ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2012/2013
Обществознание
11 класс
Шифр участника........................................................
Количество набранных баллов.................................
(место и дата проведения)……………………………
Уважаемый участник Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию! Вам предлагается выполнить задания муниципального этапа олимпиады. Внимательно читайте формулировку каждого задания, чтобы дать ответ строго на поставленные вопросы и в той форме, которую предполагает каждое конкретное задание. Ответы вписывайте в специально отведенные для этого места. Успехов Вам в выполнении работы!
Общая сумма баллов за выполнение всей работы – 132 балла.
№ 1. (22 балла) Выберите верный вариант ответа:
1.1. Определение «субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт и качеств, неповторимое сочетание которых придает ему характер социальной индивидуальности» относится к понятию:
1. человек
2. индивид
3. индивидуальность
4. личность
1.2. Сторонником теории глобальных цивилизаций является:
1. К. Маркс
2. Э. Тоффлер
3. А. Тойнби
4. О. Шпенглер
1.3. К какому уровню научного познания относится индукция?
1. к эмпирическому
2. к теоретическому
3. к чувственному
4. к рациональному
1.4. Научная теория в качестве основного признака обязательно предполагает:
1. всеобщее признание в научном мире
2. абсолютную полноту и завершенность
3. проверяемость
4. строгую точность
1.5. Позиция, согласно которой научное знание является наиболее совершенным, полным и правильным, а наука - хранительницей высшей истины, называется:
1. сциентизм
2. эмпиризм
3. иррационализм
4. теоцентризм
1.6. Приоритет веры над разумом – это особенность:
1. культуры Античности
2. культуры Средневековья
3. культуры Возрождения
4. культуры Нового времени
1.7. Какой из указанных типов рынка в высокоразвитых странах наиболее близок к характеристикам рынка совершенной конкуренции:
1. рынок овощей
2. рынок телевизоров
3. рынок автомобильного топлива
4. рынок косметики
1.8. Плата за ресурсы, не принадлежащие фирме, характеризуется понятием:
1. издержки производства
2. переменные издержки
3. предельные издержки
4. явные издержки
1.9. Фискальная функция налогов состоит в том, что:
1. налоги сглаживают неравенство доходов граждан
2. налоги формируют доходы госбюджета
3. налоги могут ограничить развитие предприятий
4. налоги позволяют судить о доходах предприятий
1.10. Для современной денежной системы, основанной на обращении денежных бумаг, характерно:
1. обеспечение банкнот золотом
2. фиксированные курсы валют
3. монополизация государством эмиссии денежных знаков
4. широкое использование золота в системе международных расчетов
1.11.В результате выборов в парламент в государстве М. возник политический кризис, причиной которого стали разногласия по кандидатуре президента, возникшие между двумя партиями, победившими на выборах с минимальным разрывом.
Какая форма правления существует в государстве М.?
1. конституционная монархия
2. президентская республика
3. парламентская республика
4. смешанная республика
1.12. Карла Маркса можно отнести к сторонникам теории происхождения государства:
1. патриархальной
2. социально-экономической
3. теологической
4. общественного договора
1.13. Какое из названных государств сочетает унитарную форму национально-государственного устройства и республиканскую форму правления?
1. Швеция
2. Канада
3. Италия
4. Япония
1.14. Главная особенность организаций гражданского общества заключается в том, что они:
1. не ставят задачей изменение правительственной политики
2. участвуют в политической борьбе
3. учреждаются государственными органами
4. опираются на инициативную деятельность людей
1.15. В чём главная функция выборов?
1.примирять разнонаправленные интересы
2. легитимировать существующую систему власти
3. предотвращать конфликты
4. обеспечивать коммуникацию различных социальных групп
1.16. Какая страна не входит в Европейский союз?
