Олимпиада по литературе
7 - 8 классы
Каким русским писателям принадлежали данные псевдонимы:
Архивариус, Зритель, Летописец. Прохожий,
Журналист, Пассажир, Старожил, Провинциальный наблюдатель;
Ы.Ц.Ч., Ы., А.Б.В., О.О.;
Г.Янов, В.Алов, П. Глечик?
Какие музыкальные произведения были созданы русскими композиторами по мотивам следующих произведений:
Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», М.Ю.Лермонтов «Демон»,К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин»?
Определите, каким литературоведческим терминам соответствуют следующие лексические значения слов:
художественное произведение, для которого характерно резкое преувеличение внешних признаков действующего лица, грубый комизм, являющийся средством раскрытия сущности характера или сложившейся ситуации, это произведение использовалось в античном, средневековом театре и в более позднюю эпоху;
разновидность литературной драмы, для которой характерны острая, занимательная интрига, преувеличенная патетика в изображении чувств («слезливость»), прямолинейное деление героев на «добрых» и «злых»;
драматическое произведение, в котором противоборствуют волшебные силы и, как в сказках, всегда побеждает добро, красота; при постановке на сцене используются особые впечатляющие эффекты;
легкая развлекательная пьеса бытового содержания, основанная на занимательной интриге и сочетающая остроумный диалог с музыкой, танцами, весёлыми песнями;
небольшая пьеса комического содержания, разыгрываемая между актами основной драмы; большую популярность получила в Испании и Англии в эпоху Возрождения;
в современном театре также используется в виде вставных комических и музыкальных сцен в спектакле.
В комедии герой раскрывается прежде всего в словах; он рассказывает о себе, своих чувствах (или скрывает их), и по тому, что и как говорит персонаж, можно судить о его личности. Определите по отдельным репликам, кому они принадлежат. Свой ответ аргументируйте
а) «Я люблю поесть. Ведь на то и живёшь, чтобы срывать цветы удовольствия».
б) «Нет, нет, позвольте уж мне самому. Бывали трудные случаи в жизни, сходили, ещё даже и спасибо получал; авось Бог вынесет и теперь».
в) «Знаю, знаю… Этому не учите, это я делаю не то чтобы из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете».
г) «Не приведи Бог служить по учёной части, всего боишься. Всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек».
д) «Ничего, ничего, я так: петушком, петушком побегу за дрожками. Мне бы только немножко в щелочку-та, в дверь этак посмотреть, как у него эти поступки…»
е)» Да делать-то, конечно, нечего. А за ошибку-то повели ему заплатить штрафт. Мне от своего счастья нечего отказываться, а деньги бы мне теперь очень пригодились».
Перечитайте хокку японских поэтов Басё и Исса. Подберите к каждому из них соответствующее название из столбика справа.
а)Вот выплыла луна, а)Весенние голоса.
И каждый мелкий кустик б)Одиночество.
На праздник приглашен. в)Равенство.
б)Жаворонок поет. г)Весенний пейзаж.
Звонким ударом по чаще д)Ночная красота.
Вторит ему фазан. е)Дружба.
в)Проталина в снегу. ж)Весна пришла.
В ней светло-лиловый з)Родина.
Спаржи стебелёк. и)Любовь ко всему живому.
г)Весеннее утро.
Над каждым холмом безыменным
Прозрачная дымка.
д)О проснись, проснись!
Стань товарищем моим,
Спящий мотылек.
е)Ах, не топчи траву!
Там светляки сияли
Вчера ночной порой.
ж)Какая луна!
Нынче ночью и птицы в гнездах
Дверей не закрыли...
з)По дороге не ссорьтесь,
Помогайте друг другу, как братья,
Перелетные птицы.
и)В стране моей родной
Цветет вишневым цветом
И на полях трава.
Назовите героя, определите автора и заголовок художественного произведения.
А) Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижный старикашка лет 65-ти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. Днем он спит в людской кухне или балагурит с кухарками, ночью же, окутанный в просторный тулуп, ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку.
