руб.

Бумажные

28 632 руб.

 -

Льняные

691 руб.

244 руб.

Итого на сумму

1 549 697 руб.

35 846 руб.

540 000 руб.


  1. Какие изменения произошли в направлениях грузопотока в петровское время по сравнению с XVII веком? _____________________________________________

_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Каким образом данные таблиц показывают результаты промышленной политики петровского государства?_______________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие недостатки промышленного развития отражены в таблицах?__________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Каким образом табличный материал отражает транзитную роль России в международной торговле?________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________



X. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. (5 баллов)

Участники существовавших в России с 1816 г. тайных обществ в течение длительного времени разрабатывали планы захвата власти. Однако выступление 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Санкт-Петербурге потерпело поражение.

Назовите не менее двух причин поражения выступления декабристов. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________В чём проявилось влияние поражения декабристов на развитие общественной мысли? Приведите не менее трёх положений.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________