Олимпиада по русскому языку в 7 классе
Расставьте ударение в словах: арест, без толку (нареч.), взята, взяло добела, донельзя, залитый, занята, засветло, истекший, кормящий, пенящийся, мельком, набело, набок, наверх.
Выполните морфемный разбор слов беспричинный, вкрадчивый, наслаждаться, безветренный, изъявляют, разочарованный, непримиримый, обличение, водоснабжение, жемчужинка
Распределите существительные на группы в зависимости от значения суффикса -ок-: вечерок, бугорок, порок, язычок, холодок, игрок, рынок, ледок, ездок, стрелок, шнурок, уголок, сынок, сахарок, ветерок, лесок.
Каким фонетическим признаком объединены слова: вкривь, коврижка,
врозь, книг, дубки.
Некоторые прилагательные употребляются в речи только с
определённым словом, в частности с существительным. В каких фразеологических оборотах употребляется прилагательные закадычный, проливной, страдный, зелёный, подлинная? Укажите значение полученных фразеологизмов. Расскажите о происхождении одного из них.
Подберите не менее трёх синонимов к каждому слову:
отважный, холодный, дом, друг, говорить
Как называются жители Томска, Тулы, Минска, Пскова, Омска, Одессы, Баку, Курска, Ярославля, Торжка?
Исправьте ошибки, допущенные в устном непринуждённом общении людей.
1) Невозможно убедить тебя о том, что нужно учиться.
2) Помощи просить было не от кого.
3) Для меня это странным кажется.
4) Всё дело в этом зависит.
5) Пока ещё не о чем улыбаться.
6) Об этом вы решите дома.
7) Он мне ничего не рассказывает, совсем не касается о своей работе.
8) Как избежать такую ошибку?
10. Докажите, что слово эфиоп нерусского происхождения. Приведите примеры заимствованных слов.
11. Графически объясните знаки препинания. Почему при видимом повторении союза и можно поставить лишь одну запятую?
Туманы пропитали насквозь жёлтые листья и под тяжестью холодной и уже ненужной влаги листья отрывались от веток и падали на траву и на гранитные мостовые. (К.Г. Паустовский)
12. Определите тему текста. В каком предложении она выражена лучше всего? Определите способ и средства связи предложений в тексте. Назовите известные вам средства выразительности, встретившиеся в данном тексте, приведя примеры из текста.
Весна, совсем весна. Стоит в ушах весенний звон, весенний гомон.
В березняке неумолкаемый шум от карканья грачей, от скрипучего свиста скворцов. Все они устраивают гнёзда и важно, вразвалку ходят по саду, выбирая хворостинки и сухие прошлогодние листья.
Галки, как сумасшедшие, дерутся у труб, тоже таскают палки и опускают в трубу. Бросит и посмотрит туда одним глазом.
Из чащи леса уже бежит прозрачный ручеек последней весенней воды. На берёзках надулись тройчатые почки, и если сломишь веточку, и из неё, как слёзы на весеннем солнце, каплет, почти ручьём льётся сок.
Над прозрачными ещё вершинами осин ярко синеют молодые весенние небеса с бегущими под ними белыми облаками.
(П.С. Романов)
Ответы на задания олимпиады по русскому языку в 7 классе
Арест, без толку (нареч.), взята, взяло, добела, донельзя, залитый, занята, засветло, истекший, кормящий, пенящийся, мельком, набело, набок, наверх (по 0,5 балла за каждый правильный ответ). Максимальная оценка 8 баллов.
Бес-причин-н-ый, в-крад-чив-ый, на-слажд-а-ть-ся, без-ветр-енн--ый, изъ-явл-я-ют, разо-чар-ова-нн-ый, не-при-мир-им-ый, облич-ени-е, вод-о-снабж-ени-е, жемчуж-инк-а (по 0,5 балла за каждый правильный ответ). Максимальная оценка 10 баллов.
Суффикс -ок- со значением «тот, кто..», «человек, который..», в словах игрок, ездок, стрелок. Уменьшительно-ласкательное значение в словах вечерок, бугорок, язычок, холодок, ледок, уголок, сынок ,сахарок, ветерок. Нет суффикса -ок- в словах порок, рынок, шнурок, песок.( По 1 баллу за обозначение групп и по 0,5 балла за каждое правильное слово). Максимальная оценка 11 баллов.
Во всех этих словах наблюдается оглушение звонких согласных звуков. Подобное явление наблюдается перед глухими согласными и на конце слова. (3 балла за правильный ответ). Максимальная оценка 3 балла.
Закадычный друг – давний, верный друг; проливной дождь – идущие интенсивно осадки; страдная пора – пора уборки урожая; зелёная улица – полная свобода действий в любой области творчества, труда, подлинная правда – истинная правда. (По 1 баллу за каждое словосочетание с объяснением; 3 балла за объяснение происхождения фразеологического оборота). Максимальная оценка 8 баллов.
Отважный – смелый, храбрый, мужественный и т.д.; холодный – ледяной, студёный, морозный и т. д.; дом – жилище, обитель, жильё и т. д.; говорить – болтать, шептать, изъясняться и т.д. (По 0,5 балла за каждый правильный ответ). Максимальная оценка 2 балла.
Жители Томска - томичи; Тулы – туляки; Минска – минчане; Пскова – псковичи (псковитяне); Омска – омичи; Одессы – одесситы; Баку – бакинцы; Курска – куряне; Ярославля – ярославцы; Торжка – новоторы. ( по 0,5 балла за каждый правильный ответ). Максимальная оценка 5 баллов).
1) Невозможно убедить тебя в том, что нужно учиться.
2) Ждать помощи было не от кого. (Просить помощи было не у кого).
3) Мне это кажется странным.
4) Всё дело зависит от этого.
5) Пока ещё нет причины улыбаться.
6) Об этом вы подумаете дома.(Это вы решите дома).
7) Он мне ничего не рассказывает, совсем не касается своей работы.
8) Как избежать такой ошибки?
( По 0,5 балла за каждый правильный ответ). Максимальная оценка 4 балла.
9. Для исконно русских слов нехарактерны начальные [э], звук [ф], стечение гласных в начале слова. В слове эфиоп все признаки иноязычных слов присутствуют. Заимствованные слова: фужер, эстамп и др. (По 0,5 балла за каждое заимствованное слово; 2 балла за объяснение).
10. Запятая ставится перед первым союзом и, который соединяет два простых предложения. Остальные союзы связывают разные ряды однородных членов: второй союз и соединяет однородные определения, третий – однородные сказуемые, четвёртый – однородные обстоятельства. (По 0,5 балла за каждое задание). Максимальная оценка 1 балл.
11. Тему текста можно определить словами весна, совсем весна. Эту тему, выраженную уже первым предложением, раскрывают все последующие предложения. Каждый абзац начинается словами и сочетанием слов с пространственным значением, которые соединяют части текста. Таким образом, части текста соединяются параллельным способом. Внутри абзацев предложения связаны последовательным способом (1-й – 3-й абзац) и параллельным способом (4-й абзац). Средствами связи являются однокоренные слова (весна – весенний), местоимения (грачи, скворцы – все они), глаголы в форме 3-го лица ед. числа (дерутся, таскают, бросит, посмотрит).
Средства выразительности: а) олицетворения; б) эпитеты; в) сравнения;
(З балла за объяснение и по 0,5 балла за пример каждого указанного тропа)