СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по русскому языку для 11 класса Rus-dili-11-synp-7-ar-rus-böl.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку для 11 класса Rus-dili-11-synp-7-ar-rus-böl.»






Олимпиада по русскому языку и литературе. 11 (7)класс ( rus bölümi )


  1. Тур.

Диктант


Месяц обливал меня светом, и, подняв глаза кверху, я долго смотрел в его лицо. Свет, проходя сквозь белёсые кружева гардин, смягчал сумрак в глубине комнаты. Отсюда месяца не было видно, но все четыре окна были ярко озарены. Свет падал из окон бледно-серебристыми арками, и в каждой из них был дымчатый теневой крест, мягко ломавшийся по озарённым креслам и стульям.

Давно не видел я такой ночи! И вот мысли мои опять возвратились к далёким, почти забытым осенним ночам, которые видел я когда-то в детстве среди холмистой и скудной степи средней России. Там месяц глядел под мою родную кровлю, и там впервые узнал и полюбил я его кроткое и бледное лицо. Я мысленно покинул Париж, и на мгновение померещилась мне вся Россия, точно с возвышенности я взглянул на огромную низменность. Передо мной слегка холмистые поля, а среди них – серый помещичий дом, ветхий и кроткий при свете месяца… Неужели это тот самый месяц? Это он успокоил меня в светлом царстве ночи…

(160 слов). (ПоИ.Бунину)



Максимум 20 баллов



  1. Тур.


Грамматические задания

1. Назовите лишний глагол в каждом ряду. Объясните, почему он лишний. При ответе используйте свои знания относительно возможностей и способов образования видовых пар глаголов в русском языке.
1) гарантировать, деформировать, обследовать, арестовать;
2) женить, ощутить, встретить, обеспечить;
3) выявить, закипеть, дорисовать, накалить;
4) хотеть, числиться, иметь, простить.


2.В своей книге «Основы психолингвистики» И.Н. Горелов и К.Ф. Седов говорят о таком приёме языковой игры, как «переиначивание» русского фразеологизма на иностранный лад. Какие фразеологизмы русского языка «переиначены» таким образом? Напишите их и дайте толкование значения.

  1. Как о бордюр арахис –

  2. Аннексировать лаваш (у кого-л.) –

  3. Фрагментировать идиота –

  4. Абсорбировать (что-л.) с лактозой матери –

  5. Не в пони фастфуд –

  6. Выносить утиль из офиса –


  1. Укaжите, что является источником появления следующих фразеологизмов:

  1. глас вопиющего в пустыне –

  2. прокрустово ложе –

  3. у разбитого корыта –


  1. кануть в Лету –

  2. а воз и ныне там –

  3. блудный сын


4. В каждом сложноподчиненном предложении определите тип придаточной части, вводимой компонентом что; укажите, какой частью речи он является; назовите его функцию.

1. И русых головок над речкой пустынной, что белых грибов на поляне лесной.
2. «Ему столько довелось пережить, что нам и не снилось», - шепчет Холин.
3. Поэт Вяземский говорил, что целость русского языка должна быть для нас так же священна, как и неприкосновенность наших границ.
4. Кто любил, тот знает, что значат слезы по любимому человеку: одна такая слеза на весах счастья перетянет миллионы радостей без любви.
5. Только дуб, что одиноко высился на краю леса, не сбросил своей листвы.


5. Какие из следующих предложений (простых и входящих в состав сложных предложений) являются односоставными и к какому типу они относятся? Какие из предложений являются неполными двусоставными с пропущенным главным членом (главными членами)?

1. Договорился с друзьями пойти в горы.
2. Начинаем подниматься.
3. Неприятно, что очень ветрено.
4. Предлагаю спускаться вниз, а они не соглашаются.
5. «Гордецы, – думаю. – Зря отказались».


6. Произнесите слово ЛЁД и определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в строках Б. Пастернака.

Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела.


7. Установите авторство и объясните смысл следующих высказываний:

1) Растекаться мыслью по древу.

