СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по русскому языку в 5 классе 2021-2022 учебный год

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку в 5 классе 2021-2022 учебный год»

Республиканская олимпиада по русскому языку 2021–2022 уч. г.

I (отборочный этап)

5 класс



Задание 1. Расставьте ударение в словах.

Недуг, обнял, туфля, алфавит, искра, ясли, жалюзи, красивее, баловать, атлет.

Задание 2. Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Составьте на основе пяти данных слов пять новых.

Колба. Приказ. Ночка. Аптечка. Белорус. Ведерце. Карета.

Задание 3. Выберите слово, в котором пропущена непроизносимая согласная:

А влас..ный

Б ужас..ный

В чудес..ный

Г опас..ный

Задание 4. Какими частями речи могут быть следующие слова.

Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.

Стих, жаркое, косой, мелок.

Задание 5. Из данного предложения выписаны словосочетания. Отметь ошибочные варианты.

Изредка снег срывался с ветвей и падал на землю тяжелыми хлопьями.

А) изредка снег;

Б) снег срывался;

В) срывался с ветвей;

Г) на землю;

Д) падал на землю;

Е) изредка срывался;

Ж) падал хлопьями;

З) тяжелыми хлопьями.

Задание 6. О чем идет речь? Назовите слово.

  1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

  2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые.

  3. Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.

Задание 7. К данным прилагательным подберите два таких слова, чтобы с первым словосочетание имело прямое значение, а со вторым — переносное.

  • Море — …

  • Твердый — …

  • Кислый — …

  • Золотой — …

  • Острый — …

Задание 8. К каждому слову найдите свой синоним.



1. кидать

а. торопиться

2. скупой

б. друг

3. спешить

в. жадный

4. враг

г. бросать

5. товарищ

д. неприятель

 

Задание 9. Разберите по членам предложения, укажите падеж имён существительных.

Стоят суровые морозы. Реки и озера одеты плотным ледяным ковром. Прозвенел звонок с урока.

Задание 10. Напишите сочинение-миниатюру (5–6 предложений), используя средства выразительности (эпитет, сравнение…) Золотая осень





Критерии оценивания



Задание 1.

Недуг, обнял, туфля, алфавит, искра, ясли, жалюзи, красивее, баловать, атлет.

За каждый правильный ответ 0,5 б., всего – 5 баллов.

Задание 2.

Колба. Приказ. Ночка. Аптечка. Белорус. Ведерце. Карета.

(Бокал, каприз, кочан, печатка, лесоруб, деревце, ракета.)

За каждый правильный ответ 1 б., всего – 7 баллов.

Задание 3.

Выберите слово, в котором пропущена непроизносимая согласная:

Ответ – а – 1 б

Задание 4.

Стих, жаркое, косой , мелок.

(Стих – имя существительное, глагол;
Жаркое – имя существительное, прилагательное;
Косой – имя существительное, имя прилагательное;
Жгут – имя существительное; глагол)

За каждое правильное определение части речи 0,5 б., за каждый правильный пример – 1 б., всего – 12 баллов.

Задание 5. Из данного предложения выписаны словосочетания. Отметь ошибочные варианты.

Изредка снег срывался с ветвей и падал на землю тяжелыми хлопьями.

Ответ: А Б Г.

За каждый правильный ответ 1 б., всего – 3 баллов.

Задание 6.

  1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

  2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые.

  3. Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.

Ответ: нос, уши, ветер.

За каждый правильный ответ 1 б., всего – 3 балла.

Задание 7.

Ответ: синее море, море народу ; твердый хлеб, твердый характер ;кислое яблоко, кислое лицо ; золотой кулон ,золотой человек; острый меч, острый вопрос.

За каждый правильный пример – 1 б., всего – 10 баллов.

Задание 8. К каждому слову найдите свой синоним.

Ответ: кидать-бросать; скупой-жадный; спешить-торопиться; враг –неприятель; товарищ-друг

За каждый правильный ответ 1 б., всего – 5 баллов.

Задание 9. Стоят суровые морозы. Реки и озера одеты плотным ледяным ковром. Прозвенел звонок с урока.

Ответ: морозы– им. п; реки– им..п; озера– им..п; ковром – твор..п; звонок – им.п; с урока – род.п.

За каждое правильное определение падежа 0,5 б., за каждый правильный разбор 3-х предложений – 3 балла, всего – 6 баллов.

Задание 10. Напишите сочинение-миниатюру (5–6 предложений), используя средства выразительности (эпитет, сравнение…)

Золотая осень

За раскрытие темы – 5 баллов, за использование средств выразительности – 5 баллов (за каждое по 0,5, но всего не больше 5), за грамотность – 5 баллов.



Всего: 67 баллов.