Фамилия Имя_____________________________ Класс 4_____
Ф. И. О. учителя_____________________________________________________________
Русский язык
1.Разгадай шараду по теме урока "Проверяемые безударные гласные". Напиши 2 слова.
С буквой Е торопят, если знают, что недолго уж до срока,_____________________
С буквой И учительница часто говорит в конце урока.________________________
2. Отгадай задуманные слова. Что это? Затем составь с ними по одному устойчивому словосочетанию и запиши ниже на строке. 1) Их заговаривают, скалят, кладут на полку.______________
2) Под ними теряют почву, их под собой не чуют, под ними путаются.__________________
3) Его задирают, с ним остаются, за него водят. ___________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Замени иноязычные слова сложными русскими словами.
1)Каллиграфия-________________________________________
2)Орфография-________________________________________
3) Эгоизм-_____________________________________________
4.Замени выражения одним глаголом.
Делать чёрным -________________ Становиться чёрным-_________________________
Сделать слабым-________________ Сделаться слабым-_________________________
5.Как называются жители этих стран?
1)Россия-_______________________________
2)Япония-______________________________
3)Дания-_______________________________
4)Индия-_______________________________
5)Приднестровье -______________________
6. Составь предложения со словами: одеть и надеть. Запиши их ниже.
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
7.Поставь в словах ударение, определи, сколько здесь слов.
Ирис, чудно, вилок, белок, окуни. _________________________
8. Какое слово русского языка одновременно обозначает то же, что и слова за скобками? Помни, что число чёрточек равно числу букв в данном слове. Запиши эти слова.
1) Часть суток ( - - - - - ) приём гостей.
2) Выражение лица ( - - - - ) взрывной снаряд
3) Застёжка ( - - - - - - ) электрический заряд.
9. Расшифруй слова и запиши получившееся предложение.
Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 со стола.
__________________________________________________________________________________
10. Подчеркни словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении.
Жар солнца - жар чувств
Каменное здание - каменное сердце
Строить планы - строить мост
Математика
1.Пёс Трезор на 12 кг тяжелее кота Мурзика, а Мурзик вчетверо легче Трезора. Сколько весит Мурзик?_________________________________________________________________
2. Назови следующий год после 2002 год, который можно читать как слева направо, так и справа налево.________________________________
3.Купили два торта, одинаковой толщины, прямоугольной формы. Длина и ширина одного торта в два раза больше, чем другого. Масса большего торта 2 кг, какова масса меньшего торта?_______________________________________________________________
4. Отгадай! Что это?
Хоть 100 лет по ней иди, не найдёшь конца пути.___________________________________
5. Нильс летел в стае на спине гуся Мартина. Он обратил внимание, что построение стаи напоминает треугольник: впереди вожак, затем 2 гуся, в третьем ряду 3 гуся и т.д. Стая остановилась на ночлег на льдине. Нильс увидел, что расположение гусей на этот раз, напоминает квадрат, состоящий из рядов, в каждом ряду одинаковое количество гусей, причём число гусей в каждом ряду равно числу рядов. Гусей в стае меньше 50. Сколько гусей в стае?__________________________________________________________________
6.В школьном дворе разбили клумбу квадратной формы. В её вершинах посадили по кусту. Через год площадь клумбы увеличили в два раза, но кусты выкапывать не стали. Новая клумба, тоже квадратной формы, но кустов внутри её нет. Как это сделали? Выполни рисунок.
(стр 141, шк. Олимп. новая)
7. Если к однозначному числу приписать такую же цифру, во сколько раз увеличится число?
______________________________________
8. Площадь комнаты 20м2, а её длина 4 м. В эту комнату хотят положить ковёр, размеры которого 2 на 3 м. Можно ли это сделать? Объясни свой ответ с помощью решения.
__________________________________________________________________________________
9. Запиши пример, результатом которого будет 12, применяя цифру 5 четыре раза. Можно использовать скобки и знаки действия.
10. Между первым и вторым этажами 20 ступенек лестницы. Сколько ступенек между первым и пятым этажами, если количество ступенек между этажами одинаковое?