2) Ох, тяжела ты, шапка Мономаха.

3) Ворона в павлиньих перьях.

8. Составьте предложение с разными формами слова ДЕНЬ так, чтобы оно было употреблено в функции подлежащего, сказуемого, дополнения, обстоятельства.


9. Какие из приведенных слов являются заимствованными? По каким признакам каждого заимствованного слова вы пришли к такому выводу?

Город, обаяние, маркетинг, пафос, аэродром, препона, конферансье, ошеломить, сарафан, штаб.


10. Прочитайте предложение. Выпишите все словосочетания, распределяя их по столбикам в соответствии с типом подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

Так раздумывала княгиня Вера и не могла отвести глаз от пяти алых кровавых огней на браслете.


11. Найдите«четвёртое лишнее»: Нефтегорск, Белогорск, Электрогорск, Зеленоградск. Прокомментируйте свой выбор.


12. Найдите, исправьте и прокомментируйте ошибки.

1. О том, что победу одержит «Единая Россия», у меня даже сомнения не было.

2.От фонда красных партизанов до наших дней.

3. Мы не требуем, чтобы эти средства поступали непосредственно к нам, пусть они будут в распоряжении сельских администраций, а те сумеют ими распорядиться на пользу жителей.

4. Служа закону – служим народу.

5. Дети постарше, особенно в летний период, страдают отсутствием спортивных площадок – футбольных, волейбольных, теннисных и т.д.


13.Составьте схему предложения, отразив в ней все синтаксические конструкции, определяющие постановку знаков препинания. С предложением какого типа вы встретились?Определите типы придаточных предложений.

В бывшем кабинете деда, где даже в самые жаркие дни была могильная сырость, сколько бы ни открывали окна, выходившие прямо в тяжелую, темную хвою, такую пышную и запутанную, что невозможно было сказать, где кончается одна ель, где начинается другая, — в этой нежилой комнате, где на голом письменном столе стоял бронзовый мальчик со скрипкой, — был незапертый книжный шкап, и в нем толстые тома вымершего иллюстрированного журнала. (В.Набоков)


14.Одно из стихотворений Марины Цветаевой, посвящённое её современнику, великому русскому поэту начала ХХ века, начинается такими строками:

Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке,

Одно-единственное движение губ,

Имя твоё – пять букв

Кому посвятила М.И. Цветаева это стихотворение? Напишите 5 букв, о которых говорится в стихотворении. Согласны ли вы, что при произнесении этой фамилии происходит лишь одно «движение губ»? Укажите, сколько звуков в этой фамилии, и по возможности опишите движения органов речи при произнесении каждого из них.


15. По данному отрывку назовите автора и его произведение.

а) “Шли они, и целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними: и каменистые горбы острова, который почти весь лежал у их ног, и та сказочная синева, в которой плавал он, и сияющие утренние пары над морем к востоку, под ослепительным солнцем, которое уже жарко грело, поднимаясь всё выше и выше, и туманно-лазурные, ещё по-утреннему зыбкие массивы Италии, её близких и далеких гор, красоту которых бессильно выразить человеческое слово. На полпути они замедлили шаг...”

б) “...Любил ходить на вокзал по вечерам, к курьерскому поезду, который останавливался здесь в последний раз перед прусской границей. Со странным очарованием, взволнованно следил он, как к станции, стремительно выскочив из-за поворота, подлетал на всех парах этот поезд, состоявший всего из пяти новеньких, блестящих вагонов, как быстро росли и разгорались его огненные глаза, бросавшие вперёд себя на рельсы светлые пятна, и как он, уже готовый проскочить станцию, мгновенно, с шипением и грохотом останавливался ....”