1. Румыния
2. Бельгия
3. Норвегия
4. Италия
1.17. Добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда лицом, совершившим административное правонарушение:
1. признается обстоятельством, смягчающим административную ответственность
2. признается смягчающим обстоятельством только в случае добровольного сообщения в уполномоченный орган о совершенном административном правонарушении
3. исключает административную ответственность
4. не учитывается при назначении административного наказания
1.18. Споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ разрешает:
1. Президент РФ
2. Совет Федерации
3. Верховный Суд РФ
4. Конституционный Суд РФ
1.19. Военные преступления и преступления против человечества в соответствии с нормами Международного права:
1.имеют срок давности 5 лет
2. имеют срок давности 10 лет
3. имеют срок давности 20 лет
4. не имеют срока давности
1.20. Увольнение несовершеннолетнего работника по инициативе работодателя:
1.запрещено
2. возможно только с согласия законных представителей несовершеннолетнего
3.разрешено с согласия государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
4. разрешено с согласия выборного профсоюзного органа, если работник является членом профсоюза
1.21. Найдите в приведенном ниже списке административные правоотношения (необходимо указать несколько ответов):
1. отношения судьи и обвиняемого в убийстве человека
2. отношения министерств и ведомств
3. отношения фирмы-производителя и магазина
4. отношения паспортно-визовой службы с гражданами
5. отношения драматурга и сценариста с киностудией
6. отношения управления образования с гимназией
1.22. Какие из перечисленных характеристик свойственны постиндустриальному обществу? (необходимо указать несколько ответов):
1. сокращение сроков получения общего и профессионального образования
2. увеличение доли занятых в сфере образования, науки, обработки информации
3. смягчение противоречий в межэтнических отношениях
4. усиление роли человеческого капитала в обеспечении экономического роста
5. переход от массового производства однотипной продукции к производству товаров, обладающих индивидуализированными потребительскими свойствами
6. ослабление социальной мобильности в обществе
№ 2 (5 баллов)
В случае согласия с утверждением напишите в таблице напротив соответствующего высказывания – «да», если не согласны с ним – «нет».
1. С точки зрения эмпириков, критерием истины являются соглашения ученых. | |
2. Любой совершеннолетний гражданин, не достигший пенсионного возраста и не имеющий работы, относится к категории безработных. | |
3. Признание обществом или его большей частью законности существующей власти называется легитимностью власти. | |
4. Семейное положение – признак социального статуса. | |
5. Разработке стадиальной модели развития общества большое внимание уделил русский историк XIX в. Н.Я. Данилевский. | |
6. Несовершеннолетние граждане несут административную ответственность по достижении 16 лет. | |
7.Отличительной особенностью социального познания является совпадение объекта и субъекта познания. | |
8.Любая социальная группа – это коллектив непосредственно взаимодействующих друг с другом людей. | |
9.Проведение ежегодных ярмарок вакансий для молодежи является примером функционирования рынка информации. | |
10. Бюджетный дефицит может быть профинансирован за счет снижения налогов. | |
№ 3 (2 балла)
Расположите правовые акты в порядке их иерархии, начиная с обладающего наиболее высокой юридической силой, вписав соответствующие буквы в помещенную ниже таблицу.
А)приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Б)указ Президента РФ «О Совете при Президенте по реализации приоритетных национальных проектов и социально-демографической политике»
В) закон РФ «Об акционерных обществах»
Г) постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»
Д) закон Тамбовской области «Об административных правонарушениях»
№ 4 (3 балл)
Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков:
Инт … рпр … т … ия – толкование, объяснение.
К… р… ц… я – прямое использование должностными лицами прав, связанных с их должностями, в целях личного обогащения.
Д … в … в … ия - официальное понижение стоимости денежной единицы.
№ 5 (8 баллов)
Вставьте пропущенные слова (словосочетания) - определения:
______________________________ – целостные отражения объектов при их воздействии на органы чувств.
Все виды духовной, производственной и общественной деятельности человека, а также все результаты этой деятельности в их совокупности можно назвать _____________________.