Б) Отличительными чертами более приятного, чем красивого лица его были простосердечие и откровенность. В его темно-серых глазах, осененных черными ресницами, наблюдатель прочел бы необыкновенную, бессознательную и как бы невольную решительность, не позволявшую ем ни на миг задуматься в минуту действия. Неровные взъерошенные брови и косая между ними складка указывали на некоторую беспорядочность м непоследовательность в мыслях. Но мягко и определительно изогнутый рот выражал честную, ничем не поколебимую твердость, а улыбка – беспритязательное, почти детское добродушие, так что иной, пожалуй, почел бы его ограниченным, если бы благородство, дышащее в каждой черте его, не ручалось, что он всегда постигнет сердцем, чего, может быть, и не сумеет объяснить себе умом.
В) …был сын бедного иностранца… был мальчик лет тринадцати, худой, высокий, бледный, с птичьей рожицей и добродушно-покорным выражением. Он был очень бедно одет, но зато всегда напомажен так обильно, что мы уверяли, будто … в солнечный день помада тает на голове и течет под курточку.
Г) В минуту оделся он; вычернил усы, брови, надел на темя маленькую черную шапочку, - и никто бы из самых близких к нему…не мог узнать его. По виду ему казалось не более тридцати пяти лет. Здоровый румянец играл на его щеках, и самые рубцы придавали ему что-то повелительное. Одежда, убранная золотом, очень шла к нему.
Д) Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, празднично одетый в золотистую шелковую рубаху, плисовые штаны и скрипучие сапоги гармоникой. Блестели его волосы, сверкали раскосые веселые глаза под густыми бровями и белые зубы под черной полоской молодых усов, горела рубаха, мягко отражая красный огонь неугасимой лампады.
Современником каких из перечисленных ниже историко-культурных явлений был А.С.Пушкин? Какова его позиция по отношению к каждому из них?
«Северная пчела», «Современник», «Отечественные записки», «Зеленая лампа», «Беседа любителей русского слова», «Арзамас», «Полярная звезда».
Один из его сонетов завершается такими строками:
Ты полюби сперва моё прозванье,
Тогда меня полюбишь. Я – желанье!
Другой начинается так:
Недаром имя, данное мне, значит
«Желание». Желанием томим…
Назовите его фамилию. Объясните, как вы догадались.
Сопоставьте два лирических произведения. Определите их тему, образы, настроение, чувства лирического героя и объясните, в чем сходство и различие. Обратите внимание на стихотворный размер, на композицию.
Я пастух, мои палаты –
Межи зыбистых полей.
По горам зеленым - скаты
С гарком гулких дупелей.
Вяжут кружево над лесом
В желтой пене облака.
В тихой дреме под навесом
Слышу шепот сосняка.
Светят зелено в сутёмы
Под росою тополя.
Я – пастух; мои хоромы –
В мягкой зелени поля.
Говорят со мной коровы
На кивливом языке.
Духовитые дубровы
Кличут ветками к реке.
Позабыв людское горе,
Сплю на вырублях сучья.
Я молюсь на алы зори,
Причащаюсь у ручья.
С.Есенин.
Утро.
Когда заря, светясь по сосняку,
Горит, горит, и лес уже не дремлет,
И тени сосен падают в реку,
И свет бежит на улицы деревни,
Когда, смеясь, на дворике глухом
Встречают солнце взрослые и дети, -
Воспрянув духом, выбегу на холм
И всё увижу в самом лучшем свете.
Деревья, избы, лошадь на мосту,
Цветущий луг – везде о нём тоскую.
И, разлюбив вот эту красоту,
Я не создам, наверное, другую…
Н.Рубцов.
Создайте миниатюру, передавая ту же мысль и используя те же средства выразительности.
Из такой трёпки сад выходил почти совсем обнаженным, засыпанным мокрыми листьями и каким-то притихшим, смирившимся. Но зато как красив он был, когда снова наступала ясная погода, прозрачные и холодные дни начала октября, прощальный праздник осени! Сохранившаяся листва теперь будет висеть на деревьях уже до первых заморозков. Чёрный сад будет сквозить на холодном бирюзовом небе и покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске
И.А.Бунин.
7