в) “Мы с товарищами выехали до восхода солнца. Пара сытых лошадей, в струну натягивая постромки, еле тащила тяжёлую бричку. Колёса по самую ступицу проваливались в отсыревший, перемешанный со снегом и льдом песок, и через час на лошадиных боках и стёгнах, под тонкими ремнями шлеек, уже показались пышные хлопья мыла, а в утреннем свежем воздухе остро и пьяняще запахло лошадиным потом и согретым деготьком смазанной конской сбруи.Там, где было особенно трудно лошадям, мы слезали с брички, шли пешком. Под сапогами хлюпал размокший снег, идти было тяжело, но по обочинам дороги всё ещё держался хрустально поблёскивавший на солнце ледок, и там пробираться было ещё труднее...”

г) “Поздней ночью, когда зашёл месяц, они покинули Сухой Лог. Через два часа езды спустились с бугра к Чиру. На лугу кричали коростели, в камышистых заводях речки надсаживались лягушки, и где-то далеко и глухо стонала выпь.

Сплошные сады тянулись над речкой, неприветливо чернея в тумане.

Неподалёку от мостка (...) остановился. Полночное безмолвие царило в хуторе. (...) тронул коня каблуками, свернул в сторону. Ехать через мост он не захотел. Не верил он этой тишине и боялся её...”


  1. Соотнесите имена художников с произведениями, которые они иллюстрировали.

А.Блок. «Двенадцать»А.Родченко

A.Твардовский. «Василий Тёркин»Н.Кузьмин

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»Ю.Анненков

B.В. Маяковский. «Про это»О.Верейский




Ключи: 11 (7)

1.1) лишним является глагол арестовать, имеющий видовую пару арестовывать, остальные глаголы двувидовые;
2) лишним является двувидовой глагол женить, остальные глаголы образуют видовую пару;
3) лишним является глагол накалить, имеющий вариантные формы при образовании видовой пары (накалять/накаливать);
4) лишним является глагол простить, образующий видовую пару, остальные глаголы одновидовые, не образующие видовой пары.
Оценивание: 0,5 балла за выделенное слово и 1 балл за объяснение (всего 1,5 балла за позицию).
Итого: 6 баллов.
2.1. Как о бордюр арахис – как об стенку горох – «бесполезно объяснять, никак не воздействует на кого-л. что-л. сказанное».
2. Аннексировать лаваш (у кого-л.) – отнимать хлеб (у кого-л.) – «отнимать возможность заработать или заработок».
3. Фрагментировать идиота – ломать дурака – «паясничать, притворяться глупым, непонимающим».
4. Абсорбировать (что-л.) с лактозой матери – впитать что-л. с молоком матери – «усвоить с раннего возраста, запомнить на всю жизнь».
5. Не в пони фастфуд – не в коня корм – «не идёт впрок, на пользу, не даёт желаемого результата».
6. Выносить утиль из офиса – выносить сор из избы – «разглашать сведения о неприятностях, касающихся узкого круга людей».

По 0,5 баллов за восстановление фразеологизма и его толкование (всего 3 балла);

3.

  1. глас вопиющего в пустыне – Библия

  2. прокрустово ложе – древнегреческая мифология

  3. у разбитого корыта – литература («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина)

  4. кануть в Лету – древнегреческая мифология

  5. а воз и ныне там – литература (из басни «Лебедь, Рак и щука» И.А. Крылова)

  6. блудный сын – Библия

За правильно названный источник появления фразеологизма – по 0,5 балла (всего 3 балла).

