СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по русскому языку для 11 класса _Rus-dili-11-synp6-a-türkmen-böl.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку для 11 класса _Rus-dili-11-synp6-a-türkmen-böl.»

Олимпиадное задание по русскому языку

для учащихся 11 (6) класса школ с туркменским языком обучения


I. Тур. 

 

Диктант

Зимнее зеркальце

Морозно. Трещат в лесу от холодов де­ревья. А под склонившейся ивой блестит небольшое зер­кальце лесного ручья. Оно красиво в своей бело-мраморной оправе искристых снегов. Живые зелёные травинки на дне ручья, как первые вестники весны, радуют и веселят глаз.

Зимнее зеркальце! Смотрится в его живую тёмную гладь сонная ива. И снится ей весёлая весна, ласковое солнце и звонкие песни лесного ветра.

Зябко. Колюче искрится снег на спя­щем лугу. Кругом безмолвие. Звенящая тишина. А возле полыньи вороний грай. Вертлявые сорокито взмывают на верхушки, то резко падают к самой полынье.

Замираю под кустом ивы и вижу, поражённый, как две бойкие вороны азартно рвут силь­ными клювами длинную ниточку водо­рослей, только что добытую ими из тёплых струй голубо­го ручья. Да ведь это же птичья столовая! Не простая, диетическая.

(124 слова)















  1. Тур.


Грамматические задания.

  1. Расставьте ударения в словах:

Каталог, сосредоточение, начался, кремень, ходатайство, бюрократия, жалюзи, договоры, средства, углубить, баловать, обеспечение, облегчить, премировать, квартал.

  1. Объясните значение фразеологизмов:

Внести свою лепту, терновый венец, вернуться к своим пенатам.

  1. Определите вид сказуемых в предложениях.

  1. Дом строят каменщики.

  2. Дом будут строить каменщики.

  3. Дом продолжают строить каменщики.

  4. Сирень скоро будет отцветать.

  5. Ребята стали купаться ежедневно.

  1. Выполните разбор слова по составу, укажите способ образования слов.

Заземление, переговариваться, состариться, черноморский, подоконник.

  1. Расставьте знаки препинания в предложениях (где нужно), объясните их постановку.

  1. Совсем разбитый и изнуренный я лежал почти в беспамятстве.

  2. Всё относящееся к работе отец всегда считал самым главным.

  3. Билеты на вечер были розданы всем желающим пойти.

  4. Страстно преданный барину он (Захар) однако же редкий день в чем-нибудь не солжет ему.

  5. Что-то происходящее вокруг внушало неясные опасения.

  1. Укажите характеристику предложения.

Люблю побродить ранним утром по лесу.

  1. Определённо-личноеu Неопределённо-личное

  2. Обобщённо-личное

  3. безличное

  1. Укажите неопределённо-личное предложение.

  2. Укажите безличное предложение.

  1. Укажите верный вариант постановки знаков препинания.

  2. Выберите объяснение постановки знаков препинания в предложении.

  3. На месте каких цифр должны стоять запятые.

  1. Угадайте автора и название произведения.

С тобой, чьи губы, что кораллы,

Ресницы – стрелы, щёки – лалы…

  1. Кому посвятил А. Блок стихотворение «Мы встречались с тобой на закате»?

  2. Найдите эпитеты в данном отрывке:

Дух бродяжий! ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств…

  1. Определите значение слов: жди, ждавший, ожидание.

  2. Вставьте пропущенные слова в отрывок из рассказа Ю. Казакова «Голубое и зелёное».

«Лиля согласна встретиться. Я размышляю, прилично ли будет пожать ей руку на прощание. Она сама протягивает мне _______ _______, и я снова чувствую её теплоту и ___________».

  1. Кому посвятила Марина Цветаева стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной… »?

  2. Из какого стихотворения А.С. Пушкина эти строки?

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

  1. Кому принадлежит фраза: «Все дороги мира- через солнце моё идут»?

  2. Какая фигура речи используется Молланепесом в стихотворении «Там и здесь»?

Там – девушка, луна моя,

А солнце – молодица – здесь!






Ответы.

  1. КаталОг, сосредотОчение, началсЯ, кремЕнь, ходАтайство, бюрокрАтия, жалюзИ, договОры, срЕдства,углубИть, баловАть, обеспЕчение, облегчИть, премировАть, квартАл.

За каждый правильный ответ – 0,5 балл, максимум – 7 баллов.

  1. 1) Внести свою лепту – делать посильный вклад в общее дело. (Лепта - мелкая медная монета в Древней Греции.) 2) Терновый венец – мученичество, страдания. Терновый венец был надет на голову Иисуса Христа перед распятием. (Терновый венок – сплетенный из терпения, растения, ветки которого покрыты острыми шипами, терниями.) 3) Вернуться к своим пенатам – вернуться домой. (В античной мифологии пенаты – домашние духи, охранявшие спокойствие семьи)

За каждый правильный ответ – 1 балл, за комментарий – 1 балл. Максимум – 6 баллов.

  1. Дом строят каменщики. (ПГС)Дом будут строить каменщики. (ПГС)Дом продолжают строить каменщики. (СГС)Сирень скоро будет отцветать. (ПГС)Ребята стали купаться ежедневно. (СГС)

За каждый правильный ответ – 1 балл, максимум – 5 баллов.

  1. За-земл-ени-е (суффиксальный), пере-говар-ива-ть-ся (суффиксальный), со-стар-и-ть-ся (приставочный), черн-о-мор-ск-ий (сложение слов), под-окон-ник (приставочно-суффиксальный)За правильный разбор – 1 балл, максимум – 5 баллов.

  2. Совсем разбитый и изнуренный, я лежал почти в беспамятстве.

(определяемое слово – личное местоимение)

  1. Всё относящееся к работе отец всегда считал самым главным. (определительное местоимение)

  2. Билеты на вечер были розданы всем желающим пойти.(определительное местоимение)

  3. Страстно преданный барину,он (Захар) однако же редкий день в чем-нибудь не солжет ему.(личное местоимение) 4) Что-то происходящее вокруг внушало неясные опасения. (неопределенное местоимение) За правильный ответ – 1 балл, максимум 5 баллов.

  1. 1 - 0,5б.

  2. 1- 0,5б.

  3. 4 - 0,5б.

  4. 1- 0,5б.

  5. 1 – 0,5б.

  6. 2- 0,5б.

  7. Зелили. «Разлучён я с милой»

  8. Любови Дмитриевне Менделеевой, воплотившей образ Прекрасной Дамы.

  9. Дух бродяжий, утраченная свежесть – 1б.

  10. Жди- переживать чувство ожидания; пребывать некоторое время, оставаться на месте в ожидании появления чего-нибудь, прибытия кого-нибудь, ждавший– причастие, тот, который ждет;ожидание–надежды на что-нибудь, предположение. По 1б. за каждый ответ. Макс.-3б.

  11. Узкую руку, доверчивость. – 2б.

  12. Стихотворение посвящено мужу сестры Анастасии – Маврикию Минцу. – 2б.

  13. «К***» -1б.

  14. Фраза принадлежит ГурбанназаруЭзизову. Он так говорил о своем жизнеутверждвющем творчестве.

- 2б

20. Синтаксический параллелизм.- 2б.