СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа предназначена для уч-ся 11 класса. Школьный тур

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку»

Школьный этап

Всероссийской олимпиады школьников

2017-2018 учебный год

Русский язык

11 класс


Дорогие участники олимпиады!


Предлагаем вам выполнить ряд заданий и определить уровень собственной языковой, речевой и коммуникативной компетентности. Задания рассчитаны на выявление теоретических знаний, понимание лингвистических особенностей текста, демонстрацию культурно-речевых навыков.

На выполнение всех заданий отводится 240 минут (4 астрономических часа). Постарайтесь рационально использовать отведённое время. Обязательно оставьте время на проверку ответов.

Олимпиада по русскому языку включает лингвистические задания, требующие чётко сформулированного ответа или краткого комментария, и творческое задание.

Ответы оформляются на отдельных чистых листах бумаги. На чистовике задания выполняются по порядку, аккуратно и разборчиво. Текст заданий переписывать не нужно, достаточно указать номер.

Максимальное количество баллов, которое вы можете набрать – 100.

Надеемся, что выполнение предложенных заданий будет для вас полезным и интересным занятием.

Желаем успешной работы!



Задание 1. (5 баллов)

Ответьте на вопросы:

  1. Как называется раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного произношения?

  2. Какой звук произносится в данных словах на месте выделенных букв и почему?

ОАЗИС, БОА, ФЛАМЕНКО, БОМОНД, ВАТЕРПОЛО, ВЕТО


Задание 2. (6 баллов)

Объясните, по каким принципам выбрана и расположена следующая семерка слов. Как называется словарь, из которого они были взяты? Для чего предназначены такие словари?

де́ти, дете́й, де́тям, детьми́, о де́тях ! неправ. детя́м, детя́ми, о детя́х

диабе́т [бье́]

диа́гноз ! удар. диагно́з устар.

диало́г ! удар. диа́лог устар.

диане́тика [нэ]

дикобра́з ! неправ. дикообра́з

длинну́щий [нн] и длинню́щий [ньнь]


Задание 3. (10 баллов)

Спишите предложения, выбрав из скобок нужное слово.

1. Обед был (сытым, сытным).

2. Мы выразили (признание, признательность) за труд нашим хлеборобам.

3. Избирательная (компания, кампания) прошла с успехом.

4.Я (представил, предоставил) документы вовремя.

5.Он хорошо разбирался в технике, но был (невежей, невеждой) в искусстве.

6. Характер героя был (скрытым, скрытным).

7.Открывая произведение, заголовок выполняет (информативную, информационную) функцию.

8. К (желательной, желанной) цели тебя приведет не столько мечта, сколько труд и упорство.

9. (Демократичная, демократическая) партия России появилась в переломный для страны момент – в 1990 году.

10. Кальций способствует укреплению (костной, костяной) системы, мускулатуры, ногтей, волос.


Задание 4. (6 баллов)

В хорватском языке есть такие слова:

zrak – воздух,

mlatiti– молотить, бить,

dva– два,

slovo– буква,

sitan – мелкий, маленький,

zreti– зреть, видеть.

Как переводятся на русский язык следующие хорватские сложные слова:

zrakomlat, dvoslov, sitnozor?


Задание 5. (12 баллов)

Даны следующие предложения со словом как:

1. Как ты себя чувствуешь?

2. Мы не знаем, как решать задачу.

3. Катя видела, как Володя перепрыгнул через канаву и скрылся в чаще.

4. Ему как биологу будет интересно послушать доклад химиков.

5. Как хорошо в лесу весной!

6. Ему уже десять лет, а он ведёт себя, как младенец.

Определите в каждом случае, какой частью речи является слово как и какова его функция в высказывании.


Задание 6. (10 баллов)

Найдите, исправьте и прокомментируйте ошибки.

1. О том, что победу одержит «Единая Россия», у меня даже сомнения не было.

2. От фонда красных партизанов до наших дней.

3. Мы не требуем, чтобы эти средства поступали непосредственно к нам, пусть они будут в распоряжении сельских администраций, а те сумеют ими распорядиться на пользу жителей.

4. Служа закону – служим народу.

5. Дети постарше, особенно в летний период, страдают отсутствием спортивных площадок – футбольных, волейбольных, теннисных и т.д.

Ответ оформите в виде таблицы.