_______________________ в переводе с греческого означает «искусство ведения беседы, спора». Однако в философии утвердилось ее понимание как системы принципов, согласно которым мир и все происходящее в нем предстают как процесс развития, обусловленный борьбой противоположностей, переходом количественных изменений в качественные и имеющий преемственный и направленный характер.
Термин ______________________ используется для обозначения оформившегося в начале XXI века политического движения, отвергающего распространение на все страны мира основанной на «американских» ценностях модели глобального развития общества и ставящего целью поиск альтернативных ей вариантов.
Метод воздействия государства на экономику посредством изменения находящейся в обращении денежной массы и процентных ставок называется ____________________________ политикой.
Утверждение международного договора высшим органом власти государства, которое является участником этого договора, называется _____________________________
Верховным законодательным органом в Российской Федерации является ________________________________________
Сумма рыночных цен всех конечных (то есть предназначенных для непосредственного употребления) товаров и услуг, произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства - ____________________________________________________________
№ 6 (6 баллов)
В приведенной ниже таблице представлены политические идеи, принципы и цели, присущие трем различным политическим идеологиям.
Определите названия этих идеологий, вписав их в верхнюю строку таблицы.
Заполните графу 12, поставив знак «+» там, где это необходимо.
Приведите в последней графе таблицы по одному историческому или современному примеру государств, где данные идеологии играли бы определяющую роль в общественном развитии.
Отличительные черты политических идеологий
Политические идеи, принципы, цели | Политические идеологии |
… | … | … |
Безусловная ценность человеческой личности | + | + | |
Изначальное равенство граждан перед законом | + | + | |
Неотчуждаемость основных прав и свобод человека | + | + | |
Договорный характер отношений индивида и государства | | + | |
Приоритет частной собственности и экономических свобод как основы общества | + | | |
Диалог между крупными собственниками и широкими слоями населения при посредничестве государства | | + | |
Необходимость широкой социальной поддержки населения, уменьшения социального разрыва, идея социального государства | | + | + |
Защищенность частной жизни человека и свободы его действия | + | + | |
Национализм, понимаемый как духовное единение нации ради общей «великой» цели, зачастую связанной с внешней агрессией | | | + |
Представление о привилегированном положении собственной нации перед другими | | | + |
Применение крайних форм репрессий против оппозиции | | | + |
Широкое использование государственно-монополистического регулирования экономики | … | … | … |
Примеры государств | Великобритания в 1-й половине и середине XIX века | … | … |
№ 7 (10 баллов)
Восполните пропуски, вписав необходимые слова в помещенную ниже таблицу:
«_______________ (1) - самая молодая из мировых религий. Она возникла на территории _______________ (2) в начале ________(3) века. Суть этого вероучения изложена в __________(4). Считается, что содержание этой священной книги в соответствии с Божественной волей было сообщено ____________(5), который стал проповедовать новую веру среди единоплеменников.
Особое значение для последователей данной религии имеет соблюдение пяти основных заповедей. Первая и главная из них связана с верой в единого Бога, что сближает эту религию с ___________ (6) и в то же время отличает ее от другой мировой религии - ___________(7).
Приверженцев двух основных течений внутри данной религии называют ___________(8) – они составляют большинство верующих – и ___________(9), которые численно преобладают лишь в нескольких странах. Крупнейшим народом, традиционно исповедующим эту религию на территории современной России, являются ___________ (10)».
Ответ:
№ п/п | Слово | № п/п | Слово |
1 | | 6 | |
2 | | 7 | |
3 | | 8 | |
4 | | 9 | |
5 | | 10 | |
№ 8 (2 балла)
Прочитайте фрагмент из «Исследования о природе и причинах богатства народов» Адама Смита и укажите, о каких двух экономических процессах идет речь в данном отрывке.
«Для примера возьмем производство булавок. Один рабочий тянет проволоку, другой выпрямляет, третий обрезает, четвертый заостряет конец, пятый обтачивает один конец для насаживания головки; изготовление самой головки требует двух или трех самостоятельных операций; насадка ее составляет особую операцию, полировка булавки – другую; самостоятельной операцией является даже завертывание готовых булавок в пакетик. Десять человек вырабатывали свыше 48 000 булавок в день. Но если бы они работали в одиночку и независимо друг от друга и если бы они не были приучены к этой специальной работе, то, несомненно, ни один из них не смог бы сработать более двадцати в день».