Чтение
1.Назови самых маленьких сказочных персонажей._____________________________
_______________________________________________________________________
2.Настоящее имя этого американского писателя - Сэмюэль Клеменс. Он придумал историю о приключениях двух озорников - Тома и Гека. Под каким псевдонимом мы знаем этого писателя?________________________________________________
3.На одном из языков Индии слово "тигр" звучит как "шерхан", "медведь" - "балу", "удав" -"каа", а "лягушонок" - именно так. Как звали главного героя этой сказки и кто её автор?___________________________________________________________
4.Сказка немецких писателей братьев Гримм называется "Белоснежка и семь гномов". А как называется сказка Александра Сергеевича Пушкина с похожим сюжетом?______________________________________________________________ 5.Этот писатель не только пишет чудесные рассказы о животных, но и сам рисует забавные иллюстрации к ним._____________________________________________
6.Напиши имя и отчество писателей.
Некрасов_______________________________________________________________
Бианки_________________________________________________________________
Лермонтов______________________________________________________________
7.Именно эта страна три тысячи лет тому назад подарила миру олимпийские игры.
_________________________
8.Вспомни и запиши по памяти четверостишие об осени. Напиши автора.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Помнишь ли ты известных людей Приднестровья? Напиши их фамилии и имя.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Вспомни загадку и запиши её.____________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Природоведение
1.Напиши, на каком материке мы живём?______________________________________
С какими государствами граничит наша республика?___________________________________
Напиши исток и устье реки Днестр?__________________________________________________
Лещина - это дерево или травянистое растение?_______________________________________
2.Название, какого государства совпадает с названием головного убора?__________________
3.Это единственный континент в мире, на котором совершенно нет растительности.
__________________________________
4.Какой город в России называют Северной Венецией, так как он, подобно итальянскому городу Венеции, находится на нескольких десятках островов?
______________________________________
5.Контуры, какой страны на карте напоминают сапог?__________________________
6.В каких горах вырос "Каменный цветок" П.П.Бажова?_________________________
7.Как заканчивается народная примета. Допиши слово.
Собака свёртывается и лежит калачиком - к ______________________
8.В нашем крае есть "сухая" река. Напиши её название._________________________________
9.Перечисли районы нашего Приднестровья:___________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.К какой группе растений (деревья, кустарник, травы) относится банан?__________
Ответы 4 класс
Русский язык (25 баллов)
1.Разгадай шараду по теме урока "Проверяемые безударные гласные". Напиши 2 слова.
С буквой Е торопят, если знают, что недолго уж до срока,_____________________
С буквой И учительница часто говорит в конце урока.________________________ 2б
(спеши - спиши)
2. Отгадай задуманные слова. Что это? Затем составь с ними по одному устойчивому словосочетанию и запиши ниже на строке. 6б 1) Их заговаривают, скалят, кладут на полку.______________
2) Под ними теряют почву, их под собой не чуют, под ними путаются.__________________
3) Его задирают, с ним остаются, за него водят. ___________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
( зубы, ноги, нос)
3.Замени иноязычные слова сложными русскими словами.
1)Каллиграфия-________________________________________
2)Орфография-________________________________________ 3б
3) Эгоизм-_____________________________________________
(Чистописание, правописание, себялюбие)
4.Замени выражения одним глаголом. 2б
Делать чёрным -________________ Становиться чёрным-_________________________
Сделать слабым-________________ Сделаться слабым-_________________________ по 0,5б
(чернить- чернеть, ослабить - ослабеть)
5.Как называются жители этих стран?
1)Россия-_______________________________
2)Япония-______________________________
3)Дания-_______________________________
4)Индия-_______________________________ по 0, 5б
5)Приднестровье -______________________
(россиянин, японец, датчанин, индиец, приднестровцы)
6. Составь предложения со словами: одеть и надеть. Запиши их ниже.
_____________________________________________________________________________2б_____________________________________________________________________________
(одеть кого-то, надеть на себя)
7.Поставь в словах ударение, определи, сколько здесь слов.
Ирис, чудно, вилок, белок, окуни. _________________________ 1б
(10 слов)
8. Какое слово русского языка одновременно обозначает то же, что и слова за скобками? Помни, что число чёрточек равно числу букв в данном слове. Запиши эти слова.
1) Часть суток ( - - - - - ) приём гостей.