Предложение с ошибкой

Правильный вариант

Комментарий



Задание 7. (6 баллов)

Какие варианты пунктуационного оформления имеет предложение  Он вышел из комнаты  энергичный  свежий  бодрый  радостный? Укажите эти варианты, расставив знаки препинания. К каждому варианту дайте синтаксический комментарий.



Задание 8. (5 баллов)

 В приводимых ниже фразах дана оценка разных сторон политической жизни страны, отдельных политических событий и политических лидеров, высказанная современными политиками. Что общего в этих высказываниях с языковой точки зрения, что их объединяет? Письменно обоснуйте свой ответ.

1.«Призываю сделать ЦК и президиум КПРФ боевыми органами. С тем, чтоб они, если надо, воевали по-настоящему».
2.«Демдвижение: пейзаж после битвы».
3.«Кампанию лидеру «Яблока» пришлось вести под массированным огнем государственных СМИ».
4.«Атаковать Путина в лоб сейчас - все равно, что защищать Басаева и Хаттаба - это самоубийство для российского политика».
5. «Обстановка в Думе типа «затишье перед атакой». Бойцы готовятся к новым походам».
6. «Идет третья мировая война. Мы готовы рисковать собой и идти в штыковую».


Задание 9. (10 баллов)

Существует анекдот:

Мальчик, почему ты плачешь? – Потерялся. – А как тебя зовут? – Не знаю. – А как зовут твоих родителей? – Не знаю. – А адрес знаешь? – Знаю: www. мальчик. ru.

Как известно, анекдоты указывают на «болевые точки» жизни общества. Почему стало возможно появление этого анекдота?

В чем отрицательные и положительные стороны отраженного в этом анекдоте общественного явления?

Укажите лингвистический прием, при помощи которого в анекдоте создается юмористический эффект.

Ответьте на каждый вопрос одним-двумя предложениями.


Задание 10. (30 баллов)


Прочитайте отрывок из стихотворения А. Кушнера.


Русский язык, как латынь, постепенно сойдет на нет.

Те, кто писал на нем, промахнулись с заветной лирой ...

Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;

Скоро мы на верлибр перейдем и забудем рифму;

Учатся сторожевые рычать по-английски львы;

Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву.


Какую проблему поднимает автор? Что вы думаете о будущем русского языка? Напишите сочинение-миниатюру. Объём работы 150-200 слов. К какому стилю относится созданный вами текст? Объясните.

Школьный этап

Всероссийской олимпиады школьников

2017-2018 учебный год

Русский язык

11 класс

КЛЮЧИ

Задание 1. (5 баллов)

Раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного произношения, называется орфоэпией. (2балла)

Данные слова являются иноязычными, не до конца освоенными системой русского языка. Их произношений пока «не подчиняется» произносительным нормам русского литературного языка. На месте выделенных гласных. находящихся в предударной и заударной позициях, произносится звук [о].

(3 балла)


Задание 2. (6 баллов)

Объясните, по каким принципам выбрана и расположена следующая семерка слов? (2 балла)

Выбраны слова, вызывающие трудности в произношении и ударении, [как заимствованные, так и русские]; расположение этих слов соответствует алфавитному порядку.

Как называются словари, из которых они были взяты? (2 балла)

Орфоэпический словарь. Словарь трудностей произношения и ударения

Для чего предназначены такие словари? (2 балла)

Словарь трудностей произношения и ударения (оррфоэпический) предназначен для получения справок о словах, для которых в речи закрепилось двойное произношение или ударение, и не всегда ясно, какое из них является литературным, нормативным.

Различные словари и справочники издавались под редакцией Р.А. Аванесова и др.


Задание 3. (10 баллов)

  1. Сытным

  2. Признательность

  3. Кампания

  4. Предоставил

  5. Невеждой

  6. Скрытным

  7. Информативную

  8. Желанной

  9. Демократическая

  10. Костной

За каждое правильное слово - 1 балл



Задание 4 . (6 баллов)

Вертолёт, диграф (двойная буква), микроскоп.

За каждое правильное слово – 2 балла.

Задание 5. (12 баллов)

1. В первом предложении как – это вопросительное местоимение-наречие (или

местоименное наречие), его функция – специальный вопрос (или помогает задать вопрос).