Ответ: ______________________________________________________
_____________________________________________________________
№ 9 (3 балла). 16-летняя Н. вышла замуж на законном основании. Однако спустя полгода решила развестись и предъявить иск о разделе имущества. Ее совершеннолетний супруг заметил, что она недееспособна и не может самостоятельно представлять свои интересы в суде. Кто прав в данной ситуации? Свой ответ поясните.
Ответ: ______________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
№ 10 (5 баллов)
Прочитайте фрагмент из научно-популярной книги и ответьте на помещенные далее вопросы:
«Четыре усталых странника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота заперты, и стража спит. Первый сел на землю. «Вот не везёт, стоило в кои веки раз выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать — до утра далеко, помяните меня, ещё дождь пойдёт», — приговаривал он сквозь слезы. «Чего тут ворчать, вышибем ворота, и все дела!» — горячился второй, дубася кулаком в ворота. «Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем и подождём, летняя ночь коротка», — успокаивал попутчиков третий. «Зачем сидеть и смотреть? Рассмотрим-ка ворота поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка, посмотрим, вдруг в неё пролезем», — взял в свои руки инициативу четвёртый». (В. Круг «Торопись не спеша».)
Вопрос 1. Данный фрагмент иллюстрирует мысль о том, что разное поведение людей в одинаковой ситуации объясняется некоторыми внутренними устойчивыми психическими особенностями индивида. Какой термин используется для объяснения этих различий в поведении?
_____________________
Вопрос 2. К какому типу, исходя из указанного вами понятия, можно отнести каждого из персонажей описанной выше истории?
1 странник- _____________________
2 странник - _____________________
3 странник - _____________________
4 странник - _____________________
№ 11 (8 баллов)
Рассмотрите помещенные ниже портреты известных личностей. Определите, кто на них изображен. Опираясь на социологическую теорию П. Сорокина, сгруппируйте портреты в четыре группы (по 2 портрета в каждой) и объясните основание для выбранной группировки.
Группа 1 | Группа 2 |
№№ портретов+ кто изображен | критерий группировки | №№ портретов+ кто изображен | критерий группировки |
| | | |
| |
Группа 3 | Группа 4 |
№№ портретов+ кто изображен | критерий группировки | №№ портретов+ кто изображен | критерий группировки |
| | | |
| |
№ 12 (9 баллов)
Вашему вниманию представлены диаграммы, отражающие основные результаты социологического исследования, проведенного Фондом «Общественное мнение». Тема исследования: У кого больше возможностей реализовать свои права – у мужчин или у женщин?
Опишите, какие основные выводы по теме исследования можно сделать на основе анализа представленной на диаграммах информации.
№ 13 (3 балла)
Даны понятия:
«античное общество» (1),
«традиционное общество» (2),
«рабовладельческое общество» (3).
Используя в качестве образца предложенные ниже модели, изобразите графически правильный вариант соотношения данных понятий (Зарисуйте его, не забыв правильно расставить цифры 1,2 и 3)
№ 14 (5 баллов)
Большинство понятий и терминов современного обществознания имеет греческие и латинские корни. Перед вами слова, полученные путем их буквального перевода на русский язык. Ваша задача – назвать соответствующий русскому переводу научный термин.
Перевод на русский язык | Научный термин |
Любомудрие | |
Учение о будущем | |
Богословие | |
Власть лучших | |
Идущие впереди народа | |
№ 15 (10 баллов)
Гражданин Смоляков 4 июля 2006 г. внес вклад в размере 10000 руб. в Банк «Система +». 2 апреля 2007 г. он снял со счета все деньги, а счет закрыл. Укажите, какую сумму денег получит Смоляков и приведите все необходимые расчеты с необходимыми пояснениями, если условия Договора между вкладчиком и Банком следующие:
«…1.2. Срок вклада: 3 года. Дата окончания срока вклада- 4 июля 2009 г. Дата возврата вклада – 5 июля 2009 г.