4.1. Придаточное сравнительное. Что является союзом, связывает придаточную часть с главной.
2. Придаточное меры и степени. Что является союзом, служит для связи придаточной части с главной.
3. Придаточное изъяснительное. Что является союзом и связывает придаточную часть с главной.
4. Придаточное изъяснительное. Что является местоимением (союзным словом), в предложении является дополнением и служит для связи придаточного предложения с главным.
5. Придаточное определительное. Что является местоимением (союзным словом), в предложении является подлежащим и связывает придаточную часть с главной.
За определение типа придаточной части, вводимой компонентом что - по 0,5 баллов (итого 2,5 балла); за определение части речи - по  0,5 балла (итого 2,5 балла), за определение функции – по  0,5 балла (итого 2,5 балла). Итого: 7,5 балла.
5.
1. Договорился с друзьями пойти в горы – неполное двусоставное; по смыслу неполное, пропущено подлежащее, без которого непонятно, кто является субъектом действия.
2. Начинаем подниматься – односоставное определенно-личное.
3. а) Неприятно – неполное двусоставное;  по смыслу неполное, неполнота может быть устранена подстановкой подлежащего (Это неприятно; Запах неприятен), следовательно, здесь подлежащее пропущено. б) очень ветрено – односоставное безличное.
4. а) Предлагаю спускаться вниз – односоставное определенно-личное. б) а они не соглашаются – двусоставное (по условиям задания не должно характеризоваться).
5. а) Гордецы – неполное двусоставное;  по смыслу неполное, пропущено подлежащее, без которого непонятно, кому приписывается свойство быть гордецами; б) думаю – односоставное определенно-личное; в) Зря отказались – неполное двусоставное (как Не соглашаются);  по смыслу неполное, пропущено подлежащее, без которого непонятно, кто является субъектом действия; при этом понятно, что это определенные лица, а не неизвестно кто.
За определение типа предложения – по 0,5 балла (итого 4,5 балла).

6.

[л'] - 2 раза в слове зем[л']е, сто[л']е;

[о] - 2 раза в словах мел[о], мел[о].

[т] - 1 раз в слове с[т]оле.

По 0,5 б. за правильный ответ. Макс. 2,5 б.

7.1) Растекаться мыслью по древу. Выражение из «Слова о полку Игореве», памятника русской литературы XII в. Употребляется в значении: вдаваться в излишние подробности, впадать в болтовню, отвлекаясь от основной мысли.

2) Ох, тяжела ты, шапка Мономаха. Слова из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Шапка Мономаха - символ власти, венец, которым венчались на царство московские цари. Мономах (с греч. - единоборец) прозвище великого князя киевского Владимира (12 в.), от которого вела свое происхождение царская фамилия. Выражение употребляют, когда хотят сказать о тяжести власти или о какой-нибудь сложной, тяжелой ситуации.

3) Ворона в павлиньих перьях. Выражение это возникло из басни И.А. Крылова «Ворона». Так говорят о человеке, который присваивает себе чужие достоинства, безуспешно старается играть высокую, несвойственную ему роль и поэтому попадает в комичное положение.

По1 баллу за каждое высказывание. Maксимум-3 балла.

8.подлежащее - день-дни, сказуемое - в составе синтаксически цельного сочетания, дополнения - падежно-числовые формы, обстоятельство - временные сочетания типа (читала)целый день. Недопустимо наречие ДНЕМ, так как в задании говорится о формах слова, а не о родственных словах.

По 1 баллу за каждый пример, всего 4 балла. За употребление наречия - снимается 1 балла.

9. К заимствованным словам относятся:

1) маркетинг (английское -инг);

2) пафос (греческое -ос);

3) аэродром (латинский словообразовательный элемент аэро);

4) конферансье (французское - конечные ударные -е/-э, -и, -о);

5) сарафан (тюркизм: «сингармонизм» - гармония гласных);

6) штаб (немецкое начальное шт-).

0,5 б. за каждое правильно выбранное слово и по 0,5 б. за каждый комментарий к слову. Maкс. 6 баллов.

10.А) согласование:от пяти огней, от алых огней, от кровавых огней

Б) управление:от огней на браслете

В) примыкание:так раздумывала

За каждое правильно выписанное словосочетание –0,5 б., его квалификацию –0,5 б. Макс. 5б.

11. 1. Зеленоградск. 2. Зеленоградск ¬ зелёный + град (город) + -ск-

а) Топонимы, имеющие в своём составе -град-, образованы путём сложения основ без помощи суффикса –ск-: Ленинград, Калининград, Петроград, Сталинград. б) Имеющие же в составе основы суффикс –ск- названия образованы при помощи этого суффикса и сложения с производящей основой элемента –гор-, который  может быть связан как с город, так и с  горы. Модель же, по которой образовано название Зеленоградск , включает в себя элементы как модели а), так и модели б).