2. Во втором предложении как – относительное местоимение-наречие (или

местоименное наречие) (союзное слово), его функция – служить средством связи для

придаточного изъяснительного. (или является средством связи в сложноподчиненном

предложении с придаточным изъяснительным и является членом придаточного предложения).

3. В третьем предложении как – подчинительный союз, его функция – служить средством связи

для придаточных изъяснительных, в которых подчёркивается динамический аспект действия

(возможно без указания на динамический аспект).

4. В четвёртом предложении как – союз, близкий по смыслу к соединительному, но с

дополнительным смыслом «в качестве», его функция – присоединять добавление-характеристику

(или приложение) к тому же предмету или лицу (к существительному или местоимению).

5. В пятом предложении как – определительное наречие. Иногда его рассматривают как

усилительную частицу, его функция – служить для усиления смысла сказуемого.

6.В шестом предложении как – сравнительный союз, его функция – служить средством связи в

сравнительных оборотах или придаточных сравнительных.


За правильное определение части речи - 1 балл.

За определение функции в высказывании – 1 балл. Всего – 12 баллов.



Задание 6. (10 баллов)

Предложение с ошибкой

Правильный вариант

Комментарий

О том, что победу одержит «Единая Россия», у меня даже сомнения не было

У меня даже сомнения не было в том, что победу одержит «Единая Россия»

или

В том, что победу одержит «Единая Россия», у меня даже сомнения не было.

нарушена грамматическая связь между словами (управление) о том сомнения не было.Сомнение (в чем?) в правдивости, правоте, успехе.

От фонда красных партизанов до наших дней.

От фонда красных партизан до наших дней.

выбрана неправильная грамматическая форма слова партизаны. В родительном падеже множественного числа существительное партизаны имеет нулевое окончание: партизан.

Мы не требуем, чтобы эти средства поступали непосредственно к нам, пусть они будут в распоряжении сельских администраций, а те сумеют ими распорядиться на пользу жителей.


...пусть они будут в распоряжении сельских администраций, а те сумеют распределить их (средства) на пользу жителей.

распорядиться на пользу жителей: нарушена грамматическая связь между словами (управление). В пользу (кого? чего?), в интересах кого-нибудь, в соответствии с чьими-нибудь выгодами. На пользу (кому? чему?)людям. Таким образом, надо писать: распорядиться в пользу жителей или на пользу жителям. 2) неоправданный повтор однокоренных слов в распоряжении – распорядиться.

Служа закону – служим народу.

исполняя закон, служим народу.

служа – нежелателен повтор однокоренных слов: служа, служим. Не нужно авторское тире, обладающее только интонационным значением.

Дети постарше, особенно в летний период, страдают отсутствием спортивных площадок – футбольных, волейбольных, теннисных и т.д.

Правильный вариант: дети страдают от (из-за) отсутствия площадок….


Ошибка в управлении: страдают отсутствием площадок: Страдать. 1. Испытывать страдание. Страдать (от чего?) от боли. 2. чем? Иметь какую-нибудь болезнь. Страдать (чем?)головными болями. Страдать самомнением(перен.). 3. Подвергаться чему-нибудь неприятному, терпеть ущерб, урон от чего-нибудь. Посевы страдают (от чего?) от сорняков.


По каждому примеру за правильный вариант по 1 баллу, за объяснения – 1 балл.

Задание 7. (6 баллов)

1. Он вышел из комнаты  энергичный,  свежий,  бодрыйрадостный. (1 балл)

В этом случае прилагательные энергичный,  свежий,  бодрый, радостный являются однородными именными частями составного именного сказуемого, поэтому они разделятся запятыми. (2 балла)

2. Он вышел из комнаты,  энергичный,  свежий,  бодрыйрадостный. (1 балл)

В этом случае прилагательные энергичный,  свежий,  бодрыйрадостный можно рассматривать как обособленные определения. Условиями обособления являются следующие: согласованные определения находятся в постпозиции по отношению к определяемому слову, в предложении они образуют достаточно самостоятельное структурно-семантическое единство, между ними и определяемым словом имеется другой член предложения. В этом случае группа однородных определений выделяется интонационно и пунктуационно (запятая перед словом  энергичный). (2 балла)

Задание 8. (5 баллов)
Общим, объединяющим все приведенные высказывания, является использование образа войны, военных действий для оценки политических событий, акций, реалий политической жизни и политиков. Круг военной лексики, включающей боевые органы, воевать, битва, массированный огонь, атака, атаковать, поход, война, штыковая, определенным образом настраивает читателя на восприятие политики как войны, укрепляет в его сознании ассоциацию «политика - это война», со всеми вытекающими из такого понимания следствиями.


