СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по обществознанию для учащихся 8 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная олимпиада включает в себя разнообразные задания, такие как  вопросы с выбором одного правильного ответа, работу с текстом, схемами.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по обществознанию для учащихся 8 класса»


Малая краевая олимпиада по обществознанию

2016/2017 учебный год


8 класс

Время выполнения – 80 минут

Максимальное количество баллов – 27


Задание 1. Заполните схему, указав общую для всех изображений категорию, а также составляющие её элементы. Впишите в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций. (3,5 балла)


А Б В


Г Д Е


Задание 2. Установите понятие по данному определению: (3 балла)


  1. Социальная группа, обладающая закреплёнными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

  2. Наложение запрета на акт, принятый законодательным органом страны.

  3. Возможность подчинять других людей своей воле, управлять или распоряжаться их действиями.

  4. Отклонение в поведении, нарушающее общепринятые социальные нормы.

  5. Платёжное средство для покупки товаров и услуг.

  6. Чувство гордости за свою нацию и стремление к её возвеличиванию.


Задание 3. Верны ли следующие суждения? Подчеркните «ДА» или «НЕТ». (2 балла)

  1. Прибыль фирмы больше выручки фирмы.

  2. Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат.

  3. Общество относится к саморазвивающимся системам.

  4. Индивид, личность, индивидуальность – понятия, являющиеся тождественными.


Задание 4. Прочитайте притчу и ответьте на вопросы.

(3 балла)

Софийская притча повествует о том, как один учитель сетовал знакомому:

— Перевелись настоящие ученики! Мой первый ученик был слаб здоровьем, и упражнения свели его в могилу. Второй сошёл с ума — довёл себя своими медитациями. Третий совсем отупел от постоянного чтения священных книг. Только четвёртый ученик до сих пор остаётся нормальным, совершенно нормальным.

— Как ты думаешь, почему?

— Ну, — вздохнул учитель, — возможно, потому что

…………………………………………………………………………………………………

  1. Как вы думаете, что ответил учитель?

  2. Почему четвёртый ученик остался нормальным?

  3. Свой ответ обоснуйте.


Задание 5. Установите соответствие между факторами производства и их примерами. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. (2,5 балла)


Примеры Факторы производства


А) Каменный уголь 1) Капитал

Б) Инженер-механик 2) Земля

В) Фабрика 3) Труд

Г) Пашня

Д) Токарный станок


Задание 6. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ. (2 балла)

  1. Касты, сословия, классы.

  2. Возмещение убытков, уплата неустойки, компенсация морального вреда, признание права.


Задание 7. Проанализируйте с точки зрения действующего российского законодательства ситуацию и ответьте на вопросы. (3 балла)

В отдел кадров кондитерской фабрики обратился 13-летний Андрей. Он подал заявление с просьбой принять его на работу в свободное от учёбы время. Родители Андрея согласны, чтобы их сын работал. Будет ли подросток принят на работу? Свой ответ обоснуйте.


Задание 8. Логическая задача «Силлогизм». (1 балл)

Для того чтобы следующее умозаключение было логически правильным, необходима еще одна посылка. Запишите её.

Все социологи — учёные

……………………………………………………………………………………….…

Следовательно, ни один социолог не математик



Задание 9. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. (5 баллов)

Ла-Рошель, не получая помощи английского флота и войск, обещанных Бекингэмом, сдалась после годичной осады. Двадцать восьмого октября 1628 года была подписана капитуляция.

Король совершил свой въезд в Париж 23 декабря того же года. Ему устроили торжественную встречу, точно он возвращался после победы над врагом, а не над французами. Он въехал через увитую цветами и зеленью аркаду, сооруженную в предместье Сен-Жак.

Д'Артаньян принял пожалованный ему чин лейтенанта. Портос оставил службу и женился в следующем году на г-же Кокнар: в вожделенном сундуке оказалось восемьсот тысяч ливров.

Арамис, совершив поездку в Лотарингию, внезапно исчез и перестал писать своим друзьям. Впоследствии стало известно через г-жу де Шеврез, рассказавшую об этом двум-трем своим любовникам, что он принял монашество в одном из монастырей Нанси.

Атос служил мушкетером под начальством д'Артаньяна до 1631 года, когда, после поездки в Турень, он тоже оставил службу под тем предлогом, что получил небольшое наследство в Русильоне.

Планше получил при содействии Рошфора чин сержанта гвардии.


Александр Дюма. Три мушкетёра.

1. Каким термином обозначается социальное явление, описанное в данном фрагменте? Дайте его определение.

2. Как называются социальные институты, ускоряющие данное социальное явление?

3. Назовите социальные институты, упомянутые в данном фрагменте, соотнесите их с каждым персонажем.


Задание 10. Ниже приведены высказывания известных писателей и мыслителей прошлого, касающиеся одного и того же понятия (в тексте оно обозначено как […]; возможны вариации изменяемых частей данного слова). (2 балла)

«[…] — это бесконечность, выраженная в законченной форме» (Ф. Шел­линг)

«Оправдание существования […] — в ней самой» (Р. У. Эмерсон)

«Сила побеждает силу, […] побеждает всех» (Лопе де Вега)

«Удивительно, как […] и смерть, радость и тлен необходимы друг другу и друг друга обусловливают» (Г. Гессе)

«Добро требует доказательств, […] же в них не нуждается» (Фонтенель)

«[…] — это вечность, длящаяся мгновение» (А. Камю)

1.Что это за понятие?

2.Какое высказывание Вам кажется наиболее важным и интересным? Обоснуйте свой ответ (2–3 предложения).