2 ) Выражение лица ( - - - - ) взрывной снаряд 3б
3) Застёжка ( - - - - - - ) электрический заряд.
( вечер, мина, молния)
9. Расшифруй слова и запиши получившееся предложение. 1б
Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 со стола.
__________________________________________________________________________________
10. Подчеркни словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении.
Жар солнца - жар чувств
Каменное здание - каменное сердце 3б
Строить планы - строить мост
Ответы 4 класс
Математика (25 баллов)
1.Пёс Трезор на 12 кг тяжелее кота Мурзика, а Мурзик вчетверо легче Трезора. Сколько весит Мурзик?_________________________________________________________________ 4б
(4 кг)
2. Назови следующий год после 2002 год, который можно читать как слева направо, так и справа налево.________________________________ 2б
(2112)
3.Купили два торта, одинаковой толщины, прямоугольной формы. Длина и ширина одного торта в два раза больше, чем другого. Масса большего торта 2 кг, какова масса меньшего торта?_______________________________________________________________ 4б
(500 граммов)
4. Отгадай! Что это?
Хоть 100 лет по ней иди, не найдёшь конца пути.___________________________________ 1б
(прямая)
5. Нильс летел в стае на спине гуся Мартина. Он обратил внимание, что построение стаи напоминает треугольник: впереди вожак, затем 2 гуся, в третьем ряду 3 гуся и т.д. Стая остановилась на ночлег на льдине. Нильс увидел, что расположение гусей на этот раз, напоминает квадрат, состоящий из рядов, в каждом ряду одинаковое количество гусей, причём число гусей в каждом ряду равно числу рядов. Гусей в стае меньше 50. Сколько гусей в стае?__________________________________________________________________ 5б
(36 гусей)
6.В школьном дворе разбили клумбу квадратной формы. В её вершинах посадили по кусту. Через год площадь клумбы увеличили в два раза, но кусты выкапывать не стали. Новая клумба, тоже квадратной формы, но кустов внутри её нет. Как это сделали? Выполни рисунок.
(стр 141, шк. Олимп. новая)
3б
7. Если к однозначному числу приписать такую же цифру, во сколько раз увеличится число?
______________________________________ 1б
(в 11 раз)
8. Площадь комнаты 20м2, а её длина 4 м. В эту комнату хотят положить ковёр, размеры которого 2 на 3 м. Можно ли это сделать? Объясни свой ответ с помощью решения. 2б
__________________________________________________________________________________
(можно)
9. Запиши пример, результатом которого будет 12, применяя цифру 5 четыре раза. Можно 2б использовать скобки и знаки действия.
(5+ 5 5) : 5 = 12)
10. Между первым и вторым этажами 20 ступенек лестницы. Сколько ступенек между первым и пятым этажами, если количество ступенек между этажами одинаковое? 1б (80 ступенек)
Ответы 4 класс
Чтение (25 баллов)
1.Назови самых маленьких сказочных персонажей._____________________________ по 0, 5б
_______________________________________________________________________
(мальчик-с-пальчик, Дюймовочка, гном и др.)
2.Настоящее имя этого американского писателя - Сэмюэль Клеменс. Он придумал историю о приключениях двух озорников - Тома и Гека. Под каким псевдонимом мы знаем этого писателя?________________________________________________
(Марк Твен)
2б
3.На одном из языков Индии слово "тигр" звучит как "шерхан", "медведь" - "балу", "удав" -"каа", а "лягушонок" - именно так. Как звали главного героя этой сказки и кто её автор?___________________________________________________________
(Маугли, Редьярд Киплинг)
2б
4.Сказка немецких писателей братьев Гримм называется "Белоснежка и семь гномов". А как называется сказка Александра Сергеевича Пушкина с похожим сюжетом?______________________________________________________________ 1б
(Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях)
5.Этот писатель не только пишет чудесные рассказы о животных, но и сам рисует забавные иллюстрации к ним._____________________________________________ 2б
(Евгений Чарушин)
6.Напиши имя и отчество писателей.
Некрасов_______________________________________________________________
Бианки_________________________________________________________________
Лермонтов______________________________________________________________
(Николай Алексеевич, Виталий Валентинович, Михаил Юрьевич)
3б
7.Именно эта страна три тысячи лет тому назад подарила миру олимпийские игры.