Выявление «четвёртого лишнего» – 0,5 б.Комментарий выбора – до 1 баллов, в зависимости от полноты и правильности ответа.

12.

Предложение с ошибкой

Правильный вариант

Комментарий

О том, что победу одержит «Единая Россия», у меня даже сомнения не было

У меня даже сомнения не было в том, что победу одержит «Единая Россия»

или

В том, что победу одержит «Единая Россия», у меня даже сомнения не было.

нарушена грамматическая связь между словами (управление) о том сомнения не было.Сомнение(в чем?)в правдивости, правоте, успехе.

От фонда красных партизанов до наших дней.

От фонда красных партизан до наших дней.

выбрана неправильная грамматическая форма слова партизаны. В родительном падеже множественного числа существительное партизаны имеет нулевое окончание: партизан.

Мы не требуем, чтобы эти средства поступали непосредственно к нам, пусть они будут в распоряжении сельских администраций, а те сумеют ими распорядиться на пользу жителей.

...пусть они будут в распоряжении сельских администраций, а те сумеют распределить их (средства) на пользу жителей.

распорядиться на пользу жителей: нарушена грамматическая связь между словами (управление). В пользу(кого? чего?), в интересах кого-нибудь, в соответствии с чьими-нибудь выгодами. На пользу(кому? чему?) людям. Таким образом, надо писать: распорядиться в пользу жителей или на пользу жителям. 2) неоправданный повтор однокоренных слов в распоряжении – распорядиться.

Служа закону – служим народу.

исполняя закон, служим народу.

служа – нежелателен повтор однокоренных слов: служа, служим. Не нужно авторское тире, обладающее только интонационным значением.

Дети постарше, особенно в летний период, страдают отсутствием спортивных площадок – футбольных, волейбольных, теннисных и т.д.

Правильный вариант: дети страдают от (из-за) отсутствия площадок….


Ошибка в управлении: страдают отсутствием площадок:Страдать. 1. Испытывать страдание. Страдать(от чего?) от боли. 2. чем? Иметь какую-нибудь болезнь. Страдать (чем?) головными болями. Страдать самомнением (перен.). 3. Подвергаться чему-нибудь неприятному, терпеть ущерб, урон от чего-нибудь. Посевы страдают (от чего?)от сорняков.

По каждому примеру за правильный вариант по 0,5 балла, за объяснения – 1 балл.

Всего7,5 баллов.

  1. 1. Схема …(приемлема схема, в которой отражены грамматические основы). За верный ответ - 2 балла. 2. Сложное предложение с сочинением и подчинением - 1 балл.

  1. В бывшем кабинете деда, где даже в самые жаркие дни была могильная сырость, … - придаточное определительное

  1. была могильная сырость, сколько бы ни открывали окна, выходившие прямо в тяжелую, темную хвою, такую пышную и запутанную… - придаточное уступки

  1. в тяжелую, темную хвою, такую пышную и запутанную, что невозможно было сказать… - придаточное степени

  1. невозможно было сказать, где кончается одна ель, где начинается другая, - придаточные изъяснительные

  1. в этой нежилой комнате, где на голом письменном столе стоял бронзовый мальчик со скрипкой… - придаточное определительное

По 0,5 балла за каждый верно определенный пункт; всего – 2,5 балла.

  1. Блокъ. - 1 балл.

  2. По данному отрывку назовите автора и его произведение.

А) И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско».
Б) А.И. Куприн. «Поединок».
В) М.А. Шолохов. «Судьба человека».
Г) М.А. Шолохов. «Тихий Дон».
За каждый правильный ответ 2 балла. Итого- 8 б.

16.2 балла.

А.А. Блок. «Двенадцать»Ю.Анненков

А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин»О.Верейский

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»Н.Кузьмин

В.В. Маяковский. «Про это»А.Родченко