1.3. Процентная ставка по данному виду вклада на дату открытия счета по вкладу составляет 8,00% годовых и не подлежит изменению в течение срока, установленного в п.1.2. настоящего Договора.
…2.7. ВКЛАДЧИК имеет право:
совершать по вкладу приходные и расходные операции в соответствии с условиями настоящего Договора;
распоряжаться вкладом лично и через представителя;
независимо от времени, прошедшего со дня открытия счета, по первому требованию получить вклад вместе с процентами, начисляемыми в соответствии с условиями настоящего Договора.
… 3.2. При исчислении процентов количество дней в году соответствует календарному. Выплата дохода производится по истечении каждого трехмесячного периода, определяемого с даты открытия счета по вкладу, а также по окончании срока вклада. Невостребованные в эти сроки проценты увеличивают сумму вклада, на которую начисляются проценты…».
Ответ:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания № 16 и № 17 выполняются на отдельных листах
№ 16 (10 баллов)
Вам нужно подготовить социологический портрет учащихся старших классов школ вашего района (или города, если вы учитесь в городской школе). Прежде чем приступить к работе, необходимо подготовиться и спланировать ее. Для этого вам предлагается ответить на следующие вопросы:
1) Какие разделы будут в вашем социологическом исследовании? (постарайтесь выделить не менее 5 разделов)
2) На какие основные вопросы вы хотите получить ответ в результате исследования? (сформулируйте три таких вопроса, носящих проблемный характер)
3) Как вы предполагаете организовать сбор информации?
4) Придумайте и запишите 6 вопросов, которые позволят вам собрать необходимую информацию у опрашиваемых (вопросы должны быть открытыми, т.е. возможные варианты ответов предлагать не надо).
№ 17 (21 балл). Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных ниже тем по вашему выбору. Помните, что вы можете согласиться с высказыванием, ставшим темой вашей работы, но можете не согласиться с ним или согласиться частично. Главное – аргументируйте вашу точку зрения. Жюри при проверке будет руководствоваться оценкой работы по следующим критериям:
Обоснование выбора темы. (Объяснение, почему вы выбрали данную тему: в чем ее значение для социальной практики; для базовых наук, отраженных в курсе обществознания; каковы причины вашего личного интереса к данной теме и т.д.).
Демонстрация понимания того, о чем говорит автор высказывания, в чем состоит его позиция.
Представление вашей собственной точки зрения при раскрытии темы (умение ее самостоятельно сформулировать).
Владение теоретическим материалом (опора на научные теории и понятия при аргументации своей точки зрения).
Внутреннее смысловое единство эссе (согласованность ключевых тезисов и утверждений, отсутствие логически противоречащих друг другу суждений)
Знание социальных фактов, отражающих выбранную тематику.
Аргументированность суждений и выводов (убедительность взаимосвязи между высказываемыми положениями и приводимым теоретическим и фактическим материалом).
1. «Многое из того, что кажется свойственным демократии, ослабляет демократию» (Аристотель)
2. «Наш прогресс измеряется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало». (Т. Рузвельт)
3. «Ни одно правительство не может считать себя по-настоящему в безопасности там, где не существует влиятельной оппозиции». (Б. Дизраэли)
4. «Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами». (А.Фаржд)
5. «Последнее слово всегда остается за общественным мнением». (Наполеон I).
6. «Внеобщественный человек не может иметь морали» (Ф. Вольтер)
7. «Человек овладевает природой, еще не научившись владеть собой» (А. Швейцер)
8. «Один и тот же человек, входя в разные коллективы, меняя целевые установки, может меняться – иногда в очень значительных пределах» (Ю. Лотман)
9. «У человека есть свои права, но свои права есть и у общества» (А.И. Солженицын).
16