_________________________
(Древняя Греция) 2б
8.Вспомни и запиши по памяти четверостишие об осени. Напиши автора. 5б
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Помнишь ли ты известных людей Приднестровья? Напиши их фамилии и имя. По1б
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Вспомни загадку и запиши её по памяти._____________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3б
Ответы 4 класс
Природоведение
1.Напиши, на каком материке мы живём?______________________________________
С какими государствами граничит наша республика?___________________________________
Напиши исток и устье реки Днестр?__________________________________________________
Лещина - это дерево или травянистое растение?_______________________________________
(Евразия, кустарник) 4б
2.Название, какого государства совпадает с названием головного убора?___________
(Панама) 2б
3.Это единственный континент в мире, на котором совершенно нет растительности.
__________________________________
(Антарктида) 2б
4.Какой город в России называют Северной Венецией, так как он, подобно итальянскому городу Венеции, находится на нескольких десятках островов?
______________________________________
(Санкт - Петербург) 2б
5.Контуры, какой страны на карте напоминают сапог?__________________________
(Италия) 2б
6.В каких горах вырос "Каменный цветок" П.П.Бажова?_________________________
(Уральские горы) 2б
7.Как заканчивается народная примета. Допиши слово.
Собака свёртывается и лежит калачиком - к ______________________
(теплу, холоду, голоду, землетрясению) 2б
8.В нашем крае есть "сухая" река. Напиши её название.
(Тамашлык) 2б
9.Перечисли районы нашего Приднестровья:___________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5б
10.К какой группе растений (деревья, кустарник, травы) относится банан?_______________
(трава) 2б
Список используемой литературы:
1.Николай Дик: Лучшие олимпиадные задания по математике и русскому языку в начальной школе, Издательство Феникс, 2009г
2.О. Н. Пупышева. Задания школьных олимпиад. 1-4 классы
Серия: Мастерская учителя Издательство: ВАКО, 2009 г.
3. Т. Н. Максимова. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу "Окружающий мир". 1-2 классы Серия: Мастерская учителя Издательство: ВАКО, 2010 г.
4.О. А. Ефремушкина Школьные олимпиады для начальных классов Издательство: Феникс, 2009г
5.Каркошкина Т. Н. / Персидская И. В. и др. Олимпиадные задания: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир. 3-4 классы. Издательство: Учитель, 2011
6.Холодова О. А. Художник: Надточеева Наталья, Пучков Игорь 4 класс Издательство: РОСТкнига, 2011 г.
Задание 1. Замени фразеологизмы одним словом.
1. Рукой подать - ______________________
2. Во что бы ты ни стало - ______________________
3. За тридевять земель - ______________________
4. Ломать голову - ______________________
5. Повесить нос- ______________________
Задание 2.Собери пословицы:
1. Год кончается, а_________________________________
2. Собирай по ягодке _________________________________
3. Любишь кататься, ________________________________
4. Маленькое дело лучше ____________________________
5. Жизнь дана на ___________________________________
Задание 3. Составь из слов стихотворение и продолжи его:
по морю, кораблик, подгоняет, ветер, и, гуляет
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
Задание 4.Установи соответствие. Соедини линиями фамилию автора с именем отчеством и его произведением.
1.Есенин Аркадий Петрович «Белолобый»
2.Гайдар Антон Павлович «Тимур и его команда»
3.Чехов Сергей Александрович «Мой щенок»
4.Толстой Сергей Владимирович «Поет зима, аукает»
5.Михалков Лев Николаевич «Прыжок»
Задание 5. Ответь на вопросы.
1. Кто из богатырей родился в Карачарове?_____________________
2. Как звали коня Добрыни Никитича?_________________________
3. На чем катались по Москве Хоттабыч и Волька?_______________
4. Какая дорога вела к Изумрудному городу?____________________
5. Кто из русских писателей создал азбуку,
открыл школу и сам учил детей?_____________________________
Задание 6. Преврати слово боль в слово пыль, меняя по одной букве.«Переходное» слово должно иметь смысл. (слово является одним из жанров произведений)
БОЛЬ - __________________- ПЫЛЬ
Задание 7.Какой художественный прием или приемы использовали авторы?