Задание 9. (Всего 10 баллов)

Появление такого анекдота стало возможно в связи с повышением роли компьютера в обыденной жизни человека, особенно с внедрением Интернета

(1 балл).

Отрицательные стороны компьютеризации и «интернетизации»: уход в «виртуальный» мир и неумение существовать в реальном пространстве, сокращение (до сведения на нет) общения с реальными собеседниками, ослабление коммуникативных потенций ребенка и др. (3балла).

Положительные стороны: увеличение скорости обработки информации, компактный способ ее хранения, расширение возможностей работы с текстом и «картинкой», расширение коммуникативных возможностей человека (контакт со всем миром), сокращение времени на выполнение различных видов интеллектуальных работ, платежей, отправки информации, расширение игровых возможностей и др. (3 балла).

Юмористический эффект анекдота создается за счет лексического повтора выражения – не знаю – и полисемии (многозначности) слова адрес: «местожительство, местонахождение» и «адрес электронной почты, сайта» (3 балла: название лингвистического средства + иллюстрация-пример; два средства с двумя примерами).

Задание 10. (30 баллов)

Какую проблему поднимает автор? А. Кушнер размышляет о современном состоянии русского языка, поднимает проблему чистоты русской речи. Неоправданное увлечение заимствованиями из чужого языка (в первую очередь, из английского), по мнению автора, может привести к утрате национальной самобытности, так как именно язык играет важнейшую роль в сохранении национальных традиций.

Сочинение-миниатюра (Объём работы 150-200 слов)

Шкала оценивания

Содержание

Связность текста и

композиция

Словарный запас и

стиль

Орфография и

пунктуация

15 баллов

Сочинение соответствует теме; тема раскрыта полностью.

5 баллов

Текст связный, представляет собой законченное речевое произведение. Композиция сочинения отвечает общим требованиям; изложение мыслей логичное.

5 баллов

Используемая лексика и синтаксис разнообразны, отсутствуют фактические ошибки; встречаются речевые ошибки (не более 2)

5 баллов

В сочинении не более 2 ошибок.

10 баллов

Сочинение соответствует теме; тема раскрыта достаточно.

4 балла

Текст представляет собой законченное речевое произведение; отмечается незначительное нарушение связности текста. Композиция сочинения отвечает общим требованиям; изложение мыслей логичное.

4 балла

Используемая лексика и синтаксис недостаточно разнообразны; встречаются фактические и речевые ошибки

( не более 4)

4 балла

В сочинении не более 4 ошибок.

5 баллов

Сочинение соответствует теме; тема раскрыта поверхностно.

3 балла

Отмечаются нарушения связности текста; встречаются нарушения в композиции сочинения; изложение не вполне логичное.

3 балла

В использовании лексики и синтаксиса нет разнообразия; имеются фактические и речевые ошибки (не более 6)

3 балла

В сочинении не более 6 ошибок.

3 балла

Содержание сочинения соответствует теме частично.

2 балла

Отмечаются нарушения связности текста; есть неясности в формулировках; встречаются нарушения в композиции сочинения; изложение не вполне логичное.

2 балла

В использовании лексики и синтаксиса нет разнообразия; много фактических и речевых ошибок (не более 8)

2 балла

В сочинении не более 10 ошибок.

1 балл

Тема сочинения раскрыта упрощённо.

1 балл

Отсутствует связность текста, изложение нелогичное; композиция сочинения не отвечает требованиям.

1 балл

Словарный запас бедный; синтаксис однообразный; много фактических и речевых ошибок (более 8)

1 балл

В сочинении более 10 ошибок.

0 баллов

Сочинение не соответствует теме или не представляет собой связного текста.



Используемые ресурсы

http://pandia.ru/text/77/302/26603.php

http://repetitor-russ.ru/olimpiadnye-zadaniya-11-klass/

https://infourok.ru/test-paronimi-klass-1728246.html

Авторы-составители: Никишенко И.С., Петухова О.В.(МАОУ СОШ №3 п. Двуреченск)