1. «Береза» С.А. Есенин
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.____________________________________________
2. « Зимний вечер» А.С. Пушкин
Буря мглою, небо кроет
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.________________________________________
3. «Еду.Тихо.Слышны звоны». С.А. Есенин
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.____________________________________________
4. «Люблю берёзу русскую» А.Прокофьев
Люблю берёзу русскую, то светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике, с платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками, с зелёными серёжками. __________________
5. «Зимнее утро» А.С. Пушкин
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…__________________________________
Задание 8. Соедини произведение и его жанр.
1. С.Т. Аксаков « Аленький цветочек». былина
2. Житие Серафима Саровского. миф
3. Болезнь и исцеление Ильи. житие
4. И.А.Крылов « Кукушка и Петух». сказка
5. Л.Н.Толстой « Акула». рассказ
басня
Задание 9. Вспомни и запиши, что делают люди этих профессий:
1.Архитектор_________________________________________________________
2.Журналист_________________________________________________________
3.Фармацевт_________________________________________________________
Ответы к олимпиаде по литературному чтению, 4 класс
( все правильные ответы -40б)
Задание 1. Замени фразеологизмы одним словом.
1. Рукой подать - близко, рядом. ( 1 балл)
2. Во что бы ты ни стало - обязательно, любой ценой. ( 1 балл)
3. За тридевять земель - далеко. ( 1 балл)
4. Ломать голову - думать. ( 1 балл)
5. Повесить нос- огорчиться, грустить. ( 1 балл)
Задание 2. Собери пословицы.
1.Год кончается, а зима начинается. ( 1 балл)
2. Собирай по ягодке, наберешь кузовок. ( 1 балл)
3. Любишь кататься, люби и саночки возить. ( 1 балл)
4. Маленькое дело лучше большого безделья. ( 1 балл)
5. Жизнь дана на добрые дела. ( 1 балл)
Задание 3. Составь из слов стихотворение и продолжи его.
по морю, кораблик, подгоняет, ветер, и, гуляет
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет. ( 2 балла)
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах. ( 3 балла)
Задание 4. Соедини линиями фамилию автора с именем отчеством и его произведением.
1.Есенин Аркадий Петрович «Белолобый»
2.Гайдар Антон Павлович «Тимур и его команда»
3.Чехов Сергей Александрович «Мой щенок»
4.Толстой Сергей Владимирович «Поет зима, аукает»
5.Михалков Лев Николаевич «Прыжок»
(по 1 баллу за правильный ответ)
Задание 5. Ответь на вопросы.
1. Кто из богатырей родился в Карачарове? Илья Муромец
2. Как звали коня Добрыни Никитича? Белеюшка
3. На чем катались по Москве Хоттабыч и Волька? На верблюде
4. Какая дорога вела к Изумрудному городу? желтая
5. Кто из русских писателей создал азбуку,
открыл школу и сам учил детей? Л.Толстой (по 1 баллу)
Задание 6. Преврати слово боль в слово пыль, меняя по одной букве.«Переходное» слово должно иметь смысл.
БОЛЬ - БЫЛЬ - ПЫЛЬ
балла)
Задание 7. Какой художественный прием или приемы использовали авторы?
1. «Береза» С.А. Есенин
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром. Олицетворение, сравнение
2. « Зимний вечер» А.С. Пушкин
Буря мглою, небо кроет
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя. Олицетворение, сравнение
3. «Еду.Тихо.Слышны звоны». С.А. Есенин
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна. Олицетворение, сравнение
4. «Люблю берёзу русскую» А.Прокофьев
Люблю берёзу русскую, то светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике, с платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками, с зелёными серёжками. Метафора, олицетворение
5. «Зимнее утро» А.С. Пушкин
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…Эпитеты(по 1 баллу за правильный ответ)
Задание 8. Соедини произведение и его жанр.
1.С.Т. Аксаков « Аленький цветочек» былина
2.Житие Серафима Саровского. миф
3.Болезнь и исцеление Ильи житие
4.И.А.Крылов « Кукушка и Петух» сказка
5.Л.Н.Толстой « Акула» рассказ
басня
(по 1 баллу за правильный ответ)
Задание 9. Вспомни и запиши, что делают люди этих профессий:
1.Архитектор – главный специалист по строительству.
2.Журналист-человек, занимающийся на профессиональной основе поиском и обработкой актуальной информации для дальнейшей ее публикации в СМИ.
(люди, которые печатают свой материал в газетах и журналах…)
3.Фармацевт- специалист по изготовлению и выдачи лекарств.
(по 1 баллу за правильный ответ)
Районная олимпиада по литературному чтению
для учащихся выпускных классов первой ступени образования
201 - 201 учебный год.
Фамилия_______________________________________________________
Имя____________________________________________________________
Класс____________________ школа________________________________
ФИО учителя____________________________________________________
Литературная разминка «По дорогам сказок».
Выбери правильный вариант ответа.
С чего начинается сказка?
а) начало б) зачин в) содержание г) концовка
Ответь на следующие вопросы:
Птица, которая перенесла героиню сказки Х. К. Андерсена «Дюймовочка» из норы крота в теплые края. ___________________________________________________________________
Какие лакомства купила в магазине девочка Женя из сказки В.П. Катаева «Цветик-семицветик»? __________________________________________________________________
Герой сказки, который в борьбе с сорока бандитами вышел победителем.___________________________________________________________________
Кто воровал золотые яблоки из сада в сказке « Иван-царевич и Серый волк»?_________________________________________________________________________
Назовите имя сказочного героя, который умел прекрасно колоть орехи. _________________
Удалец, проглотивший злодея в сказке К. И. Чуковского « Тараканище».___________________________________________________________________
Торчащий клок волос, с которым родился некрасивый принц Рике из сказки Ш. Перро._________________________________________________________________________
Какая валюта была в обиходе у жителей городка, в котором жил Буратино?______________________________________________________________________
Кто эта скупая старуха, которая припрятала золотой ключик на дне болота?______________
______________
Тема: «Работа с текстом. Связная речь». Раздел: «Жанры произведений».
Перечисли жанры устного народного творчества:(не более 5)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По началу произведения определи его жанр:
Приятна мне твоя прощальная краса…_____________________________
Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке…_____________________________
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки... ________________________
В некоем царстве, в некоем государстве жил-был богатый купец,
именитый человек…_____________________________
Со тоя со страсти со великие
Заснул на дощечке дубовой... _________________________
Какому литературному жанру присуще наличие морали? __________________________
Какие сказки называют литературными?_________________________________________
Подчеркни названия авторских сказок:
«Лиса и волк», «Золушка», «Теремок», «Конек-горбунок», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Аленький цветочек», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лягушка путешественница».
Тема: «Связная речь» Раздел: «Синонимы, антонимы, фразеологические обороты».
Подчеркни близкие по значению слова:
Море, родник, озеро, ключ, река, источник.
9. В названиях этих произведений некоторые слова заменены антонимами. Например: ''Жара – розовые щечки'' означает ''Мороз – Красный нос''. Запиши, как произведения называются на самом деле. Укажи авторов.
''Найденная луна'' _____________________________________________________
''Прекрасный лебедь''__________________________________________________
''Быль о живой крестьянке и одном слабаке'' ______________________________
''Знайка на Солнце''___________________________________________________
Замени одним словом фразеологизмы:
Шиворот-навыворот__________________________
Водить за нос________________________________
У чёрта на куличках__________________________
Дёшево, но сердито___________________________
Ни кола ни двора_____________________________
Тема: «Связная речь» Раздел: «Работа с пословицей»
У разных стран есть похожие пословицы. Назови подобную русскую пословицу.
Финская. Тот не заблудится, кто спрашивает________________________________________
Вьетнамская. Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребенок_____________________________________________________________________
Индонезийская. Очень резво белка прыгает, а иной раз и срывается_____________________________________________________________________
12. Составь пары (соедини стрелками) из названий произведений и наиболее подходящих к ним пословиц:
1)''Аленький цветочек'' 1) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
2)''Снежная королева'' 2) Как аукнется, так и откликнется.
3) «Лиса и журавль» 3) Дал слово – крепись.
13.Закончи пословицу:
Свет не без___________________________________________________________
Хорошо смеётся тот__________________________________________________
Работа не волк______________________________________________________
На чужой каравай______________________________________________________
Отгадайте загадки по пословицам и поговоркам.
Кого ноги кормят__________________________________________________
Кем является человек для своего счастья______________________________
Что делают с цыплятами по осени_____________________________________
У чего глаза велики ____________________________________________
Что мудренее вечера _____________________________________________
Тема «Работа с текстом»
Расположи предложения так, чтобы получился связный рассказ (расставьте цифры по порядку в начале каждого предложения).
( ) Она неутомимый охотник за мышами. ( ) Это очень ловкий зверек. ( ) У нее узкое, длинное тело.
( ) Раннее зимнее утро. ( ) Накануне выпал мягкий, пушистый снег. ( )
На снегу видны ровные следы. ( ) Их оставила ласка.
( ) Ласка в любую мышиную норку залезет. ( ) В борьбе с мышами ласка наш первый помощник.
(По Г. Скребицкому).
Дай письменный ответ на вопрос «Зачем я читаю» ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Игра «Буриме». Составь четверостишие на заданные рифмы.
____________________________щенка
____________________________пока
____________________________помогите
____________________________найдите.
Желаем успеха!
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | Итого |
Баллы | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
1.Образуйте новые слова, переставляя буквы, но не изменяя их количества.
Тьма-
товар-
халва-
кобура-
теплица-
2.К данным устойчивым словосочетаниям допишите близкий по значению глагол в том же лице и числе.
Вставляет палки в колёса-
Обведёшь вокруг пальца-
Выбьетесь из сил-
Пропускает мимо ушей-
Зарубить на носу-
3. В каком ряду во всех словах есть звук [ к ] ? Подчеркните этот ряд.
Композитор, вдруг, кисель.
Кимоно, кишечник, прятки.
Друг, очерк, корешок.
4. Подчеркните слова с нулевым окончанием в форме родительного падежа множественного числа.
Макароны, помидоры, погоны, шорты, циркуль, корова, сапоги, яблоко, апельсин.
5. Разбери глаголы и прилагательное по составу.
Слепить игрушку, скупой человек, слепить глаза, склеить части, скупил книги.
6. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.
Я смотрю – в избе мой брат,
У него шинель до пят.
Он с запиской отпускной
К нам пришёл на выходной.
Шурка – слесарь в мастерской.
Он такой степенный,
Представительный такой,
Прямо как военный.
7. В каком из данных слов количество букв не совпадает с количеством звуков?
а) сел, б) съел, в) сяду, г) съешь, д) поешь.
8. Найдите неудачно использованные слова и замените их более подходящими словами, близкими по смыслу.
Наши хоккеисты перещеголяли всех и получили высшую награду.
В посёлке год назад возвели несколько одноэтажных домов.
Он обратно опоздал на урок.
9. Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных и укажите их падеж.
На ручей ряб… и пёстр…
За листком летит листок,
И струёй сух… и остр…
Набегает холодок.
10. Найдите в стихотворении однокоренные слова.
Дождик льёт- кругом вода,
Мокнут столб и провода,
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода.
От бегущих быстрых вод
Задрожал водоотвод.
Протекает небосвод-
На земле водоворот,
А по лужам у ворот
Дети водят хоровод.
11. О чём идёт речь?
Его не кажут, им клюют, с ним оставляют.
12. Допишите окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях.
Известн… кафе,
старин… рояль,
прозрачн… тюль,
хохлат… какаду,
чёрн… вуаль,
горяч… кофе,
детск… шампунь,
стар… мазоль.
13. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.
Польская: как заяц в ананасе.
14. Поставь в словах ударение в соответствии с современными нормами русского языка.
Жалюзи, красивее, позвонят, торты, иконопись, балованный, ломота, искра.
Ответы к олимпиаде
1.Мать, отвар, хвала, уборка, петлица (5 баллов)
2.Мешает, обманешь, устанете, не слушает (прослушивает), запомнить (5 баллов)
3. 3 ряд (1 балл)
4. Макароны, погоны, шорты, корова, сапоги, яблоко (6 баллов)
5. С-леп-и-ть, скуп-ой, слеп-и-ть, с-кле-и-ть, с-куп-и-л (5 баллов)
6. Прилагательное, существительное, существительное, существительное (4 балла)
7. Съешь (2 балла)
8. Победили, построили, опять (3 балла)
9. Рябой, пёстрый-в.п.; сухой, острой- т.п.(4 балла)
10. Вода, вод, водоотвод, водоворот. (4 балла)
11. Нос (1 балл)
12. Известное, старинный, прозрачный, хохлатый, чёрная, горячий, детский, старая (4 балла)
13. Тише едешь, дальше будешь. Язык до Киева доведёт. Как сыр в масле. (3 балла)
14. Жалюзи, красивее, позвонят, торты, иконопись, балованный, ломота, искра. (4 балла)
1.Выпиши слова, в которых есть звук [й]
И вскользь мне бросила змея:
«У каждого судьба своя!»
Но я-то знал, что так нельзя –
Жить, извиваясь и скользя ...
2. Из звуков, входящих в слово ПАЛИТРА, ученик составил слова: пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара.
Найдите среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове палитра.
3. Напишитe два слова, в которых одновременно встречались бы Ь и Ъ знаки.
4. Составь из букв данного слова существительное дрvгого склонения, укажи тип склонения (1,2,3) во всех словах.
кукла-
тьма-
кочан-
банка-
5. Найдите спрятанные в предложениях Фамилии хорошо известных вам писателей, выпишите их.
а) Мама, а змея, рыба, комар, шакал - это всё звери?
б) Витя, не надо краба ртом трогать.
6. Заменн данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.
а) Овладевать собой, успокаиваться - …
б) Очень тесно - …
в) Усиленно думать над трудным вопросом - …
г) Хорошо запомнить - .....
7. Вспомни н запипш русские пословицы похожие с данными по смыслу.
а) Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
б) Сын леопарда - тоже леопард. (Африка)
в) Маленький горшок хорошо нaгpeвaeтся. (Англия)
8. Поставь в словах знак ударения.
Завидно, красивее, гусеница, жаворовок, звонит, засуха.
9. Одним словом объясните значения заимствованных слов.
Антракт, дегустация, лозунг, финал.
10. Вместо пропусков вставь слово, которое служило бы окончанием первого и началом втopoгo слова.
При ( ... ) ец, каб ( ... ) окошко, часто( ... )ос, ме( ... )олад.
Ответы на районную олимпиаду по русскому языку 2006-2007 vч.г.
1. Змея, своя, я, извиваясь.
2. Лапа, пир, тир.
3.
4. кукла (1) - кулак(2)
тьма( 1 ) - мать (3)
кочан(2) - ночка (1)
банка (1) - кабан (2)
5. а) Маршак б) Барто
6. А) Брать себя в руки.
Б) Яблоку негде упасть.
В) Ломать голову.
Г) Зарубить себе на носу.
7. А) Шило в мешке не утаишь.
Б) Яблоко от яблони недалеко падает.
В) Мал золотник, да дорог.
8. ЗавИдно, красИвее, гУсеница, жАворонок, звонИт, зАсуха
9. Антрaкт – перерыв,дегустапия – проба, лозунг - призыв, финал - конец.
10. При (БОР) ец, каб (ЛУК)окошко, часто (КОЛ)ос, ме(ШОК)ола
1. Составьте как можно больше словосочетаний со словом глухой , помня при этом, что в каждом из них оно должно выступать в ином значении, чем в остальных.
2. Продолжите пословицы и поговорки :
А) Не спеши языком…,
Б) Назвался груздем…,
В) Ум хорошо…,
Г) Дарёному коню…,
Д) Что написано пером…,
Е) В чужом глазу сучок видим…
3. Объясните значение фразеологизмов :
В час по чайной ложке, сбоку припёка, без сучка и задоринки.
4. К следующим устойчивым сочетаниям подберите фразеологизмы - синонимы и фразеологизмы - антонимы :
Бить баклуши, рукой подать.
5. Выберите правильный вариант фразеологического оборота :
Нужно ( воздать дань - воздать должное ) этой жемчужине среди славянских библиотек.
С началом побед на фронтах люди (распрямились духом - воспряли духом).
Прекрасный артист, он (задавал высокий критерий - задавал высокий тон ) спектаклю.
Игроки ( души не чают - душу не чают )в своём тренере.